Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Научные и технические библиотеки
Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37

Жабко Е.Д.


Обучающая библиотека как прототип
библиотеки будущего

"В настоящее время библиотекари постоянно пытаются ответить на вопрос, каковы цели развития библиотек и какими они будут в будущем. Библиотеки должны найти собственный путь в будущее, но прежде чем определить этот путь, они должны знать, в каком направлении идти". Этими словами начал свое приветственное выступление Е. Хякли, директор Национальной библиотеки Финляндии, президент ЛИБЕР, на открытии 26-й Ежегодной Генеральной конференции Лиги европейских исследовательских библиотек (LIBER) в Берне (Швейцария).

В конференции, проводившейся с 1 по 5 июля 1997 г., приняли участие более 130 представителей национальных, специальных, публичных и университетских библиотек из 26 ведущих западно-европейских и восточно-европейских стран; присутствовали и специалисты из университетских библиотек США.

ЛИБЕР создана в 1971 г. под эгидой Совета Европы. Эта международная профессиональная организация объединяет исследовательские библиотеки, сегодня в ней 337 членов более чем из 30 стран. Согласно Статусу, одобренному на конференции 1994 г., к исследовательским библиотекам относятся и соответственно могут стать членами ЛИБЕР национальные, университетские библиотеки, библиотеки учреждений, которые проводят обучение и научные исследования на постдипломном уровне, а также публичные библиотеки с обширными научными фондами. Основная задача организации - оказывать помощь исследовательским библиотекам Европы в создании и поддержке международной библиотечной сети в целях сохранения европейского культурного наследия, улучшения доступа к фондам библиотек и обеспечения более эффективного информационного обмена. В этой связи ЛИБЕР ведет работу в нескольких направлениях:

  • представляет интересы европейских исследовательских библиотек (в особенности национальных и университетских);
  • способствует повышению профессионального уровня библиотечного персонала, организуя конференции, семинары, совещания рабочих групп в рамках исследовательских проектов и издательской деятельности;
  • занимается стандартизацией в областях, жизненно важных для библиотек, например в автоматизации библиотечных процессов;
  • поддерживает специальные проекты и программы по библиотечному делу,
  • играет активную роль в разработке долговременных планов развития как сети европейских библиотек, так и отдельных библиотек.

Тема конференции 1997 г. - "Обучающая библиотека" - определила направленность представленных для профессионального обсуждения докладов. Наряду с проблемами современного развития библиотек Европы обсуждены вопросы организации обучения пользователей и персонала, использования и сохранения библиотечных фондов. Помимо пленарных заседаний различные проблемы активно дискутировались на секциях "Развитие фондов", "Сохранность", "Библиотечный менеджмент" и "Доступ".

На секции "Библиотечный менеджмент" рассмотрены вопросы об изменении роли университетских библиотек, новом статусе библиотекаря в библиотеках, ориентированных не только на обеспечение учебного процесса, но и на развитие исследовательских навыков и критического мышления у студентов-пользователей. Особенно важной для обсуждения стала проблема создания интегрированных цифровых университетских библиотек как основы обслуживания и обучения пользователей.

Последняя тема нашла отражение в докладе профессора М. Коллиера (университет Де Монфор, Великобритания), посвященном совместному с фирмой IBM проекту по созданию интегрированной электронной библиотеки. Разработки, ведущиеся на базе созданного в 1995 г. в университете Международного института по исследованию электронной библиотеки (Institute for Electronic Library Research), позволили сделать некоторые практические и теоретические обобщения. Дано определение электронной библиотеки как управляемой среды мультимедиа в цифровой форме, созданной и структурированной от доступа до содержания документа. Также сформулированы особенности библиотечной среды, определяющей ее принадлежность к типу электронных библиотек на первом этапе их создания. К таким особенностям отнесены:

  • последовательное снижение затрат на закупку печатных источников по сравнению с затратами на подготовку, создание и закупку изданий в электронной форме;
  • стабильное увеличение доступа пользователей к электронной части фонда (цифровой информации, включающей текст, изображение, видео и звук) по сравнению с доступом к фонду традиционных источников;
  • увеличение сетевого доступа удаленных пользователей к электронным документам конкретной библиотеки;
  • перепрофилирование персонала, обучение новым навыкам, обновление штата библиотеки.

