Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

ИФЛА—97

УДК 02:61(100)


Павлова Н.П.,
ГПНТБ России


70 лет ИФЛА — 63-я Генеральная конференция

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений — ИФЛА (The International Federation of Library Associations and Institutions — IFLA), созданная в 1927 г., стала одной из первых некоммерческих неправительственных организаций в области библиотечного дела. Основной задачей ИФЛА во все годы ее существования было оказание организационной и финансовой помощи в проведении исследований и разработок, направленных на развитие и совершенствование всех аспектов библиотечной деятельности, и в распространении и применении результатов этих разработок.

"Общее собрание" членов ИФЛА — 63-я Генеральная конференция состоялась в Копенгагене (31 авг. — 5 сент. 1997 г.). Ее официальные организаторы — Датская библиотечная ассоциация, Датская ассоциация научных библиотек, Датская ассоциация школьных библиотек, Союз датских библиотекарей, Библиотечная комиссия Датского союза работников сферы бизнеса и обслуживания, Ассоциация руководителей датских публичных библиотек, Датское национальное управление по делам библиотек, Королевская школа библиотековедения (всего Данию в ИФЛА представляют 6 ассоциаций и 67 библиотек) — с особой гордостью подчеркивали, что свое 70-летие ИФЛА отмечает именно в Копенгагене — столице Дании, которая была в числе 15 основателей этой организации на Международном конгрессе библиотекарей в Эдинбурге в 1927 г., и эта Генеральная конференция — уже четвертая для Копенгагена, где они проводились в 1952, 1969, 1979 гг.

За годы своего существования ИФЛА значительно расширила сферу деятельности, распространила свое влияние на все мировое библиотечное сообщество и стала одной из самых авторитетных профессиональных организаций. Сейчас ИФЛА объединяет 141 страну. (Забегая вперед, следует отметить, что никаких особых торжеств по поводу юбилея ИФЛА не было — вся работа строилась в традиционном для конференций плане, основа которого — максимально продуктивное профессиональное общение.)

На 63-ю Генеральную конференцию и Сессию Совета ИФЛА собрались представители всех стран-участниц — около 3 тыс. делегатов. Работа конференции объединялась главной темой-призывом "Библиотеки и информация для человеческого развития". Кроме того, были выделены шесть подтем, отражающих конкретные направления деятельности библиотек и различных информационных служб:

  • Библиотеки и информация для образования,
  • Библиотеки как средство ликвидации информационных пробелов,
  • Библиотеки и право знать: предпосылка демократического развития,
  • Библиотека и приоритеты в культуре,
  • Библиотеки и обеспечение доступа к искусству и к новому в художественном творчестве,
  • Библиотеки и программа "Память мира".

Официальное открытие конференции состоялось 1 сентября, но уже с 30 августа начали работу профессиональное и координационные бюро, постоянные комитеты секций, исполнительные комитеты "круглых столов". В этот же день началась и регистрация участников форума, которые получали пакеты материалов и документов конференции, что позволяло лучше сориентироваться в обширнейшей программе. Этому способствовал и ежедневный выпуск информационного бюллетеня "IFLA—Express", в котором публиковалась разнообразная информация о различных мероприятиях, проходящих в рамках конференции, интервью с ее участниками, сообщения Секретариата конференции, официальные материалы и др.

Также еще до официального открытия конференции состоялись традиционные для ИФЛА собрания делегатов по странам-участницам. Делегация России и стран СНГ (152 участника) была одной из наиболее многочисленных — ее с трудом вместила отведенная аудитория. На нашем собрании, которое вели Е.Ю. Гениева и В.Н. Зайцев, обсуждались в основном предстоящие выборы нового президента ИФЛА и членов Исполнительного комитета. Кроме того, В.Н. Зайцев рассказал о подаче заявки на проведение Генеральной конференции ИФЛА в 2003 г. в С.-Петербурге (до указанного года план проведения конференций уже утвержден; в числе претендентов на организацию ИФЛА-2003 еще 6 городов разных стран).

