Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Галимова Е.Я.Краснодарская гос. академия культуры


Подготовка кадров информационных работников для сферы предпринимательской деятельности

Стремительно развивающиеся рыночные отношения предъявляют новые требования к информационному обеспечению предпринимательской деятельности.

Анализ информационных потребностей предпринимателей, проведенный Краснодарской государственной академией культуры [1], опрос руководителей малых предприятий [2], публикации специалистов [3] показывают, что тематика информационных потребностей предпринимателей довольно широка и разнохарактерна и требует энциклопедических знаний от специалистов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность информацией.

С нашей точки зрения, подготовка специалистов в этой области информационной деятельности может быть организована в различных формах.

В высших учебных заведениях гуманитарного профиля нужно ввести дисциплины, рассматривающие основы предпринимательства, дающие сведения о материалах, необходимых деловым людям: ценных бумагах, бухгалтерских и финансовых документах, рекламной продукции, статистике и т. п. В вузах технического и экономического профиля курс "Информационное обеспечение предпринимательской деятельности" познакомит с информационными ресурсами в помощь бизнесу и возможностями библиотек, органов информации по информационно-библиографическому обслуживанию данной категории пользователей.

В Краснодарской государственной академии культуры разработаны и внедрены в учебный процесс курсы: "Справочный аппарат референта", "Информационный маркетинг", "Информационное обеспечение предпринимательской деятельности". Их программа ориентирована на освоение навыков информационной деятельности.

Так, содержание курса "Справочный аппарат референта" определяется особенностями деятельности референта по профилю работы предприятия или фирмы и строится на основе выявления спроса, анализа, систематизации, обобщения и использования отраслевых и региональных информационных ресурсов [4]. Практические задания позволяют охватить почти весь спектр информационной деятельности референта и включают темы: "Особенности работы референта с первичными документами", "Использование системы изданий официальных материалов в деятельности референта", "Справочные и информационные издания и работа с ними референта", "Использование источников коммерческой информации", "Аннотирование и реферирование документов". Организуются занятия по составлению аналитических обзоров, использованию различных систем классификации документов, созданию автоматизированных картотек.

Дисциплина "Информационное обеспечение предпринимательской деятельности" призвана дать базовую подготовку для успешной работы менеджерам, информационным брокерам, информационным посредникам, референтам информационных служб. Для успешного выполнения этой задачи ряд вопросов, рассматриваемых в курсе, расширен за счет проблем, не являющихся в чистом виде библиографическими: предпринимательская деятельность, ее виды и формы, рынок информации и информационных услуг, информационный маркетинг, реклама, проблемы организации баз данных и т. д.

Материал курса структурирован по четырем взаимосвязанным разделам. В первом — "Предпринимательство как объект информационной деятельности" — студенты получают представление о современном состоянии бизнеса, видах, формах и методах предпринимательской деятельности, свойствах, личностных качествах предпринимателей, методах изучения и анализа их информационных потребностей.

Второй раздел посвящен информационным ресурсам, которые используют в своей работе деловые люди, а также проблемам их производства.

Третий, самый крупный раздел курса, рассматривает современное состояние рынка информационных услуг в помощь предпринимательству и проблемы информационного маркетинга. Студенты изучают основные положения теории информационного маркетинга, его структуру, содержание и особенности, проблемы технологии коммерческого распространения информации, отечественные и международные рынки информационных продуктов и услуг, формы и методы рекламно-пропагандистской деятельности на информационном рынке.

Четвертый раздел освещает вопросы информационного обслуживания предпринимателей, проблемы координации и организации деятельности учреждений и информационных центров, удовлетворяющих информационные потребности предпринимателей. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, "круглых столов". Многие задания составлены с учетом конкретных заявок библиотек города. Студенты выступают на занятиях в техникумах, колледжах, обучающих бизнесу.

На базе крупных библиотек региона и на факультетах повышения квалификации следует организовать специальные семинары для информационных работников по проблемам информационного обеспечения бизнеса.

На основе создающейся сети региональных и местных информационно-аналитических центров [5] важно предусмотреть организацию курсов, консультаций предпринимателей по повышению информационной культуры. На занятиях необходимо не только обучать деловых людей основам поиска информации, работе на ПЭВМ, консультировать по правовым, хозяйственным вопросам бизнеса, проблемам маркетинга, разработке стратегии развития фирмы, ведению бухгалтерского учета и отчетности, но и предлагать услуги информационных посредников и брокеров. Формами обучения могут быть не только групповые и индивидуальные занятия, но и "круглые столы" с участием специалистов, телеконференции.

Подобные курсы целесообразно организовывать не только в центрах информации и образования, но и при службах трудоустройства (например, по специальности "Референт руководителя").

Система подготовки кадров информационных работников находится в стадии становления, поэтому обсуждение данных вопросов, а также обобщение имеющегося опыта работы информационных центров позволит эффективно обеспечить информацией предпринимательскую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галимова Е.Я. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности // Библиография. 1995. № 1. С. 24—27.
  2. Алимова Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса // Вопросы экономики. 1994. № 11. С. 124—132.
  3. Михнова И.Б., Пурник А.В., Антонова О.И. Библиотека и бизнес: Практ. рекомендации, докл. и материалы / НВУ "БиблиоМаркет"; Под ред. И.Б. Михновой. М.: "БиблиоМаркет", 1994. 167 с.
  4. Галимова Е.Я. О практической направленности изучения курса "Справочный аппарат референта" // Современные проблемы организации содержания учебного процесса на информационно-библиотечном факультете. Метод. рекомендации. / Под ред. В.Н. Пазухиной. Краснодар, 1995. С. 39—41 / Краснодар. гос. академия культуры.
  5. Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, 5 дек. № 32. Ст. 3364.

Представленная ниже статья — доклад Вима Лэндийка, вице-президента, гл. управляющего Европейского отделения Службы подписки EBSCО на 61-й сессии Совета и Генеральной конференции ИФЛА в Стамбуле (авг. 1995 г.). Перевод публикуется с любезного разрешения автора.

ГПНТБ России благодарит г-на В. Лэндийка за 77 CD—ROM, переданных в дар библиотеке.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России