Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.1

Ястребова Е.М.


"Рыночность" библиотеки на страницах нового сборника Российской государственной библиотеки

Стало доброй традицией, что учреждения науки и культуры к своим юбилеям выпускают специальные издания, где подводят итоги работы, намечают перспективы ее развития и совершенствования.

Сектор экономики Российской государственной библиотеки отметил свое пятилетие сборником научных трудов "Формирование рыночных отношений в библиотечном деле" (М., 1995, 231 с.), вышедшем в серии "Библиотечное дело: ориентиры реформы".

Рассмотрим вначале положительные моменты издания. Прежде всего отметим логичность расположения представленных материалов: теория (маркетинг как концепция управления библиотекой наиболее соответствующая условиям рыночной экономики, разнообразные стратегии библиотек в ответ на изменение внешних обстоятельств), методология и методика исследования библиотек в рыночных отношениях (индикаторы вхождения библиотеки в рынок, задачи и методы диагностического обследования, примененные в РГБ) и в заключение - обобщение результатов конкретных социологических, маркетинговых и эмпирических исследований (платных услуг, информационных потребностей преподавателей и учащихся учебных заведений экономического профиля, издательской деятельности библиотек, стоимости их печатной продукции, ситуации, сложившейся на рынке библиографической продукции в Москве).

Коллективными усилиями авторов нарисована картина состояния крупных российских библиотек в переломный момент (с естественным фокусированием на РГБ), показаны ошибки и просчеты в управлении библиотекой в прошлом: экстенсивное развитие, планирование от достигнутого, чрезмерная централизация власти, негласно поощряемая безынициативность; раскрыты прогрессивные управленческие подходы, имевшие место и ранее, но ставшие, безусловно, необходимыми лишь в 1990-е гг. - ситуационный метод, маркетинговая стратегия и тактика, делегирование ответственности на возможно более низкий иерархический уровень, пристальное внимание к "человеческому" фактору и мотивации сотрудников библиотеки.

В рецензируемом сборнике, адресованном прежде всего крупным библиотекам, отразились идеи, которые совпадают с нашим взглядом на маркетизацию библиотек, например (приводим близко к тексту): сегодня зачастую сиюминутная прибыль в решающей степени предопределяет качество управленческих решений (с. 33); цены на платные библиотечно-информационные услуги и продукцию мало обоснованы и имеют в основном волюнтаристский характер (с. 35); нехватка правовых, экономических, социологических и психологических знаний является большим тормозом на пути к рынку (с. 20); необходимо усилить роль рекламы и паблик рилейшенз для поднятия конкурентоспособности библиотек (с. 111), для установления соотношения цен на типы изданий и внутри этих типов нужно использовать единицы измерения продукции и показатели ее полезности для потребителей (с. 157).

Нельзя не отметить стремление всех авторов - а это десять достаточно хорошо известных специалистов библиотековедов и библиографоведов нашей страны - выработать собственные определения используемых терминов, что, бесспорно, свидетельствует о глубокой степени проникновения в исследуемые темы, однако им не всегда удается реализовать это стремление на высоком уровне.

Стоит также подчеркнуть размах и глубокое содержание проведенных социологических, маркетинговых и эмпирических исследований, результаты которых представлены практически во всех статьях сборника.

"Живой" материал не позволяет теоретизировать попусту, способствует более правильной оценке событий и явлений, а также тенденций библиотечной действительности.

Из семи публикаций сборника выделим одну - Н.А. Пульянова "Издательская деятельность крупных библиотек: потребительский фактор" (с. 94-113), прежде всего потому, что ее отличают ясный стиль и проблемность изложения, корректное использование сравнительного подхода. Описывая действительно интересный вопрос, автор не впадает в излишнюю эйфорию или академизм, предельно строг к себе и даже самокритичен (с. 101). В этой публикации умело и кстати приводится зарубежный опыт (с. 97, 99-100, 111), создается прогнозируемая модель эволюции потребительского спроса на издания библиотек (с. 111-112), указываются основные направления НИР на предстоящий период (с. 109). Перечисленные положительные свойства в той или иной мере присущи и остальным работам сборника.

Завершающим аккордом вышеназванного сборника является аннотированный библиографический указатель трудов сотрудников сектора экономики библиотечного дела РГБ, вышедших в свет в 1989 - 1994 гг., а также отдельных публикаций 1995 г. - всего 107 наименований.

Открывая перечень критических замечаний, хотелось бы сделать следующую оговорку - все они не уникальны, их можно обнаружить и в других изданиях.

Во-первых, много тавтологии, например: маркетинговая концепция и лежащие в ее основе принципы некоммерческого маркетинга (с. 11), конкурентоспособность, позволяющая выдержать конкуренцию (с. 68), маркетинговая концепция для решения маркетинговых задач (с. 22).

Во-вторых, почти все авторы приводят цифровую информацию без указания источника, из которого она почерпнута; вообще авторы не утруждают себя, а также нас, читателей, ссылками, хотя понятно, что далеко не все изобретено ими.

В-третьих, в рецензируемом материале есть немало спорных и уязвимых положений: пропаганда многоаспектной предпринимательской деятельности библиотек, возводимой порой в абсолют (с. 20), вера в чудодейственную силу маркетинговой концепции, которая позволит преодолеть даже экономические просчеты (с. 25), установление прямой и, безусловно, необходимой связи повышения качества продукта с наиболее полным удовлетворением потребностей пользователя (с. 41) и др.

В-четвертых, название сборника не совсем соответствует его наполнению, так как нацеливает на глобальный охват проблем всей библиотечной системы или, по крайней мере, ее большей части, а по сути дела формирование рыночных отношений освещается на уровне отдельной библиотеки. Хотя, если учесть фактор конкуренции среди библиотечно-информационных учреждений, отраженный и раскрытый в ряде статей, то наш упрек следует несколько смягчить.

Явным упущением редколлегии сборника является то, что она не позаботилась о разветвленном справочном аппарате. Далее краткой информации об авторах, списка сокращений, а также оглавления она не пошла. А как бы облегчили всестороннее изучение публикаций географический, именной и тематические указатели, польза которых очевидна.

Не будем принижать наши замечания, утверждая, что они носят частный и совершенно непринципиальный характер, повторяя известную и любимую многими рецензентами кальку, тем не менее общее впечатление, производимое сборником, весьма хорошее. В нем есть целый ряд преимуществ, свежих замыслов и выводов, которые по достоинству оценят и теоретики, и практики библиотечного дела, а также преподаватели и студенты библиотечных и информационных факультетов вузов культуры.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России