Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56+002.53/.55:001.814:681.3

Дубров А.П., Мотенкова Е.Л., Красикова О.Л.

Отношение ученых Российской академии наук
к новым информационным технологиям

Приведены результаты экспресс-анкетирования среди ученых РАН на тему отношения к использованию новых видов информационного обеспечения, в том числе Интернет.

Постоянное поступление информации к ученым составляет основу развития современной науки. Одним из условий успешного выполнения фундаментальных научных исследований, проводимых учеными Российской академии наук, является их своевременное и эффективное информационное обеспечение. Исследования специалистов Библиотеки по естественным наукам РАН показали, что ученые видят прямую зависимость результатов научно-исследовательских работ от того, насколько полно и оперативно удовлетворяются их информационно-библиотечные потребности
[1, 2].

Контакт комплектаторов с учеными академических институтов лежит в основе всей деятельности БЕН РАН и осуществляется благодаря четкой обратной связи между ними [3]. Важное значение имеют анкетирование и опросы, реализующие этот контакт на практике [4]. В 1979—1983 гг. специалисты БЕН РАН провели широкомасштабные исследования информационно-библиотечных потребностей ученых академических институтов естественнонаучного профиля, которые помогли оценить особенности запросов и выявить закономерности в обеспечении их информацией [1, 2].

Развитие информатики как науки и широкая компьютеризация социальной жизни общества привели к созданию мировой информационной системы Интернет и новых видов и форм информационного обслуживания. Появились электронные средства информационного поиска и связи: почта, журналы, справочные службы, базы данных и знаний, телеконференции и линии удаленного доступа к источникам информации. И наконец сформировался новый вид книгохранилищ — виртуальные библиотеки [5, 6]. Учет этих инноваций и резкое ограничение финансовых средств на подписку журналов сыграли решающую роль в перестройке деятельности БЕН РАН в области иностранного комплектования.

Чтобы выяснить мнение ученых НИУ РАН относительно использования электронных видов информационного обслуживания и обеспеченности новыми информационными технологиями, в 1997 г. было запланировано анкетирование. Его цель — способствовать оптимальному комплектованию фонда Центральной библиотеки и эффективной работе БЕН РАН по информационному обеспечению ученых РАН в условиях режима экономии валютных средств.

Материал и методы

Анкетирование проведено с декабря 1997 по март 1998 г. включительно среди ученых НИУ РАН Москвы и московского региона (60 институтов) и НИУ всех филиалов и центров РАН, находящихся в разных городах страны (21 институт). Оно отличается от предыдущих, выполненных в 1979—1983 гг. [1, 2], новыми тематическими вопросами и выборочным (случайным) распределением анкет среди ученых, а не специальным опросом и подбором контингента ученых или институтов РАН, как делалось ранее. Именно такой метод распределения анкет определил объективность и репрезентативность информации, полученной от ученых и специалистов.

Общее количество опрошенных — 366 человек: 233 ученых из Москвы и региона и 133 иногородних. В числе ответивших — 8 академиков и членов-корреспондентов РАН, 132 доктора наук, 182 кандидата наук и 44 специалиста без ученой степени, среди которых 8 старших научных сотрудников, 7 аспирантов и 29 научных сотрудников. По специальности респонденты представлены следующим образом: математиков — 41, физиков — 106, химиков — 49, биологов — 84, ученых и специалистов по техническим наукам — 28 и по наукам о Земле — 58.

Результаты анкетирования рассматривались с двух сторон: ответы ученых в зависимости от области их работы (математика, физика, химия и т. п.) и квалификации (доктор, кандидат наук и без ученой степени). В целях максимальной экономии времени, средств и быстроты получения ответов разработана соответствующая анкета на одном листе (прил.). Она включила 14 вопросов, на которые ученые должны были ответить в краткой форме (да, нет). Все вопросы условно можно разделить на четыре группы: 1) статус ученого (область работы, квалификация), 2) сроки старения журналов, 3) комплектование библиотек журналами на языках, трудных для перевода (китайский, японский, корейский, венгерский и др.), 4) особенности использования учеными новых видов информационного обслуживания, включая Интернет.

