Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Вебер Х., Дерр М.

Оцифровка как метод обеспечения сохранности?

(продолжение)

2. Требования к качеству пленки и к организации работы по оцифровке микрофильмов

2.1. Выбор пленки

Как при подготовке, так и при реализации проектов микрофильмирования следует иметь в виду возможность последующей оцифровки. К материалам и технологии совсем немного дополнительных требований, выходящих за пределы обычных правил и требований. Однако существуют несколько дополнительных организационных моментов, которые необходимо отметить.

При съемках контрастного материала (например текста, рисунков или гравюр) можно применять для микрофильмирования все виды панхроматических пленок на полиэфирной основе (противоореольная пленка AHU — microfilm Antihalation Undercoated). В последнее время эта пленка оптимизирована для технологии оцифровки. С другой стороны, полутоновая пленка (например Kodak 2468, Kodak 3468) будет наилучшим носителем для съемок оригиналов с большим количеством серых полутонов (репродукции фотографий или цветной материал, который переснимают на черно-белую пленку). Таким образом производится позитив. Заметно улучшить воспроизведение полутонов можно путем специальной обработки при проявлении пленок AHU.

Как правило, качество воспроизведения и особенно разрешающая способность систем микрофильмирования намного превосходят соответствующие возможности оцифровки; тем не менее процесс съемки требует правильного освещения и определения экспозиции для достижения наилучшей читаемости (оптического разрешения). Эти показатели зависят от оптических характеристик камеры и ее правильной юстировки. Важно обеспечить наилучшее качество мастер-фильма (мастер — копия с оригинала; синонимы — мастер-экземпляр, мастер-фильм, мастер-пленка. — Прим. пер.) поскольку нужно иметь в виду последующее ухудшение качества при производстве дубля, который и будет в свою очередь применяться при копировании и чтении. Руководствоваться здесь нужно наивысшим показателем качества — 8 (Quality Index — QI 8) из Приложения С международного стандарта ISO 6199. Ориентируясь на высоту строчной буквы e в печатном материале (которая в рукописях соответствует двойной ширине таких букв, как е, l, f), мы получим формулу:

,

где а — численный параметр разрешения из образцовой таблицы разрешения № 2 стандарта ISO, измеренный в парах линий на миллиметр (lp/mm), a h — высота строчной буквы e . Системы микрофильмирования, которые обеспечивают получение величины 120 lp/mm (120 пар линий на миллиметр) и выше как в центре кадра, так и по краям изображения, в целом соответствуют стандарту.

Если же говорить о типе микроформы, то, без сомнения, 35-миллиметровая ролевая пленка (в рулонах) является наилучшей и для мастер-формы, и как исходный материал для оцифровки. Размер кадра гарантирует значительные резервы повышения качества даже при съемках материала невысокого качества размером до 60 ? 80 см. Как правило, нормальная длина коммерческой пленки — 65 м или 30,5 м — может быть рекомендована; при этом более длинный рулон удобнее в работе, так как сокращает время подготовки к съемке.

При оцифровке лучшие результаты были получены при работе с негативами, а не с позитивами. Для процесса оцифровки нужно использовать как можно более близкую к мастеру копию (т.е. копия с мастера предпочтительнее, чем копия с копии). Поскольку мастер-экземпляр используется только для обеспечения сохранности и его нельзя пускать в работу, то для оцифровки нужно использовать хлор-серебряную копию, снятую непосредственно с негативного мастер-экземпляра методом копирования с сохранением полярности (DDP — Direct Duplicating Print Film). Возможна оцифровка с диазокопии. Контактное микрофильмирование в каждом случае требует эффективной работы со сканером.

