Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Доклад Комитета по допуску к информации
и свободе слова съезду Совета ИФЛА
(Копенгаген, Дания, 1997 г.)

I. ВСТУПЛЕНИЕ

ИФЛА уже в течение нескольких лет с разных сторон обсуждала проблему допуска к информации и свободы слова, но до сих пор не сформулировала детального подхода к этому вопросу.

До Стамбулской Конференции 1995 г. президент ИФЛА планировал разработать четкий подход к решению этого вопроса и Совет выразил свою поддержку принятием резолюции, подтвердившей приверженность ИФЛА Всеобщей декларации прав человека, о которой заявила 55-я Генеральная конференция в 1989 г.

Была выражена озабоченность попытками ограничить свободу слова и свободное распространение информации во многих странах; и как следствие этого — способность библиотекарей и библиотек удовлетворять интересы и запросы читателей.

Образование Комитета по допуску к информации и свободе слова было одобрено всеми членами ИФЛА. Комитету поручили подготовить доклад для съезда Совета ИФЛА в Копенгагене в 1997 г. (Совет состоял из представителей 32 стран.)

Исполнительный совет и Комитет по свободному распространению информации и свободе слова (CAIFE) согласились, что их рекомендации не будут иметь универсального характера, так как его не имеют и решаемые проблемы. Было также подчеркнуто, что существуют много других международных и национальных организаций, которые занимаются проблемой допуска к информации и свободы слова. ИФЛА должна сосредоточиться на библиотеках и их способности к обслуживанию читателей. (Набросок принципов допуска к информации и свободы слова дан в части II, вместе с наглядными примерами проблем в части III. Затем следуют предложения для работы в части IV и возможный механизм их реализации в части V.)

II. ПРИНЦИПЫ ДОПУСКА К ИНФОРМАЦИИ
И СВОБОДЫ СЛОВА

Для того, чтобы успешно способствовать распространению знаний, образования и культуры среди народов мира, важна доступность всех форм информации. Свободный допуск к информации не только поможет улучшению взаимопонимания, но и будет способствовать уважению к различным точкам зрения, взаимообогащению культур.

ИФЛА всецело поддерживает Манифест ЮНЕСКО по публичным библиотекам и подчеркивает необходимость соответствующей юридической и финансовой помощи библиотекам со стороны центральных и местных властей.

Все люди должны иметь свободный допуск к библиотекам для самообразования, принятия независимых решений, культурного и экономического развития.

ИФЛА подтверждает приверженность этим принципам и действиям по претворению их в жизнь и подчеркивает, что библиотекари и библиотечные ассоциации также несут прямую ответственность за это.

Действия:

  • библиотеки должны располагать соответствующими штатами, информационными и материальными ресурсами для развития самообразования, независимого мышления, культурного и экономического развития;
  • библиотекари профессионально обязаны представлять все точки зрения на текущие и исторические вопросы; книжные фонды и службы библиотек должны быть свободны от идеологической, политической, расовой, лингвистической и религиозной цензуры;
  • библиотечные ассоциации и отдельные библиотеки должны бороться со всеми формами цензуры, которые мешают предоставлению информации и просвещению;
  • право человека на пользование информацией не должно ограничиваться его происхождением, расовой, религиозной, национальной принадлежностью, социально-экономическим статусом или убеждениями;
  • сведения о читателях и их запросах должны быть строго конфиденциальными.

III. НАГЛЯДНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМ

Можно выделить немало вопросов, которые вызывают озабоченность. Тем не менее данный документ не предусматривает их подробное рассмотрение и пути решения. Но в будущем, когда будут выработаны общие принципы подхода к этим вопросам, он может стать основой для более внимательного изучения.

ИФЛА озабочена следующими действиями, которые приводят к ограничению допуска к информации и свободы слова.

1. Национальные особенности

Самые серьезные нарушения происходят, когда цензура вводится на государственном уровне, в странах, где в законодательном порядке ограничивается свобода слова по политическим, этническим, религиозным вопросам и по проблемам национальных меньшинств. В таких случаях свобода слова вступает в противоречие с официальной политикой, что является открытым нарушением прав человека.

Несмотря на то, что большинство стран приняли законодательные акты по правам человека (в основном это Всеобщая декларация прав человека и гражданина), эти акты способны вступать в противоречие с внутренними законами и постановлениями. В результате это может наносить ущерб национальной безопасности государств.

