Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56+025.5/.6

Гальцева Т.Е.


Электронный каталог в библиотеке вуза

Начальная цель компьютеризации Научной библиотеки ЧГТУ - предоставление читателям электронного каталога (ЭК) библиографических описаний - достигнута в 1992 г. За это время накоплен опыт, пересмотрены приоритеты в направлениях развития новых технологий в библиотеке высшего учебного заведения. Мы хотим поделиться с коллегами своими мыслями, соображениями и сомнениями, возникшими в процессе использования ЭК.

В настоящее время в НБ ЧГТУ функционирует сложная система каталогов: для читателей - карточные алфавитный и систематический и с 1992 г. ЭК; для служебного пользования - карточный генеральный алфавитный и топографический систематический.

Весь фонд библиотеки (более 2 млн документов) отражен в карточных каталогах. Объем ЭК - 120 тыс. названий литературы научно-технической тематики, изданной начиная с 1975 г., и всех книжных поступлений с 1994 г., фонд авторефератов диссертаций, официальных документов. В 1994 г. на все имеющиеся в библиотеке базы данных оформлены паспорта, которые ежегодно редактируются и отражают динамику изменений хранимой информации.

Современный читатель предъявляет обоснованные требования к полноте и точности традиционных библиотечных каталогов, оперативности поиска в них. Объем систематических и алфавитных каталогов в крупных библиотеках резко снижает оперативность поиска. Как правило, читатель знает только автора, тему и год издания нужной ему книги. Длительный и часто неудачный поиск в разных разделах каталога утомляет и раздражает его, закрепляет отрицательное отношение к каталогу.

Электронный каталог частично снимает неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки. Одновременный многоаспектный оперативный поиск избавляет его от затрат времени на изучение классификации литературы и стандарта библиографического описания. Показателем интереса читателей, особенно студентов, к ЭК является очередь к рабочим местам у монитора (их в библиотеке 16). Читатель предпочитает ожидание доступа к ЭК поиску в карточном каталоге.

Для результативного поиска по ЭК читателю необходим консультант, в функции которого должны войти обучение пользователя, помощь в составлении поискового образа документа, сбор и частичный анализ ошибок и неточностей в лингвистическом обеспечении ЭК. Подобным консультантам требуется методика уточнения запросов, словари"профессионального сленга", используемого в различных отраслях науки и техники. В то же время в содержание курса по основам информатики для студентов университета должны быть внесены изменения: пользователя ЭК нужно научить формированию запроса на предметном языке, приемам детализации запроса, его сужению и расширению.

В зале каталогов организовано постоянное дежурство операторов и библиотечных консультантов по справочному аппарату библиотеки. Консультационная группа ведет учет трудных и неудовлетворенных случаев поиска и регулярно доводит их до сведения систематизаторов.

Из архивного файла"ЭК" мы получаем количественные данные просмотра и запросов читателей по разделам УДК и ББК в хронологическом порядке, по видам изданий, а также информацию о тематических запросах, по которым читатель не смог найти необходимые документы. Анализ показывает, что при создании поискового образа запроса читатель употребляет наименования дисциплин и узких понятий из тем своих рефератов и курсовых работ. При составлении словника предметного языка библиотекари используют словарь стандартов и предметных тем рефератов, предоставляемых кафедрами общественных наук университета; учитывают и названия специальностей, по которым обучаются студенты. Принятые меры, несомненно, помогают совершенствованию справочно-поискового аппарата библиотеки и улучшению лингвистического обеспечения ЭК.

Для определения качества ЭК необходима обратная связь с читателем. Важен процесс восприятия читателем предлагаемой информационно-поисковой системы (ИПС), его поведение по отношению к ней, алгоритмы поиска. Пользователи ЭК делятся на 2 группы: библиотекарей-посредников между ИПС и читателем и собственно читателей-пользователей, работающих непосредственно с ИПС. Отношения с ИПС у этих групп разные. Библиотекари-посредники продолжают выполнять свои традиционные функции (выясняют информационные потребности читателя, выбирают подходящую базу данных, определяют методику поиска и поисковый образ документа) и одновременно осуществляют обучение работе с ИПС. Группу читателей-пользователей (специалистов в узкой предметной области) характеризует плохое знание возможностей интерактивного поиска. Нашим ЭК в основном пользуются студенты, которым хочется затрачивать минимум усилий на установление связи с ИПС. Им достаточно знания простого языка команд, поскольку они уверены, что при необходимости им всегда поможет консультант. Конечно, со временем среди читателей-пользователей появятся люди, которых не будет удовлетворять такая система. Хорошо бы их вовремя заметить, поставить на приоритетное обслуживание и поддерживать с ними постоянную связь.

Уже сейчас нужно предусмотреть в ИПС возможность определения уровня квалификации читателя и адаптации к этому уровню.

В ИПС должна быть заложена возможность получения ответов читателей о количестве использованных при поиске рубрик, об удовлетворенности поиском и др. Систематический сбор, обработка статистических данных читательского спроса поможет не только повышению качества справочно-поискового аппарата библиотеки, но и формированию тематико-типологического плана комплектования. Предлагаемые мероприятия положительно повлияют на качество библиотечного обслуживания, эффективность поиска. Полученные данные должны повысить соответствие поискового образа документа на естественном языке поисковому предписанию документа на принятом в библиотеке классификационном языке. Одновременно программисты должны решить вопрос совпадения алгоритма читательского поиска с системой поиска в ИПС.

