Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 339.13:681.3

Горностаев Ю.М., Ростовцев В.М.


Российский рынок CD-ROM. состояние и перспективы развития

Проанализирован рынок CD-ROM продукции в России с учетом продажи персональных компьютеров и устройств для чтения CD-ROM. Дано описание некоторых российских CD-ROM различной тематики. Приведены данные о стоимости производства и реализации CD-ROM. Уделено внимание выявлению новых областей, в которых могут быть реализованы потенциальные возможности российских авторов и производителей CD-ROM и мультимедиа продукции.

Первые отечественные CD-ROM издания появились в России в конце 1993 г. в результате независимой деятельности двух секторов информационного рынка: государственного, представленного информационными центрами национального масштаба, например ВНТИЦ, РКП; частного, представленного молодыми и агрессивными фирмами малого и среднего бизнеса, например Media Mechanics, Intersoft.

Однако рынок оригинальных российских CD-ROM изданий начал формироваться только в середине 1994 г., когда первые диски были продемонстрированы российской фирмой Media Mechanics на 3-й выставке "East-West Online Meeting" (сент. 1994 г., Москва).

Динамика производства российских CD-ROM наглядно представлена в табл. 1.

Таблица 1
Год
1993
1994
1995
1996
1997
Кол-во изданных CD-ROM
2
35
84
180
300
Примечание Первые экспериментальные диски Media Mechanics владеет 50% изданий Media Mechanics в августе 1995 г. прекращает свою деятельность Действует около 60 фирм Прогнозная оценка

Очевидно, что удельный вес российских CD-ROM относительно небольшой (0,5-1%). Однако ряд дисков имеет уникальный характер и вносит существенный вклад в мировую коллекцию CD-ROM изданий.

Создателей (авторов, правообладателей) CD-ROM изданий в России можно разделить на следующие четыре группы:

  • I- государственные информационные центры, крупные библиотеки, в частности ВНТИЦ, ВИНИТИ, ВНИИПИ, Государственный комитет по статистике РФ;
  • II- высшие учебные заведения, университеты, информационные и мультимедиа центры при Государственном комитете по высшему образованию РФ, например МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Республиканский мультимедиа центр России;
  • III- частные фирмы, акционерные общества, совместные предприятия;
  • IV- информационные агентства, журнальные и книжные издательства.

Как правило, производители CD-ROM, входящие в первую и четвертую группы, выпускают диски информационного характера: базы данных, библиографические указатели, словари, энциклопедии и т. п., соответствующие по содержанию информационным фондам или сложившейся издательской практике этих организаций. Производители второй группы ориентируются на выпуск образовательных дисков, используя в качестве основы свои учебно-методические программы и справочники по фундаментальным и естественным наукам. Производители третьей группы, работающие в напряженных рыночных условиях, создают CD-ROM издания по самым различным направлениям и тематике, ориентируясь на потенциальный рыночный спрос. При этом во многих случаях коммерческий успех российских CD-ROM зависит от объема продаж на западном рынке. Ориентация на зарубежного пользователя является главным критерием при выборе информационного содержания CD-ROM, пользовательской оболочки, интерфейса на английском, немецком или французском языке и других характеристик.

При анализе российского CD-ROM рынка необходимо учитывать уровень оснащения персональными компьютерами российской промышленности, науки и образования, сферы услуг и торговли, индустрии развлечений и домашней техники.

В табл. 2 представлены данные о динамике объема продажи персональных компьютеров и устройств для чтения CD-ROM в России.

Таблица 2
Год
1992
1993
1994
1995
1996
Объем продаж ПЖ (млн шт.)
0,6
0,75
1,0
1,2
1,4
Объем продаж CD-ROM драйвов (млн шт.)
0,01
0,04
0,08
0,15
0,3

Очевиден существенный рост продажи устройств для чтения (драйвов) CD-ROM в сравнении с ростом продажи ПК, что характеризует повышенный интерес потребителей к использованию лазерных дисков. В 1996 г. общее количество ПК в России достигнет 7-8 млн, что по оценкам экспертов составляет только 10-15% от реального спроса, который может быть удовлетворен при улучшении экономической ситуации в России.

В настоящее время объем продажи домашних компьютеров в России - 200-300 тыс. в год (1995-1996 гг.). Всего в России в домашних условиях используется примерно 0,6-0,8 млн ПК, что составляет 1-1,5% оснащенности частных квартир (в Западной Европе - 10-20%, в США - 40%).

Таким образом, рыночный спрос на CD-ROM издания в России можно охарактеризовать как находящийся в начальной фазе развития. Фирмы-производители российских CD-ROM, как правило, планируют объем продажи одного издания в России на уровне 2-5 тыс. экз. Это минимальный уровень продажи для достижения рентабельности CD-ROM проекта. При выпуске российского CD-ROM для зарубежного рынка планируемый объем продажи оценивается на уровне не ниже 5-10 тыс. экз. для достижения минимальной прибыльности.

Средняя цена продажи CD-ROM издания на российском рынке составляет 20-50 долларов США. Таким образом, российские CD-ROM, произведенные только для внутреннего рынка и реализованные в объеме 2 тыс. экз., ограничивают финансовый объем проекта CD-ROM издания в размере 40-100 тыс. долларов. Поскольку для коммерческих фирм средства, полученные от продажи, являются практически единственным источником дальнейшего финансирования работ, это значительно ограничивает проектные ресурсы и, следовательно, ведет к поиску более простых и экономичных решений.

