Home page | Каталоги и базы данных |
![]() Научные и технические библиотеки |
![]() |
Бахтурина Т.А. Стандартизация библиографического описания: стабильность или новые потрясенияО целесообразности пересмотра ГОСТ 7.1—84 Проанализирована ситуация, сложившаяся в стандартизации библиографического описания, прослежены международные тенденции развития нормативной базы библиографического описания, изложены основные положения концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84, теоретические, организационные и экономические проблемы, которые ставят под сомнение целесообразность пересмотра в ближайшее время. Этапы и причины пересмотра стандартов по библиографическому описанию Стандартизация библиографического описания (БО) имеет почти тридцатилетнюю историю. Первое поколение стандартов [1] зафиксировало положения "Единых правил описания произведений печати для библиотечных каталогов" (ч. 1—6. 1959—1970). Второе поколение [2] знаменовало радикальный поворот к международному стандартному библиографическому описанию с некоторыми уступками сложившимся традициям. Третье поколение [3] наиболее приближено к ISBD, но главное расхождение — наличие заголовка в качестве элемента БО — преодолено не было. Полного согласования нормативных отечественных документов с международными до сих пор достичь не удалось, что объясняется медленным внедрением современной технологии, трудной психологической адаптацией специалистов к восприятию нового, недостатками в оформлении отечественной издательской продукции. Традиция регулярного пересмотра стандартов по библиографическому описанию вынуждала разработчиков периодически включать в планы стандартизации пересмотр ГОСТ 7.1—84 и столь же периодически исключать его из планов. Причины включения — дальнейшее сближение, согласование с ISBD, причины исключения — аналогичные: сначала ждали утверждения ISBD в качестве стандарта ИСО, затем — окончания гармонизации различных ISBD, и наконец — симплификации ISBD. К 1995 г. все эти процессы завершились, и при формировании Федеральной программы стандартизации на 1966—2000 гг. бюро Межрегионального комитета по каталогизации (МКК) включило пересмотр в 1996 г. ГОСТ 7.1—84, руководствуясь следующим:
Этапы разработки Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84 Подготовка и рассылка материалов. Сформулировав причины пересмотра, специалисты МКК приступили к разработке Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84. Учитывая справедливые упреки в отсутствии серьезных научных исследований и экспериментов, предшествующих созданию стандартов [4], решено провести предварительное исследование с привлечением широкого круга специалистов к обсуждению направлений работы над Концепцией пересмотра ГОСТ 7.1—84. В исследовании применялись общенаучные методы: анкетирование, анализ, синтез и др. Подготовлены следующие материалы: письмо, анкета для потребителей ГОСТ 7.1—84, "Анализ проблемной ситуации, сложившейся в стандартизации библиографического описания", заметки доктора педагогических наук И.Г. Моргенштерна "О совершенствовании и внедрении стандартного библиографического описания" (опубликованы в этом же номере). Кроме того, составлен список литературы по БО с целью показать произведения, дающие импульс к размышлению, раскрывающие многообразие аспектов сложной проблемы совершенствования БО. МКК надеялся, что ответы заинтересованных теоретиков и практиков помогут решить вопросы целесообразности и своевременности пересмотра ГОСТ 7.1—84, содержания Концепции пересмотра, форм эксперимента с моделью пересмотренного стандарта. Комплекты материалов были разосланы в крупнейшие библиотеки и информационные учреждения. Ожидали, что последует поток предложений, замечаний, пожеланий, но получили только один ответ — Российской книжной палаты (РКП). Изучение и обобщение материалов. Пришлось изменить тактику — изучить материалы прежних анкетирований, провести углубленный анализ литературы 1985—1995 гг. на предмет обобщения накопленного опыта использования ГОСТ 7.1—84, с тем чтобы сформулировать основные положения Концепции пересмотра стандарта и организовать их широкое обсуждение. Анкетирование по эффективности использования стандартов БО проводилось в конце 1980-х гг., когда уже накопился опыт работы с ГОСТ 7.1—84. В этом мероприятии участвовали крупные библиотеки: республиканские — Белоруссии, Казахстана, Коми; областные — Астраханская, Хабаровская, Ярославская, а также Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, БЕН АН СССР, Государственная публичная историческая библиотека, Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы. Сравнение ответов на анкету 1980-х гг. и современную выявило различие точек зрения по главным вопросам.
