Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Петрусенко Т.В.
Российская национальная
библиотека


Региональные библиотечные центры
России: проблемы использования нетрадиционных
информационно-библиотечных технологий, новые возможности
многостороннего сотрудничества

Региональные библиотечные центры — важнейшая часть информационной инфраструктуры России. Наиболее мощный импульс развитию библиотек в настоящее время дает автоматизация их деятельности.

В течение последнего десятилетия на наших глазах изменились приоритеты, отношение общества, профессионального социума к проблемам автоматизации. Так, если в основном библиотечном законодательном акте прошлых лет "Положении о библиотечном деле" (1984 г.) эти вопросы не затрагивались, то уже через 10 лет в "Законе о библиотечном деле" (1994 г.) в разделе "Государственная политика в области библиотечного дела" (ст. 14) на федеральные органы исполнительной власти возложена задача "координации межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в т. ч. в целях информатизации общества". Таким образом, автоматизация в настоящее время — важнейший элемент и составляющая государственной библиотечной политики, в том числе и региональной.

Крушение тоталитарного режима, в нашей стране, позволившее свободно, без идеологических ограничений выходить в мировое информационное пространство, объективно подтолкнуло процессы информатизации в библиотечном деле.

Автоматизация в настоящее время непосредственно связана с перспективами и важнейшими задачами развития библиотеки и является определяющим фактором и гарантом ее поступательного движения. При этом она выступает как стратегическое направление развития библиотеки с одной стороны, а с другой — как элемент общей стратегии развития библиотек в качестве одного из социальных институтов общества, важнейшая составляющая развития общей информационной инфраструктуры региона. Профессиональное сознание изменилось настолько, что участвовать в автоматизации теперь не только необходимо, но и весьма престижно.

Процесс автоматизации в России стал повсеместным и всеобъемлющим. По данным Министерства культуры (МК) РФ локальные компьютерные сети (до 50 компьютеров) функционируют в 70 региональных библиотеках. В процессах автоматизации региональных библиотечных центров участвуют структуры как традиционно действующие в этом направлении (МК РФ, ГИВЦ МК РФ, некоторые федеральные библиотеки), так и новые субъекты (Российская библиотечная ассоциация, региональные управленческие структуры, социологические службы, университеты, вузы искусств и культуры, политехнические и др.). Развитие автоматизации в библиотеках — региональных центрах подкрепляется и их структурной реорганизацией под новые задачи: созданы и функционируют отделы автоматизации, а в некоторых библиотеках в составе отделов работают сектора (например сектор программно-аппаратных средств в Кировской ОУНБ).

Проводимый сектором координации и методики научных исследований (СКИМ) РНБ мониторинг состояния библиотековедческих НИР в России показывает заметную активизацию в сфере научного осмысления проблем автоматизации. Блок вопросов, связанных с автоматизацией библиотечного дела, в настоящее время присутствует практически на каждой крупной научной конференции, совещании, каким бы библиотечным проблемам они ни были посвящены. По сведениям базы данных СКИМ РНБ, в России и странах СНГ с 1986 по 1995 г. защищены 42 кандидатских и 8 докторских диссертаций по проблемам автоматизации библиотечного дела. Научные и внедренческие разработки по автоматизации библиотек — региональных центров были отмечены 4 премиями Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению и библиографоведению.

Несмотря на общий недостаток средств, выделяемых на культуру, за последние годы в сферу автоматизации библиотек России произведены значительные финансовые вложения. Это заложило какую-то материальную основу, однако отсутствовала углубленная содержательная (идеологическая) составляющая этого процесса, в равной степени была слаба и организационная сторона. Процессы автоматизации до последнего времени шли на двух, ранее сравнительно автономных и мало пересекающихся уровнях: первый (федеральный) связан с автоматизацией крупных федеральных универсальных и отраслевых библиотек (ГПНТБ России, ГЦНМБ, РНБ, РГБ, БЕН РАН, НБ МГУ, ГПНТБ СО РАН), второй (региональный) — охватывал эти процессы в национальных библиотеках республик РФ, КУНБ, ОУНБ, ЦГБ, ЦБС, других учреждениях (вузах культуры и т. п.). Сейчас происходит сближение выделенных уровней, что является показателем начала формирования единого общероссийского информационного пространства. Этому способствует также принятие ряда федеральных документов, определяющих процессы автоматизации в РФ и ее регионах: программа "Информатизация отрасли культуры России на 1994—1995 гг." (МК РФ ГИВЦ); то же на 1995 г.; приказ МК РФ "О реализации программы создания Общероссийской информационно-библиотечной сети ЛИБНЕТ (от 23.02.96 № 138) и др.