На этом собрании перед нашей делегацией поочередно выступили претенденты на пост президента ИФЛА — Марианн Ф. Скотт (Marianne Florence Scott), Канада, и Кристин Дешамп (Christine Deschamps), Франция. Они коротко рассказали о своей профессиональной деятельности и планах работы в ИФЛА, ответили на вопросы. К. Дешамп, которая трижды посещала Россию, подчеркнула схожесть, а поэтому и понятность для нее отдельных проблем, актуальных для библиотековедов России и Франции (в том числе использование редких фондов) и возможность поиска и разработки совместных путей их решения. Она выразила уверенность в "прекрасном будущем библиотек России" и заверила в поддержке со стороны ИФЛА в случае ее избрания на пост президента. (Похоже, что уже в этот день симпатии нашей делегации были отданы именно К. Дешамп: попрощавшись по-русски: "Спасибо! Большое спасибо!" — она покинула аудиторию под долгие аплодисменты и пожелания удачи на выборах.)

31 августа состоялось торжественное открытие, организованное как профессиональный праздник, одного из самых грандиозных и интересных мероприятий, проходящих в рамках форума — выставки ИФЛА. (Еще при регистрации все участники конференции получили ее каталог, четко составленный и хорошо изданный, и смогли заранее сориентироваться как в наполнении, так и в расположении стендов.) В выставке приняли участие более 200 различных организаций, в том числе профессиональные ассоциации, библиотеки, издательские компании и фирмы. Среди них такие всемирно известные, как EBSCO, Elsevier Science, ADONIS, ISSN International Centre, OCLC, K.G. Saur, Silver Platter Information Ltd., Springer Verlag, Swets Subcription Service и др.

Особенно интересно было познакомиться с материалами, представленными на стендах стран, организующих следующие конференции ИФЛА, и прежде всего ИФЛА-98 (Амстердам, Нидерланды), что дало возможность заранее получить необходимую профессиональную информацию.

На большинстве стендов работа шла очень активно; желающие могли не только получить максимум конкретной информации, но и интересующие их проспекты, буклеты, демонстрационные базы данных на CD—ROM.

Для определенной довольно многочисленной группы делегатов весьма полезным оказалось специальное собрание (31 августа), так называемая Ориентация для новых членов ИФЛА, которую вела Е.Ю. Гениева. Она представила присутствующих членов Правления, рассказала о многоаспектной деятельности ИФЛА и ее довольно сложной структуре. Выступление Е.Ю. Гениевой иллюстрировалось диапозитивами ярких фрагментов всей истории ИФЛА. (В кадрах, запечатлевших первые годы этой международной организации, бросается в глаза исключительно мужской состав Правления.) Далее Р. Стюард — член Исполнительного комитета, отвечающий за планирование и организацию работы, поздравил новых членов ИФЛА и рассказал, как работает ее сложный механизм, как новичкам подключиться к ее деятельности, подчеркнул возможность работы в любом комитете ИФЛА. Свое выступление Р. Стюард закончил эмоциональным обращением ко всем и каждому: "Успех ИФЛА зависит от того, что вы можете и хотите сделать для ИФЛА. Не прячьте ваши предложения, задавайте свои вопросы и отвечайте на наши; работайте!".

Представитель Комиссии по изданиям познакомил собравшихся с основными печатными изданиями ИФЛА (его выступление для наглядности сопровождалось показом диапозитивов титульных листов): "IFLA Directory" — ежегодником, содержащим список всех членов, состав Правления, секций и т. д.; "IFLA Journal" — периодическим изданием — официальным печатным органом; "Отчеты ИФЛА о профессиональной работе" и многими другими материалами.

Затем с краткими сообщениями выступили представители профессиональных ассоциаций стран — новых членов ИФЛА. В заключение Е.Ю. Гениева, еще раз поздравив собравшихся, пожелала всем интересной плодотворной работы на конференции.

