Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.53

Шилов В.В.


Обязательный экземпляр. Проблемы контроля

Известен расхожий афоризм: культура не декретируется, а любовно выращивается. Одно из сильнейших средств создания условий для формирования культуры - законодательство. Нормы права, прямые или косвенные, оказывают самое непосредственное влияние на некоторые области библиотечной деятельности. Текущее комплектование библиотечных фондов - именно та область, которая позволяет сказать: какие законы мы создали, такие у нас и фонды.

Условия обеспечения полноценного текущего комплектования:

    1) наличие достаточно полной и оперативной информации об издательской продукции;

    2) соблюдение установленных правил (принципов, критериев) отбора;

    3) наличие ресурсов, позволяющих библиотеке приобрести необходимые издания;

    4) наличие средств, обеспечивающих доставку приобретенных изданий в библиотеку.

Мы намерены рассмотреть сложившуюся ныне правовую обстановку относительно первого и четвертого из перечисленных условий, которые находятся в особой, как показано ниже, взаимозависимости.

Процессы, связанные с формированием свободного отечественного книжного рынка, привели к разрушению традиционной системы книгораспространения. Это вызвало следующие важные последствия:

    1. Система информационного обеспечения текущего комплектования, действовавшая в эпоху государственного регулирования книжного рынка (до 1992 г.), практически не существует. Тематические планы выпускает незначительное число издательств.

    2. Отмена цензуры, реформирование ее местных органов привели к утрате функций контроля за доставкой обязательных экземпляров документов.

Важным шагом в решении проблемы информационного обеспечения текущего комплектования ныне признается образование российской библиографической системы "Books in print". Ее назначение - обеспечение оперативной связи между производителями документов, поставщиками, продавцами и потребителями (библиотеками, индивидуальными покупателями) с помощью ряда средств, основанных преимущественно на использовании электронной информации. В принципе нужна информация о печатающейся, подготавливаемой к печати, вышедшей в свет продукции, о наличии ее в продаже. Система должна обеспечивать сбор заказов, ретрансляцию по назначению и, естественно, гарантировать их выполнение. Организационно-правовая основа ее - договорные отношения между участниками.

Первые выпуски каталогов "Books in print" показали их невысокую эффективность ввиду, главным образом, неполноты необходимой информации. В каталог, как правило, попадают остатки нераспроданных тиражей. Выявилась имеющая экономический характер незаинтересованность издательств в проекте: если издание расходится обычным путем, нет нужды давать о нем информацию в каталоге. Но это не устраивает библиотеки, которым нужны гарантии поступления изданий.

В этих условиях должен заработать механизм правовой защиты библиотек, правового обеспечения полноты комплектования их фондов. Концепция такого механизма: никто больше, чем библиотеки, не заинтересован в полноте и оперативности информации о текущей издательской продукции. Но для достижения полезного эффекта нужно наделить их соответствующими полномочиями.

Существенную роль в предлагаемой концепции совершенствования "Books in print" может сыграть законодательство об обязательном экземпляре. Узловым моментом для рабочей эксплуатации системы на практике должно стать сочетание контроля за доставкой обязательного экземпляра с передачей информации об издании в систему "Books in print".

Собрать информацию, достаточно корректную, чтобы использовать ее как основу упомянутой информационной системы, способны только центральные библиотеки регионов. В отличие от Российской книжной палаты они могут непосредственно контактировать с местными производителями издательской продукции.

В настоящее время в таких субъектах Федерации, как края, области и автономные округа, самостоятельные книжные палаты не образованы. Назрела необходимость расширения функций региональных ЦБ и придания им статуса книжных палат региона, подобно тому, как это осуществлено ранее в некоторых национально-территориальных образованиях России. Такая мера требует законодательного оформления. В этом случае библиотеки получат возможность контролировать доставку обязательных экземпляров в своих и общегосударственных интересах.

Закон Российской Федерации "Об обязательном экземпляре" распределяет функции контроля за доставкой между Российской книжной палатой (общероссийский обязательный экземпляр) и региональными учреждениями по усмотрению органов государственной власти в регионах-субъектах РФ (местный обязательный экземпляр). Таким образом, после ликвидации системы Главлита и реформирования его местных органов, с одной стороны, и принятия упомянутого федерального закона - с другой, функции контроля за доставкой обязательных экземпляров оказались размытыми. Библиотеки, которые получают обязательные экземпляры, называют умопомрачительные цифры недопоставок.

