Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02(73)

Проблемы американских библиотекарей (по страницам зарубежных профессиональных журналов)

Отдел библиотековедения ГПНТБ России (зав. отделом Д.Я. Соловьева, канд. пед. наук, член редколлегии сборника) выпускает информационный бюллетень (для внутреннего пользования) "Библиотеки. События и факты", где наряду с другими материалами помещаются переводы статей из зарубежной профессиональной периодической печати.

Предлагаем вашему вниманию сокращенные переводы статей, освещающих взгляды наших американских коллег на различные проблемы. Некоторые из них, кажется, очень схожи с нашими (например сетование на сокращение бюджета как повседневное явление - статья К. Рускофф), другие же - сугубо специфические.

Переводы выполнены сотрудниками отдела библиотековедения и не содержат оценок мнения авторов статей.

Вебб Т.Д. "Замороженная" библиотека: модель XXI в. (T.D. Webb. The frozen Library: a model for twenty-firs century libraries.// The Electronic Library. Vol. 13, № 1, Febr. 1995.)

Вопреки многим предсказаниям фонды библиотек XXI в. не будут полностью переведены из печатной формы в электронную. Библиотеки будущего станут хранилищем информации, представленной во многих формах: электронной, компьютеризованной, аудиовизуальной и печатной. При этом часть собрания как бы "замораживается" в своем наиболее естественном виде, определяемом содержанием и использованием материалов, подобно тому, как в библиотеках конца XX в. были "заморожены" каталоги при реализации ретроспективных преобразовательных проектов.

В 1970-1980 гг. "ретроспективное преобразование" было понятием, определяющим процесс трансформации карточного каталога в автоматизированный (либо путем ручного ввода библиографических данных в компьютерные базы данных, либо путем сравнения ключевых элементов записей с существующими обширными базами и извлечением совпадений для включения в новый онлайновый каталог).

Применение компьютерной технологии при создании и ведении библиотечных каталогов оказало влияние на деятельность всех библиотечных работников, поскольку каталог является неотъемлемой частью почти всех библиотечных процессов и используется почти всеми сотрудниками и пользователями библиотеки. До конца XX в. каталожные карточки были сердцем библиотеки. Значительные затраты времени и труда, связанные с автоматизацией каталога, заставили многие библиотеки с очень большими собраниями или ограниченным бюджетом разделить свои каталоги на две части: первая - карточный каталог для поиска вручную ретроспективных материалов, другая - автоматизированная база данных для современной части собрания.

"Закрытый" каталог - это традиционный каталог, который после даты, определенной администрацией библиотеки, не пополняется карточками на новые поступления. Все материалы, полученные после заданной даты, отражаются только в онлайновом каталоге.

"Замороженный" каталог - это карточный каталог, который не обслуживается сотрудниками библиотеки после заданной даты и с каждым днем становится все менее используемым.

Автоматизация каталога является единственной и самой рассогласованной попыткой довести современные библиотеки до уровня современных требований. Решение закрыть, "заморозить" и даже исключить карточный каталог всколыхнуло библиотекарей, вызвало сомнения относительно надежности электронных каталогов, беспокойство о пользователях и будущем библиотек в целом.

Автоматизированный каталог влечет за собой множество изменений, поскольку те же достижения электроники, которые сделали онлайновый каталог реальностью, сулят большие преобразования. Существование библиотек как институтов знаний и обучения уже находилось под угрозой бюджетных сокращений и профессиональной изоляции. Представляется, что новые технологии только углубляют эту угрозу. Многие голоса заходят так далеко, что предсказывают даже такие зловещие перспективы, как наступление "безбумажного" общества, в котором книги будут казаться устаревшим явлением.

Появление действительно безбумажного общества привело бы к "замораживанию" библиотечных фондов, подобно замораживанию старых каталогов. Книги, не переведенные в электронную форму, остались бы в "неудобном" печатном виде. Эти реликтовые издания составляли бы неувеличивающееся собрание, не подлежащее преобразованию в электронную форму и использовались бы в прежнем виде.

Вопреки распространенному мнению, по-видимому, никогда не будет не только безбумажного общества, но даже безбумажной библиотеки. Электронное хранение и обработка данных, которые, как думалось, провозглашали "конец бумаге", только увеличили число "бумажных" публикаций и копий. Бумажные документы до сих пор являются очень удобным и экономичным конечным продуктом, не требуют читающих устройств и электроэнергии, не создают электромагнитных полей. Несомненно, книги имеют ряд очевидных преимуществ перед электронными средствами хранения информации.

Сегодня мы имеем замечательный набор технологий хранения и отображения данных. И еще многие появятся. Но ни одна не заменит полностью другие.

Задачей библиотекарей будущего станет выбор наиболее подходящих форм в соответствии с содержанием и использованием комплектуемой информации. Библиотеки будут быстро становиться собранием книг, видеолент, CD-ROM, микроформ, цифровых и других технологий, каждая из которых будет иметь свое место в библиотеках следующего века.

На самом деле, до появления онлайнового каталога и всех связанных с ним электронных технологий, все библиотеки были фактически заморожены для поколений. Будучи гениально спроектированы, но и сейчас еще далекие от совершенства книги как носители информации, уже давно достигли пределов своих возможностей. Книги во многих своих проявлениях определили задачи, организационные структуры, подразделения, бюджет, штат, профессиональную подготовку и внешний облик библиотек, поскольку веками книги были носителями знаний, а библиотеки - хранилищами книг.

Кажется, что появление интегрированных систем, указателей на CD-ROM, суперкаталогов, объединяющих библиотеки всего мира, служб доставки документов и интеллектуальных рабочих станций, которые заменяют примитивные терминалы, полностью выводит библиотеки из устойчивого состояния.

В любом случае при столь быстрых изменениях необходима определенная пауза для того, чтобы безопасно закрепиться на новой позиции. Однако адаптация не означает постоянных изменений и нестабильности. Она означает пунктуированный рост. Сейчас библиотеки не могут позволить себе дрейфовать под порывами сильных переменных ветров технологических изменений. Это может привести к распылению ресурсов, неэффективному обслуживанию, подрыву профессии. В ветрах изменений нужна искусная навигация.

Модель "холодильника" для изменений имеет три фазы: "замораживание" для обеспечения стабилизации, "размораживание" для внесения изменений, "повторное замораживание" для обеспечения контроля над изменениями и полного использования достигнутого. "Повторное замораживание" не означает, однако, другого глубокого "замораживания", в котором новая технология де-факто становится точкой отсроченного движения. Напротив, эта модель требует тщательно спланированной эксплуатации всех технологических дополнений. Назначение, организационная структура, потребности пользователя и технология должны быть согласованы.

Дни, когда работа библиотечной администрации в основном заключалась в поддержании статус-кво, безвозвратно ушли. Теперь администрация должна реализовывать то, что требуется библиотекам для движения вперед, к улучшенным методам обслуживания. Следует выработать видение того, к чему должны прийти библиотеки и как им в этом могут помочь технологии.

