Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02(477)+002(477)

Медведева Е.А.


Современное состояние информационной инфраструктуры
делового и коммерческого характера на Украине

Становление, развитие и современное состояние системы деловой и коммерческой информации в республике.

Развитие рыночной экономики со всей остротой поставило вопрос о создании системы деловой и коммерческой информации. В настоящее время происходит становление ее основных подразделений. Формирование осуществляется как за счет сложившихся информационных служб, так и новых учреждений, организаций и фирм, рожденных рыночными отношениями.

Важную роль в образовании рынка деловой и коммерческой информации на Украине сыграли Торгово-промышленная палата, редакция газеты "Галицкие контракты", компания "Премьер", Центр информационных технологий развития предпринимательства, Ассоциация предпринимателей "Инфобизнес" и др. Одной из важнейших акций, предпринятых ими в целях упорядочения информационного рынка в рассматриваемой сфере, стало создание Ассоциации деловой информации "Бизнес на Украине". Это послужило началом сегментации информации данного профиля в содержательном, целевом и организационном аспектах.

В настоящее время основные поставщики деловой и коммерческой информации на Украине — органы государственного управления, статистики, специализированные информационные фирмы и средства массовой информации, издательства, центры НТИ и др.

Органы государственного управления (администрация Президента, кабинет министров, Верховный Совет, отраслевые министерства, государственные комитеты, ведомства, областные исполнительные комитеты, отделы развития рыночных отношений малого бизнеса и предпринимательства облисполкомов и др.) располагают наиболее полной и достоверной информацией о системе предприятий, учреждений и организаций; их структуре, содержании деятельности; номенклатуре продукции и услуг; поставщиках и заказчиках выпускаемой продукции; кадровом составе; финансовых операциях; материально-техническом обеспечении и др. Благодаря лицензированию предприятий и организаций, регулярно осуществляемому в последние годы органами государственного управления, поставляемые ими данные оперативно обновляются, отличаются точностью и полнотой. Например, Фонд государственного имущества печатает ведомости о зарегистрированных инвестиционных фондах. В свою очередь Министерство образования публикует перечни высших и средних учебных заведений, получивших право на обучение студентов, а также списки действующих специальностей по образованию.

Статистические органы имеют в своем распоряжении значительные по охвату данные делового и коммерческого характера. Они регулярно выпускают печатные издания, отражающие результаты анализа количественных и качественных характеристик социально-экономической жизни общества. Эти аналитические материалы пользуются большим спросом, поэтому банки данных, которыми располагают статистические управления различных уровней, представляют несомненный интерес и составляют важную часть информационного рынка. Публикуемые статистические данные, как правило, содержат обобщенные показатели по территориально-отраслевому признаку. Однако характер данных зачастую не позволяет удовлетворить запросы, связанные с теми или иными конкретными потребностями в информации. Среди таких изданий, выпущенных Министерством статистики Украины в последнее время, можно назвать: "Украiна у цифрах у 1994 роцi", "Статистичний щорiчник Украiни, 1994", "Нацiональнi рахунки Украiни", "Оптова торгiвля", "Платнi послуги населення", "Експорт-iмпорт" и т. п.

Важное место на рынке информационных услуг занимают средства массовой информации и специализированные издательства.

Средства массовой информации систематически публикуют рекламные и коммерческие объявления, которые содержат достоверные сведения о предприятиях, организациях и учреждениях. Это наиболее оперативная текущая информация. Она регулярно отражает официальные материалы, касающиеся хозяйственной деятельности, деловые новости, специализированные отраслевые аналитические обзоры, коммерческие предложения и пр.

Обращает на себя внимание то, что значительная часть периодических изданий готовится по одинаковым рецептам. За основу берутся коммерческие предложения, объявления, реклама (до 40—50% объема), добавляются нормативные документы (10—15%) и новости (22—25%). В настоящее время выходит около 70 названий периодических изданий рассматриваемого профиля [1]. Большинство из них — общеукраинские и столичные издания (всего 52 названия). В создании периодики делового и коммерческого характера наиболее активный среди городов Украины — Харьков (7 названий). В Донецке, Днепропетровске, Львове, Одессе и других городах выходит не более двух подобных изданий.