Общее мнение — стандарт должен быть упрощен. Основные положения Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84 Проведя анализ результатов анкетирования и литературы, специалисты МКК разработали основные положения Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84, в которой отразились три направления. Первое определяло место стандарта на БО в комплексе стандартов с системным заголовком "Библиографическая запись" (БЗ). Основные из них:
Пересмотр ГОСТ 7.1—84 возможен только при условии одновременной разработки всех трех стандартов или — сначала первого, затем — одновременно второго и третьего. Второе направление касалось структуры стандарта (группы стандартов) на БО различных видов документов. Возможны следующие варианты:
Третье направление касалось содержательной стороны [6]. На пути пересмотра ГОСТ 7.1—84 стояли сложные теоретические и методические проблемы. Внутренняя противоречивость требований к БО. Требования к БО диалектически взаимосвязаны и взаимопротиворечивы, а порой несовместимы, например, требования полноты и краткости, полноты и оперативности, объективности и целенаправленности и т. д. Поэтому необходим анализ и уточнение всех требований к БО в целом, к каждому элементу, тщательный отбор элементов и способов их представления, которые позволят безошибочно идентифицировать документ и обеспечат оперативность информации. Точное соответствие сведений в БО и документе. Сведения, указанные в БО, должны быть приведены в прямое и точное соответствие со сведениями, имеющимися в самом документе. Необходимо отказаться от практики их субъективной оценки, исправления объективных данных, деления сведений на главные и второстепенные; соблюдать последовательность размещения сведений внутри элемента, имеющуюся в самом документе. Для этого требуется более жесткая стандартизация оформления изданий выходными сведениями, которая позволила бы облегчить, ускорить и удешевить процесс обработки. В настоящее время, однако, не соблюдаются даже мягкие стандарты, составители которых идут на поводу у издателей. Структура БО. Совершенствование структуры БО требует дополнения его новыми элементами и одновременно — выведения заголовка из перечня элементов БО. Перечень необходимо дополнить элементами "Общее обозначение документа" и "Специфическое обозначение документа", широко используемыми в международной практике для обобщенной характеристики класса материала (грамзапись, компьютерный файл и т. п. — для общего обозначения) и для характеристики вида материала, к которому принадлежит физический носитель данного документа (грампластинка, CD—ROM и т. п. — для специфического обозначения материала). Это даст возможность сочетать в одном информационном массиве сведения о документе, представленном на различных носителях, а потребителям указать на степень доступности информации и необходимость использования конкретных технических средств для прочтения, просмотра или прослушивания документа. Статус элементов БО. Уточнение статуса обязательности или факультативности касается ряда элементов. Данные авторов в сведениях об ответственности должны получить статус обязательного элемента независимо от их наличия в заголовке библиографической записи. Это даст возможность идентифицировать сведения о документе, помещенные в любых информационных массивах — как применяющих, так и не применяющих заголовок. Следует ввести во всех видах БО в качестве обязательного международный стандартный номер. Его роль постоянно растет, так как многие международные и национальные справочные службы ориентированы на поиск документов по присвоенным им ISBN, ISSN и другим стандартным номерам. Уровни полноты БО. "Дальнейшие экономические ограничения приводят к необходимости тщательно анализировать важность тех сведений, которые обычно включаются в библиографическую запись. Вероятно, будет проведен подробный пересмотр всех стандартов с целью определения полноты каталогизации, которая была бы официально признана полной и пригодной для использования без необходимости в расширении"[7]. Эта мысль, высказанная на 56-й Генеральной сессии ИФЛА, остается актуальной и сегодня. Поиск оптимальной модели БО привел к выводу о возможности параллельного существования нескольких уровней полноты БО в зависимости от задач его использования. Уровни полноты информации призваны обеспечить применение стандарта в различных сферах. Задачей стандарта является точное определение границ этих уровней, а сферы их применения должны быть регламентированы в других документах: правилах — полных и кратких, универсальных и отраслевых, а также в методических рекомендациях различного назначения. Результаты обсуждения основных положений Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84 Основные положения Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84 обсуждались на Румянцевских чтениях в Российской государственной библиотеке (РГБ) в апреле 1995 г. [8]. Специалисты РГБ выразили сомнение в целесообразности пересмотра. Еще более определенно высказались представители московских библиотек, участники проведенного в РГБ в рамках "дня открытых дверей" (июнь 1995 г.) "круглого стола", посвященного проблеме пересмотра ГОСТ 7.1—84. В резолюции заседания определена принципиальная позиция — ГОСТ 7.1—84 не требует радикального пересмотра, поэтому следует продлить его действие. Эта позиция была изложена и поддержана и на Международной конференции "Крым-95"[9]. Таким образом, в результате исследований и обсуждений выявилось, что предположительные причины пересмотра, выдвинутые при формировании Федеральной программы стандартизации на 1996—2000 гг. не убедительны. Все затронутые проблемы могут быть решены иначе.
