Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:378

Езова С.А.


Новая библиотечная специализация в вузе культуры

Не испытывая пиетета к длинным цитатам, в данном случае хочется сделать исключение и обратиться к словам Э.Р. Сукиасяна: "Библиотекарь-профессионал должен быть прекрасным психологом и педагогом, обязан разбираться в людях, уметь не только построить беседу, но и убедить читателя. Отсуда мы делаем вывод, что такие предметы, как психология (в первую очередь — социальная психология, психодиагностика, психоанализ), библиотечная педагогика (не та, которая у нас преподается — школьная), библиотечная этика, социология (в широком комплексе) — вот те предметы, которые образуют подлинно гуманитарный фундамент профессиональных знаний библиотекаря и позволяют ему выработать, пользуясь соответствующей методикой, систему профессиональных умений. Скажите, где у нас этому учат?"[1, с. 101]. Отвечаю: уже четвертый год этому учат на библиотечном факультете Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ). Специализация называется "Библиотекарь-социальный психолог, социолог". Конкурс на нее 5 и более человек на место.

Необходимость библиотек в психологах-социологах вызвана потребностью в специалистах, имеющих углубленную социально-психологическую подготовку, появление которых повысит уровень научно-исследовательской работы и престиж библиотечной профессии, улучшит обслуживание пользователей (библиотекарь сможет более квалифицированно удовлетворять запросы пользователей, учитывая их индивидуальные, групповые психологические и социальные особенности).

Библиотекарь-социальный психолог, социолог должен:

  • владеть методологией исследований;
  • быть компетентным в области социальной психологии — понимать психическое состояние читателя (пользователя), выстраивать тактику взаимодействия с ним и выбирать оптимальный жанр общения;
  • быть профессионально компетентным, т. е. знать основы общей психологии, социальной, педагогической, возрастной, основы психодиагностики, психоанализа и ряда других частных психологий, основы социологии, основы библиотековедения и библиографоведения (только при условии знания этих основ специалист сможет выявлять актуальные проблемы библиотечной теории и практики).

Специалист должен уметь:

  • разрабатывать программу научного исследования (социологического, социально-психологического) и методические рекомендации для внедрения его результатов в библиотечную практику;
  • использовать общенаучные методы исследования (анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, наблюдение, эксперимент, социометрический опрос, контент анализ), психологические тесты и социально-психологический тренинг для развития коммуникативной культуры пользователей;
  • применять математические и статистические методы исследования;
  • проводить социально-психологические исследования, обрабатывать, анализировать и обобщать результаты.

Далее рассмотрим некоторые аспекты подготовки кадров.

На первом курсе формируются исследовательские группы (по 3—5 человек), объединенные не только общей научной проблемой, но и взаимными симпатиями, дружеским расположением [2]. Изучая социологию, ряд психологических дисциплин, основы научных исследований, студенты первого курса приступают к разработке программы научного исследования, которая будет корректироваться в последующие годы обучения, самостоятельно проводят пробный опрос (анкетирование или интервью).

Внеучебных занятий они включаются в массовые опросы (на общественных началах), проводимые общественными организациями в вузах города.

На втором курсе студенты изучают новую дисциплину "Библиографическое обеспечение программы научного исследования", на третьем — защищают курсовые работы реферативного характера (по сути они пишут 2—3 главы своей будущей дипломной работы).

Уместно назвать проблематику дипломных работ и приоткрыть механизм их коллективного сотворчества. "Психологическая служба в библиотеке", "Социально-психологическая компетентность библиотекарей", "Конфликтные ситуации и конфликты в библиотеке", "Игры, в которые играют библиотекари", "Психологические аспекты профессионального поведения библиотекаря" — эти темы наиболее популярны у студентов. Предположим, группа из трех человек специализируется с первого курса на трансактном анализе библиотечных диалогов. Один из них разрабатывает тему "Трансактный анализ в зарубежной психологии", другой изучает работы отечественных авторов по трансактному анализу, третьего интересует применение трансактного анализа в библиотечном деле. Наблюдая за поведением библиотекаря и читателя в библиотеке, определяя ипостаси партнеров по общению, виды трансакций, один студент из группы акцентирует внимание еще и на жестах, мимике партнеров, другой — на организации общения, третий — на интонациях голоса. Студенты совместно обобщают материал, делают выводы, рекомендации о специфике библиотечных диалогов.

