Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Кузьмин Е.И. Библиотеки на службе общественному прогрессу.
|
Годы | Поступление изданий (тыс. экз.) |
---|---|
1990 | 59446 |
1991 | 54659 |
1992 | 51793 |
1993 | 52986 |
1994 | 39092 |
1995 | 31591 |
1996 | ? |
По экспертным оценкам, 40% библиотечных фондов составляют книги, практически не востребуемые, морально устаревшие. От 60 до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов — нет нужной литературы, невозможно получить необходимую информацию. Значительно возросла доля физически изношенных фондов.
Крупнейшие библиотеки регионов России комплектуются нерегулярно (соответственно, случайной литературой) и в несколько раз хуже, чем заурядные библиотеки маленьких городков на Западе. Даже в главных библиотеках страны комплектование все больше приобретает "провинциальный" (в худшем смысле этого слова) характер, если вообще происходит. Пополнение фондов федеральных библиотек поддерживается на минимально допустимом уровне полноты в основном за счет бесплатного обязательного экземпляра изданий, получаемого лишь четырьмя федеральными библиотеками из девяти, находящихся в ведении Министерства культуры РФ.
Возросшие полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры приводят к усилению неравномерности возможностей библиотечного обслуживания, а значит — доступа к информации. Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек субъектов Федерации в 1995 г. в целом по России различались в 15 раз, затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились в 100, а в целом по России — в 1000 раз. Появились бедные, а точнее, нищие в информационном отношении территории. И это дополнительная серьезная опасность, препятствующая стабилизации нашего общества.
В 1995 г. даже в центральные библиотеки Псковской, Амурской, Калининградской областей, Алтайского края, Марийской Республики и других субъектов Федерации не поступило более 90% изданной в России литературы.
Резко снизились поступления в библиотеки иностранной научной и социально значимой литературы — по сравнению с советским периодом положение значительно ухудшилось. Даже в Российской государственной библиотеке (РГБ) и Российской национальной библиотеке (РНБ), по сравнению с 1995 г., они уменьшились в два раза. Скудное получение современной мировой научной литературы усугубляет отставание России в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождает информационный дефицит в науке, образовании и экономике в целом. При этом необходимо иметь в виду, что даже в самые благополучные советские годы все библиотеки СССР в совокупности комплектовали лишь около 5% издававшейся за рубежом значимой литературы, главным образом — научно-технической и естественнонаучной. Для сравнения: в это же время библиотеки США приобретали в десять раз больше — около 50%, а распределялась эта литература равномерно по территории всей страны. У нас же она оседала в основном в главных библиотеках Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Специалистам из провинции приходилось приезжать в эти города. В настоящее время такой возможности почти ни у кого нет из-за высокой стоимости транспортных и гостиничных расходов.
Предоставление литературы по МБА из-за взвинчивания почтовых тарифов и ненадежности почтовых пересылок свелось к минимуму, т. е. МБА фактически распался.
Из-за отсутствия финансирования в 1996 г. ухудшились условия безопасности и сохранности библиотечных фондов. При этом в библиотеках России более 60% редких и ценных материалов нуждаются в реставрации, 3 млн документов требуют срочных восстановительных мер, из них около 0,5 млн нуждаются в спасении. Реставрации требуют не только древние материалы, но и архивные документы и издания XIX—XX вв., напечатанные на бумаге с повышенной кислотностью.
Условия хранения книжных памятников в библиотеках не соответствуют требуемым стандартам. Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии, многие из них поражены грибком и являются источником опасности для хранящихся там фондов.
В книгохранилище РГБ, рассчитанном на 10 млн томов, хранится 20 млн томов, 3 млн томов заштабелировано. Концентрация пыли превышает допустимую норму в 2,5 раза, содержание сернистого газа в 4, окиси азота в 22 раза, температура воздуха достигает +26(С при норме +18(С, а относительная влажность — 90% при норме 50%. Более 1 млн экз. редких и ценных изданий, хранящихся в РГБ, нуждаются в срочной реставрации переплетов, около 20 млн листов — в реставрации бумаги и пергамента. При сохранении существующей организации реставрационных работ на восстановление этих изданий потребуется 550 лет.
