Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Воройский Ф.С., Еронина Е.А.
ГПНТБ России


Некоторые проблемы правового обеспечения
деятельности библиотек России в современных условиях

Условия функционирования библиотек в России в 1990-е гг. претерпевают серьезные качественные изменения. В общем плане эти изменения характеризуются тремя взаимозависимыми группами факторов:

    активным развитием и внедрением современных информационных технологий во все сферы библиотечной деятельности;

    интеграцией процессов обработки документальных потоков и обслуживания пользователей (как внутри России, так и в международном плане);

    развитием международного и российского законодательства в области информатизации и в первую очередь защиты информации.

Процессы внедрения и развития средств автоматизации в библиотеках России, особенно активизировавшиеся в 1993—1996 гг., сегодня охватили наряду с крупнейшими библиотеками страны (РГБ, РНБ, ГПНТБ России, ГЦНМБ, БЕН РАН, НБ МГУ, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН и др.) практически все региональные (универсальные научные, юношеские и детские) библиотеки, значительную часть специализированных библиотек Российской академии наук, Минздрава, Министерства сельского хозяйства, крупных учебных заведений России, а также центральных городских и районных массовых библиотек Министерства культуры (всего по разным оценкам от 4 до 6 тыс. библиотек). Очевидно, что по мере решения экономических проблем число библиотек, внедряющих средства современной информационной технологии, будет расти. Следует отметить, что в России потенциал этого роста весьма велик (до 160 тыс. за счет преимущественно массовых библиотек и научно-технических библиотек организаций и предприятий промышленности).

Внедрение современных информационных технологий в деятельность библиотек России, так же, как и в других странах мирового сообщества, не ограничивается использованием вычислительной техники, всех видов машиночитаемых носителей информации и средств теледоступа. На основе использования этих средств модернизируются традиционные формы библиотечного обслуживания, например по МБА, и развиваются новые. К последним можно отнести справочно-информационное и информационное обслуживание на основе создаваемых в библиотеках или приобретаемых машиночитаемых данных (в том числе на CD—ROM), включая их использование в режиме теледоступа. (Подробнее см.: Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. М.: Либерея, 1996.)

Интеграционные процессы библиотечной деятельности в России вызваны все более широко и глубоко осознаваемой различными категориями специалистов необходимостью в создании единого информационного пространства (на уровне отдельных регионов, страны и мирового сообщества) для более полного удовлетворения информационных потребностей, использования потенциальных возможностей современных программно-технических средств и комплексов, а также экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Свое реальное выражение эти процессы нашли в создании региональных (в том числе — межведомственных) объединений библиотек, образовании при Министерстве культуры РФ Межведомственного экспертного совета по вопросам автоматизации библиотек России, а также в ряде крупных программ и проектов, инициированных и/или выполняемых различными государственными органами и организациями, включая крупнейшие библиотеки и информационные органы страны.

Основа современной правовой базы в информационной области заложена провозглашением Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.91 г. и, в частности, закрепленным статьей 29, п. 4 Конституции РФ правом каждого гражданина и организации "... искать, получать и свободно распространять информацию...".

Это положение и принятая за ним система законодательных актов, регулирующих отношения в сфере создания, распространения и использования информации, в целом соответствуют Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., а также другим международным актам, развивающим основы информационного права в условиях действия современных технологий, например Резолюции Европарламента 1979 г. "О защите прав личности в связи с прогрессом информатики", Конвенции Европейского союза 1980 г. "О защите лиц при автоматизированной обработке данных персонального характера", Директиве Европейского союза 1991 г. "О защите программ для электронно-вычислительных машин и баз данных", Критериям оценки безопасности информационных технологий ITSEC (Information Technology Security Evaluation Criteria), принятым в 1991 г. сообществом четырех европейских стран (Францией, Германией, Нидерландами и Великобританией) и др.

Кратко рассмотрим основные законодательные акты, вошедшие в силу в указанный период.

Закон РФ от 23.09.92 г. № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Предмет регулирования: отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ или баз данных. Программы для ЭВМ и базы данных относятся настоящим Законом к объектам авторского права, им предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам.

Закон РФ от 09.07.93 г. № 5351-1 (ред. от 19.07.95) "Об авторском праве и смежных правах". Предмет регулирования: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Соглашение стран СНГ от 24.09.93 г. "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав". Содержание: о выполнении странами — участницами Алма-Атинского соглашения международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.); дата вступления в силу указанной конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

Федеральный закон от 25.01.95 г. "Об информации, информатизации и защите информации". Предмет регулирования: отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Федеральный закон от 16.02.95 г. № 15-ФЗ "О связи". Предмет регулирования: отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области электрической и почтовой связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи.

