Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Чхенкели Н.Т.
Американский центр информационных
источников, Тбилиси


О перспективах развития службы
доставки документов в Грузии

В последнее десятилетие активного внедрения современных технологий в сфере информационного обслуживания доставка документов заняла прочное место в спектре услуг, предоставляемых библиотеками и информационными центрами.

Созданная совместно Ассоциацией автоматизации библиотек в Грузии (ААБГ) и Национальной библиотекой Грузии (НБГ) Служба текущего оповещения и доставки документов представляет собой систему обеспечения документами, опубликованными в Грузии. Кроме традиционных процессов (запрос, поиск, определение места хранения источника, заказ, копирование/сканирование, пересылка) эта служба предоставляет такую популярную услугу как "Книга — почтой", т. е. выполнение заказа на приобретение и пересылку книги, изданной в Грузии.

Предпосылками создания Службы явились следующие факты. В течение последних пяти лет отсутствовали библиографические издания о печатной продукции Грузии; именно в этот период в НБГ создавалась библиографическая база данных о грузинских книгах и авторефератах в формате UNIMARC. Из-за отсутствия средств грузинские библиотеки фактически перестали участвовать в международном книгообмене; в НБГ существует опыт создания аналитической базы данных грузинской газеты "Сакартвелос республика", что позволяло утверждать возможность организации службы оповещения о всей текущей периодике Грузии при условии существования платежеспособного заказчика; в НБГ есть также опыт разработки полнотекстовой базы данных по газетным статьям (с использованием электронных версий, предоставляемых издательствами); каждые три месяца примерно 30% периодических изданий меняются (т. е. закрываются старые и открываются новые), поэтому практически единственным источником, располагающим всем многообразием периодики и соответственно отраженным в ней многообразием общественных мнений, является НБГ — национальный центр ISSN; в Грузии прекратили существование магазины "Книга — почтой", что затруднило приобретение грузинских книг для зарубежного читателя.

В прошлом году ААБГ подготовила проект создания Службы текущего оповещения и доставки документов, задуманной как окно в мир грузинских публикаций для зарубежного потребителя, и получила грант Фонда Евразия на его реализацию. В первую очередь составлен для продажи тематический список книг, изданных в Грузии с 1994 г. и имеющихся в магазинах Тбилиси, а также тематический список книг, находящихся в печати в грузинских издательствах, и тематический список периодических изданий Грузии, которые предполагалось распространять за плату. Участники проекта выработали прейскурант услуг на основе анализа прейскурантов Центра доставки документов Британской библиотеки, UnCover, библиотеки Университета Иллинойса, ГПНТБ России и других подобных служб, а также стоимости телекоммуникационных и почтовых услуг в Тбилиси. Среди потенциальных зарубежных пользователей службы распространили (по электронной почте) информационное письмо с перечнем предлагаемых услуг.

Результатом проделанной работы явилось большое количество одобрительных отзывов и просьб прислать прейскурант. Надо отметить, что не поступило заказов на приобретение ни одного из трех предложенных тематических списков. Положительным итогом стало выполнение следующих заказов: тематический ретроспективный поиск в грузинской периодике; покупка и пересылка книги, о которой заказчик узнал самостоятельно; сканирование двух старых грузинских книг и их пересылка по электронной почте; неоплаченный заказ на выяснение возможности приобретения интересующей книги. По заказу потребителя составлен также список имеющихся в продаже букинистических изданий по искусству, который не востребован. От одной американской библиотеки поступило предложение обменять тематический список имеющихся в продаже изданий на книги из обменного фонда этой библиотеки.

Проанализировав неудачи и успехи функционирования Службы в течение нескольких месяцев ААБГ решила предпринять следующие шаги: распространять тематические списки бесплатно; упростить прейскурант; расширить список зарубежных адресатов; приступить к освоению внутреннего рынка; выяснить у некоторых потенциальных заказчиков причины, по которым они не воспользовались услугами Службы; усовершенствовать технологию. Рассматривается также возможность развития Службы текущего оповещения и доставки документов в обратном направлении, т. е. предоставление платных услуг населению Грузии по обеспечению зарубежными документами.