Помещения, в которых 8 лет хранятся вывезенные из Дома Пашкова на период его реставрации (как предполагалось, на 2 года) ценнейшие рукописные фонды РГБ, не только не обеспечивают элементарную безопасность и сохранность фондов, но и разрушающе действуют на них.
Подобным образом дела обстоят и в других крупнейших библиотеках России. В последние годы аварийные и чрезвычайные ситуации возникали в РНБ, РГБ, ГПИБ, РГБИ, ГОПБ, главных библиотеках Курска, Перми, Смоленска и др.
Из-за отсутствия финансирования в 1996 г. не состоялись 5 важнейших межрегиональных научно-практических конференций по проблемам дальнейшего развития библиотечного дела.
В 1996 г. подпрограмма "Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов" федеральной программы "Развитие и сохранение культуры РФ" (1993—1996 гг.) профинансирована лишь на 6% от запланированного (740 млн руб. из запланированных 12 млрд руб.).
Несмотря на это, Министерство культуры РФ продолжало работы в рамках определенных ранее приоритетных направлений политики модернизации библиотечного дела:
Разумеется, в условиях практически полного отсутствия средств пришлось сосредоточить внимание только на тех основных задачах в рамках каждого приоритетного направления, которые или требовали минимального финансирования, или для их решения смогли привлечь внебюджетные средства. Активную поддержку важнейшим федеральным проектам оказывал и продолжает оказывать Институт "Открытое общество".
В 1994 г. приняты федеральные законы "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов". Законодательно установлены принципы деятельности библиотек, "гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность". Такое понимание роли библиотек в России зафиксировано на государственном уровне впервые.
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.
Выполнение этой важной социальной задачи, в первую очередь — обеспечение равных прав на оперативное получение информации всеми гражданами России независимо от места проживания, общественного положения и сферы деятельности возможно только при внедрении и развитии в общедоступных библиотеках новых электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным надежным каналам связи. В нынешних условиях это становится одним из важнейших факторов развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса.
Информатизация библиотечного дела в России, особенно в провинции, имеет и ярко выраженный политический смысл. Усиливающаяся децентрализация жизни громадной страны требует укрепления информационных взаимосвязей как непосредственно между регионами, так и между регионами и центром, что, в свою очередь, диктует необходимость компьютеризации региональных библиотек, развития компьютерных библиотечных сетей. Их первостепенная роль может стать новым фундаментом при создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных, восстановлении во многом утраченных информационных и культурных связей России со странами СНГ и Балтии.
Массовое внедрение компьютерных технологий в российских библиотеках началось на рубеже 1980—1990 гг. В конце 1996 г. информатизация в той или иной степени охватила большинство ведущих федеральных библиотек, 90% региональных научных, около 30% региональных юношеских и детских библиотек, значительную часть библиотек высших учебных заведений.
Наибольшие успехи в этой в области достигнуты в ГПНТБ России, ГЦНМБ, БЕН РАН, ГПИБ, ВГБИЛ, ЦНСХБ РАСХН, РКП, НБ МГУ, ГПНТБ СО РАН, Тульской, Ивановской, Карельской, Ростовской, Екатеринбургской, Кемеровской, Красноярской, Якутской, Омской региональных научных библиотеках, юношеских библиотеках Краснодарского края, Пензенской и Новосибирской областей и др.
Многие федеральные и региональные научные библиотеки стали абонентами сети РЕЛКОМ, некоторые из них подключены к Интернет и создали у себя классы коллективного доступа к Интернет — своеобразные электронные читальные залы.
В отдельных регионах предприняты попытки создания межведомственных региональных библиотечных сетей.
В некоторых крупных библиотеках (ГПНТБ России, ГЦНМБ и др.) созданы значительные по объему электронные каталоги и базы данных, которые регулярно используются для обслуживания читателей. В ГПНТБ России функционирует автоматизированная система "Российский сводный каталог научно-технической литературы". В РКП созданы электронные каталоги, насчитывающие 2,5 млн библиографических записей. Усилиями РКП и компании "Мир — Диалог" выпущено в свет и распространено по региональным библиотекам России 2-е издание "Российской национальной библиографии" на CD—ROM, содержащее информацию о 850 тыс. книг, изданных в СССР и России с 1980 по 1995 г.
