Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Кузьмин Е.И.
Министерство культуры Российской Федерации


Библиотеки на службе общественному прогрессу.
Модернизация и сотрудничество библиотек.
Приоритеты государственной политики Министерства культуры России

В последние годы мы все стали свидетелями больших изменений в представлениях о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, роли в политической жизни, развитии демократии и местного самоуправления. Это происходит одновременно на профессиональном, правительственном и обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников. Библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся каждые 5 лет.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека уже не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив". Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей и предоставление информации из удаленных источников стало нормой в библиотеках западных стран: отсутствие такого сервиса — чрезвычайная редкость, вызывающая недоумение. И у нас эти тенденции все сильнее дают о себе знать.

Наивно полагать, что новые информационные технологии сами по себе мощно и стремительно вторглись в библиотеки, чтобы расширить их возможности и преобразить до неузнаваемости. Западные, особенно американские, библиотекари с их прагматичными подходами всегда стремились быть конкурентоспособными, расширяя набор библиотечных услуг, совершенствуя их качество. Только так они могли доказать свою полезность и необходимость обществу, которое их создало и содержит. Делать это всегда нелегко, особенно на фоне почти повсеместно сокращающегося финансирования, в то время как расходы на содержание библиотек и их развитие непрерывно растут.

Выход был найден, когда пришло понимание, что библиотеки просто не могут себе позволить существовать раздробленно и изолированно друг от друга, что только сознательно разделяя труд и ответственность, развивая новые формы сотрудничества, основывая союзы и корпорации, они смогут решать свои усложняющиеся задачи, расширять услуги снижая их себестоимость. И в этом смысле новые технологии просто вовремя подоспели.

К настоящему времени западный мир выработал и дает поучительные и вдохновляющие формы такой кооперации как на национальном, так и на транснациональном уровне. В основе ее лежит идея экономически выгодного разделения труда и коллективного использования его результатов.

Ярчайшими примерами реализации таких подходов являются созданные в разных странах онлайновые библиотечные компьютерные центры: OCLC, RLIN, WLN в США, ABES во Франции, PICA в Голландии и др. Благодаря им библиотеки не каталогизируют новые поступления и не осуществляют ретроконверсию каталогов в одиночку. Никто из членов и пользователей OCLC (более 20 тыс. библиотек из 63 стран, и этот круг расширяется!) не станет делать библиографическое описание сам, не убедившись, что оно отсутствует в сводном электронном каталоге OCLC. Каталогизатор Mid-Manhattan Library, крупнейшей централизованной библиотечной системы Нью-Йорка, прежде чем сделать что-либо, проверит наличие описания во всех имеющихся в США сводных каталогах, доступных в режиме онлайн. Скоро никто в мире не будет самостоятельно описывать зарубежную литературу — качественные библиографические описания смогут получать из библиографирующих учреждений тех стран, где эта литература вышла в свет. Высвобождающиеся при этом в библиотеках средства и трудовые ресурсы направляются на расширение обслуживания пользователей. Благодаря подобным центрам никто не ставит перед собой безумную на сегодня задачу — собрать у себя под одной крышей всю издаваемую в мире научную и социально значимую литературу. Зачем, если OCLC предоставляет отличные возможности для обслуживания пользователей с помощью МБА и максимально упрощенного выполнения всех связанных с этим операций!

Жизнь показала, что используя корпоративные методы работы, помогая друг другу, можно создать сводные электронные каталоги, которые сами становятся инструментом развития и прогресса.

Корпоративные подходы наблюдаются сегодня и в других сферах библиотечной деятельности, в частности, в том, что касается задач сохранения культурного наследия. Есть общеевропейские программы корпоративного микрофильмирования старопечатных книг, а также различные национальные программы сохранности библиотечных фондов.

В странах бывшего Восточного блока библиотеки всегда тесно сотрудничали: их роднила прежде всего общность среды, в которой они находились. Но за редким исключением это не было взаимодействием на уровне технологий, на уровне коллективного создания общего, жизненно необходимого продукта в интересах конечного пользователя. Тот факт, что сотрудничество оборвалось одновременно с распадом политической общности, показывает, что оно не было по-настоящему глубоким. Возможно и потому, что оно оказалось слишком замкнутым внутри социалистического блока с его жестко и грозно очерченными, труднопреодолимыми границами.