В докладе директора библиотеки Геттингенского университета Э. Мютлера (Германия) прослежена эволюция развития немецких библиотек и их превращения из исследовательских в обучающие. Определены роль и место обучающих библиотек в век электронных технологий, подчеркнуты преимущества использования электронных документов для обучения пользователей.

С экскурса в прошлое обучения читателей пользованию библиотекой как направления внутрибиблиотечной деятельности начал доклад П. Фокс (Университетская библиотека, Кембридж, Великобритания). Он подчеркнул, что в традиционной библиотеке персонал имеет четко определенные обязанности, одной из которых является передача читателям знаний по поиску и использованию информации. В университетских библиотеках для определения этой функции используются термины "образование пользователей" (User education) или "библиографическое обучение" (Bibliographical instruction). С внедрением современных информационных технологий эта функция не только не угасает, но, напротив, усиливается и приобретает основное значение, поскольку читатели не готовы самостоятельно работать в электронной информационной среде. Существует прогноз, что потребность читателей в обучении будет возрастать, поэтому основная цель библиотек сегодня - так преобразовать библиотечную работу и подготовить персонал, чтобы в полной мере удовлетворить эту потребность в будущем.

Доклады в рамках секции "Развитие фондов" были посвящены обсуждению широкого спектра проблем, связанных с перспективами развития фондов различных типов библиотечных учреждений, формирования документальных и электронных массивов в целях удовлетворения потребностей пользователей в процессах продолжающегося образования.

В докладе В. Киратрикисовой (Словацкий центр научно-технической информации) акцентировано внимание на необходимости пересмотра роли библиотек в обществе, переосмысления их миссии, преодоления консерватизма в ориентации на внутренние библиотечные процессы; поставлен вопрос о необходимости изменения методов работы не только университетских, но и научных, а также крупных публичных библиотек, участвующих в процессах обучения пользователей. Особое внимание уделено смене приоритетов в области комплектования, в том числе влиянию политики развития фондов на организацию процессов обучения.

Новым методам предоставления студентам текстовой информации и описанию реализации шотландского проекта SCOPE, ставящего своей целью создание электронного банка данных журнальных статей, аннотаций книг и организацию доступа через сеть JANET, было посвящено выступление К. Роулинсон (библиотека университета Стирлинг, Шотландия).

О подготовке персонала отделов комплектования для организации более эффективной деятельности по развитию фондов говорилось в сообщении В. Тесниер (Национальная библиотека Франции).

Выступление Д. Библарц (Университетская библиотека штата Аризона, США) было посвящено разработке политики развития фондов, а также содержательной оценке фондов, в частности при помощи широко известной методологии Conspectus, впервые разработанной Группой исследовательских библиотек (Research Libraries Group) как инструмент координации комплектования для крупных научных библиотек.

"Образование в области сохранности" - тема работы секции "Сохранность". На ее заседаниях рассматривались вопросы обучения персонала и пользователей обеспечению сохранности документов. Отмечалось, что старые европейские научные библиотеки с фондами, отнесенными к национальному наследию, и обширными коллекциями редких книг и рукописей, имеют много общих проблем в области обеспечения сохранности. Прежде всего это социально-политические изменения, которые влекут за собой значительное сокращение государственного финансирования, что в свою очередь определяет кадровую политику библиотек. Поэтому большая часть важнейших работ по консервации документов и обеспечению их сохранности проводится временным недостаточно квалифицированным персоналом (сотрудниками, работающими неполный рабочий день либо в рамках программ обучения новым профессиям). Одновременно библиотечное образование (в рамках университетов и библиотечных школ) более ориентировано на теорию и мало внимания уделяет практическим аспектам библиотечной деятельности.

Б. Ларсен (Королевская библиотека Дании) отразил опыт работы отдела сохранности по обучению нескольких целевых групп - библиотечных менеджеров высшего и среднего звена, сотрудников, непосредственно ответственных за работы по консервации, и читателей библиотеки. Он отметил, что целью такого обучения является поддержание баланса между политикой сохранности и обеспечения доступности документов как основополагающего принципа деятельности библиотеки.