Оцифровка микрофиш также возможна. Однако из-за малого размера картинки нельзя обеспечить высокое качество отпечатков при работе с большими увеличениями. Оцифровка микрофиш к тому же значительно более трудоемка и предъявляет серьезные требования к программному обеспечению, что в целом также увеличивает затраты времени (а значит, и денег) в сравнении с оцифровкой ролевых микрофильмов. Оцифровка микрофильмов может быть высоко автоматизирована. С другой стороны, если в последующей работе понадобится обращаться к каким-то выбранным частям, а не к последовательно считываемой информации, применение микрофиш становится оправданным с финансовой точки зрения.

Свободный от изъянов, неиспорченный фильм является необходимым условием для достижения наилучших результатов при оцифровке. Плотность почернения, разрешение и фоновый уровень должны по крайней мере соответствовать стандартам ISO. Следует избегать искажений (дисторсий), поскольку их не удастся исправить при оцифровке, равно как и невысокую четкость или другие недостатки мастер-копии. Следует не допускать тени в месте сгиба книги (месте брошюровки), поскольку выправить их удастся лишь до определенной степени и с дополнительными затратами.

2.2. Технология микрофильмирования

Любая дополнительная подстройка сканера микрофильма потребует траты ресурса и поднимет стоимость. Поэтому материал, подлежащий микрофильмированию, должен быть максимально однородным. Эти рекомендации относятся к следующему:

а) коэффициент уменьшения. Идеальным было бы установить единый коэффициент уменьшения для всего проекта микрофильмирования; во всяком случае, внутри каждой ленты коэффициент, конечно, не должен меняться. (При необходимости исходный материал следует рассортировать по размерам.) При оцифровке картинку (изображение) можно масштабировать до оригинального размера. В большинстве графических форматов служебный подзаголовок картинки может содержать сведения о выбранном разрешении и полном числе точек изображения (пикселей). Эти данные могут обрабатываться программой восстановления изображения и указывать исходный размер;

б) размещение материала . Нельзя изменять расположение исходного материала на столе съемок — в течение данного фильма оно должно быть одним и тем же. Материал следует располагать на середине переднего края съемочного стола; если это невозможно — положить на середину стола, отметив, например карандашом, правильную позицию;

в) расположение материала должно соответствовать желаемому расположению на экране и быть читаемым, т. е. — с горизонтальными строчками. Поворот программными средствами оцифрованного материала (если он был исходно расположен как-то по-другому) в принципе возможен, но увеличивает стоимость проекта. Книги и документы, как правило, должны фотографироваться в двухстраничном варианте в соответствии со стандартным режимом изображения 2А стандарта ISO 6199. Большие по размеру тома и газеты следует фотографировать постранично в соответствии со стандартным режимом 2В. Не допускаются изменения положения картинки и режима съемки (две страницы, одна страница) в пределах одной фотоленты. Если при воспроизведении планируется показывать на экране только одну страницу, это нужно учесть при съемке, ибо расщепление оцифрованной двойной страницы на одну, конечно, возможно, но приведет к дополнительным затратам. Эта функция обычно не включается в стандартное программное обеспечение и ее последующее добавление потребует дополнительных усилий и денег;

г) контраст между фоном и отснятым материалом должен быть повышен за счет однородного и темного фона.

Внимательное отношение к пунктам б, в, г является необходимым условием для проведения высокоавтоматизированного и, следовательно, экономичного отделения содержательной части материала от всего оцифрованного изображения. Исключение периферийных зон не только повысит оптическое качество изображения, но и будет содействовать снижению объемов материала, подлежащего хранению.

2.3. Организация и документирование процесса микрофильмирования

При микрофильмировании для целей сохранности каждая пленка должна начинаться неким введением, в котором должны быть: название материала, в том числе уникальный собственный номер, соответствующая информация о владельце, содержании, технологии фильмирования (коэффициент уменьшения, масштаб), пробный кадр с информацией о читаемости и воспроизводстве полутонов в соответствии со стандартами DIN или ISO. Может оказаться весьма полезным обсудить с фирмой, осуществляющей оцифровку, возможность введения вышеназванных сведений в машиночитаемой форме, допускающей внесение дополнений.

