Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Еронина Е.А., Лисицына Г.С.
ГПНТБ России


Электронная доставка документов — ближайшая
перспектива в развитии новых технологий ГПНТБ России

Быстрое развитие и широкое распространение новых информационных технологий в развитых странах привело к снижению спроса на информацию на традиционных и в первую очередь бумажных носителях. В России этот процесс еще в стадии зарождения, тем не менее библиотеки должны начинать рассматривать следующие задачи: обновление фонда, получение информации на новых, электронных носителях, улучшение доступа к ним, создание информационных служб, обеспечивающих оперативное предоставление информации. Такая информация должна действительно быть необходимой пользователю, легкодоступной и удовлетворять современным требованиям к формам ее предоставления. Проблема еще более усложняется вследствие быстрого старения информации. К моменту, когда документ доходит до потребителя (после его получения библиотекой, обработки, передачи запроса, библиографического поиска и доставки), информация часто устаревает и оказывается невостребованной.

В связи с этим задача службы МБА/ДД состоит в обеспечении доступности документов как на национальном, так и на международном уровне с использованием современных библиотечно-информационных технологий, в создании условий, способствующих привлечению пользователей и обеспечивающих им максимально комфортные условия в процессе поиска, заказа и получения информации.

Общие сроки выполнения любого запроса складываются из времени выполнения ряда процедур, начиная с поиска местонахождения интересующего пользователя документа и заканчивая его выдачей. И здесь огромную роль играет Российский сводный каталог (РСК). Он содержит библиографическую информацию и сведения о местонахождении первоисточника, отражает фонды более тысячи библиотек и служб НТИ. Следующий момент, влияющий на сроки выполнения запроса, — время для его получения и обработки (регистрация, библиографическая обработка, подбор в книгохранении, копирование, отправка). От оперативности прохождения запроса зависят конечные сроки обслуживания абонентов. Разработанная в ГПНТБ России АС "Абонент" позволяет вести контроль за ходом выполнения запросов, выявлять нарушения сроков, т. е. дает возможность управлять этим процессом.

Большую помощь службе МБА/ДД оказывает электронная почта, которая завоевывает все большую популярность среди работников библиотек. Использование этого канала связи делает передачу запросов более дешевой и оперативной. Посылая запрос, потребитель в сжатые сроки получает адресно-библиографическую информацию. При наличии документов на электронных носителях появится возможность их передачи по электронной почте. В ГПНТБ России активно ведутся работы в этом направлении.

Уже сейчас в ГПНТБ России имеется ряд изданий на электронных носителях: сборник "Научные и технические библиотеки", реферативный журнал "Алгоритмы и программы", "Компьютерный вестник", библиографические указатели и др. По желанию пользователя они предоставляются ему на любом носителе.

Следующее перспективное направление в обслуживании абонентов — это использование сканеров. Имеющийся в распоряжении библиотеки сканер HP ScanJet+ может сканировать графики, рисунки, фотографии, иллюстрации, не говоря о печатном тексте как отработке первого этапа, а также использоваться для оптического чтения текста и пересылки его через, факс-модем. Но этот сканер — единственный, да еще и плохо приспособленный для задач массового сканирования, не решит проблемы внедрения новых технологий.

Современное сканирующее оборудование позволяет добиваться яркости и четкости иллюстраций, текста и необходимой детализации рисунков, работать несмотря на плохой переплет и толстые обложки, что не всегда возможно при ксерокопировании, микрофильмировании. Такая технология значительно сокращает время доставки запрашиваемого документа (не нужно обращаться к почте), а также обеспечивает сохранность фонда. Кроме того, мы уверены, что уменьшится и число отказов по причинам "не выдается — единственный экземпляр", "экземпляр читального зала", "документ не подлежит копированию".

В настоящее время в ГПНТБ России ведется поиск партнеров пользующихся электронной почтой и готовых получать от нас такую информацию.

Информационной базой данной новой технологии является действующая в ГПНТБ России автоматизированная система РСК.

АС РСК представляет собой совокупность трех видов баз данных: зарубежные книги, зарубежные периодические издания и отечественная малотиражная литература, общим объемом 600 тыс. библиографических записей. Базы данных РСК отражают фонды более 600 библиотек России и СНГ (до 1991 — 2,5 тыс.) и размещены на серверах IBM PC-ЛВС в среде ППП CDS/ISIS.

РСК — это многофункциональная информационно-библиотечная сетевая система, основанная на взаимодействии библиотек, органов НТИ, библиотечных и информационных сетей и организаций различного ведомственного и/или территориально-административного уровня, имеющих фонды научной и технической литературы и базы данных. РСК содержит сведения о содержании и местонахождении документов по естественным наукам, технике и технологиям, сельскому хозяйству, медицине. Дополнительными тематическими направлениями РСК являются экономика, маркетинг, социология, экология, история науки и техники, бизнес-информация.

В целях дальнейшего развития службы МБА ДД в ГПНТБ России разрабатывается технология полностью автоматизированного выполнения запросов пользователей отделений библиотеки. (ГПНТБ России имеет сеть отделений в районах Москвы и одно при Миннауки России). Значительная часть запросов приходится на фонды основного хранения, особенно на статьи из иностранных журналов, предоставляемых в виде копий. Создание программного обеспечения, оснащение необходимой техникой и специально разработанную комплексную технологию автоматизированного поиска, передачи и выполнения запросов отделений можно рассматривать в качестве модели электронной доставки документов для дальнейшего внедрения в практику работы московского, иногороднего и зарубежного абонементов ГПНТБ России.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России