Постановление Правительства РФ от 27.01.96 г. № 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных". Вводит в действие "Временное положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных".

Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". Принят Государственной Думой РФ 05.06.96, опубликован не был. Цели закона — создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства; защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, в том числе с использованием средств теледоступа; защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Для полноты картины можно было бы включить в приведенный перечень также федеральные законы РФ: "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов", введенные в действие в начале 1995 г., "Патентный закон", "О стандартизации", "Об архивном фонде РФ и архивах", "О правовой охране топологии интегральных микросхем" и др.

Таким образом, имеются все основания сказать, что созданная в России законодательная база в целом соответствует современному международному праву, регулирующему отношения в области информатики, и способствует интеграции деятельности библиотек и информационных служб России в современное мировое информационное пространство.

Однако неверно было бы утверждать, что в указанной области полностью исключены проблемы, ограничивающие деятельность библиотек в современных условиях развития технологий, экономики и социальной сферы России.

В рамках устанавливаемых указанным законодательством норм и правил для библиотек и информационных органов России центральными являются проблемы, связанные с "ножницами" между правами пользователей на свободный и широкий доступ к информации и правами собственников информационных продуктов (включая и авторское право), особенно если последние носят характер не только интеллектуальных, но и имущественных прав. Выполняя массовые операции по удовлетворению запросов пользователей, библиотечные и информационные работники нередко попадают в ситуации, ставящие их перед трудным выбором вариантов решения, связанного с необходимостью копирования запрашиваемых документов.

Ранее действовавшее законодательство и нормативные акты СССР (например, выпущенное в 1976 г. Положение "О порядке снятия копий с материалов, содержащихся в справочно-информационных фондах, органами информации и научно-техническими и специальными библиотеками") допускали, хотя и с оговорками, копирование материалов из собственного фонда (включая отдельные книги, брошюры, журналы и т. д.) в количестве, необходимом для докомплектования фондов и обслуживания потребителей информации по разовым запросам и договорам без извлечения прибыли. Очевидно, что в этих условиях обеспечивалась возможность достаточно полного удовлетворения информационных потребностей пользователей, однако систематически нарушались в первую очередь имущественные права авторов и собственников информационной продукции.

Ныне действующее законодательство резко изменило ситуацию. В Законе "Об авторском праве и смежных правах" определено:

"Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий."

Таким образом, данный закон запрещает изготовление копий многих видов документов, запрашиваемых пользователями, хотя и разрешает брать из них "короткие (? — В.Ф., Е.Е.) отрывки".

Экономическая ситуация, в которой существуют российские библиотеки, вынуждает сокращать приобретение отечественной и зарубежной литературы как по номенклатуре, так и по количеству (до одного экземпляра). Кроме того, многие популярные и необходимые издания (например в области бизнеса, банковского дела и т. д.) выпускаются небольшими частными издательствами Москвы и С.-Петербурга весьма ограниченным тиражом и до периферийных библиотек не доходят. В сложившихся условиях многие библиотеки России вынуждены давать отказ либо удовлетворять запросы копированием целых изданий с нарушением закона, например копированием изданий "по частям".

Указанная практика поддерживается не только экономическими условиями. Как правило, организация-заказчик готова оплатить стоимость копии, а организация-изготовитель — выплатить все необходимые отчисления собственнику и/или автору информационной продукции. Следуя действующему порядку, библиотеки или информационные органы, получившие подобные заказы, должны в каждом случае получить разрешение от держателя прав собственности на запрашиваемое издание. Помимо требуемых значительных затрат времени на переписку часто бывает неясно, кто владеет правом собственности: автор, издательство или кто-либо еще. Понятно, что даже при очень небольшом потоке запросов на копирование таких произведений, служба МБА и доставки документов удовлетворить их не в состоянии.

Необходим механизм, обеспечивающий оперативное взаимодействие библиотек (информационных органов) и держателей прав собственности на информационную продукцию и, возможно, создание организации или нескольких организаций, выполняющих функции посредников между ними.

Не менее актуальной является также проблема, связанная с защитой прав российских авторов при копировании их произведений зарубежными библиотеками. Наши зарубежные партнеры просто не знают, куда обращаться в указанных случаях. Российское авторское общество (РАО) эти функции не выполняет. На наш взгляд, эта проблема может быть решена, если указанная задача будет возложена на Информационно-аналитический и библиотечный центр "Russia-USA", в котором ГПНТБ России действует от имени российского библиотечного сообщества. Функция организации-посредника между зарубежными службами копирования и российскими собственниками или авторами интеллектуальной продукции может стать одной из основных для этого центра.