Только с распадом социалистической системы библиотеки восточноевропейских стран и бывшего СССР получили реальную возможность познакомиться с передовым мировым опытом (хотя часть его, безусловно, накапливалась именно в соцстранах) и ориентироваться на лучшие мировые образцы, в том числе образцы кооперации, следовать им и делать практические шаги, чтобы стать частью единого мирового библиотечного и информационного пространства.

Сегодня на новом этапе политического развития государств Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР у библиотек этих стран появляется реальная возможность возобновить сотрудничество на новом технологическом уровне, позволяющем сделать его более эффективным, плодотворным и взаимовыгодным.

У нас многое совпадает: пересекающиеся фонды; традиции; груз прошлого (это сказывается и на составе накопленных фондов); проблемы, связанные с сохранностью, автоматизацией, каталогизацией, обеспечением доступности, ретроконверсией каталогов, разработкой новой законодательной и нормативной базы. Сегодня мы можем реально помогать друг другу выполнять свою собственную миссию — в интересах нашего пользователя.

С началом политических и экономических реформ на территории бывшего СССР и всей Центральной Восточной Европы, изменением государственной информационной и культурной политики библиотеки вступили в новый этап развития. И это закономерно. В открытом демократическом обществе, с децентрализованной властью и управлением, рыночной экономикой, развитыми телекоммуникациями, декларируемой свободой доступа к информации библиотеки решают во многом другие, гораздо более разнообразные и сложные задачи, имеют новые приоритеты, философию, иначе организуют взаимодействие между собой и с окружающим социумом, нежели в закрытом для мира тоталитарном государстве. Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным задачам просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.

Мировой опыт показывает усиление роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, рыночной экономики, социальной сферы, формировании глобального информационного пространства. Информационные ресурсы библиотек приобретают значение стратегических, определяющих уровень социально-экономического развития страны.

Эти тенденции характерны и для России.

Закономерно и то, что, по сравнению с другими учреждениями культуры, в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей среде — состояния книгоиздания, книгораспространения, телекоммуникаций и т. д., но, главное, — от изменений в социальной структуре общества. Так, в России в начале 1990-х гг. в условиях разрушения старых механизмов книжной торговли и становления новых, возникла ситуация, когда в книжные магазины множества регионов не поступает до 90% издаваемых в стране книг. Из-за слабости технологий и недостатка оборотных средств, низкой покупательной способности населения сегодняшние российские книготорговцы ограничивают ассортимент продаваемых книг. Новая литература оседает в тех городах, где издается. Но настоящий книжный рынок не создается в одночасье, на становление и развитие его инфраструктуры необходимы годы.

В этой ситуации только библиотеки (в силу своей природы) стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможно большей полнотой выходящие в стране издания, чтобы предоставлять их в общественное пользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны, как Россия, единства ее периферии и центра.

В нынешний переломный для России момент, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребность в этом (для подавляющего большинства населения!) может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась по сути единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно.

В настоящее время в России складывается новая информационная инфраструктура и библиотеки являются ее существенной составляющей.

Введение новых учебных программ в образовательных учреждениях (эти программы не обеспечены современными учебниками и учебными пособиями), необходимость повышения квалификации и переподготовки кадров перед угрозой безработицы, высокие цены на издательскую продукцию и невозможность для большинства людей приобретать ее, выписывать домой газеты и журналы, несформированность книжного рынка в стране и, как следствие, отсутствие нужных книг в розничной торговле — все это привело к увеличению посещаемости общедоступных, в особенности крупных, библиотек, что является важнейшим показателем их востребованности в обществе, прежде всего городским населением. Почти повсеместно в региональных научных библиотеках количество читателей увеличилось в 3—4 раза.

Сегодня часто приходится сталкиваться с расхожим мнением, что люди ходят в библиотеки, потому что они не в состоянии купить книгу. Это в корне ошибочное мнение. Купить нужную книгу негде. Книжного голода нет только в Москве и, пожалуй, в С.-Петербурге.

