Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ



УДК 002

Грачев В.И.


Путь к созданию социально-коммуникационной теории

Выход в свет новой научной работы - всегда событие, особенно если это учебное пособие по одному из фундаментальных направлений современного социального знания. Именно к этому ряду относится и рецензируемое пособие А.В. Соколова "Введение в теорию социальной коммуникации" (СПб, ГУП, 1996. 320 с.).

Данная работа в его научном багаже занимает особое место, продолжая цикл публикаций по этой теме: Соколов А.В. Библиотеки и социальные коммуникации. Лекции // Науч. и техн. б-ки. 1994. № 8-11; Эволюция социальных коммуникаций: Учеб. пособие (СПб.; Изд-во Лен. обл. пед. ин-та, 1995. 163 с.). Это итог многолетних плодотворных исследований и раздумий ученого, привед-ших к разработке новой для российской гуманитарной науки теории. Сегодня курс "Социальные коммуникации" включен как обязательный в государственный стандарт по библиотечному образованию. Теперь мы имеем и первое учебное пособие пропедевтического характера, вводящее студентов в сложнейшую область социально-коммуникационных проблем.

Теория социальной коммуникации - одна из ключевых для осмысления всей человеческой культуры, ибо только в тесном взаимодействии (коммуникации) людей возможно создание культурных ценностей, но, как ни странно, именно эта сторона человеческого бытия изучена, пожалуй, менее всего. Это объясняется, вероятно, несколькими причинами. На одну из них метко указывает сам автор, называя теорию социальной коммуникации научной дисциплиной, репрессированной советской идеологией. Другие причины будут рассмотрены далее, поскольку жанр рецензии позволяет не только оценить значимость появившейся работы, но и высказать некоторые суждения по сути проблемы, содержание которой явно выходит за рамки учебного пособия.

Обратимся непосредственно к содержанию пособия. Оно имеет четкую, логически обоснованную структуру и состоит из введения, восьми глав и заключения. Список используемой литературы удобно расположен по разделам, что существенно поможет студентам в освоении столь сложной междисциплинарной проблематики. Сама природа коммуникативного знания требует изучения самых различных научных дисциплин и обусловливает целесообразность рассмотрения сущности социальной коммуникации с позиций нескольких наиболее продуктивных научных подходов (информационного, семиотического, системного, деятельностного). Это находит отражение в последовательности и содержании глав пособия. Очень важными представляются четкие, сжатые выводы по каждой главе, акцентирующие внимание на главном.

Во введении автор ясно определяет свои позиции в изучении социальной коммуникации и существующее состояние исследований по этой проблеме в зарубежной и отечественной науке.

Весьма продуктивной и необычной выглядит идея представить предметное поле изучения социальной коммуникации в виде своеобразного "предметного куба", названного так автором, позволяющего наглядно рассмотреть наиболее значимые аспекты изучаемого объекта: философский, социологический, психологический, культурологический, лингвистический и технический. Кроме того, для наилучшего раскрытия содержания социально-коммуникационных явлений в пространственно-временном континууме автор вводит их двухмерное измерение: синхроническое и диахроническое, позволяющее проследить эволюционные изменения социальных коммуникаций в процессе развития и смены цивилизаций, что делает их изучение исторически детерминированным.

Существенно, что уже во введении А.В. Соколов дает исходную трактовку базовой категории социальной коммуникации, четко определяет объект и предмет излагаемой теории, которыми становятся сама социальная коммуникация, понимаемая как "движение смысла в социальном времени и пространстве" и главные составляющие социальных коммуникаций: "социальная память" и "социально-коммуникационная деятельность" в их теснейшей взаимосвязи.

Очень важен и непривычен инженерно-технический способ изложения материала, заключающийся в схематизации смыслов, использовании диаграмм, таблиц, чертежей и иных графических интерпретаций авторских идей, что делает их наглядными и более доступными для усвоения.

Рамки рецензии не позволяют рассмотреть и проанализировать содержание всего пособия, поэтому остановимся на оценке глав, наиболее важных для изучения столь сложной междисциплинарной проблематики: первой - "Коммуникационная деятельность и коммуникационные явления"; пятой - "Смысл и понимание"; седьмой - "Деятельностный подход к социальной коммуникации".