Обширнейшая официальная программа 63-й Генеральной конференции включала более 150 докладов и сообщений. Но, конечно, наибольший профессиональный интерес для специалистов представляли заседания постоянных комиссий, секций и "круглых столов". Почти во всех этих мероприятиях приняли участие и российские делегаты, которые отметили высокопрофессиональные выступления и работу представителей ГПНТБ России: Я.Л. Шрайберга, А.И. Земскова, Е.А. Ерониной, Б.И. Маршака, М.В. Гончарова, а также М.В. Залужской как руководителя делегации, прибывшей за счет Фонда Сороса (см. "Отчет о работе делегации ГПНТБ России..." в этом номере).

1 августа состоялось избрание нового президента ИФЛА и Исполнительного комитета. Очередным президентом стала представительница Франции Кристин Дешамп, получившая почти на 300 голосов больше, чем Марианн Скотт из Канады.

На следующий день К. Дешамп дала пресс-конференцию. Собравшихся интересовало, конечно, все о новом президенте, но прежде всего ее взгляды на современное состояние и развитие деятельности ИФЛА. К. Дешамп сказала, что она с большим оптимизмом и энтузиазмом вступает на этот пост и подчеркнула, что будущее ИФЛА зависит от нашей совместной активности. Среди проблем ИФЛА она отметила языковую, особенно обострившуюся со значительным расширением сферы влияния ИФЛА в последние годы. К сожалению, из-за финансовых ограничений пока нет возможности издавать на всех официальных языках ИФЛА даже ежедневный бюллетень конференции (во время этой Генеральной конференции он выходил, кроме традиционного английского, и на французском языке за счет спонсоров из Франции). Но к этому надо стремиться, учитывая как демократизм ИФЛА (5 официальных языков), так и то, что английский язык доступен далеко не всем участникам этой международной организации.

К. Дешамп ответила и на вопросы, касающиеся положения библиотек во Франции, подчеркнула необходимость отстаивания независимости библиотек. При этом она рассказала о таком факте: за отказ убрать по просьбе некоторых городских властей из фондов библиотек литературу националистического характера несколько библиотекарей были уволены. Подобные факты не единичны, поэтому К. Дешамп призвала всех библиотекарей активнее отстаивать свои профессиональные интересы, независимость профессии и библиотек вообще.

В дни работы конференции ее участникам была предоставлена возможность ознакомиться с различными библиотеками Копенгагена. Естественно, что эти так называемые профессиональные туры привлекли большое внимание делегатов из России и стран СНГ. Первый визит состоялся в главную библиотеку города — Центральную библиотеку Копенгагена, являющуюся центром единой автоматизированной сети города, в которую входит 21 библиотека. Эта АС состоит из двух подсистем — для читателей и для внутренней работы. Центральная библиотека, как и любая городская, обслуживает читателей всех возрастов, при этом учет читателей (в нашем традиционном понимании) не ведется. Единый электронный каталог обеспечивает читателям возможность взять книгу в одной из городских библиотек, а вернуть ее в любую другую.

Финансируется библиотека из городского бюджета. Несколько цифр: фонд насчитывает 800 тыс. документов; ежедневная выдача — 5 тыс. (для справки — население Копенгагена с пригородом на 01.01.96 г. — 1 346 289); в библиотеке работают 58 профессиональных сотрудников и 40 — технический персонал. Все издания и материалы фонда снабжены штрих-кодами; экономическая информация — платная.

Конечно же, эта библиотека (расположенная в центре города в реконструированном четырехэтажном здании) прекрасно оборудована и приспособлена для хранения и использования фондов, максимально удобного обслуживания всех категорий читателей. Любой ее посетитель для лучшей ориентации в библиотеке может получить буклет, в котором дан подробнейший план с описанием всех служб, с указанием местонахождения фондов, телефонов отделов библиотеки и другой информацией. Для нас было интересно отметить, что библиотека работает в щадящем для ее сотрудников режиме: понедельник — пятница — с 10.00 до 19.00, суббота — с 10.00 до 14.00.