Немаловажной будет информация о перечне поисковых полей, с которыми наиболее активно работает читатель. На наш взгляд, необходимо уделить внимание психологическим исследованиям поведения читателя при работе с ЭК, определению положительных и отрицательных моментов внедрения машиночитаемых каталогов. Наши зарубежные коллеги столкнулись с этими проблемами 25 лет назад, но в современной профессиональной печати сведений о результатах их исследований практически нет.

Наш небольшой опыт свидетельствует о том, что функции библиотекаря-библиографа могут измениться в сторону консультанта-посредника между читателем-пользователем и информационными системами. Библиотекари должны овладевать практическими навыками работы по составлению поисковых предписаний, ориентироваться в открытых машиночитаемых БД, быть в курсе новой терминологии в отраслях науки и техники по профилю университета, владеть семантическими знаниями, связанными с ИПС, и синтаксическими правилами пользования ИПС. И в то же время читатели, желающие стать пользователями информационных систем, должны научиться работать на компьютере, иметь полную и оперативную информацию о БД, к которым им нужно обращаться.

При автоматизации книговыдачи наша ИПС позволит решить вопросы рационального хранения фонда, изучения потоков читателей на пунктах выдачи и их перераспределения с целью повышения оперативности обслуживания и усреднения показателя напряженности работы обслуживающего персонала.

Электронный каталог - это не только база данных, но и справочный аппарат библиотеки, вобравший в себя функции алфавитного, систематического, предметного и топографического каталогов. При организации ЭК мы учли опыт ведения алфавитного и систематического каталогов, а навыки предметизации пришлось обретать заново ввиду отсутствия предметного каталога в библиотеке.

Качество предметного каталога обеспечивают схема и методика предметизации, алфавитно-предметный указатель (АПУ), и, конечно, систематизатор. Основная цель предметизации - решить проблему релевантности документа и запроса. Большое значение для достижения цели имеет изучение запросов читателей (о чем сказано выше). Качество предметизации зависит от объективных условий (наличия унифицированного предметного рубрикатора, оперативно и полно учитывающего изменяющиеся реалии науки и техники), субъективно-высокого профессионализма и широкой эрудиции систематизатора. От качества БД зависит результативность поиска читателей.

БД основного электронного каталога формируются в отделе обработки литературы, где работают 10 человек; 6 из них освоили ЭВМ. Систематизацией и предметизацией документов занимаются 3 человека. Библиотечный принцип & quot; чем больше времени затрачивается на создание качественного справочного аппарата, тем меньше уходит его на читательский поиск & quot; подтверждается и при создании машиночитаемых каталогов. При подготовке библиографического описания документа для ввода в ЭК систематизатор затрачивает 90% времени на процесс индексирования. Количество понятий, раскрывающих содержание документа, в отдельных случаях достигает 25 лексических единиц. Увеличивается время пути книги к читателю, что отрицательно влияет на оперативность информации. Надеемся на помощь ЭВМ в этом вопросе. При определении ключевых слов используются УДК, ББК, Рубрикатор ГАСНТИ, АПУ к систематическому каталогу библиотеки, различные терминологические словари и тезаурусы. Для уменьшения субъективности влияния личности систематизатора вызывающие сомнения случаи обсуждаются коллективно.

Метод предварительного формирования словарей основных понятий на основе классификации предпочтителен, но при отсутствии нормативных стандартов появляется угроза составления в каждой библиотеке собственного словаря, что создаст большие неудобства для пользователей ЭК. Применение различных классификационных таблиц и субъективизм систематизаторов приведет к неидентичности предметных рубрик в разных библиотеках. Сегодня в России таких словарей пока нет. Должны быть срочно приняты единые правила и схемы ведения предметных рубрик. К сожалению, в библиотеках полным ходом идет стихийный процесс предметизации документов без соблюдения законов и правил грамматики предметного языка, что тоже отрицательно влияет на его структуру и содержание.

При создании ЭК несомненным приоритетом пользуются систематизаторы с их профессиональным подходом к СПА библиотеки. При организации открытого доступа читателей к ЭК возрастает роль библиотекарей-посредников или консультантов по поиску. Поддерживая связь с читателями, они активно влияют на повышение качества БД, так как информируют систематизаторов о выявленных случаях неудовлетворенного поиска. Консультанты помогают разрабатывать инструкции для пользователей по методике поиска, составляют технические задания программистам на предпочтительный алгоритм поиска, обучают пользователей работе с ЭК. Возрастающая роль группы консультантов по поиску повлечет за собой в будущем увеличение штата отделов обслуживания за счет библиографов-операторов. Возле мониторов в обязательном порядке должны быть представлены классификационные таблицы для пользователей, информация о СПА и содержании его отдельных частей, инструкции в ЭК и др. Подобного рода справочную информацию, по-видимому, необходимо встраивать непосредственно в ИПС.

Управление качеством процессов систематизации, ввода, хранения, поддержки ИПС в ходе эксплуатации, несомненно, требует введения в структуру штатов библиотеки должностей разработчиков программ, операторов, инженеров по обслуживанию компьютерной техники, администраторов систем.

Кроме отдела автоматизации в библиотеке должна быть группа перспективного планирования. Ее задача - обеспечить изучение и предоставление разработчикам ИПС грамотного задания по организации библиотечной сети, подготовку для руководства библиотеки рекомендаций по необходимым изменениям в традиционных технологических процессах библиотеки и координацию работы по компьютеризации.

Став мощным инструментом распространения информации, ЭК поставил перед библиотекой целый ряд новых вопросов, требующих решения.


Copyright © 1995-97 ГПНТБ России