Между тем расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе еще плохо осознаются властными структурами на всех уровнях. Библиотеки пока в недостаточной мере овладели искусством борьбы за доступ к финансовым ресурсам, не умеют ярко и убедительно раскрыть властям сложность стоящих перед ними задач и необходимость их решения в интересах всего общества, в том числе и самой власти. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большинства (но далеко не всех!) библиотек в 1996 г. (средства выделялись практически только на выплату заработной платы) сложилось крайне тяжелое, подчас почти катастрофическое положение по важнейшим направлениям их деятельности, прежде всего таким, как пополнение библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям. В результате до 80—90% издаваемых в России новых книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном (!) экземпляре.

Приток новых изданий в библиотеки системы Министерства культуры РФ в 1995 г., по сравнению с 1990 г., сократился почти в два раза, а в библиотеках других систем и ведомств (вузовские, школьные, академические, научные) в последние годы ситуация оказалась намного хуже. К примеру, даже в библиотеки такого богатого региона, как Краснодарский край, приток новой литературы до 1990 г. составлял 10%, в 1994 г. — 4,7%, в 1995 г. — 3,6%. В тысячи сельских библиотек новая литература практически вообще перестала поступать. Во многих населенных пунктах нет Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России.

ГодыПоступление изданий (тыс. экз.)
199059446
199154659
199251793
199352986
199439092
199531591
1996?

По экспертным оценкам, 40% библиотечных фондов составляют книги, практически не востребуемые, морально устаревшие. От 60 до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов — нет нужной литературы, невозможно получить необходимую информацию. Значительно возросла доля физически изношенных фондов.

Крупнейшие библиотеки регионов России комплектуются нерегулярно (соответственно, случайной литературой) и в несколько раз хуже, чем заурядные библиотеки маленьких городков на Западе. Даже в главных библиотеках страны комплектование все больше приобретает "провинциальный" (в худшем смысле этого слова) характер, если вообще происходит. Пополнение фондов федеральных библиотек поддерживается на минимально допустимом уровне полноты в основном за счет бесплатного обязательного экземпляра изданий, получаемого лишь четырьмя федеральными библиотеками из девяти, находящихся в ведении Министерства культуры РФ.

Возросшие полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры приводят к усилению неравномерности возможностей библиотечного обслуживания, а значит — доступа к информации. Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек субъектов Федерации в 1995 г. в целом по России различались в 15 раз, затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились в 100, а в целом по России — в 1000 раз. Появились бедные, а точнее, нищие в информационном отношении территории. И это дополнительная серьезная опасность, препятствующая стабилизации нашего общества.

В 1995 г. даже в центральные библиотеки Псковской, Амурской, Калининградской областей, Алтайского края, Марийской Республики и других субъектов Федерации не поступило более 90% изданной в России литературы.

Резко снизились поступления в библиотеки иностранной научной и социально значимой литературы — по сравнению с советским периодом положение значительно ухудшилось. Даже в Российской государственной библиотеке (РГБ) и Российской национальной библиотеке (РНБ), по сравнению с 1995 г., они уменьшились в два раза. Скудное получение современной мировой научной литературы усугубляет отставание России в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождает информационный дефицит в науке, образовании и экономике в целом. При этом необходимо иметь в виду, что даже в самые благополучные советские годы все библиотеки СССР в совокупности комплектовали лишь около 5% издававшейся за рубежом значимой литературы, главным образом — научно-технической и естественнонаучной. Для сравнения: в это же время библиотеки США приобретали в десять раз больше — около 50%, а распределялась эта литература равномерно по территории всей страны. У нас же она оседала в основном в главных библиотеках Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Специалистам из провинции приходилось приезжать в эти города. В настоящее время такой возможности почти ни у кого нет из-за высокой стоимости транспортных и гостиничных расходов.

Предоставление литературы по МБА из-за взвинчивания почтовых тарифов и ненадежности почтовых пересылок свелось к минимуму, т. е. МБА фактически распался.

Из-за отсутствия финансирования в 1996 г. ухудшились условия безопасности и сохранности библиотечных фондов. При этом в библиотеках России более 60% редких и ценных материалов нуждаются в реставрации, 3 млн документов требуют срочных восстановительных мер, из них около 0,5 млн нуждаются в спасении. Реставрации требуют не только древние материалы, но и архивные документы и издания XIX—XX вв., напечатанные на бумаге с повышенной кислотностью.

Условия хранения книжных памятников в библиотеках не соответствуют требуемым стандартам. Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии, многие из них поражены грибком и являются источником опасности для хранящихся там фондов.

