Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Куштанина Л.И., Осипова И.П.
Российская государственная библиотека


Состояние и проблемы информационного
обеспечения специалистов библиотечного дела в России

В любой сфере научной и практической деятельности, включая профессиональную библиотечно-библиографическую, прогресс в значительной степени зависит от уровня ее информационного обеспечения.

В данном сообщении состояние информационного обеспечения библиотечного дела (ИОБД) рассматривается по трем взаимосвязанным проблемным блокам: информационно-документальный поток (ИП), система информационного обслуживания (СИО), потребители и потребности.

ИП по библиотечному делу отражает результаты научной, методической, практической, информационной деятельности. Традиционно его делят на две группы: первичные и вторичные источники информации.

Всесторонний анализ содержания ИП, проведенный в 1990-1995 гг., позволяет обнаружить новые черты, отражающие процессы преобразования библиотечного дела. Изменилась структура ИП: почти полностью исчезли "методички" как одно из следствий постепенного перехода к децентрализации управления культурой, устремления отдельных библиотек отойти от унификации работы. Уменьшился восходящий поток информации, прежде всего из-за отсутствия поступлений в методические центры неопубликованных и малотиражных документов о деятельности библиотек (отчетов, планов, материалов о передовом опыте и т. п.).

Заметно изменилась проблематика. В печати получают отражение такие вопросы, как ориентация библиотечного обслуживания на потребности ближайшего социального окружения и личные интересы читателей; принципы, пути и формы адаптации библиотек к условиям рыночной экономики; "паблик рилейшнз"; освоение концепции менеджмента и признание необходимости маркетинговых методов управления библиотекой, библиотечное самоуправление.

Наиболее стабильной по номенклатуре и объему изданий оказалась профессиональная периодика. Специальной периодике, благодаря динамичности, ныне принадлежит ведущая роль в обновлении профессионального сознания библиотекарей.

Наиболее массовый журнал "Библиотека" имеет тираж 54 тыс. экз. и ориентирован, главным образом, на публичные библиотеки. Сборник "Научные и технические библиотеки" заметно расширил круг своих читателей за счет постановки общих проблем, актуальных для подотрасли в целом, в том числе маркетинг, менеджмент, психология общения, автоматизация библиотечных процессов. Его тираж 3,5 тыс. экз.

Журнал "Библиотековедение" (ранее — "Советское библиотековедение") из чисто теоретического преобразован в научно-практический, что повысило интерес к нему широких кругов библиотекарей (тираж 4,2 тыс. экз.). С некоторым опозданием, но вновь стал поступать подписчикам сборник "Библиотековедение и библиография за рубежом". Большую роль в повышении общей культуры библиографов играет журнал "Библиография" (ранее — "Советская библиография"); тираж 4,5 тыс. экз. Подписчики основных периодических изданий, пережив первый шок, связанный с заметным повышением стоимости подписки, терпеливо относятся к сбоям в сроках выхода очередных номеров журналов.

Следует обратить внимание, что в данный трудный период профессиональные периодические издания не только сохранились, но и появились новые. Среди них популярны информационный сборник "Мир библиотек сегодня" (4 номера в год); "Информационный бюллетень БАЕ" (2 номера в год).

В основе ИОБД лежит системный подход к его организации, что выражается в обоснованном размежевании сфер деятельности крупнейших библиотек (прежде всего, РГБ и ВГБИЛ) и развитии их взаимодействия. Наиболее значительным фактом, характеризующим новое качество партнерства РГБ и ВГБИЛ в ИОБД, является их совместная работа по созданию автоматизированной базы данных (АБД) отечественных и зарубежных публикаций.

Особое место в СИО занимает обзорно-аналитическая информация по библиотечному делу, в том числе зарубежному. С начала 1990-х гг. информацию о нем отличает разнообразие проблематики и форм доведения материалов до потребителей. Появились солидные коллективные работы, аналитические обзоры, сборники рефератов, а также переводы книг авторитетных зарубежных профессиональных организаций и авторов. В подготовке таких изданий участвуют РГБ, ВГБИЛ, РНБ и другие библиотеки.