Результаты анкетирования

При анализе анкет обращает на себя внимание следующий факт: из общего числа опрошенных ученых и специалистов 25% сообщили, что их деятельность, помимо основной, связана еще с одной или двумя - тремя, а иногда даже четырьмя — пятью (!) областями науки. Среди физиков так ответили 56%, математиков — 40%, химиков — 22%, биологов — 11%, ученых и специалистов по наукам о Земле — 7%. О неслучайном характере этого явления говорит то, что о своей принадлежности по работе к нескольким областям науки заявили 25% докторов наук, 27% кандидатов наук и 18% без ученой степени. Такая особенность в ответах указывает на значительные сдвиги в образовании и специализации ученых РАН, расширении сферы их научных интересов при решении различных задач и проблем. Можно предположить, что эти ученые привлечены к работе в указанных ими областях науки не просто в качестве узких специалистов, а как лица, владеющие обширными знаниями и призванные для решения комплексных научных проблем.

В свою очередь, отмеченный выше факт помогает объяснить одну особенность в использовании иностранных журналов в фонде ЦБ БЕН РАН: одни и те же профильные научные журналы (по физике, химии, биологии и т. д.) активно спрашиваются учеными и специалистами из самых разных НИУ РАН [4, 7]. Следовательно, результаты анкетирования подтверждают многопрофильную специализацию ученых РАН и это необходимо учитывать при формировании политематического и многопрофильного фонда ЦБ БЕН РАН. Данный вывод важен уже сам по себе, поскольку создание сбалансированного по тематике журнального фонда в любой библиотеке требует от комплектаторов точного знания контингента читателей, их научных запросов, разрабатываемых приоритетных проблем и направлений с тем, чтобы фонд соответствовал информационным потребностям ученых.

В тесной связи с проблемой оптимального формирования фонда стоит вопрос о сроках старения журналов: "В какие сроки стареют и теряют свое значение профильные научные журналы, которыми Вы пользуетесь: 1—3 года, 3—5 лет, 5—10 лет, свыше 10 лет?". В ответах на этот вопрос 46% всех ученых отметили, что профильные журналы не теряют своего научного значения 10 и более лет, но в то же время 38% их коллег (в особенности физики, биологи и специалисты по наукам о Земле) высказали мнение о более короткой "научной жизни" профильных журналов: от 5 до 10 лет и даже короче — 3—5 лет. Такое расхождение в оценках можно объяснить разными взглядами на среднее время смены научных знаний в определенных областях науки и темпы научно-технического прогресса.

Следует отметить также два полярных высказывания респондентов: первое — " ... научная литература никогда не стареет!", "... научные журналы не теряют своего значения! Никогда!" (10% от общего числа опрошенных) и второе — указание на предельно короткий срок старения журналов — 1—3 года (5% всех респондентов). Последнее утверждают ученые в области технических наук (25%), наук о Земле (5%), биологи (5%), физики (5%), химики (2%). Но такое мнение не разделяют все математики, 83% физиков, 89% биологов, 98% химиков.

Несомненно, научная парадигма в естествознании претерпевает серьезные изменения под влиянием фундаментальных открытий и достижений в науке, и в эту смену вносят свой вклад разные научные дисциплины, но мнение об очень быстром старении и потере научного значения профильных журналов вряд ли правомочно. Как показали наши исследования по изучению цитирования журналов в пристатейных библиографиях (метод цитат-анализа), ученые РАН в области естественных наук активно ссылаются в своих статьях на исследования, опубликованные в профильных журналах 15—20 лет назад [8]. Ценность научных работ и, соответственно, публикующих их журналов зависит от уровня и значимости исследований и фундаментальности полученных результатов, а не от формально прошедших лет со дня выхода журнала в свет.

К рассмотренному выше вопросу примыкает и другой, обращенный к ученым РАН: "В условиях резкого ограничения финансовых средств следует ли заказывать и получать литературу из восточно-европейских стран — Венгрии, Болгарии, Румынии, Словакии и трудные для перевода — китайские, японские, шведские, корейские, норвежские издания?". В своем большинстве (79%) ученые ответили, что не следует приобретать подобные журналы, так как информация из них труднодоступна, несмотря на английское резюме. Такого мнения придерживаются 81% математиков, 87% физиков, 71% химиков, 73% биологов, 78% ученых и специалистов технических наук и 71% — наук о Земле. Лишь некоторая часть ученых (18% от общего числа) предложила заказывать такие журналы, но с различными оговорками — получать их по обмену, приобретать избирательно, например, только японские (6% от числа респондентов, ответивших утвердительно), китайские (2%) и другие журналы (1%). В то же время в ряде ответов ученых выражалось желание иметь такие журналы на английском языке. (Как бы отвечая этим пожеланиям, ученые балканских стран начали издавать на английском языке журнал по медицинской генетике [9].)