В книгохранилище РГБ, рассчитанном на 10 млн томов, хранится 20 млн томов, 3 млн томов заштабелировано. Концентрация пыли превышает допустимую норму в 2,5 раза, содержание сернистого газа в 4, окиси азота в 22 раза, температура воздуха достигает +26(С при норме +18(С, а относительная влажность — 90% при норме 50%. Более 1 млн экз. редких и ценных изданий, хранящихся в РГБ, нуждаются в срочной реставрации переплетов, около 20 млн листов — в реставрации бумаги и пергамента. При сохранении существующей организации реставрационных работ на восстановление этих изданий потребуется 550 лет.

Помещения, в которых 8 лет хранятся вывезенные из Дома Пашкова на период его реставрации (как предполагалось, на 2 года) ценнейшие рукописные фонды РГБ, не только не обеспечивают элементарную безопасность и сохранность фондов, но и разрушающе действуют на них.

Подобным образом дела обстоят и в других крупнейших библиотеках России. В последние годы аварийные и чрезвычайные ситуации возникали в РНБ, РГБ, ГПИБ, РГБИ, ГОПБ, главных библиотеках Курска, Перми, Смоленска и др.

Из-за отсутствия финансирования в 1996 г. не состоялись 5 важнейших межрегиональных научно-практических конференций по проблемам дальнейшего развития библиотечного дела.

В 1996 г. подпрограмма "Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов" федеральной программы "Развитие и сохранение культуры РФ" (1993—1996 гг.) профинансирована лишь на 6% от запланированного (740 млн руб. из запланированных 12 млрд руб.).

Несмотря на это, Министерство культуры РФ продолжало работы в рамках определенных ранее приоритетных направлений политики модернизации библиотечного дела:

  • информатизация библиотечного дела, включающая внедрение и развитие в библиотеках новых информационных технологий, создание в них комплексных автоматизированных систем, формирование и использование электронных баз данных, внедрение CD—ROM технологий, развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек, создание Общероссийской информационно-библиотечной сети (программа ЛИБНЕТ);
  • создание механизма комплектования библиотек в условиях становления книжного рынка, формирование российской национальной системы информации о книгоиздании "Books in print";
  • обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов;
  • развитие межведомственной кооперации российских библиотек, включение их в мировой библиотечный процесс и мировой информационный обмен;
  • реализация и развитие системы нормативных и правовых актов, регулирующих библиотечное дело.

Разумеется, в условиях практически полного отсутствия средств пришлось сосредоточить внимание только на тех основных задачах в рамках каждого приоритетного направления, которые или требовали минимального финансирования, или для их решения смогли привлечь внебюджетные средства. Активную поддержку важнейшим федеральным проектам оказывал и продолжает оказывать Институт "Открытое общество".

В 1994 г. приняты федеральные законы "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов". Законодательно установлены принципы деятельности библиотек, "гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность". Такое понимание роли библиотек в России зафиксировано на государственном уровне впервые.

Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.

Выполнение этой важной социальной задачи, в первую очередь — обеспечение равных прав на оперативное получение информации всеми гражданами России независимо от места проживания, общественного положения и сферы деятельности возможно только при внедрении и развитии в общедоступных библиотеках новых электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным надежным каналам связи. В нынешних условиях это становится одним из важнейших факторов развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса.

Информатизация библиотечного дела в России, особенно в провинции, имеет и ярко выраженный политический смысл. Усиливающаяся децентрализация жизни громадной страны требует укрепления информационных взаимосвязей как непосредственно между регионами, так и между регионами и центром, что, в свою очередь, диктует необходимость компьютеризации региональных библиотек, развития компьютерных библиотечных сетей. Их первостепенная роль может стать новым фундаментом при создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных, восстановлении во многом утраченных информационных и культурных связей России со странами СНГ и Балтии.

Массовое внедрение компьютерных технологий в российских библиотеках началось на рубеже 1980—1990 гг. В конце 1996 г. информатизация в той или иной степени охватила большинство ведущих федеральных библиотек, 90% региональных научных, около 30% региональных юношеских и детских библиотек, значительную часть библиотек высших учебных заведений.