Библиотеки будущего не станут безбумажными, хотя бумага будет основой других форматов. Вместо этого библиотеки разделят свои фонды на различные электронные, компьютеризованные и печатные носители, фактически "заморозив" части своих фондов в наиболее подходящих форматах, основываясь на содержании и использовании материалов. Однако сами фонды, как таковые, не будут "заморожены". Типы материалов, соответствующих каждому фонду, будут определяться способом использования информации.

Традиционные форматы не обязательно получат предпочтение, поскольку появились альтернативы, обеспечивающие произвольный доступ. Книги, журналы на бумаге, микроформы, слайды, аудио- и видеозаписи и другие носители могут быть предпочтительны по многим причинам. Они не требуют большого ухода, сложной техники или сложных стратегий поиска, относительно недороги. Однако упрощенная технология эксплуатации не всегда надежнее; простота не всегда лучше. Библиотеки должны выбирать виды документов для продолжения комплектования на бумажных и других традиционных носителях. Для библиотек будущего бумага станет более подходящей для изданий, которые требуют детального изучения читателем обширных текстов, не предусматривающих извлечения данных и общего просмотра. Бумага особенно подходит и для эстетического чтения.

Онлайновый библиотечный каталог является результатом более двух десятилетий автоматизации библиотек и усилий библиотечной отрасли в создании рабочей станции, которая может суммировать знания практически из любых источников и предоставлять их пользователю каталога. Со своих терминалов пользователи онлайновых каталогов могут провести поиск как в местной библиотеке, так и в сотнях других.

Онлайновый каталог никогда не был конечной целью. Пользователям нужны сами документы, поэтому обеспечение дистанционного доступа к библиотекам мира только интенсифицировало потребность в этих документах.

Априорное предположение библиотекарей о первостепенном значении автоматизированного каталога было неверным. Автоматизация и связь на ее основе библиотечных каталогов были необходимым предварительным шагом к улучшению методов доставки документов, что станет одним из основных направлений деятельности библиотек XXI в.

Основное значение онлайнового каталога заключается в способности влиять на доставку документа. Библиотеки будущего будут расходовать большую часть своего бюджета не на книги, а на оплату получения читателями требуемых документов, найденных через онлайновые каталоги.

Второе назначение этих каталогов для библиотек будущего - их способность быть платформой для других онлайновых служб. Например, библиотека Университета Гавай установила систему онлайнового каталога, разработанную Colorado Alliance of Research Libraries (CARL), как платформу, на которой библиотеки будут представлять специальный набор баз данных, отвечающих интересам бизнеса Гавай и Океании. Эта платформа, получившая название UHCARL, объединяет базы данных, включающие содержание всех университетских библиотек, библиотек двух государственных шести ближайших местных колледжей, а также университетской школы общественного здоровья, школы законоведения и др. Дополнительно UHCARL загружен базами данных, выпускаемыми на коммерческой основе, так, что поиск в них может проводиться с того же терминала с использованием той же стратегии поиска. Это оказалось возможным благодаря тому, что программное обеспечение CARL позволяет автоматически индексировать любые данные в формате MARC без дополнительного программирования.

CD-ROM и онлайн

CD-ROM появились как "новые папирусы", однако они не оправдали первоначальных надежд изготовителей. Вместо разработки технологии, которая могла бы использовать системы, интегрированные на больших ЭВМ, изготовители ввели ресурс, который подгонялся в основном к рынку микрокомпьютеров, оставляя в стороне интегрированные библиотечные системы. Эта технология более подходит пользователям вне библиотек, использующим автономные рабочие станции, чем библиотеке с ее ориентацией на интегрированные системы.

Конечно, есть одно CD-ROM-изделие, очень привлекательное для библиотек - периодический указатель на CD-ROM. Библиотеки приветствовали это как очевидное усовершенствование указателей на бумаге. Появление CD-ROM-указателей во многих библиотеках подтверждает их популярность среди библиотекарей и пользователей. Однако с CD-ROM технологией пользователи покидают библиотечные онлайновые каталоги и переходят на автономные CD-ROM рабочие станции для поиска журнальных статей. Для разрешения проблемы очередей на однопользовательские системы многие библиотеки используют локальные сети и мульти-CD-ROM-серверы, позволяющие нескольким пользователям иметь доступ к нескольким указателям одновременно. При этом, однако, пользователи должны оставить онлайновый каталог и перейти на совершенно самостоятельную систему для поиска в указателях. Автоматизированные периодические указатели, очевидно, превосходят бумажные аналоги, но для преодоления недостатков CD-ROM версий многие библиотеки вообще обходят CD-ROM и загружают указатели периодики на библиотечные каталожные платформы с лент. Несмотря на дороговизну, это умная стратегия, которой будут следовать многие библиотеки.

Некоторые библиотеки, включая библиотеку Kapiolani College в Гонолулу, выбрали другой подход. Вместо входа в онлайновую платформу пользователи могут войти в библиотечную сеть, в которой каталог и многодисковые CD-ROM серверы разделены. При таком подходе абоненты могут вести поиск в двух типах источников с одного терминала. Недостатком является необходимость использования различного поискового программного обеспечения для каждого источника.

Удивительные события последних нескольких лет ярко показали, что библиотеки XXI в. не смогут выполнять свою социальную функцию без мониторинга телевизионных новостей. Такие события, как правовая конфронтация на площади Тяньаньмынь, преобразования в Восточной Европе, распад Советского Союза, множество природных катастроф становятся каждодневными явлениями, быстро меняющими глобальные отношения и оказывающими влияние на местные условия во всех частях света.

Изменяющаяся природа доставки информации привела к тому, что ряд библиотек ввели кабельные и сетевые новости в свою информационную службу, установив в зданиях мониторы. Однако эти усилия менее эффективны, чем могли бы быть, поскольку данный вид обслуживания не был предусмотрен дизайном библиотечных служб. Мониторы, настроенные на телевизионные новости, размещаются в помещениях, не приспособленных для большого числа слушателей, которые хотят и должны знать о быстро развивающихся событиях, влияющих на всех нас.

Однако новая библиотека Kapiolani College спроектирована с учетом необходимости распределения видеоинформации. Сервис видеоновостей назвали News Ware. Большие телевизионные экраны, которые непрерывно передают кабельные новости, размещены в специальном алькове, соседствующем с залом справочной литературы и текущей периодики. Такое расположение позволяет студентам следовать за интересующими их темами с начальных этапов, через поиск в периодике, а затем в исторических и других основных источниках с использованием справочного, общего и специальных фондов библиотеки.

Например, при возникновении важных событий, таких как политические кампании, вооруженные конфликты, космические полеты, землетрясения и другие стихийные бедствия News Ware обеспечивает студентам быстрый доступ к новой информации, после ознакомления с которой они могут провести более глубокий поиск по новым журналам и газетам, фонд которых расположен рядом. Затем можно продолжить поиск в справочном, общем, специальных фондах для получения детальной информации.

Наилучшим сочетанием для обучения является доступность новейшей информации и базовых знаний. Библиотека Kapiolani College разработана так, чтобы интегрировать новые формы обучения в единое структурированное целое.