Однако, несмотря на очевидные, с точки зрения библиотечных профессионалов, но отдельные успехи в области информатизации, достигнутые за эти годы в библиотечном деле, по мнению пользователей, положение в целом выглядит гораздо менее радостным.
В подавляющем большинстве пользователи библиотек не имеют доступа к информации, накопленной в других библиотеках и информационных центрах. Работы в сфере телекоммуникационных технологий почти повсеместно находятся в лучшем случае в стадии опытной эксплуатации. Да и состояние дел по созданию библиотеками электронных информационных ресурсов нельзя признать удовлетворительным.
Из 89 региональных научных библиотек только в 10 имеются электронные каталоги объемом свыше 100 тыс. библиографических записей, в 50 других он колеблется от 10 до 50 тыс. записей.
На начало 1997 г. в библиотеках насчитывалось в совокупности не более 5 тыс. компьютеров. На одну крупную региональную библиотеку в среднем приходится по 15—17 ПЭВМ при потребности 50—60.
Большие трудности у библиотек и с выбором программного обеспечения для автоматизации внутрибиблиотечных технологий.
Лучшие отечественные системы ориентированы на традиционные для нашей страны библиотечные технологии. Однако по ряду параметров, таких, как надежность, наличие встроенных средств доступа к глобальным сетям, уровень сервиса, качество пользовательских интерфейсов и степень интегрированности, они все еще уступают зарубежным аналогам.
Наиболее распространенные зарубежные системы хорошо отлажены, построены на основе самых современных коммерческих систем управления базами данных, но имеют несравненно более высокую стоимость, недостаточно приспособлены к принятым в России библиотечным технологиям, стандартам и форматам, что требует их серьезной и дорогостоящей адаптации.
Оценивая состояние библиотечной информатизации в целом, можно констатировать, что активизация этой работы в 1994—1995 гг. несколько сократила наше отставание от развитых зарубежных стран. Однако ухудшение экономической ситуации в стране в 1996 г. и отсутствие финансирования затормозило этот процесс. Более того, в условиях прогресса информационных технологий результаты уже проделанной работы быстро устаревают, так как требуют постоянной поддержки.
Необходимо подчеркнуть, что задача преодолеть отставание требует крупных инвестиций в эту сферу, особенно в создание технической и программной инфраструктур.
Не менее важным фактором представляется наличие продуманной и взвешенной единой государственной политики в области автоматизации библиотечного дела. В России такая политика фактически только начинает формироваться прежде всего силами Министерства культуры РФ, которое стало инициатором в координации процессов информатизации библиотек различных ведомств. Целью этой политики является обеспечение свободного доступа граждан к интегрированным информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникации.
Для достижения этой цели должны быть разработаны организационно-управленческие, правовые, финансовые, научно-методические и технические основы, обеспечивающие создание, развитие, поддержку, функционирование общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети, ее взаимодействие с другими отечественными и зарубежными информационными сетями.
Работы по созданию общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети объединены в программу ЛИБНЕТ, которая является частью Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие культуры и искусства (1997—1999 гг.)", утвержденной Правительством России и получившей статус Президентской.
Программа ЛИБНЕТ предусматривает работу по следующим основным направлениям:
Программа ЛИБНЕТ реализуется под руководством Межведомственного экспертного совета по проблемам информатизации библиотек России (МЭС), созданного при Министерстве культуры РФ. В состав МЭС входят руководители и ведущие специалисты главных библиотек России разной ведомственной принадлежности.
К настоящему времени в рамках программы ЛИБНЕТ получены следующие основные результаты:
Разработка и реализация программы осуществляется при финансовой и политической поддержке ЮНЕСКО.
В 1995 г. Министерство культуры РФ совместно с Роскомпечати и РКП начали создание Российской национальной системы "Books in print" ("Книги в наличии и печати"), обеспечивающей сбор и накопление в одной базе данных информации о готовящихся и находящихся в печати и продаже книгах, предоставление этой информации всем заинтересованным лицам и организациям. Развитость этой системы является индикатором зрелости книжного рынка страны.