В соответствии с программой информатизации федеральные и региональные научные библиотеки рассматриваются в качестве первоочередного объекта информатизации; при этом в 1994—1996 гг. планировалось ввести в эксплуатацию сетевые вычислительные комплексы и осуществить поэтапное внедрение программных средств автоматизированной библиотечной системы в 80 региональных научных библиотеках РФ, 15 государственных и региональных библиотеках для детей, юношества, слепых и слабовидящих читателей, в 8—10 районных ЦБС РФ.

В настоящее время значительную часть функций по общероссийской координации работ выполняет Межведомственный экспертный совет при МК РФ. Выдвигалась также идея создания и обосновывались принципы работы Межрегионального координационного центра автоматизации библиотек России.

К факторам, реально подкрепляющим тенденцию формирования единого общероссийского информационного пространства и вхождения российских региональных библиотек в мировое, можно отнести их участие в отечественных и международных проектах.

В регионах наряду с центральными библиотеками (национальными республик РФ, краевыми, областными) в автоматизации задействовано множество разнородных структур: управленческие (администрации областей, департаменты, управления, комитеты), библиотеки различных систем и ведомств (городские, ЦБС, специализированные), музеи, научно-исследовательские и учебные институты, университеты, коммерческие фирмы и т. д.

На информатизацию в регионах и в России в целом влияют не только различия (ведомственные, по содержанию, объему, видам хранимой информации, характеру деятельности и т. д.) объектов — участников автоматизации, но и их физическая удаленность друг от друга (телекоммуникации, протяженность и сложность прокладки каналов связи и т. д.). Реально в регионах процессы информатизации идут по-разному: одни — традиционно "сильные" (например Кузбасс), в другие — только начинают. Среди программных средств, используемых библиотеками России, наиболее широко распространены: "АС-библиотека" ГИВЦ МК РФ, АИБС "MARC" НПО "Информ-система". Используются также "Библиотека-4" МГУ, LIBER и др. В то же время некоторые библиотеки разрабатывают собственное программное обеспечение (НБ Республики Удмуртия, Сахалинская ОУНБ).

Библиотеки создают собственные электронные продукты (тематические и фактографические базы и банки данных, электронные каталоги новых поступлений, национальной и краеведческой литературы, периодики и др.). Отдельные библиотеки России начали обслуживать читателей в онлайновом режиме. Но, к сожалению, в основном из средств телекоммуникационного взаимодействия библиотеки используют только электронную почту. В то же время создаются новые организационные структуры (например центр информатизации библиотечных процессов Чувашской Республики), развиваются новые направления многостороннего сотрудничества (например, в рамках объединения библиотек финно-угорских народов на НБ Республики Удмуртия возложена функция центра автоматизации этих библиотек). Фактически преодолен существовавший психологический барьер: библиотекари и автоматизаторы начали хорошо понимать друг друга.

Анализ ситуаций позволяет выделить несколько этапов, которые прошли или проходят многие региональные библиотеки России в процессе автоматизации:

  • начало автоматизации, появление первых компьютеров, (для региональных библиотек это в основном пройденный этап);
  • создание (на предложенном извне программном обеспечении) отдельных АРМ (прежде всего в отделах обработки, комплектования), работающих преимущественно в рамках старой традиционной библиотечной технологии; начало использования новых носителей информации (CD—ROM);
  • осознание библиотеки как целостного объекта автоматизации и начало перестройки традиционных технологий; создание локальных систем и сетей;
  • разработка и участие в региональных программах информатизации; выход в федеральные (коммерческие, некоммерческие) и международные информационные сети и системы.