В результате действия экономических факторов структура российского рынка CD-ROM деформирована. Во многих отраслях, где российская экономика испытывает трудности, CD-ROM издания практически отсутствуют (медицина, легкая промышленность, фундаментальные науки - химия, математика, физика, механика и др.). Тем не менее именно там, где у российской науки и образования высокий потенциал, в ближайшие 2-3 года следует ожидать высокой активности в создании оригинальных CD-ROM, так как технология производства CD-ROM становится все более массовой и экономически доступной.

Характеристика российских CD-ROM

На рынке CD-ROM в настоящее время наиболее полно представлены следующие области (без программных средств):

  • компьютерные игры - 17 наименований
  • учебные и образовательные - 13
  • искусство, музеи, театры - 13
  • энциклопедии и справочники - 12
  • бизнес, экономика - 11
  • изучение иностранных языков - 11

Таким образом, перечисленные CD-ROM составляют более 50% всех CD-ROM изданий России, произведенных в 1994-1996 гг. и предлагаемых пользователям.

В последнее время началась активная работа по созданию дисков по науке и технике, туризму, истории и культуре России, многоязычным словарям и программным средствам для компьютеров.

Инфраструктура CD-ROM рынка в России

В настоящее время в России только начинают формироваться инфраструктурные элементы рынка CD-ROM изданий. В 1996 г. планируется создать национальную ассоциацию производителей и дистрибьютеров CD-ROM и мультимедиа России. Эта ассоциация объединит около 150 профессиональных организаций и будет решать задачи в области охраны интеллектуальной собственности, информационной поддержки новых проектов, организации подготовки национальных каталогов CD-ROM изданий. При МЦНТИ действует бизнес-клуб "CD-ROM в России", в рамках которого проводятся деловые семинары и обсуждения по проблемам рынка CD-ROM.

Появляются первые компьютерные издания, специализирующиеся на тематике CD-ROM и мультимедиа, в частности издание на CD-ROM "Аурамедиа", журналы "Мультимедиа и цифровое телевидение" и "Про-Игры". Некоторые журналы, не специализирующиеся в области компьютерной и телекоммуникационной техники, начали включать в отдельные выпуски CD-ROM, например журнал "Автопилот".

С 1995 г. в России проводятся специализированные выставки по CD-ROM и мультимедиа. В частности, экспозиция CD-ROM изданий стала заметным явлением на крупнейшей компьютерной выставке России Comtek'96.

С точки зрения организации бизнеса получает развитие форма совместных предприятий по схеме "российская фирма - зарубежная фирма". При этом проект CD-ROM и техническая реализация выполняются в России с минимальными затратами (50-100 тыс. долларов на проект), а производство (тираж) дисков, маркетинг, реклама и сбыт организуются зарубежным партнером. Наиболее успешным проектом этого типа в 1996 г. стал диск "Виртуальный музей" фирмы ParaGraph International, имеющей кроме московской штаб-квартиры отделение в Калифорнии.

Направления развития российского рынка CD-ROM изданий

Экономическое здоровье страны является основной предпосылкой развития рынка CD-ROM. В экономике России, по мнению многих экспертов, 1997 г. станет переломным: ожидается, хотя и незначительный, экономический рост валового национального продукта; зарубежные инвестиции составят 3-5 млрд долларов в год.

В компьютерном бизнесе России в настоящее время прослеживаются следующие тенденции:

  • быстрое развитие рынка домашних компьютеров и соответствующих программных средств;
  • выравнивание компьютерной "плотности" по регионам России (опережающий рост компьютерного парка в Сибири, на Дальнем Востоке, в нефтедобывающих и металлопроизводящих областях России);
  • развитие новых технологий типа мультимедиа и применение их в различных областях науки, техники, медицины, образования, связи и др.;
  • расширение по территории России Internet-применений, подключение к Internet большого числа образовательных учреждений (школ, вузов, технических училищ);
  • дальнейшее снижение стоимости и упрощение технологии производства CD-ROM изданий.

Российский рынок CD-ROM изданий обладает определенными привлекательными свойствами для зарубежных инвесторов и западных бизнесменов, расширяющих сферы своего действия в восточном направлении. Следует ожидать, что совместное действие этих факторов и прежде всего улучшение экономической ситуации в России, приведет к "взрыву" компьютерной активности во многих областях профессиональной деятельности в России. Производство CD-ROM изданий значительно расширится по тематике и номенклатуре изданий.

Наиболее важным фактором в создании оригинальных CD-ROM станет доступность богатейших собраний и архивов (по искусству, литературе, науке и технике), имеющихся в России в изобилии. Как известно, фирма Microsoft уже приобрела в 1995 г. права на CD-ROM издания коллекций С.-Петербургского Эрмитажа. Не секрет, что многие западные "охотники" за ценной художественной, исторической и географической информацией в настоящее время устремились в Россию и проводят тщательный поиск.

Таким образом, российский рынок CD-ROM изданий является в настоящее время одним из наиболее динамичных и перспективных секторов компьютерного рынка России. Неразвитость телекоммуникационной структуры России способствует проникновению CD-ROM изданий во все регионы России, где конкуренция с Internet еще долго не будет сказываться на рынке CD-ROM продуктов.

Темпы развития российского рынка CD-ROM изданий в ближайшие годы оцениваются на уровне 30-40% в год. Следовательно, российская компьютерная инфраструктура, находящаяся уже сейчас на подъеме, сможет воспринять передовые зарубежные технологии, ноу-хау и финансовые инвестиции с быстрой отдачей и большим экономическим эффектом.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России