Центры деловой информации представлены отдельными фирмами, которые специализируются на сборе, обработке и распространении информации различного характера. Они формируют базы и банки данных, текстовые информационно-поисковые системы, являясь накопителями информации.

Сегодня в сфере деловой и коммерческой информации на Украине имеется около 60 БД делового и коммерческого характера. В них кумулируется два основных подвида информации: нормативно-правовая и адресно-номенклатурная. Нормативно-правовая информация представлена текстами законов, решений Правительства и Верховного Совета Украины, нормативными документами министерств и ведомств. Адресно-номенклатурная продукция содержит данные о предприятиях Украины, их полные реквизиты — названия, адреса, телефоны, факсы, фамилии руководителей, перечень выпускаемой продукции. Эти БД являются основой для создания справочных материалов (справочников, каталогов, ценников, классификаторов и т. п.), содержащих систематизированную информацию.

На Украине создано значительное число справочников по различным отраслям экономики. Наряду с этим важное место занимает информация о сфере услуг: компьютерном рынке Украины, торговле, выставках и ярмарках, доверительных товариществах и инвестиционных фондах, высших учебных заведениях, информационных и консультативных услугах для малого бизнеса и пр.

Перечисленные справочные материалы, как отраслевые, так и тематические, отражают данные в пределах Украины. Положено начало созданию универсальных региональных справочников, которые уже вышли по Киеву, Днепропетровску, Харькову, Львову, Одессе, Крыму, Донецку, Сумам, Полтаве и др.

Широкая издательская деятельность в сфере деловой и коммерческой информации невозможна без системы издательств, специализирующихся в данной области. Наиболее известные из них: "Бизнес-информ", "Брама", "Вентуры", "Венчур", "Гал-Экспо", "Галицкие контракты", "Экобуд", "Имидж", "Информ-бизнес", "Информ-Центр", "Информ-система", "Инфотерра", "Ирена", "Киевская информационная компания", "Лордон", "Национальный пресс-клуб", "Рада", "Раритет", "РАУ-Корпорация", "Славянский центр" и др.

Кроме этого, фирмы деловой и коммерческой информации работают с индивидуальными и коллективными потребителями по удовлетворению их запросов. Это связано не только с выявлением релевантной информации, но и с проведением консультативной работы, содействием лизингу, организации выставок, рекламе и др.

Важнейшим каналом деловой и коммерческой информации являются службы НТИ предприятий и организаций, территориальные и отраслевые центры информации. Они осуществляют следующие услуги: предоставление информационных материалов; ретроспективный поиск информации и обработку его результатов; текущее информирование; информационные исследования (патентно-информационные, конъюнктурные и др.) и подготовку отчетов по заказам; консультирование клиентов по различным проблемам (помощь в поиске решений по конкретным вопросам) и др.

Основная отличительная особенность информационной деятельности служб НТИ — регулирование информационных потоков, имеющих непосредственное отношение к различным аспектам научно-технического обеспечения данного предприятия. Службы НТИ непосредственно взаимодействуют с главными потребителями и создателями информации. В их деятельности сконцентрированы наиболее важные проблемы современной информационной технологии, широко применяются методы информационного маркетинга. Они не только располагают собственными БД деловой и коммерческой информации (по соответствующему профилю), представляющими интерес для смежных предприятий и организаций, но и имеют выход на другие БД интересующей проблематики и территориального охвата.

Современная маркетинговая политика основывается на активном использовании коммерческими подразделениями НТИ внешних и внутренних источников информации. К первым прежде всего относятся источники информации о рынке (данные о конкурирующих фирмах и выпускаемых ими товарах, возможных партнерах и т. п.), к вторым — научно-техническая информация (особенно при разработке новых или модификации выпускаемых изделий, изменении технологии производства, расширении сферы деятельности на смежные области и т. д.). Внутренняя и внешняя информация дополняют друг друга. Задача служб НТИ — координация использования всех источников информации в целях оптимизации эффективности работы предприятия.