Интегрирование средств массовой коммуникации в полный информационный сервис станет проблемой, с которой столкнутся все библиотеки в следующем веке. Даже доставка документа не является конечной целью библиотечного информационного обслуживания. Библиотеки будущего будут вовлечены в создание того, что можно назвать "локальные сетевые базы данных". Это компьютеризованные банки данных, разработанные для хранения информации, специально организованные для тех, кто пользуется библиотекой. Масштабным примером этого является база данных Геном Человека (GDB) в медицинском центре Уэлса Университета Джона Гопкинса. Эта база данных создана и ведется библиотекарями. Ею пользуются около 10 тыс. исследователей во всем мире. БД включает информацию о новейших исследованиях по генетике человека, полученную из журналов, других баз данных и по электронной почте. Редакционная коллегия БД просматривает каждое поступление, и как только достигается согласие, библиотекари вводят текст в GDB, отражают его в указателе и делают таким образом доступным всем исследователям через электронную почту. Библиотекари работают с генетиками, компьютерными экспертами, социологами, разрабатывающими эту базу.

В будущем библиотеки станут известны качеством своих локальных баз данных, как в прошлом они различались по своим книжным фондам.

Библиотека Kapiolani College и многие другие экономические библиотеки сейчас разрабатывают собственные уникальные онлайновые ресурсы для своих пользователей. Такие локальные базы данных включают учебные расписания, правила, оригинальные материалы, подготовленные преподавателями для своих студентов, и даже специальные исследовательские базы, такие, как местная статистика, календари событий и другие.

Среда, сообщения и миссия

Поскольку книги оказывают особое влияние на библиотеки и практику библиотечного сообщества, новые информационные технологии приведут ко многим изменениям в библиотечной профессии, организации библиотек, обучении библиотекарей и даже в общественной роли библиотек.

Внедрение различных новых технологий в правильной пропорции с традиционными информационными ресурсами потребует от библиотек освободиться от доминирования любого единственного информационного формата - печатного или электронного, принципиально выбрать дополнительные форматы, необходимые пользователям библиотек. Для интеграции новых форматов в полное информационное обслуживание библиотекам потребуется "разморозить" себя для приема изменений, а затем вновь "заморозить" относительно новой структуры для сохранения и защиты изменений.

Файн С. Справочная служба и ресурсы: человеческий фактор. (Sara Fine. Reference and Resources: The Human Side // The Journal of Academic Librarianship. Vol. 21, № 1, Jan. 1995.)

Уникальные фонды, современная технология, обеспечивающая быстрый доступ к информации, высокоэрудированные библиотекари - все это прекрасно, но явно недостаточно для создания эффективной службы. Я имею в виду справочную службу, дающую ответы на вопросы не только о ресурсах библиотеки, но и о ее пользователях. Кто они? Студенты или преподаватели, постоянные читатели или новички, вдумчивые или верхогляды? Как они ведут себя в библиотеке? С какими чувствами приходят сюда? Я говорю о справочной службе, помогающей понять поведение библиотекарей и пользователей, их отношение друг к другу, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы.

Библиотекари знают, что с определенной долей уверенности можно предсказать поведение пользователей; но, кажется, о том, что их собственное поведение также предсказуемо, редко догадываются.

В этой статье описывается поведение людей в библиотеке; выводы делаются на основе наблюдений и тестирования. Самое ценное в проведенных исследованиях заключается в том, что знание реального поведения людей (не того, каким, по их мнению, оно является или каким им хотелось бы, чтобы оно было) помогает библиотекарям и информационным работникам оценить более точно как свое поведение, так и поведение пользователей. Это знание в конечном счете позволяет им работать более эффективно.

На основе выводов, полученных в ходе исследования, сформулированы законы поведения пользователей и библиотекарей.

Законы поведения пользователей

Закон наименьшего сопротивления. Как библиотекари, так и пользователи предпочитают отбирать материалы, к которым легче получить доступ, а не те, которые более всего нужны для получения необходимой информации. Бывают случаи, когда библиотекари не знают, где искать нужную информацию, и при этом пребывают в уверенности, что такой информации не существует. Они склонны думать, что читатели чаще всего пользуются самыми популярными источниками и поэтому располагают их в легко доступных местах. В конечном счете закон наименьшего сопротивления может быть полезным; пользователи не будут искать материалы по разным полкам, а начнут просматривать те, которые находятся на виду.

Закон потерянных источников. После того, как информация "переварена" пользователями, источник этой информации часто теряется в банках данных и забывается. Более того, забывается само существование этого источника. Может быть забыта и сама тема, которой была посвящена информация.

Закон совместимости. Степень доверия к информации со стороны пользователя впрямую зависит от того, насколько она соответствует полученным им ранее знаниям. Если информация отрицает то, чему пользователь верит, он теряет доверие к этому источнику. В таком случае от пользователя можно услышать: "Нельзя верить всему, что написано", - или - "Метод исследования неправилен". Человеческая природа устроена так, что мы защищаем то, что знаем. Иметь "открытый ум", суметь произвести переоценку ценностей - это своего рода интеллектуальный и эмоциональный подвиг.

Закон насыщения. Если пользователь уже получил достаточно информации, то дополнительная ее порция не изменит ничего в его мировоззрении и не повлияет на его отношение к проблеме. И наоборот: пользователь будет чувствовать себя неуверенно до тех пор, пока не возникнет баланс между получаемой им информацией и его возможностью воспринимать ее.

Закон усвоения. Часто бывает так, что, получив копию нужного материала, пользователь полагает, что он полностью использовал информацию, а библиотекарь, в свою очередь, сделав копии, считает, что полностью выполнил свою работу. По мнению пользователей, происходит "овладение" информацией при ее вводе в компьютер или при получении на руки груды материалов.

Законы поведения библиотекарей

Закон Нью-Йорка. Вот пример. Никто не может жить в Нью-Йорке! Люди, которые говорят, что они живут в Нью-Йорке, в действительности занимают какое-то малое место в этом городе, сами очерчивая границы своего существования. Точно также поступают многие библиотекари-консультанты. Они идут по проторенным, удобным для них дорогам; отвечают на вопросы, не обращая внимания на то, в каких условиях и кому дается справка. Это вообще свойственно человеку - пользоваться методами, которые удачно проявили себя в прошлом, даже если они не соответствуют задачам сегодняшнего дня. Этот закон опирается на укоренившееся мнение, что кратчайшая дорога между двумя пунктами та, которую вы хорошо знаете.

Наиболее творческие нью-йоркцы расширяют границы своего существования. Точно также наиболее творческие библиотекари берут на себя смелость искать и находить новые способы обслуживания.

Закон непонятного вопроса. Если библиотекари-консультанты не совсем понимают заданный вопрос, они, как правило, отвечают на него так, как поняли. В результате полученная информация не соответствует запросу. Если же библиотекари не знают, как ответить на вопрос или где можно найти ответ, то они переиначивают его в такой, на который знают, как ответить. Похожую ситуацию можно наблюдать и в других сферах. (Представьте себе состояние профессора, когда он читает работу студента, прекрасно написанную, но совершенно не соответствующую заданной теме. Или - что вы ощущаете, когда политик, давая интервью, уходит от ответа на скользкие для него вопросы.) Библиотекари, как и другие люди, довольно часто отвечают на те вопросы, которые хотят услышать, а не на те, которые им задают. Парадокс в том, что, чем сложнее вопрос, тем меньше усилий прилагает библиотекарь, чтобы ответить на него.