2. Местные ситуации

В отдельных случаях организации или группы граждан могут вводить цензуру на развитие книжных собраний или библиотек по политическим, религиозным, культурным, нравственным мотивам, но без достаточных правовых оснований. Это заставит библиотекарей и библиотеки нарушить свои профессиональные обязанности из-за боязни осуждения или репрессий.

Ограничения могут вводиться центральными и местными властями и по экономическим соображениям.

Политика в области библиотечного обслуживания и практика работы самих библиотек может затруднить допуск к ним части населения из-за инвалидности, малограмотности, необразованности и нищеты.

3. Коммерческие интересы

Международные и национальные ограничения, препятствующие свободному распространению информации.

Компании закрывают или ограничивают допуск к информации для потенциальных пользователей по экономическим причинам.

Юридические проблемы, т. е. авторское право, особенно когда оно запрещает распространение материалов.

IV. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

ИФЛА поддерживает документы, направленные на открытие допуска к информации и свободе слова, в том числе Всемирную декларацию прав человека ООН (пункт 19), Международное соглашение по гражданским и политическим правам ООН (пункт 19), Африканскую хартию прав человека (пункт 9), Договор о защите прав и свобод человека (пункт 10), Международный договор по экономическим, социальным и культурным правам, Инициативу по правам человека стран Британского Содружества Наций и другие документы.

ИФЛА готова сотрудничать с любыми лицами и организациями, борющимися с ограничениями свободы слова и допуска к информации. Так, например, планируется работа с профессиональными организациями производителей информации (авторы, журналисты, ученые, деятели искусства) и ее распространителей (издатели, книготорговцы).

Но главным в деятельности ИФЛА остается работа с библиотекарями, библиотеками и библиотечными ассоциациями. В продолжение этой работы следующие предложения ИФЛА:

  • просить коллег во всем мире, все библиотечные ассоциации принять новое направление деятельности и информировать ИФЛА о всех успехах и трудностях в этой работе;
  • работать с ООН, ЮНЕСКО, Международной издательской ассоциацией, Всемирным информационным альянсом и другими неправительственными организациями для претворения в жизнь плана действий ИФЛА;
  • регулярно издавать доклад для Центрального совета ИФЛА об успехах и нарушениях в области права на допуск к информации и свободы слова.

Если ИФЛА необходимо рассмотреть конкретный случай нарушения, то, по возможности, это надо делать в сотрудничестве с библиотечной ассоциацией конкретной страны. Также надо привлечь к такому случаю внимание национального комитета по правам человека.

ИФЛА должна добиваться расследования каждого случая нарушений независимыми правозащитными организациями.

Планы работы ИФЛА должны учитывать различия культурных и политических ситуаций отдельных стран. К направлениям деятельности относится:

  • предоставление поддержки и материалов библиотекарям, библиотекам и библиотечным ассоциациям;
  • использование существующих правительственных и дипломатических источников для финансирования исследовательских работ;
  • направление обращений, выражающих озабоченность конкретными нарушениями, в соответствующие правительственные учреждения и международные организации.

V. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

ИФЛА необходимо выработать механизм работы. Для начала он может состоять из Постоянного комитета, который будет заниматься политикой и тактикой действий. Членами комитета должны быть представители разных стран и культур.

К его основным задачам относится:

  • предоставлять базы данных о планах работы, методах борьбы с нарушениями, сведения о людях, которые имеют похожий опыт;
  • быть связующим звеном между штаб-квартирой ИФЛА и Исполнительным советом (который принимает окончательные решения);
  • сотрудничать с другими подразделениями ИФЛА, особенно UAP и Copyright, чтобы избегать ненужного дублирования работы;
  • готовить регулярные доклады для Совета ИФЛА.

На данном этапе кажется преждевременным образовывать отдел как таковой, так как он будет отвлекать и без того ограниченные ресурсы от других направлений работы. Наращивая собственный потенциал, ИФЛА должна больше сотрудничать с другими организациями, которые уже имеют соответствующие штаты. Тем не менее важно согласие Совета, что проблема допуска к информации и свободы слова вызывает озабоченность ИФЛА и соответствующие фонды должны быть выделены для работы над ней в подходящий момент.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России