Уже отмечалось выше, что блок основных вопросов анкеты направлен на выяснение степени использования учеными РАН новых компьютерных информационных технологий, в частности Интернет и помощи, которая необходима им при работе с этой глобальной сетью. Значительная часть ученых центра (72%) и периферии (68%) пользуется научной информацией в электронной форме; но 28% московских и 31% иногородних ученых и специалистов не пользуются ею.

Что касается связей ученых РАН с Интернет, то здесь картина оказалась несколько иной: 62% ученых московских НИУ и 48% иногородних НИУ РАН активно пользуются в своей работе глобальной информационной сетью, о чем свидетельствует тот факт, что 52% ученых и специалистов Москвы и 44% иногородних ученых не нуждаются ни в какой помощи со стороны специалистов по информатике при работе с базами данных Интернет. К сожалению, одновременно с этим 37% ученых Москвы и ее региона и 50% ученых на периферии не имеют возможности воспользоваться всеми преимуществами Интернет в силу разных причин (отсутствие компьютеров, финансирования и т. д.).

Интересно отметить также, что 10% математиков, 11% физиков, 29% химиков, 17% биологов, 7% ученых в области технических наук и 16% — наук о Земле вообще не ответили на вопрос, нужна ли им помощь при работе с базами данных, доступных по Интернет. Лишь небольшое количество ученых конкретизировало свои пожелания: получить общие консультации по работе с системой, поиску баз данных и серверов со "свободным доступом", по сервисному ускорению поступающей информации и получению льготного финансирования при поиске информации в Интернет и т. д. Из приводимых данных можно заключить также, что часть респондентов не знакома с глобальной информационной сетью и не знает, что ответить на поставленный вопрос. Об этом прямо заявил в своем ответе один из ученых — доктор наук: "Да, помощь нужна, но какая точно — сказать не готов!"

На другой вопрос анкеты: "Какую информацию Вы хотели бы иметь из системы Интернет?" ответили 61% опрошенных ученых из Москвы и региона и 70% периферийных ученых. Из анализа ответов следует, что в первую очередь ученым необходимы оглавления свежих журналов, в особенности журнала "Current Contents", полные тексты статей, опубликованные в электронных и печатных изданиях, рефераты и аннотации новых работ (13% от числа ответивших на данный вопрос), сведения о базах данных (12%), информация о конференциях (6%), библиографические сведения о новых изданиях и т. д. Запросы и требования к Интернет со стороны периферийных ученых не отличаются от московских ни по количеству, ни по характеру.

Из приводимого краткого перечня ответов видно, что ученые РАН прежде всего хотели бы получать оперативно свежую информацию о работе коллег за рубежом и в то же время полные сведения об исследованиях в их области, имеющиеся в базах данных Интернет за несколько предыдущих лет, а также информацию о предстоящих конференциях и новых книгах. Резюмируя ответы, можно сказать, что в основе интереса ученых РАН к Интернет остаются давние незыблемые требования, высказанные ими ранее при анкетировании и опросах — оперативность поступления и полнота получаемой информации [13].

В последние годы ведущие издательства мира подготовили перевод своей печатной продукции в электронную форму. Например, голландское издательство Эльзевир сообщило, что в 1998 г. 1100 журналов будут представлены им в электронной форме [10]. Аналогичные шаги в этом направлении делают и другие издательские фирмы — Шпрингер, Академик Пресс и т. д. В этой связи очень важно знать отношение ученых ко всей проблеме перевода традиционных печатных изданий в электронную форму подачи информации. Ответы, данные учеными на вопрос анкеты: "Считаете ли Вы целесообразным использовать в своей работе электронные издания вместо обычных печатных изданий?", свидетельствуют о том, что лишь 35% московских и 46% иногородних ученых и специалистов считают целесообразным использовать в своей работе электронные издания, а соответственно 55% ученых московского региона и 45% ученых периферии отвергли это предложение (при 10% воздержавшихся от ответа).

Еще более категорично высказались ученые РАН против того, чтобы перевести все библиотеки НИУ и ЦБ БЕН РАН на рельсы сплошной электроники и иметь в фондах журналы только в электронной форме. На вопрос "Следует ли иметь в библиотеке Вашего института или в БЕН РАН журналы только в электронной форме?" отрицательно ответили 87% ученых Москвы и 84% — периферии. Лишь 11% из всех опрошенных согласны работать в "электронной библиотеке". Следует заметить, что 7% респондентов в своих анкетах предложили не противопоставлять оба вида изданий, а сочетать их в фондах библиотек: "Надо использовать их не вместо, а вместе!" и "Иметь не только одни, а те и другие!" — заявили ученые.