Следующий визит был в Датскую национальную библиотеку по естественным наукам и медицине, которую датчане называют "современной библиотекой с длинной историей". Эта библиотека — одна из старейших в Скандинавии — основана при университете Копенгагена (открытом в 1479 г.) еще в 1482 г. Она располагала уникальной исторической коллекцией, но в 1728 г. произошла страшная национальная катастрофа — библиотека была полностью уничтожена во время самого большого пожара в Копенгагене. Погибло 30 тыс. манускриптов. Но уже через три года библиотека начала восстанавливаться и быстро пополняться при самой активной поддержке университета...

В 1989 г. для этой библиотеки построено специально спроектированное здание (третье начиная с 1861 г.). В том же году университетская библиотека получила общенациональный статус и свое современное название.

Помимо самого совершенного оборудования и оснащения эту библиотеку отличают великолепный дизайн, обилие света, фундаментальные фрески по мотивам истории университета и национальной науки.

В ее фонде около 1,5 млн изданий, в том числе 7,5 тыс. наименований периодики по всем отраслям медицины и естествознания; общая протяженность книжных полок — 25 км; в год выдается 440 тыс. экз. документов. В штате библиотеки 90 сотрудников.

Эта библиотека не занимается никакой коммерческой деятельностью и полностью финансируется за счет государства. В прошлом году на ее нужды выделено 7,2 млн долларов США; 2,5 млн тратится на новые поступления. При этом, как говорят работники библиотеки, денег на подписку все равно не хватает. Два года назад затраты на нее снижены на 12%.

Вопросы комплектования — отбора литературы — решаются специалистами в конкретных областях медицины и естествознания, работающими в штате библиотеки.

Уже 10 лет библиотека работает в режиме открытого доступа ко всему фонду. Отличительной ее чертой является выдача на дом новых поступлений. У этой формы обслуживания есть противники как среди библиотекарей, так и среди читателей. Для разрешения спора два года назад библиотека провела специальный опрос: мнения разделились поровну... В результате было решено традицию не менять.

Наконец, заключительное посещение — совершенно особенная для нас библиотека — Личная библиотека королевской семьи, которая, естественно, и находится в резиденции королевы в дворцовом комплексе Амалиенбург. (Он состоит из четырех дворцов в классическом стиле, которые обрамляют величественную площадь с монументом Фредерику V в центре.) При посещении этой библиотеки следует соблюдать особые правила: не фотографировать, не курить, не брать с собой никаких сумок, папок и т. д. Зато и встречают там по-королевски. Нашу делегацию приветствовал (на очень неплохом русском языке) королевский вице-библиотекарь, который отметил, что это "большая честь и удовольствие" для него, рассказал о истории библиотеки и пригласил осмотреть саму библиотеку и часть ее фонда, выставленную специально ко времени проведения ИФЛА. Очень приятно было видеть, как по-королевски хранятся книги!

Вся библиотека — историческое собрание королевской семьи — коллекция любимых книг монархов, раритетов, даров. Фонд насчитывает около 150 тыс. изданий (в том числе карты, ноты), большую часть составляет историческая литература. Общая протяженность полок — 3 км. Работают в этом музее редчайших старинных книг всего три человека: королевский библиотекарь и два вице-библиотекаря. Фонд пополняется непланомерно — в основном дары, немного — по заказу королевской семьи, члены которой обычно сами приходят в библиотеку и значительно реже заказывают книги "на дом".

Несколько слов следует сказать еще об одном мероприятии. Во время работы конференции в Белла-центре был открыт специальный Интернет-бар. Все участники ИФЛА могли бесплатно пользоваться его услугами, а также электронной почтой, и получать любые соответствующие консультации при возникновении проблем. Спонсором его стала компания Dansk Data Electronic, которая также была представлена и на выставке ИФЛА.