Фундаментом всей работы, ее "методологическим камертоном", несомненно, служит первая глава. В ней на основе развернутой аргументации дается характеристика ключевому понятию социально-коммуникационной теории - "коммуникации", прослеживается этимология и эволюция данного понятия, определяются два рода смысловой коммуникации, выявляются ее отличительные признаки, выстраивается типовидовая структура социальной коммуникации на базе общефилософского определения. Ценность предложенной классификации видов социальной коммуникации заключается в точном выборе единого основания - носителя коммуникации, что делает неотторжимым классификационный признак от основания, объективизируя предложенную классификацию.

Также четко дифференцированы понятия - коммуникационные явления, процессы и их синтез - "коммуникационная деятельность" в ее разных формах: общение, обслуживание, подражание, управление и обучение.

Следующим малоизученным коммуникационным явлением предстает "социальная память", без которой не может существовать и само человечество. Это явление особенно необходимо исследовать применительно к библиотечно-информационной сфере, призванной к хранению и передаче смыслов во времени и пространстве.

Именно об этой миссии библиотек как "памяти общества" говорит и Д.С. Лихачев, утверждая, что без библиотек культурное общество выжить не сможет.

Признавая социальную память важнейшей базовой категорией теории социальной коммуникации, А.В. Соколов рассматривает ее природу, четко структурируя содержание, выделяя в нем ретроспективную и текущую части, которые соответственно состоят из артефактов, документов естественного языка, социальных норм, недокументированных смыслов, технологических умений. Общая структура социальной памяти в подобной интерпретации в научной литературе встречается впервые и в этом несомненная удача и заслуга автора.

На основе анализа природы социальных коммуникаций и их разнообразных проявлений во времени и пространстве А.В. Соколов приходит к необходимости сформулировать впервые законы социальной коммуникации. Это невероятно сложная и смелая попытка, но она, по-видимому, требует более обстоятельной проверки временем и подтверждения фундаментальными исследованиями других ученых.

В данной главе выясняется соотношение культуры и социальной коммуникации в их сущностно-бытийных проявлениях и семантических интерпретациях с точки зрения существующих научных концепций культуры, что является существенным для всей работы в целом.

Понимая всю сложность этого вопроса и невозможность исчерпать его содержание в одной работе, автор признает его пока открытым, но в то же время предлагает свою трактовку совпадения культуры и социальной коммуникации как области культурного наследия и сферы распространения, обмена, потребления и освоения культурных ценностей, что, несомненно, может и должно стать широким полем последующих исследований, с чем, по-видимому, внутренне согласен и сам автор.

Другой идеей, без которой нет и не может быть социальной коммуникации, можно считать соотношение смысла и понимания, чему посвящается вся пятая глава пособия.

Задаваясь мировоззренческим вопросом: что такое "смысл"?, А.В. Соколов сознательно избегает абстрактных рассуждений философского толка и обращается к семантике понятия в различных его трактовках, от словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова до определений, принятых в современной логике, лингвистике, психологии. Он приходит, по-видимому, к единственно правильному пути экспликации понятия "смысл" - созданию на основе многообразных связей его с другими семантически близкими понятиями умозрительного пространственного поля смыслов, представляя его, как и ранее - графически. Именно этот подход позволяет найти биполярное решение поставленной задачи: рассмотреть понятие "смысл" с культурологической и бытийной точек зрения.

Более всего нас интересует культурологический аспект. Но в том и другом плане смысл понимается А.В. Соколовым как некое "сокровенное духовное начало" либо в культуре, либо в природе. Это логично переводит проблему в плоскость познания, поскольку "сокровенное" значит непознанное, нераскрытое, тайное. Подтверждением этому могут служить слова Ф.И. Тютчева: "Мысль изреченная есть ложь". Для теории социальной коммуникации главным представляются многообразные культурологические смыслы. на что обращает внимание и автор. Причем, и это важно для современной культурологии, смыслы интерпретируются как духовные ценности культуры. Это позволяет рассматривать социально-коммуника-ционную деятельность как деятельность по созданию, освоению и трансляции духовных культурных ценностей в хронотопной системе координат. Такой подход согласуется с существующими научными позициями в культурологии и библиотечно-информационной науке.

А.В. Соколов предлагает многомерную классификацию культурологических смыслов по трем основаниям: субъектам, воплощению и истокам. По носителям различаются личностные и социальные смыслы. И, говоря о хранении социальных смыслов, автор возвращается к одному из центральных понятий - "социальной памяти", выделяя в ее ретроспективной части орудийные и знаковые смыслы, а в текущей - знания, умения, верования, выходя на уровень ментальности конкретного исторического общества.