Подобное отношение ученых к электронным формам журналов обусловливается целым рядом причин.

В первую очередь сказываются привычка ученых к постоянному использованию печатных журналов и ощущение эстетического наслаждения, получаемое от чтения полиграфического издания. Помимо этого, исторически ученые всегда сообщали о результатах своих исследований и наблюдениях в печатной форме, благодаря чему устанавливался приоритет научных открытий по датам в печатных изданиях.

Имеются и другие объективные причины для предпочтения печатных изданий их электронным аналогам. Одна из них связана с дискомфортом рабочей позы человека, сидящего перед компьютером, и сильным утомлением глаз при чтении текста на экране дисплея. Даже при высоком качестве воспроизведения текста на экране (яркость, четкость изображения) и эргономически совершенном рабочем кресле с массажерами в спинке человек быстро устает у компьютера, глаза утомляются, особенно у тех, кто привык внимательно и тщательно изучать текст научных статей. Другие причины, уже технического плана, состоят в неудовлетворительном качестве линий связи, недостаточной скорости передачи информации и связанной с этим большой тратой времени, особенно при передаче видеоизображения.

Естественно, можно надеяться, что в будущем указанные недостатки будут устранены и электронные журналы станут привычными для ученых. Однако печатные издания по-прежнему сохранят свой приоритет и электронные аналоги не вытеснят их из библиотек, подобно тому, как аудио- и видеозаписи на кассетах и компакт-дисках не отменили большой любви и привязанности слушателей и зрителей к оперным, театральным и концертным представлениям или просмотру фильмов в кинотеатрах.

У электронных изданий одно бесспорное преимущество перед традиционными — удобство персонального использования в быту и на работе, но они лишают ученого важного социального фактора — живого общения с коллегами по науке, сопричастности с процессом творчества, где бы он ни происходил. Экран дисплея безмолвен, не слышно шелеста страниц... Рабочая обстановка в читальном зале создает своеобразную атмосферу деятельности ученых, способствуя творческому процессу каждого.

Следует сказать несколько слов еще об одной особенности Интернет. Глобальные компьютерные информационные сети, к которым относится Интернет, представляют собой особое пространство с новым физическим измерением, со своими "размерностями" — это своеобразное "виртуальное пространство — время". Ученым еще предстоит его освоить, научиться в нем ориентироваться, жить и работать подобно космонавтам, находящимся в открытом космосе в условиях невесомости с искусственными системами жизнеобеспечения. К тому же не следует забывать, что за сервисные и информационные услуги в компьютерном мире необходимо платить и порой немалые деньги в зависимости от качества обслуживания и длительности пользования сетью.

Основные выводы

Анализ результатов анкетирования НИУ РАН показал следующее. Ученые охотно воспринимают новые информационные технологии, активно пользуются ими в работе и понимают перспективы их дальнейшего применения. Известно, что компьютерная техника и информационные технологии значительно облегчают труд ученых, делают его высокоэффективным, способствуют установлению и укреплению связей между учеными разных стран, помогая тем самым консолидации научных сил на главных направлениях и выбору "точек роста" в науке. Компьютерная техника высшего класса и программирование дают широкий простор экспериментальному моделированию и помогают быстрому выбору наилучшей стратегии научного поиска, способствуя снижению финансовых затрат на исследования.

Однако использование больших преимуществ новых информационных технологий наталкивается на различные трудности в НИУ. Статистические данные и анализ анкет говорят о том, что Интернет еще недостаточно освоена учеными РАН в силу разного рода организационных, технических и финансовых причин. Но судя по ответам ученых, они готовны к работе с глобальной сетью. Заметим, кстати, что учебная литература по Интернет имеется и для этого достаточно привести в пример фундаментальное руководство, изданное в 1995 г. и бесплатно направленное через БЕН РАН во все библиотеки НИУ РАН [11].

Преодоление трудностей в освоении глобальной информациионной сети Интернет представляет собой одну из главных задач, стоящих перед нашей наукой в деле повышения ее потенциала, но решение этого вопроса выходит за рамки личных возможностей и усилий отдельных ученых. Здесь можно рассчитывать лишь на помощь правительственных органов, министерств, руководства РАН и международных организаций, поддерживающих мировые научные программы и в их числе глобальные информационные, коммуникационные сети и новые технологии, связанные с информатикой.

Авторы выражают глубокую благодарность всем заведующим отделами, секторами и библиотеками ЦБС БЕН РАН за помощь в проведении анкетирования.