Однако сказанным проблемы с охраной авторских прав и прав собственников информационной продукции, а также прав на распространение и пользование информацией не ограничиваются. Представление любых видов данных в цифровой форме, с одной стороны, существенно повышает легкость и скорость копирования, а также трансформирования и распространения исходного материала, с другой — создает новые виды информационных продуктов (в частности, разнородных видов баз данных и программных продуктов), а также связанных с ними новых условий неопределенности отношений субъектов информационной деятельности.

Эти проблемы характерны не только для российского, но и для международного законодательства. В частности, в соответствии с законами США запись защищенного авторским правом произведения в память ЭВМ является репродукцией этого произведения, поскольку она может "...восприниматься, репродуцироваться или передаваться с помощью машины или других средств". Таким образом, когда произведение записывается в память ЭВМ более чем на очень короткий период, создается его копия. Когда печатное произведение сканируется и трансформируется в цифровой вид, также создается его копия.

В соответствии с Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных": "База данных (БД) — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ". Являясь объектом защиты интеллектуальной собственности, БД приравнивается к сборникам. При этом авторское право на БД признается при условии собдюдения авторского права на каждое из включенных в нее произведений. В соответствии с п. 4 Ст. 5 этого закона "Авторское право на базу данных не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и организацию произведений и материалов, входящих в эту базу данных". Из сказанного следует, что закон защищает авторским правом структуру "сборника", т. е. базы данных, а не ее состав.

В современной практике библиотек и информационных органов России можно считать достаточно распространенным явлением параллельное ведение многими организациями электронных каталогов, имеющих одинаковую структуру составляющих их библиографических БД, которая определяется выбранным форматом. Другой признак структуры — порядок следования записей на физическом носителе — в современной программной среде значения не имеет, поскольку легко изменяется, например операцией "сортировки". Таким образом, признаков, позволяющих идентифицировать конкретную БД с ее владельцем или автором, нет. К счастью, библиотеки России, являющиеся владельцами электронных каталогов, еще не приступили к их регистрации и недостатков данного закона не ощутили. Сказанное можно распространить на информационные и справочно-информационные (в том числе так называемые полнотекстовые) БД. В результате порождаются дополнительные проблемы, в том числе связанные с уже упомянутыми выше в области репродуцирования литературных и других произведений или их частей при включении их в структуру создаваемых баз данных.

В связи со всем вышеизложенным в мировой практике появилась точка зрения на защиту авторских прав, в соответствии с которой эта защита должна быть ослаблена, так как общественность "желает иметь свободный доступ к информации", а закон должен отражать это желание. Указанное мнение опирается также на прогресс в области информационных технологий. В частности, поскольку компьютерные сети делают возможным нелегальное копирование и распространение информации, считается, что закон должен легитимировать эту ситуацию. В противном случае, он будет обречен на постоянные нарушения.

Очевидно, цитируемый подход не может быть принят хотя бы потому, что он способен оказать негативное влияние на процессы создания новых интеллектуальных продуктов, поскольку не поощряет авторов на творческую деятельность. По-видимому, наиболее приемлемым является принятие в информационном законодательстве России так называемого принципа свободного использования (fair use), предложенного в 1995 г. в докладе рабочей группы по интеллектуальной собственности, которая работает в рамках программы США "Национальная информационная инфраструктура". В соответствии с этим принципом пользователь не должен просить разрешения у владельца прав или оплачивать лицензию за использование произведений (в том числе цитирование, включение в новое произведение частей или фрагментов другого произведения и т. д.) при выполнении ряда условий, связанных с целями и характером использования, характером защищенного авторским правом произведения, размером и существенностью заимствованного фрагмента по отношению ко всему произведению, характером воздействия использования на рынок или ценность защищенного произведения. При этом допускаются исключения для библиотек, позволяющие репродукцию при следующих условиях: если репродукция или распространение произведения не связаны с коммерческой выгодой, фонды библиотеки открыты для всех желающих, репродукция или распространение произведения сопровождается указанием об авторском праве.

Из сказанного следует, что в области права библиотеки России вполне готовы для входа в мировое информационное пространство. Что касается проблем, то они характерны и для библиотек развитых западных стран. Их решение может быть реализовано только на основе международного законодательства.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России