Таким образом, национальные библиотеки республик РФ, краевые и областные УНБ могут стать и в ряде мест уже стали подлинными региональными центрами, отвечающими за информатизацию отрасли культуры на своей территории (определение политики, разработка концепций, программ, их реализация). Для этого есть объективные причины, обусловленные универсальным характером их фонда, (как правило к тому же и самого крупного в регионе), подкрепляемые законодательно статусом центральных универсальных научных библиотек. В ряде регионов библиотеки фактически возглавили эту работу: Программа реализации проекта "Информационно-библиотечная сеть Кузбасса" (Кемеровская ОУНБ), "Программа информатизации библиотек Алтайского края" (Алтайская КУНБ) и др. В "Концепции НБ Чувашской Республики" (Чебоксары, 1995 г.), уже во введении статус НБ связывается с ее развитием и как информационного центра, функционирующего в единой информационной системе России.

Многие проблемы, тормозящие общероссийские процессы автоматизации (создание коммуникативных форматов, национальных авторитетных файлов, корпоративная каталогизация), не могут быть решены на уровне регионов или отдельных библиотек. Такие разработки могут быть реализованы лишь централизованно, объединенными усилиями крупнейших библиотек и учреждений при поддержке (в том числе финансовой) федеральных управленческих структур. Однако в этой работе роль региональных библиотек не должна сводиться только к их участию в качестве фондодержателей уникальных документов о регионе, крае, республике. Необходимо учитывать, что только эти библиотеки (и никакие иные) смогут целенаправленно, упорядоченно и эффективно доводить до библиотечной практики на своей территории все общефедеральные решения, без которых невозможно обеспечить создание единой общероссийской информационной инфраструктуры.

К сожалению, библиотеки — региональные центры России испытывают острый недостаток сведений по проблемам информатизации. Приступая к комплексной автоматизации библиотеки, руководители и специалисты затрудняются в выборе фирмы-поставщика, комплекса программ, не знают, как сформулировать требования к ним, не имеют полной информации о других библиотеках — региональных центрах, используемых ими программных и аппаратных средствах. Анализ официальных документов, материалов конференций и совещаний, публикаций в профессиональной печати показывает также, что из сферы аналитического восприятия процессов автоматизации в России, его общефедерального и регионального контекста и учета совершенно "выпадают" вузы культуры, в то время как у них имеется интересный многолетний опыт информатизации (например Кемеровский ГИК). Заметно усилившееся в последнее время внимание профессиональной библиотечной периодики к этим вопросам не снимает проблемы.

Информационное содействие развитию автоматизации в библиотеках России оказывают различные аналитические материалы сектора координации и методики научных исследований РНБ, особо отслеживающего это столь актуальное направление библиотечной деятельности: например, "Проблематика и тематические направления исследований библиотек и вузов культуры России в 1994—1996 гг." содержат специальный раздел "Автоматизация в библиотечном деле. Автоматизированные библиотечные сети и системы. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов"; создана база данных "Диссертационные исследования по библиотековедению и смежным дисциплинам, защищенные в РФ и в странах СНГ в 1986—1995 гг.".

РНБ — координационный и методический центр библиотек России — в последнее время стала уделять самое пристальное внимание проблемам автоматизации. В новой структуре отдела автоматизации выделена особая "Группа координации работ по автоматизации библиотек России", среди ее основных функций и задач — научно-организационная и методическая помощь библиотекам России в сфере автоматизации библиотечных процессов и внедрения в практику библиотек России новых информационных технологий.

Анализ и структуризация проблем автоматизации в библиотеках — региональных центрах России позволили выделить ряд базовых признаков, характерных для этих процессов. Среди них отметим такие, как динамизм, множественность действующих субъектов-участников на федеральном, но особенно на региональном уровнях, сложность субъектно-объектных отношений и взаимовлияний, неоднородность используемых программных и аппаратных средств; разноуровневость и неоднозначность в содержании процессов автоматизации.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России