Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Попов Г.А.
Российская книжная палата


Российский Books in Print
как индикатор зрелости книжного рынка

Переход к рыночным отношениям определил смену ориентиров и норм книгоиздания, поставив на первое место вопросы книжной торговли. Книга, обладающая высокой духовной и культурной ценностью, превосходно полиграфически оформленная, не дойдет до своего адресата, если издатель не уделит должного внимания проблемам ее распространения. Таким образом, главным в работе издателя в настоящее время является продажа книги, о которой необходимо серьезно думать, начиная с момента получения рукописи книги от автора.

Нередко издатели создают свои собственные книготорговые структуры, понимая, что оставшиеся от существовавших в СССР книготорговые организации в нынешних условиях не могут решить их проблемы по продаже книг, а вновь появившиеся продавцы книг пока не набрали нужной силы, позволяющей перейти от стихийно сложившегося книжного рынка к созданию современной инфраструктуры книжной торговли.

Создание такой инфраструктуры возможно только при появлении большого числа оптовых книготорговцев, обеспечивающих:

  • закупку книг у издателей, базирующуюся на определенных экономических отношениях "издатель — оптовик", маркетинге на этапе появления рукописи будущей книги, а также на проработке стратегических планов работы издателя и оптовика;
  • выпуск и распространение собственных каталогов и тематических планов, обеспечивающих информационную поддержку сбору заказов на книги;
  • сбор и выполнение заказов на книги, поступивших от субъектов розничной и мелкооптовой торговли, а также от библиотек и библиотечных коллекторов;
  • складирование, хранение и подготовку к отправке книжной продукции по заказам потребителей;
  • наличие соответствующей транспортной системы.

Становление развитого книжного рынка определяется не только присутствием на нем оптовиков с развитыми функциями и услугами, но и другими каналами распространения. К ним относятся субъекты розничной торговли: универсальные и специализированные книжные магазины и рынки, лотки, киоски с их непредсказуемыми линиями развития и временем существования. Внедряются в практику нынешнего книжного рынка и ранее существовавшие способы распространения книг, например "Книга — почтой", обсуждаются и новые формы книгораспространения, такие, как книжные клубы и т. д.

Сегодня мы наблюдаем, что на книжном рынке крайне мало стабильных связей "издатель — оптовая торговля — розничная торговля"; книжные рынки регионов России разобщены, отсутствуют современные технологии книжной торговли; появляются новые информационные технологии, обеспечивающие предоставление информационных продуктов на CD—ROM, в компьютерных сетях в режиме электронной почты, успешно конкурирующих с соответствующими продуктами в книжной форме (справочники, энциклопедии, библиографические указатели и т. д.).

Состояние нынешнего книжного рынка осложняет издателям решение главной задачи — продажи книг. Особо следует подчеркнуть информационную разобщенность субъектов книжного рынка: отсутствие у потребителей книжной продукции тематических планов, каталогов книгораспространителей, а также другой информации о продаваемых и планируемых к выпуску книгах. Низкая информированность о книжной продукции, с одной стороны, способствует затовариванию книгами, а с другой — порождает неудовлетворенность спроса на изданные книги, особенно в регионах страны. Необходимо периодическое издание специализированных сводных каталогов, в которых будут отражены названия книг, имеющиеся в продаже или планах издательств.

Вопрос об издании таких каталогов был впервые поставлен зимой 1993 г. на библиотечной конференции (г. Тула), где было объявлено о проекте создания Российской информационной системы "Книги в наличии и печати" (Russian Books in Print), обеспечивающей, в частности, информационную поддержку процесса комплектования библиотечных фондов отечественной литературой. В начале 1994 г. выпущен совместно с АО "Диалог" и Bowker-Saur первый каталог на CD—ROM под общим названием Russian Books in Print. Данное издание, конечно, не отражало в полной мере состояние книжного рынка России. Его цель — положить начало двум проектам: выпуску периодических изданий с национальной библиографической информацией на CD—ROM и созданию национальной информационной системы "Книги в наличии и печати".

За указанный период выполнена работа, которую условно можно разделить на две части:

  1. организационные мероприятия, направленные на разъяснение необходимости создания такой системы;
  2. создание информационной технологии и выпуск реальных каталогов, обеспечивающих информацией о книжном рынке страны.

Проведенная организационная работа позволила обеспечить постоянный сбор информации о состоянии книжного рынка от издательств и книготорговых организаций. В настоящее время охвачены около 900 издательств. На основе этой информации начали регулярно выпускаться каталоги "Книги в наличии и печати" (Books in Print) в печатной и электронной формах. С сентября 1995 г. по декабрь 1996 г. выпущены 3 каталога в печатной форме, объем которых соответственно 4, 6,3 и 9 тыс. названий книг, а также 8 каталогов в электронной форме. Следующий каталог в печатной форме (февраль—март 1997 г.) содержит около 13 тыс. названий книг. В дальнейшем планируется: выпускать в год 2 каталога в печатной форме, 6—9 — в электронной, отражать в них не менее 90% книг, присутствующих на рынке. Сегодня в наши каталоги включено 50% книг, присутствующих на рынке. Наполнение каталогов обеспечивают: издательства — 75% названий, книготорговые организации — 25%. Распределение по России: около 70% информации для каталогов поступает от организаций, находящихся в Москве, 30% — от региональных издательств и книготорговых организаций.

Изданные каталоги распространялись в основном бесплатно среди библиотек, подведомственных Министерству культуры и Госкомвузу РФ, библиотечных коллекторов и некоторых книготорговых организаций. Сейчас изучается степень использования распространенных каталогов при комплектовании библиотечных фондов.

Система Books in print по западным стандартам является элементом книжной торговли, у нас, к сожалению, она практически не используется книготорговыми организациями и наиболее заинтересованной стороной в Books in print являются библиотеки. Поэтому на данном этапе целесообразно сосредоточить усилия на работе с книготорговыми организациями, ориентированными на библиотеки (библиотечными коллекторами), и региональными книготорговыми организациями, не имеющими достаточной информации о книжном рынке, что позволит создать определенную структуру заказа книг для библиотек на основе системы Books in print и тем самым усилит заинтересованность в этой системе издателей и книжную торговлю в целом.

В настоящее время разработку и развитие Российской информационной системы "Книги в наличии и печати" (Books in print) ведут "Центр информационно-издательских технологий" Российской книжной палаты, издательство "Либерея", АО "Мир—Диалог".

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России