На рабочем заседании секции "Сохранность" обсуждены результаты широкомасштабного проекта по изучению политики сохранности европейских научных библиотек ("Preservation policies in European Research Libraries"), о которых доложил Д. Фезер (университет Лафборо, Великобритания). В исследовании приняли участие 136 библиотек (24 национальных, 78 университетских, 34 публичных). Основное направление изучения - определение объема и хронологической глубины основных и специальных коллекций (наличие рукописей, печатных книг - до 1700 г., с 1701 по 1850 г., после 1851 г.). Кроме того, изучались специальные документы по политике сохранности в конкретных библиотеках, финансирование работ по сохранности и количество ассигнований из общебиблиотечного бюджета, частота проведения специальных исследований по проверке условий хранения фондов. Установлено, что практически все национальные библиотеки (23 из 24) разработали концепции обеспечения сохранности собственных фондов, но только 8 библиотек официально оформили, утвердили и распространили среди библиотечной общественности документ, определенный как "политика сохранности". Более двух третей университетских библиотек (58 из 78) также имеют собственную позицию по обеспечению сохранности документов, однако соответствующий документ оформлен только в 10 библиотеках. Не все участники исследования ответили на вопросы, связанные с бюджетным распределением. Несмотря на это, очевидно, что в 7 национальных библиотеках на сохранность тратится ежегодно менее 5% общебиблиотечного бюджета, в 11 - 5-10%, в 2 - 11-20% и только в 1 национальной библиотеке (к сожалению, не названной) 21-30% от общего бюджета. Примерно такое же положение и в университетских библиотеках, где в 40 библиотеках на сохранность тратится менее 5%, в 19 - 5-10%, в 4 - 11-20%. Исследование показало, что во всех типах библиотек проводится регулярный контроль (ежегодный и полугодовой) за условиями хранения документов.

Работа секции "Доступ" строилась в рамках темы "Обучающий доступ". Обсуждены пути повышения информационной грамотности пользователей в научных библиотеках, влияние информационных технологий на методы и средства доведения знаний до читателей. Подчеркнуто, что в современных условиях информационная грамотность включает более широкий спектр знаний и навыков, нежели еще 10 лет назад - это и пользование ОРАС, базами данных на CD-ROM, Интернет.

В докладе Б. Бернтсена (Университетская библиотека, Осло, Норвегия) рассматривалась дискуссионная проблема "критического выбора". Несмотря на существующую тенденцию развития безбумажного общества, количество публикаций на традиционных носителях пока увеличивается. Компьютерные системы, новые способы обработки данных создают неведомые ранее библиотекам условия обслуживания читателей. Однако при этом надо учитывать, что обычный читатель не может охватить весь объем предоставляемой информации о научных статьях, книгах, монографиях, диссертациях. Поэтому основная цель библиотек - обучить читателей "фильтровать" информацию, отличать информацию от знания, делать свой индивидуальный критический выбор, искать необходимую информацию независимо от профессиональной специализации.

Ф. Босман (Университетская библиотека, Гронинген, Нидерланды) в своем выступлении проследил основные изменения, происходящие в университетской среде и соответственно университетских библиотеках; рассмотрел основные современные средства доступа к мировым информационным ресурсам, в частности через Интернет, отметил его недостатки и ограничения, внес предложения по совершенствованию информационного доступа через систему телекоммуникаций. Докладчик определил основные направления обучения пользователей в контексте активного внедрения Интернет в практику работы библиотек, предложил модель системы IBIS - Интерактивной библиотечно-информационной системы (Interactive Library Information System), которая начала создаваться в 1994 г. в университетской библиотеке. Она представляет собой одновременно и мультимедийную обучающую систему, и систему предоставления информации.

Большое внимание участники конференции уделили обсуждению проблемы авторского права в век электронных технологий. Один из дней конференции был полностью посвящен проблеме "Бернская конвенция по авторскому праву в электронный век: что изменится после декабрьской конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности 1996 г.?".

Участники конференции посетили Национальную библиотеку Швейцарии и ряд других библиотек Берна.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России