Закон немедленного удовлетворения. Библиотекари часто полагают, что они обязательно должны дать читателю хоть что-нибудь, что угодно, лишь бы только он не покинул библиотеку с пустыми руками. Пользователи уверены, что они обязательно должны что-нибудь взять, а не то библиотекарь обидится и не поможет в будущем, так как напрасно потеряно драгоценное время.

Закон отсутствующей проблемы. Библиотекари-консультанты любят говорить о том, что они удовлетворяют потребность в информации. Однако никто не может сказать, на что похожа или как выглядит эта самая "информационная потребность". Может быть, люди приходят в библиотеки не только за информацией. Может быть, они пытаются найти помощь в решении своих проблем или хотят сбросить груз напряжения или просто пополнить свои знания... Чтобы помочь читателю, библиотекарю следует учитывать все эти ситуации. Однако получив вопрос, библиотекарь игнорирует его подоплеку. А если спросить читателя, оказал ли библиотекарь ему помощь, он ответит: "Да, он был очень внимателен" или "Да, он так старался".

Законы, мешающие взаимопониманию библиотекарей и пользователей

Закон зашифрованного вопроса. Очень часто пользователь вместо того, чтобы задать конкретный вопрос, говорит общими фразами и буквально вынуждает библиотекаря поверить, что он выразил свою "информационную потребность" (хотя, по-настоящему, ее еще надо определить). В результате пользователь навязывает библиотекарю свою схему действий. Иными словами, непрофессионал подсказал профессионалу как действовать, а это все равно что пациент, обращаясь к врачу, просит дать ему пенициллин, а не поставить диагноз.

Закон эмоционального воздействия. Иногда можно наблюдать, как пользователь на словах поддерживает работу библиотекаря, а на деле отвергает все, что тот ему предлагает. И тот и другой будто играют в такую игру: "Это то, что вы хотите?". "Да, но..." "Тогда, может быть, это?". "Да, но..." Это сбивает с толку библиотекаря и приводит его к выводу, что читатель сам не знает, что ему нужно. Бывает, что пользователь в конце концов берет предлагаемый ему материал, хотя он его не устраивает. Такая игра предполагает, что библиотекарь не остановится до тех пор, пока не найдет требуемую информацию.

Законы, касающиеся ученых

Закон о запросах ученых. Библиотекари довольно часто считают, что пользователи обычно не знают, что именно им нужно. В то же самое время, по их мнению, есть пользователи, которые всегда знают, что им нужно и как построить свой запрос. Они также верят, что ученые, занимающиеся серьезными исследованиями, всегда спокойны, объективны, сдерживают свои эмоции. Однако ни одно из этих утверждений нельзя считать совершенно правильным.

Закон противоречивых результатов. Во многих областях исследования на каждую правду имеется своя правда, выражающая совершенно противоположное мнение. В связи с этим запрос пользователя может считаться удовлетворенным, если ему будут предложены материалы, содержащие различные точки зрения на интересующий его вопрос (хочет этого пользователь или нет - во внимание не принимается). Однако часто исследователи досконально изучают информацию, соответствующую их точке зрения. А затем совершенно сознательно разыскивают информацию, с которой они не согласны, но только ту, которая, как они заведомо знают, неубедительна! Добросовестные библиотекари, помня об этой человеческой слабости, прилагают максимум усилий, сопротивляясь ей.

Закон кризиса при проведении исследований. Процесс исследований часто бывает переломным моментом в жизни самого исследователя, так как от результатов его работы может зависеть вся его дальнейшая жизнь. Библиотекари могут прийти на помощь такому пользователю, стараясь успокоить его, предлагая нужную литературу и выбирая при этом слегка потакающий тон поведения. Если библиотекарь не будет придерживаться такого правила, то он может усугубить паническое настроение исследователя.

Заключение

Законы, о которых говорится в статье, присущи вообще человеческому поведению; мы рассматривали, как они проявляются при посещении библиотеки пользователями. Эта работа должна быть продолжена.

Уникальные фонды, новейшая технология значат очень мало, если библиотекари при обслуживании пользователей не принимают во внимание психологию поведения. И конечно, библиотекари должны помнить, что законы поведения, присущие пользователям, присущи и им самим.

Библиотекари, точно так же, как и пользователи, страдают от человеческих слабостей: они идут по проторенным дорогам, стараются избегать нового и неизведанного, стоят на защите укоренившихся мнений и ценностей. Информационный поиск, который библиотекарь проводит быстро, так как это ему удобно (кроме того, он считает себя достаточно компетентным), нельзя назвать услугой. Это, если можно так сказать, контр-услуга. Пользователю можно простить неправильное поведение, профессионалу - нет. Библиотекари должны помнить не только о человеческих слабостях пользователей, но, в первую очередь, о своих. Только тогда человеческий фактор может стать хорошим помощником при поиске и предоставлении информации.

Иуинг К., Хауптман Р. Устарела ли традиционная справочная служба? (Keith Ewing and Robert Hauptman. Is Traditional Reference Serwice Obsolete? // The Journal of Academic Librarianship. Vol. 21, № 1, Jan. 1995.)

Очень многие думают, что библиотека представляет собой интеллектуальный центр общества и что справочная служба - ключ к библиотеке. Эти два мнения могут быть опровергнуты вследствие происходящих перемен, которые несут с собой информационные технологии. Сдача позиций справочной службой произойдет не только из-за того, что будут внедрены новые технологии. Первые ростки надвигающихся перемен появились задолго до того момента, когда компьютеры "вошли в библиотеки". Специалисты, изучающие работу справочной службы, отмечают, что она в основном довольно проста, не требует от исполнителей специального образования. Почти каждый, получив соответствующие разъяснения, может выполнять ее. Технологи, в задачу которых входит усовершенствование обслуживания, редко отвечают предъявляемым к ним требованиям, обычно они не дают библиотекарям-консультантам проявлять свои интеллектуальные возможности, а предлагают лишь выполнять конкретные действия.

Использование современной техники (ксероксов, персональных компьютеров, CD-ROM и др.) требует определенных навыков; часто возникают ситуации, когда необходимо оказать помощь пользователю. В данном случае библиотекарь-консультант должен выполнять функции инструктора, обеспечивающего нормальную связь между пользователем и компьютером. Обычно речь идет об электронном каталоге, использовании CD-ROM и предоставлении информации в режиме онлайн. В результате библиотекари-консультанты большую часть времени проводят в обучающих классах или находятся рядом с пользователем во время его работы, чтобы в случае необходимости оказать ему помощь. А времени для консультаций при разработке серьезных исследовательских программ им явно не хватает.

Современные информационные технологии позволяют пользователю "выходить" за стены библиотеки. Сложные, иерархически построенные базы данных и интерфейсы требуют специальных знаний. Большинство библиотекарей-консультантов в данном случае не в состоянии оказать пользователям нужную помощь. К сожалению, бывает и так, что библиотекарь-консультант поворачивает беседу с пользователем в свою пользу и предлагает ему не то, что он хочет, а то, что есть под рукой.

