Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Медведева Е.А., Нагорная Л.Я.


Информационная культура специалиста

Содержание пакета учебных программ Харьковского государственного института культуры.

Начало реализации концепции формирования информационной культуры пользователей на Украине, нашедшее свое воплощение в учебной программе "Основы информационной культуры" для студентов вузов неинформационного профиля (уровень бакалавра) [4], получило продолжение. В настоящее время в Харьковском государственном институте культуры подготовлен пакет программ "Информационная культура специалиста", который включает программы трех учебных дисциплин, соответствующих основным направлениям профессиональной подготовки специалистов: "Информационная культура специалиста социогуманитарного профиля", "Информационная культура специалиста естественнонаучного профиля", "Информационная культура специалиста научно-технического профиля"[5].

Этот комплекс как продолжение курса "Основы информационной культуры" дает возможность получить знания, умение и навыки информационного взаимодействия по конкретной специальности с учетом особенностей профессиональной сферы приложения труда будущих специалистов. Кроме того, раскрываются информационные межотраслевые связи данной специальности. При разработке комплекса программ учтены требования, предъявляемые к специалисту высшей квалификации, а также современные достижения в области гуманитарных, естественных и технических наук, иностранный опыт преподавания дисциплин информационного цикла. В основу комплекса учебных дисциплин положена концепция информатизации образования на Украине, законы Украины "Об информации", "О научно-технической информации".

Учебный материал программ комплекса охватывает основные направления и процессы информационной деятельности, которые характерны для отраслевых документно-информационных структур: особенности документных ресурсов, их организационные и типологические характеристики, специфику взаимодействия потребителей с отраслевыми информационно-поисковыми системами. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации информационных процессов, последним достижениям отечественной и мировой информационной науки и практики. В процессе изучения курса студенты приобретут навыки работы с отраслевыми документными источниками информации по профилю своей специальности; научатся максимально полно и целенаправленно использовать отраслевые информационно-поисковые системы библиотек и служб информации, в том числе — систему библиографической информации, международные и отечественные базы данных; освоят процессы и методы аналитико-синтетической обработки документов, характерные для данной профессиональной области, а также другие информационные технологии.

Содержание учебных программ комплекса "Информационная культура специалиста" тесно связано с культурологией, документоведением, библиотековедением и библиографоведением, системотехникой, теоретической и прикладной информатикой, семиотикой и др.

Учебные программы комплекса имеют унифицированную структуру, каждая рассчитана на 36 учебных часов, 14 из них — лекции, 18 — практические занятия, 4 — самостоятельная работа. Программы дополняются примерной тематикой практических занятий и списком рекомендованной литературы. Кроме того, имеется вариант тематического плана, рассчитанный на 72 часа, где увеличено количество часов на практическую и самостоятельную работу.

Каждая из учебных программ, вошедшая в комплекс "Информационная культура специалиста", являясь логическим продолжением "Основ информационной культуры", развивает и углубляет ее в прикладном аспекте. Единая структурная основа комплекса рассматриваемых программ может быть легко адаптирована к особенностям содержания той или иной специальности. Так, для будущих специалистов в области права это могут быть данные о состоянии информационной деятельности в юриспруденции, для завтрашних экономистов, политологов, социологов, философов и т. д. — материалы в соответствии с областью их интересов.

Комплекс программ "Информационная культура специалиста" построен в соответствии со следующей схемой: Введение. 1. Типология документных источников отраслевой информации. 2. Информационные ресурсы межотраслевого, отраслевого и специального назначения. 3. Традиционные отраслевые информационно-поисковые системы (ИПС). 4. Автоматизированные отраслевые информационные системы. 5. Особенности процессов и методов аналитико-синтетической обработки отраслевых документов. 6. Информационные услуги отраслевых библиотек и служб НТИ.

Во введении рассмотрены цель, задачи и назначение курса, его связь с другими дисциплинами, определены значение информационной культуры в различных областях практической деятельности и особенности информационных навыков специалистов в условиях функционирования систем НТИ.

В первом разделе представлена типологическая структура документных источников отраслевой информации, характерных для той или иной сферы научно-практической деятельности, показаны их особенности.

Второй раздел направлен на изучение межотраслевых, отраслевых и специальных информационных ресурсов. Охарактеризованы потоки и массивы в составе информационных ресурсов, закономерности их формирования и функционирования в сфере научно-практической деятельности. Дан анализ структуры информационных ресурсов в целом и состав библиографических ресурсов (продукции) в частности.

Третий раздел посвящен отраслевым ИПС традиционного характера, их составу и составляющим частям: источникам библиографической информации, их жанровому разнообразию и поисковым возможностям; содержательным особенностям отраслевого справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотек и справочно-поискового аппарата (СПА) информационных служб, специализированным справочно-поисковым системам. Основное внимание уделено особенностям информационного поиска отраслевых документов и фактов в традиционных ИПС.

В четвертом разделе представлены отраслевые автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС). Дана классификация АИПС по различным признакам, охарактеризованы ее элементы, специфика информационных массивов. Важное место занял анализ основных тенденций и перспектив развития АИПС. Особое внимание уделено методике и технологии ввода и редактирования сведений об отраслевых документах и фактах в АИПС, различным вариантам информационного поиска.

Пятый раздел посвящен специфике процессов информационного анализа и синтеза (или аналитико-синтетической обработки) отраслевых документов: составления библиографического описания, индексирования, предметизации, систематизации, реферирования, подготовки обзора на различные виды документов. Проанализированы особенности методики подбора обзорно-аналитических материалов, характерных для конкретной сферы практической деятельности. Внимание студентов акцентировано на особом значении навыков научной обработки документов в профессиональной (научно-практической) деятельности.

В шестом разделе рассмотрены информационные услуги отраслевых библиотек и информационных служб, основные направления их использования в областях научно-практической деятельности. Затронуты проблемы коммерциализации деятельности библиотек и информационных служб в области распространения источников информации.

Предложены практические и самостоятельные занятия по следующим темам.

  1. Анализ отраслевых информационных (библиографических ресурсов) по конкретным вопросам науки и практики, изучение их поисковых характеристик.
  2. Изучение информационных услуг отраслевой библиотеки.
  3. Особенности аналитико-синтетической обработки различных видов документов.
    • Цикл занятий.

    • 3.1. Систематизация документов по УДК — в соответствии с профилем профессиональной подготовки (например машиностроению, электронике, энергетики, металлургии, транспорту и др. отраслям науки и производства).
    • 3.2. Индексирование и предметизация отраслевых документов.
    • 3.3. Реферирование научных документов (методика составления реферата: научной статьи, отчета о НИР и ОКР, автореферата диссертации и др.).
  4. Методика составления списка литературы к научной работе (диплому, научной статье, диссертации и др.). Оформление подстрочных примечаний, цитат, ссылок.
  5. Отраслевые автоматизированные документально-информационные системы.
    • 5.1. Методика ввода и редактирования данных в АИПС.
    • 5.2. Методика поиска отраслевых документов и фактов в АИПС (варианты, стратегия поиска, критерии выдачи).

Представленный пакет программ может найти применение не только в учебном процессе высших учебных заведений, но и в деятельности специальных библиотек по обучению пользователей информации, а также при проведении различных курсов повышения квалификации специалистов, семинаров, бизнес-школ и пр.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России