В помощь науке и практике в РГБ подготовлен первый выпуск ретроспективного научно-вспомогательного библиографического указателя "Библиотечное дело и библиография за рубежом. Литература на русском языке. 1990—1993", что, очевидно, облегчит поиск ученых и практиков.

Новая черта ИОБД — значительное возрастание в последние годы значения устной коммуникации. Профессиональные встречи стали более деловыми, целенаправленными, дискуссионными по духу.

В информационном обеспечении специалистов библиотечного дела просматриваются как минимум три существенные проблемы.

  1. Очевидны лакуны в информационном потоке, свидетельствующие о недостаточной разработанности тем, важных для обновления библиотечного дела и профессионального роста работающих в нем. Так, слабо отражены в печати взгляды на функции современных библиотек, особенно универсальных, нет принципиальных публикаций по развитию (модернизации) библиотечной сети, недостаточно показаны в публикациях опыт и методика разработки прогностических, плановых документов (концепций, стратегий, целевых программ) и другие вопросы управления библиотекой.
  2. Имеющиеся информационные ресурсы используются явно недостаточно. Исходя из нынешнего состояния библиотечного дела, можно утверждать, что потребность в информации велика. В реальной же жизни библиотечные работники — выразители объективных потребностей и их носители — в основной своей массе (не менее 2/3), не ощущают недостатка в информации для решения своих проблем. Такой вывод позволяют сделать результаты специально проведенных НИР. Образовался разрыв, несовпадение объективных и реальных информационных потребностей. Невостребованность информационной продукции объясняется, по мнению исследователей, не столько незнакомством с ней потребителей или недоступностью тех или иных источников, сколько отсутствием у библиотек реальной заинтересованности в предлагаемой информации. Понятно, что наиболее глубокие и трудно преодолимые причины неиспользования информации носят социальный характер. Среди них отсутствие связи между качеством труда и его оплатой, общий довольно низкий уровень информационной культуры общества. Помимо объективных причин есть и такие, которые зависят от организаторов информационного процесса.
  3. В ИОБД далеко не в полной мере реализуются основополагающие принципы информационного обслуживания — оперативность и адекватность реальным информационным потребностям. И если такие показатели эффективности, как оперативность, чаще всего не зависят от информационной службы, поскольку они связаны со слабой полиграфической базой, финансированием, то качество продукции, соответствие информационных материалов запросам определенных групп потребителей находятся полностью в компетенции создателей — авторов, составителей, редакторов.

Для решения этой задачи открыто несколько путей. Один из них — систематический сбор сведений о содержании реальных потребностей в информации. Такая работа (к сожалению не систематически) проводится РГБ и путем специальных опросов, и установлением обратной связи с читателями определенных изданий.

Для уточнения целевого и читательского назначения первичной и вторичной информации аналитического характера РГБ разработана классификация потребителей. Ее основной признак — функциональная специализация библиотечных работников независимо от типа и вида библиотек, в которых они трудятся (руководители разного уровня, методисты, преподаватели специальных учебных заведений, системы повышения квалификации библиотечных работников и др.).

Сфера ИОБД в 1990-е гг. постепенно трансформируется, как и само библиотечное дело, и социальная практика в целом. Однако динамика, хотя и позитивна, но не вполне адекватна объективным потребностям развития отрасли и запросам отдельных групп специалистов. Предстоит преодолевать информационную пассивность как в создании источников информации, так и в их использовании. Для этого организаторам СИО, библиотечным менеджерам предстоит использовать любую возможность для изучения нужд в профессиональной информации, анализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности ею.

Уровень информационной активности библиотекарей (и как создателей информационных материалов, и как их потребителей) примерно тот же, что и в других сферах общественной практики. Это и понятно — истинная роль и ценность информации как средства укрепления жизненных позиций, продвижения по ступенькам социальной лестницы, в том числе и в области профессиональной деятельности, по-настоящему лишь начинает осознаваться.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России