Есть такие периоды в работе, когда библиотекарям приходится давать справки в течение долгого времени, что доводит их до изнеможения. Но бывает и так, что они практически бездействуют. В это время некоторые библиотекари читают профессиональные журналы, газеты, но большинство коротают время за болтовней с коллегами или посетителями. Другие же посетители, видя, что консультант занят, не решаются прервать беседу и откладывают свой вопрос на потом или вообще забывают навести нужную справку. В тех редких случаях, когда библиотекаря просят помочь решить трудный вопрос, требующий определенных знаний о ресурсах библиотеки и о запрашиваемом предмете, они с удовольствием выполняют эту работу. Как правило, это характерно для специальных и академических библиотек или библиотек корпораций. Но даже там бывают ситуации, когда профессионалы не могут дать удовлетворяющего ответа.

По роду своей деятельности авторы данной статьи часто посещают академические библиотеки и нередко подмечают забавные примеры работы сотрудников справочных служб. Так, один из авторов наблюдал за библиотекарем, стоящим рядом с пользователем, который вел поиск информации за терминалом. Они обменивались своими соображениями, просто беседовали. Это продолжалось 15-20 мин. За все время библиотекарь ни разу не повернулась, чтобы посмотреть на свое рабочее место. А там уже собрались пять человек, терпеливо дожидающихся, когда консультант освободится. Затем к ним подошла вторая сотрудница, занятая до этого другой работой. Смущающийся студент попросил ее найти литературу, посвященную книге Куна "Структура научных революций". Консультант заметила, что это очень интересная и нужная книга, задала студенту несколько вопросов и отправилась с ним на поиски нужного материала. Шло время; очередь росла. Консультант вернулась, выдала первому из очереди нужную дискету, второму сказала, что книга занята, обслужила третьего, четвертого... Все это время беспрерывно звонил телефон, но никто трубку не снимал. Конечно, запросы выполнялись, но требовали ли они особого профессионального мастерства?

Еще пример: один из авторов занимался изучением использования CD-ROM в академических библиотеках. В одной из них ему сказали, что CD-ROM находятся в помещении, которое в данный момент закрыто, т. е. получить их никак нельзя, так как это было во время уик-энда. В другой библиотеке автор наблюдал такую сцену. Студент, работая за терминалом, пытался найти справочник, который поможет ему ввести необходимые команды. Перед ним лежало несколько справочников, но нужного в данном случае не было. Наконец, появилась библиотекарь-консультант и студент обратился к ней за помощью. Толком не разобравшись, она ответила, что надо делать то-то и то-то. Студент вернулся к терминалу, ввел подсказанные команды и... увидел, что они не подходят. Он хотел обратиться к консультанту еще раз, но та уже занималась с другим посетителем. Подождав немного, незадачливый пользователь ушел. Автор покинул библиотеку через час после этого, а неправильная картинка все еще светилась на дисплее... Приведенные примеры показывают, что необходимая помощь оказывалась не всем, а те, кому она оказывалась, не всегда получали то, что хотели.

Для улучшения ситуации в 1993 г. были организованы спецкурсы в Беркли и Дьюке. В результате обучения слушатели должны были знать ответы на вопросы: что нового необходимо привнести в работу консультантов; какие функции исчезнут; кто посещает консультационные пункты в библиотеках, являющихся участниками сетей; чему надо обучать консультантов в связи с внедрением в работу библиотек новых информационных технологий; каковы отличительные черты консультационных пунктов, успешно справляющихся со своими задачами.

Знать ответы на эти вопросы важно, но еще важнее преодолеть инерцию, свойственную нашей профессии.

На рубеже XXI в. ситуация может развиваться по пяти сценариям: академические библиотеки продолжают оказывать консультации в традиционной манере; консультации из зала переносятся в классы, где происходит обучение работе в локальных сетях; библиотекари совместно со специалистами по вычислительной технике разрабатывают Al (искусственный интеллект), выполняющий роль консультанта; библиотекари могут часть своей работы передать специалистам, обладающим знаниями в определенных областях науки и способных ответить на вопросы, связанные непосредственно с предметом обучения; консультационная помощь сходит на нет.

Рускофф К. Перспективы каталогизации, связанные с экономией и инновациями. (Carlen Ruschoff. Cataloging's Prospects: Responding to Austerity with Innovation. // The Journal of Academic Librarianship. Jan. 1995.)

Прежде чем судить о работе каталогизаторов в конкретной библиотеке, необходимо выяснить, какие силы влияют на этот вид деятельности. В огромной степени работа библиотек зависит от наличия денег. Лимитирование бюджета стало повседневным явлением. Если и есть исключения, то речь идет о зарубежных библиотеках (например, оборудованная по последнему слову техники библиотека в Гонконге, находящаяся в огромном и прекрасном, с точки зрения архитектуры, здании, построенном на скале). Урезание бюджетных средств, борьба за снижение затрат, настоящие сражения за перераспределение полученных скудных долларов - характерны для американских библиотек всех видов. Такое положение наблюдается, начиная с последних лет правления Рейгана.

Даже те библиотеки, которым удалось сохранить свой бюджет или немного увеличить его, вынуждены ставить перед собой цель сократить расходы. Это происходит по той причине, что второй силой, влияющей на деятельность библиотек, является стремление библиотекарей сделать как можно больше. Они используют новые технологии, предлагают новые виды услуг, расширяют диапазон исследований - и все это делается с необыкновенной быстротой. Любое технологическое нововведение служит площадкой для взятия еще неизведанных вершин, а это стоит денег. Каждое такое усилие требует затрат на "запуск" и ведение нового дела, а также значительных затрат рабочего времени профессионалов.

Все сказанное поясняет, почему так много публикаций и заседаний Американской библиотечной ассоциации посвящено обсуждению того, как "делать больше с меньшими затратами". Во многих случаях новые технологии действительно помогают достичь такого результата, но бывает и наоборот. Например, для эффективного ведения электронного каталога требуется осуществить более полную запись, чем для ведения карточного. Новые технологии предполагают и более высокое профессиональное мастерство библиотекарей.

Стремление сделать больше с меньшими затратами приводит к тому, что больше услуг предоставляется меньшим числом специалистов. В США 85% бюджетных средств, отпущенных на технические службы библиотек, идет на оплату каталогизаторов, следовательно, проводимая политика сдерживания затрат ведет к ликвидации части рабочих мест.

Третья сила, отмечаемая в литературе, - это тенденция сосредоточить усилия на удовлетворении потребности пользователей в информации. С начала 1980-х гг. получило развитие такое явление, как библиотека, ориентированная на пользователя; при этом широкое применение нашел метод всеобщего (вариант - стратегического) управления качеством (TQM).

Стремление обеспечить лучшее обслуживание естественно для библиотек, и поэтому их технические службы также работают в этом направлении. Предоставить пользователю возможность работать на новых машинах для считывания CD-ROM - это ли не лучший способ продемонстрировать свое внимание к нему? Новые технологии, например такие, как "Память Америки" в Библиотеке Конгресса, впечатляют больше, чем такая важная вещь, как сводный каталог. Более того, использование CD-ROM окупается гораздо быстрее, чем применение экспертных систем для каталогизации, и поэтому в первом случае деньги на развитие службы находятся легче.