Наибольшие успехи в этой в области достигнуты в ГПНТБ России, ГЦНМБ, БЕН РАН, ГПИБ, ВГБИЛ, ЦНСХБ РАСХН, РКП, НБ МГУ, ГПНТБ СО РАН, Тульской, Ивановской, Карельской, Ростовской, Екатеринбургской, Кемеровской, Красноярской, Якутской, Омской региональных научных библиотеках, юношеских библиотеках Краснодарского края, Пензенской и Новосибирской областей и др.

Многие федеральные и региональные научные библиотеки стали абонентами сети РЕЛКОМ, некоторые из них подключены к Интернет и создали у себя классы коллективного доступа к Интернет — своеобразные электронные читальные залы.

В отдельных регионах предприняты попытки создания межведомственных региональных библиотечных сетей.

В некоторых крупных библиотеках (ГПНТБ России, ГЦНМБ и др.) созданы значительные по объему электронные каталоги и базы данных, которые регулярно используются для обслуживания читателей. В ГПНТБ России функционирует автоматизированная система "Российский сводный каталог научно-технической литературы". В РКП созданы электронные каталоги, насчитывающие 2,5 млн библиографических записей. Усилиями РКП и компании "Мир — Диалог" выпущено в свет и распространено по региональным библиотекам России 2-е издание "Российской национальной библиографии" на CD—ROM, содержащее информацию о 850 тыс. книг, изданных в СССР и России с 1980 по 1995 г.

Однако, несмотря на очевидные, с точки зрения библиотечных профессионалов, но отдельные успехи в области информатизации, достигнутые за эти годы в библиотечном деле, по мнению пользователей, положение в целом выглядит гораздо менее радостным.

В подавляющем большинстве пользователи библиотек не имеют доступа к информации, накопленной в других библиотеках и информационных центрах. Работы в сфере телекоммуникационных технологий почти повсеместно находятся в лучшем случае в стадии опытной эксплуатации. Да и состояние дел по созданию библиотеками электронных информационных ресурсов нельзя признать удовлетворительным.

Из 89 региональных научных библиотек только в 10 имеются электронные каталоги объемом свыше 100 тыс. библиографических записей, в 50 других он колеблется от 10 до 50 тыс. записей.

На начало 1997 г. в библиотеках насчитывалось в совокупности не более 5 тыс. компьютеров. На одну крупную региональную библиотеку в среднем приходится по 15—17 ПЭВМ при потребности 50—60.

Большие трудности у библиотек и с выбором программного обеспечения для автоматизации внутрибиблиотечных технологий.

Лучшие отечественные системы ориентированы на традиционные для нашей страны библиотечные технологии. Однако по ряду параметров, таких, как надежность, наличие встроенных средств доступа к глобальным сетям, уровень сервиса, качество пользовательских интерфейсов и степень интегрированности, они все еще уступают зарубежным аналогам.

Наиболее распространенные зарубежные системы хорошо отлажены, построены на основе самых современных коммерческих систем управления базами данных, но имеют несравненно более высокую стоимость, недостаточно приспособлены к принятым в России библиотечным технологиям, стандартам и форматам, что требует их серьезной и дорогостоящей адаптации.

Оценивая состояние библиотечной информатизации в целом, можно констатировать, что активизация этой работы в 1994—1995 гг. несколько сократила наше отставание от развитых зарубежных стран. Однако ухудшение экономической ситуации в стране в 1996 г. и отсутствие финансирования затормозило этот процесс. Более того, в условиях прогресса информационных технологий результаты уже проделанной работы быстро устаревают, так как требуют постоянной поддержки.

Необходимо подчеркнуть, что задача преодолеть отставание требует крупных инвестиций в эту сферу, особенно в создание технической и программной инфраструктур.

Не менее важным фактором представляется наличие продуманной и взвешенной единой государственной политики в области автоматизации библиотечного дела. В России такая политика фактически только начинает формироваться прежде всего силами Министерства культуры РФ, которое стало инициатором в координации процессов информатизации библиотек различных ведомств. Целью этой политики является обеспечение свободного доступа граждан к интегрированным информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникации.

Для достижения этой цели должны быть разработаны организационно-управленческие, правовые, финансовые, научно-методические и технические основы, обеспечивающие создание, развитие, поддержку, функционирование общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети, ее взаимодействие с другими отечественными и зарубежными информационными сетями.

