Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Езова С.А.


Размышления о социально-психологических основах библиотечного обслуживания в трактовке И.А. Мейжис

Социально-психологические основы взаимодействия библиотекарей и пользователей в последние два десятилетия являются в отечественном библиотековедении предметом теоретических, эмпирических исследований, а также обобщений практического опыта. Наступила пора активного осмысления и преломления всего достигнутого в целях совершенствования подготовки и переподготовки библиотечных кадров. Появляются первые учебные пособия. Отрадно, что И.А. Мейжис, широко известная своими публикациями в периодике, выступила в новой ипостаси — автором учебного пособия[6].

Обосновав предпосылки возникновения в отечественном и зарубежном библиотековедении отраслевой психологии — социальной психологии библиотечного дела, определив ее предмет, автор последовательно переходит к объяснению причин и особенностей зарождения новой, с ее точки зрения, учебной дисциплины, которую она именует — "социально-психологические основы библиотечного обслуживания".

В одноименном учебном пособии И.А. Мейжис решает ряд задач: "...собрать воедино и концептуально интегрировать сведения о поведении людей как читателей и пользователей библиотек, о библиотекарях как профессиональной группе людей, работающих в области информации, и взаимодействии представителей этих групп в стенах библиотеки" (с. 183);

помимо этого, изложить знания по психологии общения, необходимые для информационной деятельности библиотекаря.

Если вопрос о выделении в качестве обязательной учебной дисциплины "Социально-психологические основы библиотечного обслуживания" может быть предметом дискуссии (по аналогии следует ввести дисциплины: социально-психологические основы организации и управления деятельностью библиотек, социально-психологические основы комплектования библиотечных фондов и т. п.), то бесспорна ценность учебных пособий по различным видам библиотечной деятельности.

Особый интерес в рецензируемом пособии вызывает краткая характеристика различных методологических подходов к человеку и попытка автора экстраполировать их на библиотечные исследования, а также графическое представление их сути.

В рамках деятельностного подхода читатель раскрывается не как пассивный объект, а как субъект деятельности. Необихевиористский подход рассматривает общение как взаимодействие двух субъектов, в котором они выступают как стимулирующий и реагирующий. Автор подчеркивает, что руководство чтением, декларировавшее одностороннее библиотечное воздействие на читателя, представляет собой один из вариантов подобного подхода. И.А. Мейжис отмечает, что психоаналитический подход, рассматривающий и библиотекаря и читателя как индивидов, не получил развития в библиотековедении. Когнитивистский подход предполагает, что и библиотекарь и читатель выступают в общении, как познающие и себя и других субъекты. Перспективным автор пособия считает интеракционистский подход, рассматривающий человека как активное существо, носителя социальной политики.

И.А. Мейжис утверждает (и с этим в целом можно согласиться), что при анализе процессов библиотечного обслуживания она использует в пособии гуманистический подход, предполагающий в каждом читателе и библиотекаре личность и основывающийся на понимании уникальности любого из них.

Относя рецензента пособия к приверженцам когнитивизма, автор, очевидно, недостаточно информирован о том, что во многих наших публикациях, исходя из принципов гуманистического подхода, обосновывается необходимость овладения библиотечными работниками положительной Я-концепцией личности, доминантой "на лицо Другого ("Вы-концепцией")[7].

Рассматривая гуманистическую традицию в изучении читателей, высоко оценивая уникальный опыт исследования А.М. Топоровым восприятия художественной литературы читателями коммуны "Майское утро" (с. 132—133), автор противоречит себе на с. 131, полностью отрицая значимость изучения уровня восприятия читателей, как проявления функции контроля императивной стратегии. Необходимо иметь в виду, что авторитарный, манипулятивный, императивный подход к читателю объясняется во многом невысокой культурой общения отечественных библиотекарей, а не только этой стратегией.

Опираясь на теорию потребностей Маслоу (в пособии использован знаменитый рисунок с изображением иерархии потребностей по Маслоу), автор, к сожалению, не развил в работе мысль о том, как они (потребности) удовлетворяются пользователями в библиотеке, что позволило бы обогатить содержание пособия.

Исследования ГБЛ 1960—1980-х гг., посвященные изучению распространенности чтения среди различных категорий населения, их отношение к библиотеке и т. п. носят социально-психологический характер, а посему речь о них должна была идти не только в разделе социологии чтения. Нельзя недооценивать и вклад Н.А. Рубакина в социологию чтения, социологию книжного дела.

На высоком методологическом и теоретическом уровне даны характеристики поведения людей как читателей и как пользователей библиотеки.

И хотя нет особых откровений в первой характеристике (материал в основном общеизвестен), автору удалось его четко структурировать, взаимоувязать, расставить нужные акценты, высветить главное.

Характеризуя людей как пользователей библиотеки, делая акцент на специфике этой категории, ее социальных установках на пользование библиотекой, на структуре читательского контингента, автор приходит к некоторым психологическим закономерностям чтения и пользования библиотекой.

Несомненный интерес представляют результаты изучения автором, его коллегами, студентами различных сторон общения библиотекаря и пользователя (репертуарная решетка Дж. Келли, схемы Р. Бейлса, трансактный анализ Э. Берна и др.).

Несмотря на то, что И.А. Мейжис основывается на традиционном в отечественной социальной психологии подходе к общению (в нем выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны), осмысливая эти составляющие в другой последовательности, ей удается целостно проанализировать структуру общения.

Выступая пропагандистом идей зарубежных психологов и специалистов в области библиотечного дела (в том числе и не переведенных на русский язык), автор смог творчески адаптировать знания по проблеме пособия для широкой библиотечной общественности. Так, например, в основе главы, посвященной коммуникативной стороне библиотечного общения (невербальное общение, приемы рефлексивного слушания, умение беседовать, конфликты и пути их разрешения в библиотечных ситуациях и т. д.), активно используются примеры из работы канадских исследователей К. Росс и П. Дьюдни. Кстати, эта глава наиболее удачно построена.

Однако увлеченность зарубежными работами, особенно американскими, сказалась на некотором отрыве автора от специфики российского менталитета. Американский психолог Маслоу считает, что его соотечественникам в отличие от европейцев недостает такого важного качества, как искренность (т. е. проявление теплоты, близости к другим). Так как у американцев нет близких друзей, с кем можно отвести душу, у них велика потребность в специалистах-психологах. В наших библиотеках нередко такую роль пользователи отводят библиотекарю.

Автор много внимания уделяет теоретическому уточнению как родовых понятий (социология, психология и др.), так и видовых (социология чтения, психология чтения и др.), что повышает его значимость как учебного и справочного издания (в конце пособия приводится перечень терминов).

Заслуживает одобрения структура глав рецензируемого пособия, в котором после заключительного резюме студентам задаются вопросы, направленные на проблемное осмысление материала. Следует отметить высокую оформительскую и издательскую культуру книги.

При подготовке второго издания пособия, потребность в котором, на взгляд рецензента, оправдана, хотелось бы предложить автору расширить представление читателей, введя главу о социально-психологических аспектах форм и методов библиотечной работы, что обеспечит более целостный взгляд на социально-психологические основы библиотечного обслуживания.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России