И наконец, четвертая сила, влияющая на деятельность библиотек, - фонтан информации, бьющий из Internet. Сотрудники технических служб всегда были заняты приобретением документов, их классификацией, хранением и переработкой, а сейчас, благодаря Internet, на экраны их компьютеров хлынул поток информации. Нашлись уже авторы, которые пишут о том, как Internet заменит библиотеки, и вносят свои предложения по использованию новых типов каталогов, способных систематизировать этот поток информации.

Как библиотекари, работающие в технических отделах, реагируют на эти четыре силы? Многие вносят свои предложения. Например, Арнольд Хиршон в конце 1993 г. обнародовал свой революционный манифест. Его доклад, написанный в эксцентричной манере, будит мысль. Хиршон старается взбудоражить слушателей, заставить пересмотреть свое отношение к профессии. Он характеризует TQM как дифференциальное явление (т. е. выгода от его применения бесконечно мала) и вместо него предлагает "реинжиниринг", т. е. "фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку рабочего процесса". Произошло "перемещение парадигмы", и в изменившейся системе "прошлые успехи не дают никаких гарантий".

Как же происходит перемещение парадигмы? "Информация постепенно приобретает электронную форму. К концу следующего десятилетия почти вся информация будет предоставляться пользователю в электронной форме, а не на бумажных носителях, и получать он ее будет с персональных рабочих станций, а не с терминалов, расположенных в библиотеках. Библиотеки будут приобретать меньше, но обеспечивать больший доступ... вместо библиотечных каталогов появятся исследовательские базы данных". А как же будут приспосабливаться к создавшимся условиям каталогизаторы? Хиршон призывает их перестать по-ремесленнически относиться к каталожной работе. "... Переходите от анализа к действию, ставьте перед собой оптимальную цель, а не идеальную, избавляйтесь не только от людей, но и от той работы, которую они делают". А закончил он выступление так: "Мы, в университете, отказались от ведения каталогов и пользуемся только OCLC. По нашим подсчетам, эта операция поможет нам сэкономить 200-250 тыс. долларов в год. Руководство университета позволило использовать сэкономленную сумму на нужды библиотеки. Мы собираемся потратить эти деньги на пополнение фонда и на внедрение новых технологий. Расширять штат библиотеки мы не будем".

Хиршону следовало бы поделиться с нами, каковы на деле получились результаты от такого нововведения. Автор проштудировал специальную литературу и нигде не нашел материала, в котором бы говорилось, что у Хиршона нашлись последователи. Однако многие библиотеки писали например о том, что готовы пересмотреть технологию работы каталогизаторов, если это будет способствовать повышению эффективности использования каталогов. Но никто не писал о том, что надо избавляться от людей, указывалось лишь, что работа, выполняемая ими, должна строиться по-другому. Все собранные предложения, внесенные сотрудниками библиотек, можно разделить на четыре группы: упрощение процесса каталогизации; кооперированная каталогизация; контрактная каталогизация; искусственный интеллект и каталогизация (экспертные системы).

Упрощение процесса каталогизации. Многие, соглашаясь с Хиршоном, призывают к упрощению. Общее мнение таково - для достижения трех основных целей - каталогизировать материал быстрее, осуществлять высококачественную запись, которую можно использоваться и другим библиотекам без изменений, работать эффективно, несмотря на нехватку ресурсов - необходимо упростить процесс каталогизации.

Самая простая из существующих процедур каталогизации - выполнить краткое библиографическое описание (автор, название, издательство, дата). Это, конечно, ускоряет путь издания на библиотечную полку, но такая "простота" может в дальнейшем помешать быстрому поиску материала. Питер Грехем, однако, утверждает, что для "прилежного, сообразительного читателя" вполне достаточно таких данных, чтобы найти требуемый материал. По его мнению, предметные и систематические рубрики совсем не обязательны. Название книги, автор, номер полки/стеллажа - вот все, что надо. У Томаса Манна другое мнение. Он полагает, что краткая запись затрудняет доступ к целому ряду научных материалов.

Еще один способ сократить затраты - это привлекать к работе по каталогизации материалов менее квалифицированных и, следовательно, менее оплачиваемых сотрудников. Теперь это возможно, так как современная технология позволяет создавать шаблоны каталожных записей на такие материалы, как доклады, диссертации, тезисы и аудиовизуальные источники; тем самым упрощается работа каталогизатора.

Призыв привлекать к каталогизации низкооплачиваемый персонал звучит все чаще. В некоторых библиотеках организуют курсы по обучению вспомогательного персонала таким операциям, как составление предметных и систематических рубрик. Однако бывает трудно установить границу между тем, что следует делать профессионалу, а что - его ассистенту. Многие каталогизаторы выражают беспокойство по поводу "утраты профессионализма", но эксперименты по привлечению вспомогательного персонала к каталогизации продолжаются. Организуются группы, объединяющие профессионалов и их помощников, которые специализируются по разным направлениям: предметизация, язык, формат. Способы распределения работы внутри групп могут быть различными, но во всех случаях преследуется одна цель - увеличение производительности. Изучение проведенных экспериментов в восьми библиотеках показало, что результаты могут быть различными. В одних библиотеках создание таких групп пошло на пользу, в других - положение не изменилось.

Упрощение стандартов. Возможность экономии денег и времени служит достаточной причиной для упрощения стандартов. Изменения в технологии также требуют пересмотра существующих стандартов. Электронный каталог и электронная каталогизация обусловливают пересмотр концепции каталогизации. А "урезание" затрат может подтолкнуть самих каталогизаторов к внесению изменений в свою работу, что помогло бы оживить профессию, сделать ее более привлекательной.

AACR-2 (Англо-американские правила каталогизации) - фолиант, вызывающий ужас. Когда кладешь его на стол и начинаешь изучать, то подробные указатели, многочисленные пояснения к правилам составления библиотечных каталогов, учитывающие местную политику и местные правила, различные справки и примечания относительно использования USMARC, окончательно сбивают с толку.

Грегор и Мендель предлагают внести изменения: во-первых, уменьшить число пояснений к правилам составления каталогов, оставив только те случаи, которые представляют собой исключения; во-вторых, не составлять основное каталогизационное описание на каждую запись; в-третьих, они уверены, что существующие правила по наименованию рубрик чрезвычайно сложны и не гарантируют оптимального поиска требуемого документа; в-четвертых, они присоединяются к существующему мнению о необходимости пересмотра практики составления предметных рубрик с учетом новых возможностей электронных каталогов.

Для того чтобы внести такие изменения, потребуются их всестороннее обсуждение среди каталогизаторов, кропотливая работа по внесению исправлений, что, в свою очередь, приведет к составлению еще большего числа справочников. Тем не менее такую работу необходимо провести, поскольку ее результатом будет значительное упрощение существующих стандартов.