Существует несколько элементов в организации микрофильмирования, которые при проведении обычных операций микрофильмирования как правило игнорируются (и напрасно!). Эти моменты наиболее важны при подготовке к последующей оцифровке снятого микрофильма: нумерация пленок (роликов), разделение ролика указателями, видимыми при свернутой пленке, и документирование процедуры съемки (включение фотосъемки указателей и технологической документации в общий процесс), (рис. 1).

Расположение материалов при микрофильмировании

Рис. 1 (к разделу 2.3.). Расположение материалов при микрофильмировании.

Структурирование пленки ясно читаемыми указателями, текущие номера пленки, выносные указатели, соответствующие указатели номера кадра и, конечно, последовательное и полное описание структуры сделают индексирование для поиска и последующей обработки значительно более легким и приведут к экономии средств. Наряду с единственным выносным указателем, который совместно с порядковым номером вполне достаточен для идентификации отдельного кадра, могут применяться и группы (или ряды) выносных указателей. Этот аспект особенно важен для организации данных (имеются в виду точность поиска и устранение необходимости излишнего пролистывания страниц на экране). Ценность такой доработки с лихвой оправдывает небольшие дополнительные расходы в процессе подготовки к съемке и самой съемки.

Ресурсы, необходимые для осуществления структурирования информации на пленке, зависят от природы снимаемого материала и планов его дальнейшего использования. Ясно, что неразумно книгу объемом в 300 страниц показывать на экране без какого-либо разделения. Во всяком случае материал, подготавливаемый к съемкам, нуждается де факто в более полном индексировании, которое может оказаться полезным и на промежуточной стадии для консультаций. Не следует пренебрегать учетом необходимого времени, труда и ресурсов на эту работу.

2.4. Предложения по выбору системы

Качество воспроизведения существенно зависит от применения подходящего съемочного оборудования. Изложенные требования как правило обеспечиваются современными планетарными камерами, гарантирующими разрешение по крайней мере 120 линий на миллиметр по всей поверхности экрана. В состав оборудования также должны входить: автоматическая фокусировка, автоматически подстраиваемое в зависимости от снимаемого материала освещение, возможности поворота снимающей головки и подстройки ламп (например для съемок книжного сгиба), возможность спроецировать изображение, подстраиваемая маска изображения, автоматическое освещение вставных указателей, счетчики кадров.

Для съемок книг и архивных материалов камера должна давать наилучшие результаты при коэффициенте уменьшения от 8 до 24. При съемках в целях сохранности планетарная камера должна быть снабжена приспособлением ("книжная колыбель") для защиты переплетов и книжных обложек (например книжная подставка из двух частей с достаточно открытым стеклянным прижимом с регулируемым давлением прижима). С таким приспособлением можно снимать тяжелые и крупнофарматные тома без опасности их повреждения.

Поскольку обычно в оцифровке используются пленки "второго поколения" (мастер-копия для дублирования), нужно отметить, что должна быть хорошая хлор-серебряная копия той же полярности, что и оригинал (DDP копия). Копирование следует производить на высококачественном оборудовании с тем, чтобы свести до минимума потери разрешающей способности. В общем, можно сказать, что микрофильмирование с целью последующей оцифровки должно соответствовать тем же критериям, что и просто высококачественное микрофильмирование, однако большее внимание при работе под оцифровку нужно уделять достижению максимально однородного, однотипного фильма, четкой организации процесса съемок, структурированию снятой пленки и сопроводительной документации.

2.5. Оцифровка существующих микрофильмов, которые по той или иной причине не соответствуют требованиям

Можно пытаться конвертировать уже существующие микрофильмы и копии. При этом предельно важно выбирать копию, наиболее близкую к оригиналу. Желательно провести самый тщательный анализ пленки (материал, состояние с точки зрения сохранности, коэффициент уменьшения, качество воспроизведения, техника съемок и организация, содержание отснятого материала). Этот анализ лучше всего проводить в кооперации с опытным специалистом. До того как подписывать контракт, нужно сделать пробную оцифровку по стандартным методикам и со стандартными материалами. Только на этой основе можно определить реальный уровень цены, в которую входит также возможная доработка отдельных частей фильма и улучшение качества изображения. В контексте цены предполагаемое использование оцифрованного материала будет определять контрактные требования к качеству. Любое повреждение пленки (например царапины, грязь или потертости) будет также сказываться на результатах оцифровки.

