Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
УДК 026:62

Земсков А.И.

Научно-технические библиотеки и создание информационного общества в России

Приближается ли Россия к информационному обществу? Должны ли научно-технические библиотеки быть передовиками в этом процессе и могут ли они? Рассмотрены некоторые основные элементы и признаки информационного общества, дана оценка современному состоянию дел в России по соответствующим позициям.

Тема приближения века информационного общества является сейчас одной из самых широко дискутируемых в мире на всех уровнях, начиная с вице-президента США А. Гора.

Принято называть информационным обществом такое развитие страны, при котором, базируясь на высокопроизводительных компьютерах и телекоммуникационных сетях, многие общественно значимые функции (купля и продажа товаров и услуг, управление предприятиями и сам производственный процесс, образование, развлечение и отдых, первичная медицинская профилактика, информирование населения и т. п.) осуществляются полностью (или в заметных масштабах) по сетям передачи цифровых данных. Непременными техническими условиями и внешними признаками информационного общества являются при этом достаточный уровень насыщенности населения и предприятий компьютерами, наличие в масштабах всей страны развитой инфраструктуры и подготовленных пользователей.

Какие проблемы необходимо решить при вхождении в информационное общество и какова (по личным оценкам автора) готовность нашей страны к вхождению в этот тип цивилизации? В чем при этом может быть важной роль библиотек и соответствующих ассоциаций? Давайте рассмотрим элементы информационного общества и попытаемся оценить положение в России.

Прежде всего — технические проблемы, которые включают: наличие достаточного количества компьютеров (что, по-видимому, скоро произойдет, по крайней мере, не видно никаких принципиальных препятствий к насыщению страны компьютерами); существование национальной инфраструктуры телекоммуникаций (супермагистрали, Интернет, региональные сети); наличие обученных людей.

Реализуемость в России последнего из перечисленных факторов у меня лично не вызывает сомнений ввиду высокого уровня общего образования в стране и явно выраженного стремления нашей молодежи к освоению Интернет. (Влияние Интернет в России сейчас склонны переоценивать, мысля его панацеей от технической или интеллектуальной отсталости. Нет, возможно, в социально-культурологическом плане это изобретение ближе к кинематографу и мне молодые головы, склоненные у РС, скорее напоминают созерцателей безумной любви Веры Холодной и Ивана Мозжухина, чем прилежных пожирателей знаний. Это нечто вроде интеллектуального Wrigley chewing gum или лузганья семечек. В то же время образовательно-тренировочная ценность такого сидения неоспорима.)

Что касается инфраструктуры, то здесь положение менее радужное. Помимо общего отставания и трудностей охвата телекоммуникациями огромной страны — эти сложности преодолимы, я бы высказал опасения скорее не технического, а социального порядка. В создании адекватного спроса на научно-технические возможности масштабной инфраструктуры велика роль массовой привычки у пользователей. Бар-коды в библиотеках еще долго будут казаться техническим чудачеством, если они не распространятся в большинстве продуктовых и промтоварных магазинов. В функционировании инфраструктуры принципиально важна высокая надежность (иначе всегда будут оправдываться законы Мэрфи — законы неудачных совпадений). Надежность функционирования большой системы основывается на качестве работы отдельных исполнителей, а пока никаких сдвигов к лучшему от безалаберности советских времен я не ощущаю. Качество исполнения рядового трудящегося воспитывается мучительными годами безработицы и строгим трудовым законодательством.

При переходе от редкого пользования телекоммуникациями в режиме работы специалистов к массовому применению сетей наблюдаются два независимых процесса, дающие противоположные результаты: повышение надежности, с одной стороны, и усиление информационного загрязнения (information pollution), которое заполнит все добавленные пропускные способности, — с другой. В этом смысле вполне уместно говорить о принципе Ломоносова — Лавуазье для системы массовых коммуникаций: где чего убудет, то немедленно в другом месте столько же и прибавится. Пример тому — наше телевидение, в котором за существенным увеличением числа доступных программ вещания в последние годы последовало еще более существенное увеличение объемов показа низкосортной рекламы.

Создание российского машиночитаемого продукта, по-моему, должно являться национальным приоритетом. Пока же горизонтальный обмен по сетям (от русских производителей информации — к русским же потребителям) весьма незначителен. Ориентировка на просматривание только "западных страниц" научно-технической информации неизбежно будет содействовать эмиграции научных кадров. (Подготовка специалистов для Запада — это давно опробованный путь для Индии, Пакистана и ничего слишком страшного в этом нет, но ведь ставятся другие цели.)

Воспитание доверия к качеству и достоверности публичной информации должно быть предметом особой заботы и контроля со стороны библиотекарей и профессиональных ассоциаций; в этом наша страна в худшую сторону отличается от Запада. Следует добиваться как высокого качества собственной информации, так и прекращения укоренившейся в нашей стране практики создания "специальной информации" для начальников и "другой информации" для народа.

Очень важный момент — наша страна традиционно была закрытым обществом и государством (по сравнению с западными образцами) с сильным цензурным влиянием церкви, партии и государства. Весьма симптоматично поэтому для России столь раннее появление в профессиональных обсуждениях проблем так называемой информационной безопасности и т. п., что неизбежно переродится в цензуру над содержанием телекоммуникационных сообщений. Информационное общество — это в первую очередь открытое общество именно в духе К. Поппера — Дж. Сороса, а не технологический рай, где "все на электричестве".

Смысл продвижения к информационному обществу не столько в технологических достижениях, но и в изменении состояния общества. Информационное общество — это, хочется еще раз подчеркнуть, открытое общество с доверительным отношением к достоверности той информации, которую потребитель получает из сети и с его (либо ее) готовностью доверительно, без страха немедленного воровства "положить" в сеть и свои открытия, результаты творчества и наблюдений. Именно в этом деле особенно значимой может быть роль научно-технических, универсальных библиотек и библиотечных ассоциаций.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России