Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Медведева Е.А., Нагорная Л.Я. Информационная культура специалистаСодержание пакета учебных программ Харьковского государственного института культуры. Начало реализации концепции формирования информационной культуры пользователей на Украине, нашедшее свое воплощение в учебной программе "Основы информационной культуры" для студентов вузов неинформационного профиля (уровень бакалавра) [4], получило продолжение. В настоящее время в Харьковском государственном институте культуры подготовлен пакет программ "Информационная культура специалиста", который включает программы трех учебных дисциплин, соответствующих основным направлениям профессиональной подготовки специалистов: "Информационная культура специалиста социогуманитарного профиля", "Информационная культура специалиста естественнонаучного профиля", "Информационная культура специалиста научно-технического профиля"[5]. Этот комплекс как продолжение курса "Основы информационной культуры" дает возможность получить знания, умение и навыки информационного взаимодействия по конкретной специальности с учетом особенностей профессиональной сферы приложения труда будущих специалистов. Кроме того, раскрываются информационные межотраслевые связи данной специальности. При разработке комплекса программ учтены требования, предъявляемые к специалисту высшей квалификации, а также современные достижения в области гуманитарных, естественных и технических наук, иностранный опыт преподавания дисциплин информационного цикла. В основу комплекса учебных дисциплин положена концепция информатизации образования на Украине, законы Украины "Об информации", "О научно-технической информации". Учебный материал программ комплекса охватывает основные направления и процессы информационной деятельности, которые характерны для отраслевых документно-информационных структур: особенности документных ресурсов, их организационные и типологические характеристики, специфику взаимодействия потребителей с отраслевыми информационно-поисковыми системами. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации информационных процессов, последним достижениям отечественной и мировой информационной науки и практики. В процессе изучения курса студенты приобретут навыки работы с отраслевыми документными источниками информации по профилю своей специальности; научатся максимально полно и целенаправленно использовать отраслевые информационно-поисковые системы библиотек и служб информации, в том числе — систему библиографической информации, международные и отечественные базы данных; освоят процессы и методы аналитико-синтетической обработки документов, характерные для данной профессиональной области, а также другие информационные технологии. Содержание учебных программ комплекса "Информационная культура специалиста" тесно связано с культурологией, документоведением, библиотековедением и библиографоведением, системотехникой, теоретической и прикладной информатикой, семиотикой и др. Учебные программы комплекса имеют унифицированную структуру, каждая рассчитана на 36 учебных часов, 14 из них — лекции, 18 — практические занятия, 4 — самостоятельная работа. Программы дополняются примерной тематикой практических занятий и списком рекомендованной литературы. Кроме того, имеется вариант тематического плана, рассчитанный на 72 часа, где увеличено количество часов на практическую и самостоятельную работу. Каждая из учебных программ, вошедшая в комплекс "Информационная культура специалиста", являясь логическим продолжением "Основ информационной культуры", развивает и углубляет ее в прикладном аспекте. Единая структурная основа комплекса рассматриваемых программ может быть легко адаптирована к особенностям содержания той или иной специальности. Так, для будущих специалистов в области права это могут быть данные о состоянии информационной деятельности в юриспруденции, для завтрашних экономистов, политологов, социологов, философов и т. д. — материалы в соответствии с областью их интересов. Комплекс программ "Информационная культура специалиста" построен в соответствии со следующей схемой: Введение. 1. Типология документных источников отраслевой информации. 2. Информационные ресурсы межотраслевого, отраслевого и специального назначения. 3. Традиционные отраслевые информационно-поисковые системы (ИПС). 4. Автоматизированные отраслевые информационные системы. 5. Особенности процессов и методов аналитико-синтетической обработки отраслевых документов. 6. Информационные услуги отраслевых библиотек и служб НТИ. Во введении рассмотрены цель, задачи и назначение курса, его связь с другими дисциплинами, определены значение информационной культуры в различных областях практической деятельности и особенности информационных навыков специалистов в условиях функционирования систем НТИ. В первом разделе представлена типологическая структура документных источников отраслевой информации, характерных для той или иной сферы научно-практической деятельности, показаны их особенности. Второй раздел направлен на изучение межотраслевых, отраслевых и специальных информационных ресурсов. Охарактеризованы потоки и массивы в составе информационных ресурсов, закономерности их формирования и функционирования в сфере научно-практической деятельности. Дан анализ структуры информационных ресурсов в целом и состав библиографических ресурсов (продукции) в частности. Третий раздел посвящен отраслевым ИПС традиционного характера, их составу и составляющим частям: источникам библиографической информации, их жанровому разнообразию и поисковым возможностям; содержательным особенностям отраслевого справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотек и справочно-поискового аппарата (СПА) информационных служб, специализированным справочно-поисковым системам. Основное внимание уделено особенностям информационного поиска отраслевых документов и фактов в традиционных ИПС. В четвертом разделе представлены отраслевые автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС). Дана классификация АИПС по различным признакам, охарактеризованы ее элементы, специфика информационных массивов. Важное место занял анализ основных тенденций и перспектив развития АИПС. Особое внимание уделено методике и технологии ввода и редактирования сведений об отраслевых документах и фактах в АИПС, различным вариантам информационного поиска. Пятый раздел посвящен специфике процессов информационного анализа и синтеза (или аналитико-синтетической обработки) отраслевых документов: составления библиографического описания, индексирования, предметизации, систематизации, реферирования, подготовки обзора на различные виды документов. Проанализированы особенности методики подбора обзорно-аналитических материалов, характерных для конкретной сферы практической деятельности. Внимание студентов акцентировано на особом значении навыков научной обработки документов в профессиональной (научно-практической) деятельности. В шестом разделе рассмотрены информационные услуги отраслевых библиотек и информационных служб, основные направления их использования в областях научно-практической деятельности. Затронуты проблемы коммерциализации деятельности библиотек и информационных служб в области распространения источников информации. Предложены практические и самостоятельные занятия по следующим темам.
Цикл занятий. Представленный пакет программ может найти применение не только в учебном процессе высших учебных заведений, но и в деятельности специальных библиотек по обучению пользователей информации, а также при проведении различных курсов повышения квалификации специалистов, семинаров, бизнес-школ и пр. |
|