2.6. Дополнительные рекомендации по работе с цветными микрофильмами

Исходной точкой при оцифровке микрофильма является микропленка высокого разрешения, с хорошим постоянством цвета, на полиэфирной основе, с обесцвечиванием при фиксации, что позволяет предполагать высокое качество воспроизведения, особенно в части разрешающей способности черно-белого микрофильма. Это означает, что в виде исключения придется использовать для оцифровки мастер-экземпляр — со всеми необходимыми мерами предосторожности относительно сохранности пленки. Следовательно, может оказаться полезным для этих случаев делать сразу два мастер-экземпляра в одном процессе фильмирования; некоторые типы камер это допускают.

До сих пор практиковалось (почти без исключений) проводить оцифровку цветной пленки с применением патентованной системы, разработанной для любительских целей. Стоимость системы также имеет значение; наиболее дешевая версия работает с оцифровкой изображений не более чем 24 ? 36 мм. Однако полноценная (full step) цветная картинка на микрофильме имеет размер 32 ? 45 мм. Съемки на полный размер, которые впоследствии будут иметь преимущество по качеству воспроизведения и при последующей обработке, особенно при работе с крупноформатным или вообще трудным материалом, невозможны на нормальный фото-компакт-диск.

Применяя неполный разворот (половинку) и соответственно меньший размер изображения, необходимо с самого начала проверить совместимость формата с возможностями камеры, поскольку ролик пленки можно наматывать (либо сматывать) только в одном направлении. Конечно, можно обрабатывать неразрезанную пленку. Однако поскольку шпульки намотки пленки не являются частью съемочного сканера, возможно повреждение пленки. В данной технологии материал проходит оцифровку с различными значениями разрешающей способности и в сжатом виде данные передаются для записи на фото-компакт-диск. Пять возможных ступеней разрешающей способности начинаются с низшей — 128 строк по 192 точки в каждой — и до наивысшей — 2048 строчек по 3072 точки.

Фото-компакт-диски разработаны прежде всего для огромного рынка любительской фотографии и по сути своей могут широко использоваться для оцифровки цветной пленки. Для цветной микропленки, которая должна обрабатываться в соответствии с более строгими стандартами, эти диски могут иметь лишь ограниченное применение, в частности по отношению к формату кадра цветной микропленки.

Невозможность использовать полноценный формат неперфорированного 35-миллиметрового микрофильма как правило связана с потерей качества, особенно при работе с цветной микропленкой, а с этим примириться, конечно, нельзя. В принципе доступны сканеры, которые могут работать с такой пленкой: сейчас на рынке репрографических устройств имеются сканеры, работающие с пленкой размером до 6 ? 9 см, а также с отрезками пленки. С этими устройствами можно предпринимать оцифровку полномасштабного 35-миллиметрового цветного микрофильма; их разрешающая способность достигает 2000 точек на дюйм (2000 dpi).

Итак, оцифровка цветного материала не ограничивается фото-компакт-дисками, а может выполняться в любом из подходящих вам форматов. Однако современное состояние технологии и сравнительно небольшой спрос на оцифровку цветных микропленок делает эту процедуру довольно дорогой. С учетом ожидаемых будущих продвижений мы полагаем, что было бы грубой ошибкой для экономии средств согласиться с потерей качества воспроизведения, утратой совместимости со стандартами или использованием не опробованных систем вместо отработанных.

Следует упомянуть о цифровой фотокамере, которая может осуществлять оцифровку полномасштабных кадров микрофильма с пространственным разрешением 3800 ? 4600 точек.

содержание | продолжение


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России