Однако если раньше центры НТИ являлись составной частью государственной системы НТИ, то в настоящее время их статус изменился, установились новые вертикальные и горизонтальные связи, изменились функции и содержание деятельности многих из них. Так, Украинская информационная корпорация УкрНТИ наряду с основными информационными продуктами, традиционно выпускаемыми ею, сегодня занимается формированием следующих БД делового и коммерческого характера: возможные партнеры и корпорации; предложения по экспорту-импорту; запасные части; прокат (лизинг) оборудования; импортеры Украины; источники сырья; новые научно-технические решения; совместные предприятия; цены на рекламу; выставки Украины; гостиницы Украины, бизнес-карты регионов Украины и т. п. [2—3].

Информационная деятельность на Украине свидетельствует о становлении системы деловой и коммерческой информации. Значительные изменения происходят в содержании и функциях традиционных "ячеек" деловой и коммерческой информации — центрах НТИ. Информационные фирмы "новой формации", порожденные рыночными отношениями, позволяют более оперативно удовлетворять насущные запросы общества по данной проблематике.

Среди проблем, возникших в период развития системы деловой и коммерческой информации на Украине, хотелось бы обратить внимание на следующие:

  • в настоящее время не все органы государственного управления и статистики предоставляют информацию, которой владеют (в данном случае не имеется в виду информация, относящаяся к разряду секретной). И в этом проявляется наследие прошлого, антидемократические тенденции, затрудняющие доступ к информации, ограничивающие ее использование, отдающие приоритет избранным и привилегированным;
  • основное внимание уделяется давно работающим предприятиям, а данных о вновь созданных явно недостаточно;
  • предоставляемая информация не всегда является исчерпывающей;
  • отсутствует необходимое взаимовыгодное сотрудничество частных и государственных информационных фирм. В систему не включены специальные библиотеки, располагающие высоким потенциалом в данной области, не проявляют должной активности научно-исследовательские институты (Институт промышленной информатики Минэкономики Украины, Институт проблем регистрации Национальной АН Украины, Институт рыночных отношений и предпринимательства, Национальный институт стратегических исследований и др.); информационная продукция не всегда отличается высоким качеством.

При создании отечественной системы деловой и коммерческой информации важно учитывать процессы, происходящие в странах СНГ у наших ближайших партнеров в данной области [4, 5], а также ориентироваться на мировые достижения [6]. Несмотря на то, что система деловой и коммерческой информации на Украине находится пока еще в стадии формирования, уже сейчас можно отметить некоторые общие тенденции, характерные для этого процесса.

На данный момент система представлена фактографическими, документографическими и библиографическими уровнями информационного обеспечения, работающими в режиме текущего и ретроспективного обслуживания. Основные информационные продукты предоставляются в устной, печатной и электронной форме.

Взаимодействие между информационными структурами на национальном и международном уровнях осуществляется в соответствии с учетом отраслевой сегментации рыночной экономики, на принципах децентрализации. Такой подход вполне приемлем, поскольку он соотносится с международными рекомендациями в области информационного обмена, в частности программой ЮНИСИСТ (Межправительственная программа сотрудничества в области научной и технической информации). Кроме того, он позволяет наладить хорошо разветвленную сеть информации делового характера, играющую важную роль в жизни современного общества, что не только способствует высокоэффективному труду, нормализации рыночных отношений, отчего прямо или косвенно зависит благосостояние людей, но и оказывает существенное влияние на их образ жизни, поведение и нравы; а также позволяет разработать и внедрить безбумажную технологию управления, ввести "электронные" деньги в банковских операциях и кредитные карточки для всех держателей счетов, облегчает все формы коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Украiнський путiвник дiловой iнформацii: Як знаходити i використовувати дiлову iнформацiю. Кiив, 1995.
  2. Ермошенко Н.Н. О концепции формирования системы национальных коммерческих и локальных баз данных Украины // Информация и рынок. 1993. № 1. С. 66—73.
  3. Ермошенко Н.Н. Становление национальной системы НТИ Украины: проблемы и решения // НТИ. Сер. 1. 1994. № 2. С. 1—8.
  4. Чесноков А.Г. Единая информационная система ТПП РФ — основа делового сотрудничества // НТИ. Сер. 1. 1994. № 3. С. 21—24.
  5. Черешин Д.С. Отечественный информационный рынок // Проблемы информатизации. 1991. № 4. С. 39—40.
  6. Kling Rob. More information, better jobs? Occupational stratification labormarket segmentation in the United States information laborfarce // Inf Sci. 1990. 7, № 2. P. 39—40.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России