Опыт коллег в тбилисских библиотеках и личный опыт работы в Американском центре информационных источников (ACIR), являющемся частью Информационной службы США в Тбилиси, позволяет с уверенностью утверждать, что в Грузии существует категория пользователей, которые нуждаются в свежей зарубежной информации, содержащейся в основном в статьях периодических изданий, и готовы платить за ее получение. В тех случаях, когда МБА не может предложить эффективного решения, выход — обращение к коммерческим службам доставки документов. Интернет предоставляет возможность прямого контакта с ведущими службами этого профиля, такими, как UnCover, FirstSearch и другими, но для грузинского пользователя прямой контакт осложнен рядом факторов: дороговизна онлайна в точках коммерческого доступа к Интернет и практическое отсутствие публичного доступа к нему; способ оплаты обычно предполагает наличие кредитных банковских карт (Visa, MasterCard, American Express и др.) либо банковского счета; эффективный поиск в базе данных возможен при наличии определенных навыков; современные методы доставки требуют наличия доступа к электронной почте или факсу.

Все эти проблемы легкоразрешимы с помощью посредника. Принимая во внимание небольшие размеры Грузии и экономическую ситуацию, количество пользователей, готовых воспользоваться платными услугами, недостаточно, чтобы обеспечить прибыльность самостоятельной фирмы такого профиля. Выходом из сложившейся ситуации и естественным развитием симбиоза НБГ и Службы текущего оповещения и доставки документов, располагающей необходимым техническим оснащением и профессиональными кадрами, может стать введение платной услуги по доставке статей из зарубежной периодики по требованию потребителя. Это позволит оптимизировать политику комплектования фондов грузинских библиотек зарубежными периодическими изданиями.

Службы доставки документов в развитых странах получили широкое распространение именно как способ предоставления доступа к журнальным статьям, когда большинство библиотек вынуждено отменять подписку на многие журналы в связи с ограничением их бюджета и постоянным ростом цен на периодические издания. Технологический прогресс в сфере телекоммуникаций позволил выработать быстрые и надежные методы поиска и доставки документов из удаленных баз данных. Некоторые западные библиотеки сделали шаг дальше и полностью отменили подписку на журналы, предоставив пользователю удобный доступ к разнообразным электронным службам доставки журнальных статей. Г-н Уидикомб, директор библиотеки Уильямса при Институте технологии Стивенса в Нью Джерси, дал своей статье, в которой описывает, как ему и его коллективу удалось успешно сделать этот шаг в своей библиотеке, длинное, но захватывающее название: "Отмена подписки на все журналы освободила наших пользователей для поиска действительно нужной им информации. Результат — расширенный доступ, а не наоборот". (Eliminating all journal subscriptions has freed our customers to seek the information they really want and need. The result — more access, not less. // Science & Technology Libraries. Fall 1993.) Разумеется, такое решение неприемлемо даже для многих западных библиотек, не говоря уже о библиотеках развивающихся стран. Это отмечает в статье и сам г-н Уидикомб, обращая внимание на специфичность основных пользователей библиотеки Уильямса — ученые и студенты технологических специальностей.

Сегодня оптимальным решением представляется сочетание традиционных и современных методов обеспечения документами, что позволяет выходить за рамки фонда библиотеки и возможности МБА. Например, профильные для библиотеки издания, отвечающие ее основному назначению, целесообразно приобретать, а к другой информации следует обеспечить доступ — нет необходимости физически иметь ее в фонде. Этот доступ может означать возможность получения пользователем нужного ему документа посредством использования полнотекстовых баз данных на CD—ROM (например таких, как продукция UMI) либо посредством МБА и наконец, если ни один из перечисленных методов не дает желаемых результатов, следует обратиться к услугам коммерческих служб по доставке документов.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России