В настоящее время пояснения к правилам составления библиотечных каталогов уже пересматриваются. Более того, уже внесен целый ряд упрощений. В мае 1991 г. Библиотека Конгресса США провела конференцию, посвященную данной проблеме, после чего появились еще две публикации, в которых рассказывалось об уже вошедших в практику изменениях и давались рекомендации по дальнейшей работе.

Зимняя (1994 г.) конференция Американской библиотечной ассоциации также была посвящена проблеме внесения изменений в процесс каталогизации. На ней обсуждались вопросы кодирования. Суммируя высказанные предложения, можно сказать, что специалисты проголосовали за более гибкое и простое кодирование, ориентацию на потребности пользователей, адаптацию к новым условиям, вызванным внедрением вычислительной техники, за использование специализированных форматов. Конечно, все принятые рекомендации желательны и могут быть применены на практике, но они не пересматривают концепцию, а лишь слегка изменяют текст существующих стандартов исходя из опыта.

Кооперированная каталогизация. О кооперированной каталогизации пишут много; считается, что она предлагает самый действенный способ сократить или, по меньшей мере, проконтролировать затраты на этот процесс. Действительно, распределяя тяготы каталогизации между библиотеками, мы тем самым уменьшаем дублирование в работе и увеличиваем ее эффективность.

В США кооперативная каталогизация имеет долгую историю. В связи с развитием USMARC и созданием распределенных онлайновых библиографических утилит кооперативная каталогизация получает новые возможности. Прежние попытки ее проведения нельзя оценивать однозначно. CONSER-проект (проект по созданию сводного электронного каталога сериальных изданий) был успешно реализован. Обследование, проведенное в 1990 г., позволило заключить, что план программы ориентирован на проведение реальных действий; руководящие лица принимают участие в ее выполнении; работа ведется в соответствии со стандартами; число библиотек, участвующих в ее выполнении, строго определено; база данных создана и ведется совместными усилиями; при принятии решений соблюдается коллегиальность.

Результаты выполнения подобной программы для несериальных изданий - Национальной координационной программы по каталогизации (NCCP) - были не столь положительны. Сбои появились с самого начала; их причины - технологические трудности, несочетаемость потоков обрабатываемых материалов, а также разнообразие подходов к каталогизации среди библиотек.

Уроки, преподанные успехами CONSER и неудачами NCCP, дали толчок для создания новой программы кооперативной каталогизации (PCC). Руководство взяли на себя опытные профессионалы из нескольких библиотек, образовав кооперативный совет по каталогизации (CCC), который поставил перед собой следующие цели: расширить доступ к библиографическим записям благодаря обработке большего количества материалов, созданию сводных каталогов и применению более эффективных методов каталогизации; каталогизировать документы в соответствии с совместно разрабатываемыми стандартами; увеличить использование иностранных библиографических записей; содействовать организации дискуссий, составлению общих планов, проведению совместных действий, направленных на дальнейшее развитие работы. Хотя стратегия еще находится в стадии разработки, деятельность ССС обещает создать хорошие условия для кооперации библиотек.

Контрактная каталогизация. Контрактная каталогизация находит поддержку среди библиотечной администрации и вызывает скептицизм у многих каталогизаторов, которые опасаются, что это может ухудшить состояние каталогов в библиотеках, нанести вред общему делу, понизить качество новых записей. По мнению каталогизаторов, выигрыш в материальных затратах на каталогизацию благодаря внедрению контрактного метода может выйти боком при подведении окончательных результатов работы библиотеки.

В настоящее время существуют три вида контрактов. Первый заключается в том, что фирме-исполнителю посылается или сам материал или фотокопия его обложки. Исполнитель обычно получает записи о большинстве материалов из Библиотеки Конгресса или OCLC, которыми он и снабжает библиотеку-заказчика. Ряд библиотек каталогизирует таким образом все поступающие материалы; другие пользуются этим методом выборочно, например для каталогизации микрофиш, правительственных документов, зарубежных изданий.

Второй вид обеспечивает OCLC. В договоре принимают участие три стороны: продавец книг, OCLC и библиотека. Продавец посылает в OCLC список книг, которые он предлагает библиотеке. OCLC вводит библиографические данные в свой каталог и снабжает каждую запись сиглой библиотеки-фондодержателя, затем записи посылаются в библиотеку.

Третий вид контрактной каталогизации используется, в основном, школьными и небольшими публичными библиотеками. Он заключается в том, что библиотеки приобретают у продавцов книг каталожные записи в машиночитаемой форме.

Контрактная каталогизация независимо от того, какое количество материала она охватывает, может помочь библиотеке сэкономить деньги. Эффективность этого метода зависит от конкретной ситуации в каждой библиотеке.

Искусственный интеллект и каталогизация - Экспертные системы. Кларк и Кронин предлагают два возможных сценария в использовании экспертных систем при каталогизации. Первый - интерфейс человек-машина, при котором интеллектуальная нагрузка распределяется между человеком и электронной системой. Такой тип сценария разработан и внедрен в ряде библиотек. Например проект ESSCAPE (Линкопингский университет, Швеция), в основу которого положен процесс каталогизации книг. Второй, более совершенный сценарий, заключается в том, что текст, поступающий в электронное издательство, проходит все стадии каталожной обработки без участия человека. Работа в этом направлении ведется постоянно, однако до сих пор не удается обойтись без специалиста в процессе каталогизации.

Библиотека Конгресса США экспериментирует с подобной системой, которая упрощает работу каталогизатора, помогая ему выбирать из текста нужные элементы и управлять программой маркировки информации. Программа, в свою очередь, предназначена для автоматизированного производства таких действий, как оценка файлового индикатора, упорядочение письма прописными буквами, использование правильных аббревиатур. Благодаря этой программе каталогизатор может составить перечень данных для включения в библиографическую запись.

Научные сотрудники OCLC также работают над созданием устройства, которое могло бы "читать" документ благодаря использованию оптической технологии, позволяло бы определять библиографические (автор, название) и структурные (рефераты, индексы) компоненты. Стюард Вейбел, руководитель разработки, убежден, что система сможет создавать каталогизационные описания, автоматически переводить существующие каталожные карточки в систему MARC, индексировать документы для системы поиска полнотекстовой информации.

Проводимые эксперименты показывают, что экспертные системы могут значительно облегчить каталогизацию. Однако следует сказать, что до настоящего успеха еще очень далеко и пока что при составлении каталогизационных описаний довольно высок процент ошибок.

Подводя итог проделанной работы, можно процитировать Барбару Андерсон: "До настоящего времени все экспертные системы не могут работать без вмешательства человека. Доказано, что машины способны "взять на себя" часть работы каталогизаторов, но цель внедрения таких систем - уменьшение затрат библиотек благодаря минимизации участия в каталогизации профессионалов - еще не достигнута". Даже если бы экспертные системы не были редкостью, вряд ли бы они широко использовались, так как далеко не все библиотеки оборудованы должным образом и не каждая из них имеет достаточно средств, чтобы внедрять дорогостоящие системы. Конечно, в первую очередь, экспертные системы будут использоваться в национальных библиотеках.