Работы по созданию общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети объединены в программу ЛИБНЕТ, которая является частью Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие культуры и искусства (1997—1999 гг.)", утвержденной Правительством России и получившей статус Президентской.

Программа ЛИБНЕТ предусматривает работу по следующим основным направлениям:

  • комплексная автоматизация библиотек; развитие действующих и создание новых электронных каталогов библиотек, включая сводные;
  • развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек, а также другим российским и зарубежным информационным ресурсам;
  • разработка и внедрение новых технологий доставки документов на базе современных средств телекоммуникаций;
  • совершенствование библиотечных стандартов, форматов и законодательных актов, связанных с применением компьютерных технологий;
  • организация обучения, повышения квалификации и развитие международного сотрудничества библиотек по основным направлениям программы ЛИБНЕТ.

Программа ЛИБНЕТ реализуется под руководством Межведомственного экспертного совета по проблемам информатизации библиотек России (МЭС), созданного при Министерстве культуры РФ. В состав МЭС входят руководители и ведущие специалисты главных библиотек России разной ведомственной принадлежности.

К настоящему времени в рамках программы ЛИБНЕТ получены следующие основные результаты:

  • подготовлен к печати долгожданный труд, позволяющий российским библиотекам вести обмен библиографическими записями по электронным каналам связи, — "Коммуникативный формат представления библиографических записей в машиночитаемой форме (на книги, сериальные издания и авторитетные/нормативные данные) для библиотек России" (руководитель проекта — зам. директора РНБ И.Б. Цветкова);
  • подготовлен и утвержден концептуальный проект Российского центра корпоративной каталогизации (руководитель проекта — первый зам. директора ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг);
  • проведена работа по подготовке российских библиотек к использованию информационных баз данных OCLC; достигнута договоренность, что на первом этапе (он начнется 1 сентября и продлится 4 месяца) 40 российских библиотек получат доступ к ним бесплатно;
  • ведется работа по гармонизации российских и американских правил каталогизации (руководитель проекта — зам. директора РНБ И.Б. Цветкова);
  • подготовлено и утверждено техническое задание на разработку специального программного обеспечения для предоставления информационных продуктов российских библиотек пользователям глобальной информационной сети Интернет (руководитель проекта — директор ГЦНМБ Б.Р. Логинов);
  • в рамках проекта "Российские библиотеки в Интернет" (директор проекта — генеральный директор ВГБИЛ Е.Ю. Гениева) открыты пользовательские классы Интернет в ВГБИЛ, ГЦНМБ, получили подключение к Интернет ГПИБ и ГПНТБ России. При поддержке Фонда Сороса пользовательские классы Интернет открыты в Новосибирской и Ярославской ОУНБ. Самостоятельно этих же результатов добилась Ивановская ОУНБ;
  • подготовлена сама программа ЛИБНЕТ — ранее она развивалась в виде взаимосвязанных, объединенных одной целью, но все-таки отдельных проектов; более или менее целостного согласованного видения проблемы информатизации и путей ее решения всеми нашими выдающимися специалистами в рамках МЭС удалось достичь только в последние месяцы.

Разработка и реализация программы осуществляется при финансовой и политической поддержке ЮНЕСКО.

В 1995 г. Министерство культуры РФ совместно с Роскомпечати и РКП начали создание Российской национальной системы "Books in print" ("Книги в наличии и печати"), обеспечивающей сбор и накопление в одной базе данных информации о готовящихся и находящихся в печати и продаже книгах, предоставление этой информации всем заинтересованным лицам и организациям. Развитость этой системы является индикатором зрелости книжного рынка страны.

К настоящему времени создана система сбора и обработки информации о книгах, вышедших в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине, что позволило охватить 50% всех книг, одномоментно присутствующих на российском книжном рынке. Издано 4 каталога в книжной форме и 8 каталогов в электронной форме, распространенных среди библиотек, издателей и в книжной торговле. К настоящему времени охвачено уже около 1000 наиболее значимых издательств, чья книжная продукция представлена в каталогах "Books im print" — это в 2,5 раза больше, чем в 1995 г.

База данных о книгах в наличии и печати включает в настоящее время около 20 тыс. названий (в 1995 г. — 5 тыс. названий). Разработана технология издания электронных каталогов, представляющих указанную информацию в виде базы данных.