К настоящему времени создана система сбора и обработки информации о книгах, вышедших в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине, что позволило охватить 50% всех книг, одномоментно присутствующих на российском книжном рынке. Издано 4 каталога в книжной форме и 8 каталогов в электронной форме, распространенных среди библиотек, издателей и в книжной торговле. К настоящему времени охвачено уже около 1000 наиболее значимых издательств, чья книжная продукция представлена в каталогах "Books im print" — это в 2,5 раза больше, чем в 1995 г.
База данных о книгах в наличии и печати включает в настоящее время около 20 тыс. названий (в 1995 г. — 5 тыс. названий). Разработана технология издания электронных каталогов, представляющих указанную информацию в виде базы данных.
В 1996 г. происходило внедрение каталогов "Books in print" в повседневную практику работы библиотек во всех регионах России. Растет число подписчиков на этот каталог, он становится все более популярным и необходимым в работе. Ряд регионов (например, Кировская, Ивановская области) начали предоставлять информацию в РКП о местном книгоиздании.
На разных этапах проект финансировался тремя российскими федеральными ведомствами — Министерством культуры, Государственным комитетом по печати, Государственным комитетом по науке и технологиям, а также Институтом "Открытое общество". Удачно найдены и партнерские отношения с издательством "Либерея", все более мощно и интересно работающим на библиотечном рынке.
На данном этапе развития книжного сектора в России библиотеки, как наиболее организованные его субъекты, должны пропагандировать систему "Books in print" в среде книгоиздателей и книготорговцев, чтобы сделать ее полноохватной, самонастраивающейся и за счет частного сектора вывести на уровень самоокупаемости.
В 1996 г. Министерство культуры РФ совместно с Российской библиотечной ассоциацией, РНБ, РГБ, ВГБИЛ начали разработку Государственной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов.
На основе ежегодного анкетирования библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры, создана база данных по хранилищам редких фондов, содержащая информацию об их составе, условиях хранения и использования, реставрации и консервации, чрезвычайных ситуациях. Начато выявление в библиотеках России книжных памятников и их собраний, нуждающихся в немедленном спасении. Однако планировавшиеся в 1996 г. программы обследования фондов редких и ценных книг областных библиотек, перенесших пожары, затопления и другие чрезвычайные ситуации, отбора книжных памятников, находящихся в аварийном состоянии, их срочной консервации и реставрации не реализованы из-за отсутствия финансирования.
Не осуществлена также программа поэтапного оснащения хранилищ редких и ценных фондов современным оборудованием и внедрения новых технологий в процессы реставрации и консервации фондов, требующая значительного финансирования.
В 1996 г. велась работа по созданию системы нормативных документов, регламентирующих сохранение книжных памятников. Подготовлены проекты положений об учете, регистрации, хранении и использовании памятников письменности и печати, которые в ближайшее время будут вынесены на обсуждение библиотечной общественности.
Подготовлен проект Положения о библиотечном страховом фонде документов, имеющем большое значение для обеспечения сохранности библиотечных фондов.
Начиная с 1995 г. совместно со Школой консервации и реставрации книг "Раритет" ежегодно проводятся конкурсы на лучший авторский художественный переплет. Цель этих конкурсов — поддержание традиций российского переплетного искусства, выявление активных, творчески работающих мастеров, а также обмен профессиональной информацией и оказание помощи в организации переплетных и реставрационных работ.
Около двух лет ведется работа с Государственным таможенным комитетом России (ГТК) по введению в действие международного Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 нояб. 1950 г. и Протокола к нему от 26 нояб. 1976 г. ("Флорентийская конвенция"), к которому Россия присоединилась в соответствии с постановлением Правительства РФ № 795 от 06.07.94. В феврале 1996 г. изданы указания ГТК, в которых реализована значительная часть положений конвенции. В соответствии с данным документом таможенное оформление большей части материалов просветительного, научного и культурного характера при ввозе и вывозе из страны производится без взимания таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. К настоящему времени подготовлен и находится на согласовании документ, который в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ должен ввести в действие положения конвенции во всем объеме.
Новое качество приобрело сотрудничество российских библиотек с зарубежными и международными организациями. Это касается участия делегаций российских библиотекарей в Генеральных конференциях ИФЛА, стажировок наших специалистов за рубежом, открытия зарубежных читальных залов в библиотеках, организации крупных международных конференций в России.