Изменяется и форма защиты результатов производственной практики. Так, по инициативе студентов третьего курса, которые во время практики изучили социально-психологическую компетентность библиотекарей городской централизованной системы, итоги исследования рассматривались публично в ЦГБ в присутствии библиотекарей всех филиалов ЦБС.

Логика, аргументация, выдержка, такт студентов благотворно подействовали и на недоверчивых, даже обидчивых библиотекарей. Это была победа и первое признание данной специализации библиотечной общественностью.

Энтузиазм, инициатива студентов бьют ключом, они самостоятельно находят объекты для исследования. Например, одна из групп тренировалась в применении теста Люшера [3] в школе милиции. Им удалось получить интересную информацию об ассоциативном восприятии этой категории читателей, взаимоотношениях с библиотекарем. Потребность в самореализации приводит другую группу в среднюю школу, они создают психологический кружок, проводят среди старшеклассников социально-психологический тренинг по культуре общения.

В процессе подготовки кадров приходится преодолевать различные психологические барьеры со стороны студентов, педагогов и библиотекарей в библиотеках-базах практики. Не все студенты заинтересованы в изучении математики, статистики. Надежды ряда студентов на преуспевание в психологической науке и практике не подкрепляются усилиями изменить себя, сформировать значимые для специалиста этого профиля качества, умения, навыки, привычки. Не обоснованы притязания отдельных студентов на получение диплома психолога без изучения некоторых библиотечно-библиографических дисциплин. Не все преподаватели пытаются вникнуть в суть новой специализации при разработке тематики семинаров, практических занятий, контрольных. Отдельные педагоги не в силах скрыть своих предубеждений против новой специализации (сказываются стереотипы в восприятии библиотечной деятельности). Не все преподаватели общенаучных дисциплин готовы "повернуться лицом" к психологическим, социологическим аспектам своих предметов.

Во время учебной и производственной практики студентов новой специализации сотрудники библиотек, даже руководители практики от библиотеки бросали в их адрес реплики, суть которых сводилась к следующему: "Ну и чем вы лучше нас!", "Будете нас пропускать как сквозь рентген? Без вас спокойней", т. е. с одной стороны — скепсис, недоверие, пренебрежение, с другой — тревога, боязнь быть "прочитанной книгой". Можно предположить, что в некоторых библиотеках специалисты этого профиля могут прийтись не ко двору.

Имеются трудности объективного характера: не хватает компьютеров, из-за чего студент отрабатывает на компьютере меньше часов (например по психодиагностике), чем хотелось бы. Не всегда удается "заполучить" лучших педагогов по психологическим дисциплинам (загружены в госуниверситете).

Потребность региона Восточной Сибири в библиотекарях данной специализации реализуется набором на заочное отделение в Читинском филиале ВСГАКИ на базе среднего специального образования и в Якутском филиале ВСГАКИ.

В заключение хочется предложить библиотечной общественности обсудить на страницах сборника пути социально-психологической подготовки и переподготовки библиотечных кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сукиасян Э.Р. Идеальная система и реальные возможности подготовки кадров // Библиотековедение. 1995. № 3. С. 98—102.
  2. Езова С.А. Пути оптимизации подготовки будущих библиотекарей к научно-исследовательской работе. // Формирование структуры кадров современных научных библиотек. Сб. науч. межведомств., ГПНТБ СО РАН СССР, Новосибирск. 1989. С. 81—92.
  3. Езова С.А. Психологические тесты в подготовке будущих библиотекарей // Науч. и техн. б-ки. 1991. № 6. С. 18—21.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России