В 1996 г. происходило внедрение каталогов "Books in print" в повседневную практику работы библиотек во всех регионах России. Растет число подписчиков на этот каталог, он становится все более популярным и необходимым в работе. Ряд регионов (например, Кировская, Ивановская области) начали предоставлять информацию в РКП о местном книгоиздании.

На разных этапах проект финансировался тремя российскими федеральными ведомствами — Министерством культуры, Государственным комитетом по печати, Государственным комитетом по науке и технологиям, а также Институтом "Открытое общество". Удачно найдены и партнерские отношения с издательством "Либерея", все более мощно и интересно работающим на библиотечном рынке.

На данном этапе развития книжного сектора в России библиотеки, как наиболее организованные его субъекты, должны пропагандировать систему "Books in print" в среде книгоиздателей и книготорговцев, чтобы сделать ее полноохватной, самонастраивающейся и за счет частного сектора вывести на уровень самоокупаемости.

В 1996 г. Министерство культуры РФ совместно с Российской библиотечной ассоциацией, РНБ, РГБ, ВГБИЛ начали разработку Государственной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов.

На основе ежегодного анкетирования библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры, создана база данных по хранилищам редких фондов, содержащая информацию об их составе, условиях хранения и использования, реставрации и консервации, чрезвычайных ситуациях. Начато выявление в библиотеках России книжных памятников и их собраний, нуждающихся в немедленном спасении. Однако планировавшиеся в 1996 г. программы обследования фондов редких и ценных книг областных библиотек, перенесших пожары, затопления и другие чрезвычайные ситуации, отбора книжных памятников, находящихся в аварийном состоянии, их срочной консервации и реставрации не реализованы из-за отсутствия финансирования.

Не осуществлена также программа поэтапного оснащения хранилищ редких и ценных фондов современным оборудованием и внедрения новых технологий в процессы реставрации и консервации фондов, требующая значительного финансирования.

В 1996 г. велась работа по созданию системы нормативных документов, регламентирующих сохранение книжных памятников. Подготовлены проекты положений об учете, регистрации, хранении и использовании памятников письменности и печати, которые в ближайшее время будут вынесены на обсуждение библиотечной общественности.

Подготовлен проект Положения о библиотечном страховом фонде документов, имеющем большое значение для обеспечения сохранности библиотечных фондов.

Начиная с 1995 г. совместно со Школой консервации и реставрации книг "Раритет" ежегодно проводятся конкурсы на лучший авторский художественный переплет. Цель этих конкурсов — поддержание традиций российского переплетного искусства, выявление активных, творчески работающих мастеров, а также обмен профессиональной информацией и оказание помощи в организации переплетных и реставрационных работ.

Около двух лет ведется работа с Государственным таможенным комитетом России (ГТК) по введению в действие международного Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 нояб. 1950 г. и Протокола к нему от 26 нояб. 1976 г. ("Флорентийская конвенция"), к которому Россия присоединилась в соответствии с постановлением Правительства РФ № 795 от 06.07.94. В феврале 1996 г. изданы указания ГТК, в которых реализована значительная часть положений конвенции. В соответствии с данным документом таможенное оформление большей части материалов просветительного, научного и культурного характера при ввозе и вывозе из страны производится без взимания таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. К настоящему времени подготовлен и находится на согласовании документ, который в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ должен ввести в действие положения конвенции во всем объеме.

Новое качество приобрело сотрудничество российских библиотек с зарубежными и международными организациями. Это касается участия делегаций российских библиотекарей в Генеральных конференциях ИФЛА, стажировок наших специалистов за рубежом, открытия зарубежных читальных залов в библиотеках, организации крупных международных конференций в России.

Из подобных конференций, проведенных Министерством культуры РФ в 1996 г., необходимо особо отметить две:

  • "Библиотеки и чтение в ситуации культурных изменений" — 18—22 июня в Вологде (совместно с Комитетом культуры Вологодской области, Вологодской ОУНБ и РГБ); участвовали представители ИФЛА и других международных организаций, Великобритании, Голландии, США и Франции; издан сборник материалов конференции на русском и английском языках;
  • "Дети. Книга. Библиотека" — 24—27 сентября в Иванове (совместно с Комитетом культуры Ивановской области, Ивановской ОУНБ, Ивановской областной библиотекой для детей и юношества, РГДБ, РГЮБ, ВГБИЛ); участвовали представители Армении, Белоруссии, Германии, Киргизии, Польши, США, Украины, Франции, Швейцарии, ЮАР.