До предела насыщенная работой, информацией и впечатлениями 63-я Генеральная конференция ИФЛА торжественно завершилась 5 августа. Заключительное собрание вел Р. Веджворт. Прежде всего он поблагодарил Данию за гостеприимство и высокий уровень организации конференции. Генеральный секретарь оргкомитета Я. Драйсиг привела несколько впечатляющих цифр: 63-я Генеральная конференция установила рекорд посещаемости — 2 970 делегатов из 141 страны; более 500 участников познакомились с библиотеками Копенгагена. Повезло и с активностью участников, и с погодой (к этой теме многие выступавшие обращались не раз, так как в это время года погода в Дании редко бывает приятной, устойчивой, способствующей работе). Без этих двух составляющих не было бы такого успеха в работе. Свое краткое выступление Я. Драйсиг завершила словами благодарности всем организаторам и участникам.

В. Хорготт, представитель оргкомитета, рассказал о естественных волнениях, предшествовавших конференции. Подготовительная работа велась три года (" ко всему прочему мы создали большой запас зонтов, который, к счастью, не пригодился"). Трудно перечислить всех, кто принимал участие в подготовке конференции, поэтому В. Хорготт выразил общую благодарность от лица оргкомитета. Он присутствовал на 20 Генеральных конференциях ИФЛА и теперь, уходя в отставку, прощается со всеми и желает дальнейших успехов в развитии деятельности ИФЛА.

Далее с краткими отчетами выступили представители всех бюро и комитетов.

На заключительном заседании оглашены четыре резолюции 63-й Генеральной конференции ИФЛА:

  1. О признании китайского языка в качестве официального языка ИФЛА.

    Сейчас пять официальных языков: английский, немецкий, французский, русский, испанский, который был введен последним.

    По этой резолюции принято решение провести процедуру признания китайского языка в соответствии с той, по которой утверждался испанский (разработка организационного плана, вопросы финансирования и др.).

  2. Об организации Комитета ИФЛА по авторскому праву.

    Данный комитет предполагает организацию консультативной помощи по вопросам авторского права и интеллектуальной собственности (в том числе и электронные публикации) всем библиотекам.

  3. Резолюция, призывающая Францию принять Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках.

    (В ходе работы конференции обсуждалось положение библиотек во Франции, которые нередко испытывают давление со стороны властей, о чем говорила и новый президент ИФЛА К. Дешамп.)

  4. Резолюция о свободе доступа к информации.

    Ее основное положение — ликвидация всякой цензуры, препятствующей библиотекам в получении полной информации.

    Последние три резолюции одобрены без доработок.

Далее на этом заседании состоялась весьма неприятная рабочая процедура — рассмотрение рекомендаций для исключения из ИФЛА за неуплату членских взносов в течение года. Предварительно делегаты получили соответствующий список. После небольших дебатов большинством голосов эти рекомендации приняты.

С заключительным словом выступил Р. Веджворт, покидающий пост президента ИФЛА. Он объявил официальное закрытие 63-й Генеральной конференции, еще раз горячо поблагодарил Исполнительный комитет за совместную работу и пожелал всем участникам успехов в расширении работы ИФЛА.

63-я Генеральная конференция ИФЛА позади; план проведения последующих конференций уже разработан на несколько лет вперед: 1998 г. — Амстердам (Нидерланды), 1999 г. — Бангкок (Тайланд), 2000 г. — Иерусалим (Израиль), 2001 г. — Бостон (США), 2002 г. — Эдинбург/Глазго (Великобритания). Поэтому уместно еще раз повторить призыв этой всемирной организации — "Присоединяйтесь сегодня к сети ИФЛА, объединяющей профессионалов в области библиотековедения и информатики!".

Вы можете стать как индивидуальными членами, так и коллективными членами-учреждениями (к ним относятся библиотеки, библиотечные учебные заведения, службы информации и др.) и членами-ассоциациями (ассоциации библиотек, библиотекарей, библиотечных учебных заведений) и зарегистрироваться в любой секции ИФЛА.

Информационно-посреднический центр ИФЛА в России: 109189, Москва, Николоямская ул., 1. ВГБИЛ им. М.И. Рудомино; тел. 915-72-81, факс — 915-36-37.

Секретариат Российского комитета ИФЛА: 100000, Москва, ул. Воздвиженка, 3. РГБ; тел. 202-35-65, 202-14-27, факс — 200-22-55.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России