Разделение функций по контролю за доставкой местного и федерального обязательных экземпляров между центральными и местными учреждениями ведет к неразберихе. В результате по поводу одних и тех же изданий в издающую организацию обращаются разные учреждения, причем в разное время. Таким способом невозможно обеспечить ни формирование единого информационного пространства в государстве, ни создание полноценной национальной и краеведческой библиографии. Необходимо, чтобы центральные библиотеки регионов имели право контролировать доставку по назначению полного комплекта обязательных экземпляров: как местного, так и федерального. Требуется корректировка федерального закона об обязательном экземпляре.

Важная сторона проблемы контроля за доставкой обязательных экземпляров - выбор объекта контроля: издательство или полиграфическое предприятие. Согласно существовавшим ранее "Единым правилам печатания произведений печати", обязанности доставки (высылки) обязательных экземпляров возлагались на типографии и печатно-множительные подразделения в издающих организациях. Подобная установка приводила к искажению механизма действия системы местных обязательных экземпляров, поскольку размещение полиграфических предприятий не соответствовало географии издательской деятельности. В результате многие областные библиотеки не получали местных обязательных экземпляров, хотя соответствующие издательства находились в одном с ними городе. Ныне при подготовке местного законодательства об обязательном экземпляре необходимо переходить от "полиграфического принципа" контроля к "издательскому принципу". В качестве объекта контроля за доставкой ОЭ нужно избрать именно те издательства и издающие организации, юридический адрес которых соответствует местоположению центральной библиотеки региона.

Разумеется, для оформления своевременных заказов на издательскую продукцию (для библиотек это так называемые предварительные заказы) необходимо, чтобы издательства предоставляли информацию об изданиях, подготавливаемых к выходу в свет. Считается, что это требование противоречит интересам издательств, так как раскрывает тайну издательского портфеля. На наш взгляд, это опасение преувеличено. Иначе говоря, издательский портфель распадается на три части: новинки, переводы, переиздания. Что касается новинок, издательство имеет дело с автором, который передал свою рукопись, очевидно, только в данное издательство. Анонсирование подобных произведений - сплошь и рядом. То же самое - переводы, осуществить их пиратским способом с должным качеством - вещь невыполнимая. Остаются переиздания. Поскольку первоисточники доступны, как правило, всем желающим их переиздать, то и проблема секретности переизданий надуманна. В данном случае выиграет тот, кто первым сумеет оценить коммерческий успех переиздания и организует его производство.

Тем не менее, возлагая на ЦБ региона функции контроля за доставкой обязательных экземпляров и право получения информации об изданиях, подготовленных к выпуску в свет, необходимо также законодательным образом возложить на библиотеку обязанность сохранять коммерческую тайну издательств и передавать информацию только по прямому назначению - для подготовки каталогов "Книга в наличии и печати".

Нам представляется, что ЦБ регионов смогут найти внутренние резервы для организации этой работы. Перераспределение функций в отделах комплектования и обработки в связи с общим сокращением объемов текущих поступлений, возможно, позволит изыскать необходимые резервы. Наиболее предпочтительный путь - возложение необходимых обязанностей на отделы краеведения.

Участие в системе требует от ЦБ регионов серьезных дополнительных усилий по сбору информации о местном книжном рынке, причем эту информацию они предоставляют бесплатно. В то же время самим библиотекам предлагается покупать продукт, фактически создаваемый их совместными усилиями. Эту ненормальную ситуацию можно исправить с помощью договоров между Российской книжной палатой и региональными учреждениями. Однако используя их, трудно решить вопрос о равноправных партнерских отношениях. Конечно, беря на себя дополнительную нагрузку, внося существенный вклад в формирование единого информационного пространства, региональные ЦБ должны иметь доступ ко всей информации, в частности, получать каталоги "Books in print" на льготных условиях.

Можно предусмотреть также восстановление системы контроля за доставкой ОЭ с помощью возложения соответствующих обязанностей на налоговую инспекцию, поскольку затраты на печатание и доставку нужного числа экземпляров могут быть отнесены к себестоимости тиража или зачтены в качестве уплаты части налогов. Такой путь гипотетически возможен, но будущее все же за чисто библиотечным решением проблемы на федеральном уровне. Что касается контроля за доставкой обязательных экземпляров, правовая норма должна основываться на принципе единства исполнения, т. е. быть общегосударственной, а ее исполнение следует закрепить за региональными учреждениями.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России