Принципиально новый импульс к расширению сотрудничества внутри всего книжного сектора дала конференция "Читающая Россия: реальности и мифы", проведенная 24 дек. 1996 г. в Москве (совместно с Всеобщей конфедерацией профсоюзов, Российским фондом чтения им. Н.А. Рубакина, журналом "Библиотека".) В ней участвовали представители библиотек, издательств, книготорговых организаций, органов управления, исследователи, преподаватели вузов.

Стало традицией проводить ежегодные "директорские" конференции, посвященные проблемам формирования и развития государственной политики в области библиотек. В этих конференциях принимают участие руководители крупнейших федеральных и региональных библиотек, издательств, книготорговых фирм, информационных центров, органов культуры, представители федеральных ведомств. За последние 5 лет такие конференции состоялись в Туле (1993 г.), Ростове-на-Дону (1995 г.), Омске (1996 г.), Кемерове (1997 г.).

При содействии Министерства культуры РФ российские библиотеки широко представляли свою издательскую продукцию на международных книжных ярмарках в Лейпциге (1995—1997 гг.) и Франкфурте-на-Майне (1996 г.).

По итогам исследований, проходивших в 1994—1995 гг., в 1996 г. состоялся Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению, в котором участвовали 28 организаций и 14 индивидуальных авторов, представивших 65 монографий, библиографических трудов и научно-методических разработок по наиболее актуальным библиотечно-информационным проблемам.

Совместно с Госкомприроды РФ и Минобразования РФ проведен Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения, в нем приняли участие 14 тыс. библиотек всех систем и ведомств. Работа библиотек по экологическому просвещению организуется совместно с образовательными и природоохранительными учреждениями и организациями. На этом примере можно видеть, что библиотеки функционируют как целостная отрасль информационной, образовательной и культурно-просветительной деятельности, где сходятся интересы общества, государства и личности.

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" значительное внимание уделено организации информационного и библиотечного обслуживания инвалидов. В последнее время для этого используются не только специальные библиотеки (для слепых, для глухих), но и сеть общедоступных библиотек. Осуществляется издание книг по системе Брайля и на кассетах. В рамках Президентской программы "Дети России" в РГБС для детей-инвалидов осуществлена аудиозапись 74 книг по различным отраслям знания. Однако из-за недостатка средств выпуск специализированных изданий сократился по числу названий и тиражам. В недостаточном объеме приобретаются современные технические средства для обслуживания инвалидов (брайлевские дисплеи и принтеры, синтезаторы речи и др.).

В целях укрепления правовых основ библиотечного дела в стране созданная при Министерстве культуры РФ рабочая комиссия по библиотечному законодательству инициировала разработку и принятие региональных библиотечных законов в 15 субъектах РФ. В этих актах значительно детализированы и расширены положения федерального законодательства, защищающие социальную роль и статус библиотек как гарантов прав личности на свободный доступ к информации.

* * *

Опыт развития библиотечного дела в мире показывает, что определяющим фактором прогресса библиотечной отрасли является корпоративная работа библиотек по всем направлениям, в том числе в сетях передачи данных. Поэтому на передний план выдвигается задача консолидации интеллектуальных и финансовых ресурсов как библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности (что в определенной степени уже достигнуто), так и органов государственного управления, в ведении которых они находятся. Только это может служить хорошей основой модернизации библиотечного дела, реализации важнейших общенациональных программ информатизации, сохранения культурного наследия и др.

Перед подавляющим большинством российских библиотек, с одной стороны, стоят примерно те же задачи, что и перед библиотеками наиболее развитых зарубежных стран двадцать лет назад, а с другой стороны, в какой-то мере российские библиотеки находятся в лучшем положении, поскольку за это время научно-технический прогресс и человеческая мысль не стояли на месте и открылись новые возможности, позволяющие решать более сложные проблемы. Эти возможности нельзя упускать, ибо отставание в модернизации библиотечной инфраструктуры грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сфере, но и стране в целом.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России