Из подобных конференций, проведенных Министерством культуры РФ в 1996 г., необходимо особо отметить две:
Принципиально новый импульс к расширению сотрудничества внутри всего книжного сектора дала конференция "Читающая Россия: реальности и мифы", проведенная 24 дек. 1996 г. в Москве (совместно с Всеобщей конфедерацией профсоюзов, Российским фондом чтения им. Н.А. Рубакина, журналом "Библиотека".) В ней участвовали представители библиотек, издательств, книготорговых организаций, органов управления, исследователи, преподаватели вузов.
Стало традицией проводить ежегодные "директорские" конференции, посвященные проблемам формирования и развития государственной политики в области библиотек. В этих конференциях принимают участие руководители крупнейших федеральных и региональных библиотек, издательств, книготорговых фирм, информационных центров, органов культуры, представители федеральных ведомств. За последние 5 лет такие конференции состоялись в Туле (1993 г.), Ростове-на-Дону (1995 г.), Омске (1996 г.), Кемерове (1997 г.).
При содействии Министерства культуры РФ российские библиотеки широко представляли свою издательскую продукцию на международных книжных ярмарках в Лейпциге (1995—1997 гг.) и Франкфурте-на-Майне (1996 г.).
По итогам исследований, проходивших в 1994—1995 гг., в 1996 г. состоялся Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению, в котором участвовали 28 организаций и 14 индивидуальных авторов, представивших 65 монографий, библиографических трудов и научно-методических разработок по наиболее актуальным библиотечно-информационным проблемам.
Совместно с Госкомприроды РФ и Минобразования РФ проведен Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения, в нем приняли участие 14 тыс. библиотек всех систем и ведомств. Работа библиотек по экологическому просвещению организуется совместно с образовательными и природоохранительными учреждениями и организациями. На этом примере можно видеть, что библиотеки функционируют как целостная отрасль информационной, образовательной и культурно-просветительной деятельности, где сходятся интересы общества, государства и личности.
В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" значительное внимание уделено организации информационного и библиотечного обслуживания инвалидов. В последнее время для этого используются не только специальные библиотеки (для слепых, для глухих), но и сеть общедоступных библиотек. Осуществляется издание книг по системе Брайля и на кассетах. В рамках Президентской программы "Дети России" в РГБС для детей-инвалидов осуществлена аудиозапись 74 книг по различным отраслям знания. Однако из-за недостатка средств выпуск специализированных изданий сократился по числу названий и тиражам. В недостаточном объеме приобретаются современные технические средства для обслуживания инвалидов (брайлевские дисплеи и принтеры, синтезаторы речи и др.).
В целях укрепления правовых основ библиотечного дела в стране созданная при Министерстве культуры РФ рабочая комиссия по библиотечному законодательству инициировала разработку и принятие региональных библиотечных законов в 15 субъектах РФ. В этих актах значительно детализированы и расширены положения федерального законодательства, защищающие социальную роль и статус библиотек как гарантов прав личности на свободный доступ к информации.
* * *
Опыт развития библиотечного дела в мире показывает, что определяющим фактором прогресса библиотечной отрасли является корпоративная работа библиотек по всем направлениям, в том числе в сетях передачи данных. Поэтому на передний план выдвигается задача консолидации интеллектуальных и финансовых ресурсов как библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности (что в определенной степени уже достигнуто), так и органов государственного управления, в ведении которых они находятся. Только это может служить хорошей основой модернизации библиотечного дела, реализации важнейших общенациональных программ информатизации, сохранения культурного наследия и др.
Перед подавляющим большинством российских библиотек, с одной стороны, стоят примерно те же задачи, что и перед библиотеками наиболее развитых зарубежных стран двадцать лет назад, а с другой стороны, в какой-то мере российские библиотеки находятся в лучшем положении, поскольку за это время научно-технический прогресс и человеческая мысль не стояли на месте и открылись новые возможности, позволяющие решать более сложные проблемы. Эти возможности нельзя упускать, ибо отставание в модернизации библиотечной инфраструктуры грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сфере, но и стране в целом.