Таким образом, наше исследование привело к парадоксальному выводу о нецелесообразности пересмотра ГОСТ 7.1—84 в 1996 г. и в ближайшей перспективе. Тем более что на пути пересмотра, кроме изложенных выше теоретических и методических проблем, стоят серьезные экономические и организационные трудности. Экономические и организационные проблемы пересмотра ГОСТ 7.1—84 ГОСТ 7.1—84 — очень сложный документ, требующий объединения усилий многих специалистов различных учреждений. Помимо больших затрат средств, времени, труда высококвалифицированных кадров на предварительные исследования и непосредственную разработку стандарта потребуются огромные трудозатраты на его внедрение, обучение потребителей, подготовку новых "Правил" и других методических изданий, внесение изменений в программы отраслевых автоматизированных ИПС и в учебные программы институтов и прочих библиотечных учебных заведений. Финансирование и кадры. Разработка любого стандарта требует затрат огромного времени высококвалифицированных сотрудников. Эта работа всегда была дополнительной, бесплатной. Отдельные попытки Госстандарта финансировать (чисто символически) разработчиков очень скоро прекратились, а сами библиотеки и другие учреждения не имеют средств на оплату работы по стандартизации. Да и кадров, желающих заниматься этим некогда престижным делом, почти не осталось. Усложнение процедуры разработки стандарта. Раньше процедура разработки стандартов была четкой, выдержанной, обеспечивала представленный в техническом задании график. Сотрудники Госстандарта и специалисты библиотек работали согласованно, выполняли взаимные обязательства. Теперь обязанности остались только у библиотек, Госстандарт же затягивает сроки, усложнив процедуру прохождения стандарта. Увеличение сроков прохождения стандартов связано с Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации: ГОСТ 7.12, утвержденный в 1992 г., а изданный перед самым сроком внедрения — 1 июля 1995, в августе еще отсутствовал в библиотеках; в его обозначении — 1993 г. (ГОСТ 7.12—93), а тираж — 1709 экз. О каком внедрении стандарта может идти речь, если он устарел до выхода в свет и если его нет и не может быть в библиотеках? Национальный стандарт и межгосударственный. Было бы логично, чтобы разработанные в России стандарты утверждались как национальные, а после этого направлялись в Межгосударственный совет для принятия их в качестве межгосударственных стандартов стран СНГ. Сейчас же все наоборот — сначала стандарты утверждаются как межгосударственные, а затем Госстандарт России вводит их в качестве государственных стандартов Российской Федерации. Рекомендательный характер стандарта. Отличительной особенностью стандарта как нормативно-технического документа была обязательность применения в пределах установленной сферы деятельности. Новый рекомендательный статус стандартов допускает их невыполнение, т. е. в нашем случае разрешает не применять ГОСТ 7.1—84, что приведет к разрушению унификации БО, разнобою и откату в прошлое. Авторское право. Разработчики стандарта вносят огромный интеллектуальный вклад в развитие стандартизуемого объекта. Раньше это признавалось — их имена и наименования организаций указывались в выходных сведениях. Бескорыстная работа приносила моральное удовлетворение. Теперь имена разработчиков остаются неизвестными, в ГОСТ 7.12—93 не указаны даже библиотеки и другие учреждения, которые организовали и осуществили эту работу. Выводы Проведенный анализ проблемной ситуации, сложившейся в стандартизации БО, изучение результатов анкетирования, публикаций в печати и обсуждения основных положений Концепции пересмотра ГОСТ 7.1—84 показали, что стандарт необходим в работе, устраивает библиотеки как с традиционной, так и с автоматизированной обработкой документов, соответствует международным рекомендациям по БО. Поэтому библиотеки, не желая новых потрясений, высказываются в пользу стабильности, продления срока действия ГОСТ 7.1—84. Поддержанная библиотеками идея базового стандарта по БО, где будут регламентированы принципиальные положения, общие для всех видов документов, требует разработки и осмысления. Для ее реализации необходима координация усилий библиотек, информационных центров, учебных заведений культуры и издательств. Эта координация достигается благодаря деятельности МКК, главная задача которого состоит в том, чтобы способствовать развитию научных исследований, методических разработок и стандартизации в области БО. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
![]() |
---|