Приложение

Анкета

БЕН РАН проводит анкетирование в целях изучения информационных потребностей ученых и специалистов естественного профиля Российской академии наук.

Сведения о заполняющем анкету.

1. Область, в которой Вы работаете: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, технические науки, история, др. (подчеркнуть нужное).

2. Ученая степень или звание: академик, чл.-кор., д-р наук, канд. наук (вед. науч. сотр., ст. науч. сотр., аспирант, без ученой степени).

3. НИУ, в котором работаете, и номер читательского билета:

4. Назовите два-три ведущих иностранных журнала по Вашей научной проблеме:

5. В какие сроки стареют и теряют свое значение профильные научные журналы, которыми Вы пользуетесь?

1—3 года, 3—5 лет, 5—10 лет, свыше 10 лет (нужное подчеркнуть).

6. В условиях резкого ограничения финансовых средств следует ли заказывать и получать литературу из восточно-европейских стран — Венгрии, Болгарии, Румынии, Словании и трудные для перевода — китайские, японские, шведские, корейские, норвежские издания?

да нет

7. Удовлетворяют ли Вас тематические выездные выставки иностранной литературы, подготавливаемые БЕН РАН?

да нет не полностью (подчеркните ответ и укажите причину)

8. Используете ли Вы в своей работе научную информацию в электронной форме?

да нет

9. Используете ли Вы в своей работе Интернет?

да нет

10. Какую информацию Вы хотели бы иметь из системы Интернет?

11. Нужна ли Вам помощь (и какая) при работе с базами данных, доступных по Интернет?

да нет

12. Считаете ли Вы целесообразным использовать в своей работе электронные издания вместо обычных печатных?

да нет

13. Следует ли иметь в библиотеке Вашего института или в БЕН РАН журналы только в электронной форме?

да нет

14. Какие у Вас имеются предложения, пожелания, рекомендации по информационно-библиотечному обслуживанию ученых и специалистов НИУ РАН?

Подробный ответ изложите на обороте анкеты.

 

Список литературы

1. Большой А.А., Захаров А.Г., Каленов Н.Е. Информационно-библиотечные потребности ученых АН СССР // Науч. и техн. б-ки СССР. 1982. № 4. С. 5—8.

2. Захаров А.Г., Большой А.А., Каленов Н.Е. Информационно-библиотечные потребности ученых филиалов и центров АН СССР // Науч. и техн. б-ки АН СССР // Науч. и техн. б-ки СССР. 1983. № 8. С. 13—18.

3. Захаров А.Г., Дубров А.П., Красикова О.Л. Вопросы информационной обеспеченности фундаментальных научно-исследовательских работ иностранной естественнонаучной литературой // Сб.: Интенсификация информационно-библиотечного обеспечения фундаментальных научных исследований на современном этапе. М.: АН СССР, 1988. С. 78—89.

4. Дубров А.П., Захаров А.Г., Красикова О.Л. Оценка информационной обеспеченности НИУ АН СССР иностранными журналами (1985), по биологии (1988), химии (1989), физике (1990), разных НИУ АН СССР (1991), наукам о Земле (1992), биологии, химии и математике (1993). Отчеты по НИР БЕН РАН. № ГР 01.84.0.029343.М.

5. Степанов В.К. Виртуальный справочно-библиографический аппарат в библиотеках России // Науч. и техн. б-ки. 1996. № 11. С. 15—20.

6. Кузьмишина Т.М. "Компьютерный взгляд" на термин "виртуальная библиотека" // Науч. и техн. б-ки, 1997. № 11. С. 41—46.

7. Дубров А.П., Красикова О.Л. Критерии и показатели для формирования оптимального фонда иностранных журналов. // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 11. С. 35—40.

8. Дубров А.П., Красикова О.Л. Использование цитат-анализа для изучения и формирования иностранного журнального фонда академических библиотек // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых ГПНТБ СО РАН: Сб. науч. трудов. Новосибирск. 1994. С. 71—86.

9. Efremov G.D. (Macedonia), Toncheva D.I. (Bulgaria) (Eds.) Balkan Journal of Medical Genetics. 1998. Vol. 1 (1).

10. Информационный каталог электронных изданий фирмы Эльзевир на 1998: Elsevier Science. Electronic Product's 98. Amsterdam, The Netherlands.

11. Крол Эд. Все об Интернет. Пер. с англ. К.: Торгово-издательское бюро BHV. 1995. 592 с.: илл.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России