Далее, оценивая способы овладения смыслами, А.В. Соколов называет единственный - их понимание, которое может осуществляться путем либо познания, либо коммуникации.

А.В. Соколов, по вполне объяснимым причинам, акцентирует внимание на коммуникационном понимании, его формах, поиске критериев нашими и зарубежными учеными, поскольку эта проблема находится на острие современного гуманитарного знания. Опираясь на достижения герменевтики, занимающейся философским истолкованием познавательного понимания, автор неминуемо выходит на проблему чтения как коммуникационного понимания. Несмотря на то, что вопросы чтения достаточно основательно прорабатывались в рамках библиотековедения, начиная еще с трудов по библиопсихологии Н.А. Рубакина, заслуга автора данной работы в том, что он сумел внести свой вклад в понимание проблемы. Так, он предлагает оригинальную классификацию пользователей книги и мотивов чтения. Привычное понятие "читатель" заменяет новым, уже широко распространенным в сфере компьютерных технологий - "пользователь". Свидетельствует ли это о слиянии информационной и библиотечной сфер в единую, или это просто удобный термин? Вероятно, ценность подобного нововведения проверит время и реальная библиотечная жизнь.

Особый интерес, вероятно, вызовет у читателей седьмая глава, посвященная деятельностному подходу к социальной коммуникации в силу как нетрадиционного предмета рассмотрения, так и оригинальности взглядов автора, развивающего идеи игры как доминирующей деятельности в жизни не только людей, но и животных, изложенные ранее в трудах К. Гросса и особенно в книге И. Хейзинги "Homo Ludens". Всеобъемлющий характер игровой, как и социально-коммуникационной деятельности сближает их. Но, как верно замечает автор, это вовсе "не значит, что любая социальная коммуникация есть игра", и не любая игра представляет собой социальную коммуникацию. Лишь высшие формы их проявления сближаются друг с другом. Все это позволяет А.В. Соколову построить классификацию игровых видов социально-коммуникационной деятельности, чего до него не было сделано.

Другим принципиальным моментом является определение логического соотношения между понятиями "игра", "творчество", "социальная коммуникация", показанное на схеме, помещенной в пособии.

И уж совсем неожиданным представляется обращение автора к сложнейшему явлению в современном искусстве - постмодернизму, трактуемому им как интеллектуально-эстетическая игровая деятельность. И это не праздный интерес - анализ постмодернистских тенденций позволяет прийти к выводу об усилении социально-коммуникационной деятельности и спроса на коммуникационные услуги в будущем постиндустриальном обществе. В этом обществе, как никогда ранее, возрастает роль информации и коммуникации, а следовательно, значение библиотек и других информационных органов как социально-коммуникационных центров.

В других главах, на анализе которых не позволяют остановиться рамки рецензии, но не менее ценных в учебном и научном плане, А.В. Соколов рассматривает семиотические и семантические проблемы социальной коммуникации, обновляет свои идеи об информацонном подходе к социальной коммуникации, рассматривает ее с позиций системного подхода и на этой основе предлагает фундаментальное понятие социальной информационно-коммуника-ционной системы (СИКС), идея которой уже была представлена в его более ранних работах, но здесь нашла свой завершенный, логически стройный вид.

Именно такая система, под которой автор понимает исторически сложившуюся, многоцелевую, многофункциональную систему коммуникационного обслуживания, объединяющую в себе систему образования, массовой информации, документальной коммуникации, научно-технической информации, соответствующие социально-коммуникационные институты, к числу которых в первую очередь относятся библиотеки, способна удовлетворить многообразные коммуникационные потребности общества.

Венчает эту работу восьмая глава - "Система социально-коммуникационных наук" и заключение, определяющее точное место теории социальной коммуникации в общей системе наук и обозначающие перспективы ее развития. Подтверждением этому служит программа и содержание общего курса, состоящего из пяти частей, дающих ясное представление о путях создания этого нового для российской гуманитарной науки учения.

Следует приветствовать выход этого учебного пособия и сожалеть, что сравнительно небольшой тираж (три тысячи экземпляров) и непрофильность для библиотечной среды места издания (С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов) не даст возможности познакомиться с этим уникальным курсом всем, кому он необходим.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России