Заключение. Ни одна из мер, описанных в этой статье, не способна окончательно решить проблему уменьшения затрат. Вопрос остается открытым. Однако ознакомившись с мнением библиотекарей, видишь, что они не теряют оптимизма. Процитируем в заключение Грегора и Менделя. Вот что они пишут в своей работе: "Время для каталогизаторов сейчас неспокойное. Электронные каталоги быстро расширяются, превращаясь в мощные, сложные информационно-библиотечные системы. Необходимость создания таких систем велика точно так же, как велико и стремление сделать их общедоступными".

Американская библиотечная ассоциация: к вопросу об увеличении членских взносов. - (ALA needs a dues increase; here's why // American Libraries. Apr. 1995.)

Журнал "American Libraries" взял интервью у 152 членов Американской библиотечной ассоциации (ALA) с целью выяснить, почему 149 из них проголосовали за увеличение членских взносов. Ниже приведены некоторые из ответов.

Мнения высказавшихся за. Штат штаб-квартиры ALA в Вашингтоне необходимо увеличить, чтобы иметь возможность решать юридические, финансовые и научные вопросы, число которых постоянно растет. Сумма взносов не изменялась в течение шести лет. За это время назрела необходимость повысить зарплату сотрудникам, пересмотреть некоторые программы, что можно сделать, лишь увеличив сумму взносов.

Движение в защиту свободного и равного для всех доступа к информации никогда не было так сильно, как сейчас. ALA и ее штаб-квартира делают все, что в их силах, чтобы идея равного и свободного доступа стала реальностью. Голосуя за увеличение членских взносов, мы поддерживаем это благородное дело - ALA станет богаче и сможет быстрее достичь поставленной цели.

Увеличение взносов поможет нам сохранить высокий статус библиотекарей. Сейчас появляются различные организации, которые пытаются выполнять нашу работу. Некоторые из них подрывают авторитет нашей профессии. Мы должны упрочить наше положение в Вашингтоне, проводить работу по увеличению бюджетных ассигнований для всех типов библиотек, шире участвовать в распространении информации среди членов общества.

Библиотеки призваны сыграть важную роль в создании компьютерных информационных услуг. Эти вопросы будут решаться в Вашингтоне, где ALA должна иметь мощные силы, которые смогут поддерживать библиотеки независимо от их величины и принадлежности.

Американские библиотеки переживают трудное время. В обществе все больше применяются средства электронной коммуникации, и роль библиотекаря как поставщика информации становится весьма шаткой. Увеличение взносов позволит создать отдел информационных технологий, что нам так необходимо сейчас.

Увеличение членских взносов позволит сконцентрировать усилия ALA на выработке национальной информационной политики, а значит больше внимания будет уделяться нашей профессии.

Сейчас более чем когда-либо необходимо поднять престиж ALA. Коммерческие структуры наступают, и штаб-квартире необходимы дополнительные средства, чтобы оказать достойное сопротивление. Взносы не исчезнут в недрах бюрократии ALA, они будут направлены на решение вопросов, связанных с интеллектуальной свободой и интеллектуальной собственностью.

ALA начинает серьезную работу, связанную с изменениями в использовании информации, происходящими в связи с электронной революцией. Услуги, предоставляемые библиотеками, изменятся, одновременно изменится и наша профессия. Наша обязанность как членов ассоциации поддержать всех библиотекарей, помочь им получить нужные навыки.

Если ALA не будет говорить о том, какую важную роль библиотеки играют в нашем обществе, вошедшем в информационную эру, то кто еще скажет об этом? Если библиотекари не смогут оказывать услуги на должном уровне, то кто сможет? Поддержав предложение об увеличении суммы членских взносов, мы тем самым поддержим действия, направленные на улучшение программ ALA.

Взносы не увеличивались с 1988 г., что препятствовало достаточному выделению средств на выполнение существующих программ ALA, не говоря уже о инновациях. Нам необходимы дополнительные средства. Призываю всех голосовать за увеличение взносов.

Существование ALA выгодно для нас. Увеличение взносов даст нам больше преимуществ. Вы получаете то, за что платите. Библиотеки и библиотекари играют важную роль в развитии государственной информационной структуры. Давайте поддержим нашу ассоциацию в ее стремлении играть активную роль при формировании общественной политики в новый для нас век - век электронной информации.

Среди членов ALA зреет мнение о необходимости увеличения суммы взносов. Улучшение материального состояния будет способствовать решению важных вопросов, связанных с библиотечным законодательством, интеллектуальной свободой, внедрением информационных технологий. В XXI в. американские библиотеки должны заявить о себе в полный голос, и мы обязаны сейчас внести свой посильный вклад.

В прошлый раз я голосовала против увеличения взносов, так как не видела в этом необходимости. Теперь я скажу "да". На мой взгляд, это будет способствовать не только укреплению позиций штаб-квартиры в Вашингтоне и созданию отдела информационных технологий, но даст возможность ALA сделать несколько шагов вперед.

Я всецело поддерживаю идею увеличения взносов. Без полноценной материальной поддержки ALA не сможет достичь поставленной цели. Призыв увеличить взносы жесток, но выживают только те, у кого сильная воля.

Я хочу видеть сильную штаб-квартиру ALA в Вашингтоне, которая успешно борется против урезания федерального бюджета, предназначенного для библиотек, против приватизации правительственной информации и т. д. Кроме того, мы очень нуждаемся в создании отдела информационных технологий. И то и другое требует дополнительных затрат. Если мы не увеличим взносы, нам придется отказаться от ряда услуг, предоставляемых в настоящее время, и сократить уже действующие программы. Я надеюсь, что члены ALA поддержат это предложение.

Мнения высказавшихся против. Члены ALA должны получить правдивые ответы на вопросы о том, как расходуются их взносы. Лишь после этого можно будет выдвигать предложение об увеличении суммы взносов.

Какова будет сэкономленная сумма, если члены исполнительного комитета и другие официальные лица будут сами оплачивать дорогу на ежегодные конференции ассоциаций, как это делают рядовые члены? Почему бесплатные завтраки, ланчи и коктейли предоставляются только членам советов? Сколько получает новый исполнительный директор? Какова была зарплата предыдущих исполнительных директоров? Я скажу "нет" увеличению взносов, если несправедливые привилегии сохранятся.

Совет ALA отказался проголосовать за то, чтобы определить сумму, полученную от увеличения взносов и направленную на поддержку новых проектов. Это рождает неуверенность.

Члены ALA и так платят большие суммы, чем члены других ассоциаций, за участие в "круглых столах", принадлежность к региональным отделениям.

Увеличение суммы взносов больно ударит по кошельку некоторых членов ALA, преимущественно молодых. Если мы ограничим их участие в деятельности ассоциации, то потеряем тем самым возможность использовать их свежие идеи.

Такое впечатление, что никто не помнит, что в прошлый раз абсолютное большинство проголосовало против увеличения взносов.

Членские взносы ALA (в долларах)
Вид членства
Существующие
Предлагаемые
1996
1997
1998
Постоянные
75
85
95
100
Второй год
57
64
71
75
Первый год
38
43
48
50
Ассоциативные
34
38
43
45
Зарубежные
45
51
57
60
Студенты
19
21
24
25
Другие
26
30
33
35
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России