Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56

Опарина О.Д.

Состояние и проблемы автоматизации в вузовских
библиотеках Урала

Представлен аналитический обзор основных аспектов деятельности вузовских библиотек Урала в области автоматизации, таких, как формирование баз данных, решение проблем доступа пользователей к информационным ресурсам, повышение квалификации библиотечного персонала и др. Для получения достоверной и полной информации применен метод анкетирования; проанализированы годовые отчеты библиотек. Сочетание этих источников дало обширный материал для исследования путей современного развития вузовских библиотек Урала.

Компьютерный парк. В Уральском регионе насчитывается 49 вузовских библиотек, которые расположены в 14 городах 6 областей (Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Челябинской). Компьютерная техника имеется в 35 библиотеках (70%). Это можно было бы оценивать как положительный факт, если не принимать во внимание, что 120 компьютеров (из 175) — устаревшие модели на основе процессоров 80286, 80386 и 80486. Конечно, работать на них можно и нужно, но это уже позавчерашний день. Нехватка оперативной памяти, емкости жесткого диска, невозможность установки современных операционных систем и прикладных пакетов резко ограничивают возможности использования их и в качестве автоматизированных рабочих мест, и в сетевом варианте. Осознавая это, библиотеки стремятся приобрести более современную технику: 13 библиотек имеют компьютеры на основе процессоров Pentium (от Pentium-75 до Pentium-166 MMX). Наиболее современными компьютерами на основе процессора Pentium-166 MMX оснащена библиотека Уральского государственного экономического университета.

Насыщенность техникой также далеко неодинакова: в 5 библиотеках сосредоточено 50% общего парка компьютеров и 70% компьютеров на основе процессоров Pentium (Уральский государственный университет, Уральский государственный экономический университет, Южно-Уральский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Сургутский государственный университет). Эти же библиотеки оснащены необходимой техникой для развития локальных сетей. Остальные библиотеки, имея единичные компьютеры, решают посильные задачи, главная из которых — формирование БД электронного каталога.

В 9 библиотеках компьютеры объединены в локальные сети, в остальных — функционируют в качестве автоматизированных рабочих мест. 8 библиотек имеют электронную почту, 7 (т. е. всего 14%) — подключены к Интернет, что является печальным фактом, так как доступ к глобальным информационным ресурсам сегодня должна иметь любая библиотека.

В настоящее время перед большинством библиотек встает проблема технического переоснащения, что обусловлено быстрым развитием новых информационных технологий, широким распространением различных информационных продуктов на оптических компакт-дисках.

Потребности библиотек, конечно, не ограничиваются только компьютерами. Внедрение информационных технологий в современные процессы библиотечной деятельности влечет за собой необходимость приобретения таких устройств, как сканеры, модемы, принтеры с возможностями копирования и др.

Программное обеспечение. Центральной задачей автоматизации библиотечно-библиографических процессов является формирование электронного каталога. Сегодня библиотеки вузов Урала используют хорошо известные в России библиотечные программы. Статистический анализ показывает, что в 17 библиотеках (Екатеринбург — 5, Челябинск — 6, Тюмень — 4, Шадринск — 1, Сургут — 1) установлены различные версии программы "Библиотека" (МГУ). В 9 библиотеках (Екатеринбург — 5, Орск — 1, Пермь — 1, Магнитогорск — 1, Тюмень — 1) функционирует программа "МАРК" (НПО "Информ-система") различных версий. В среде CDS/ISIS/M программой ДИТ—ИБИС пользуются 2 библиотеки — Пермского государственного технического университета и Челябинской государственной медицинской академии; в библиотеке Магнитогорской горно-металлургической академии — программа "БАРС" (МГТУ им. Н.Э. Баумана); в некоторых библиотеках — несколько программ, например "Библиотека" и "МАРК" одновременно.

Интересным представляется переход библиотеки Сургутского государственного университета с программы "Библиотека" на американскую программу VTLS. Признано, что программа VTLS обладает расширенными возможностями, особенно для задач библиотечного обслуживания (правда цена ее довольно высока). Для решения локальных проблем во многих библиотеках используются собственные программы, например как "Библиограф 1.0" и "APU 1" — в библиотеке Уральского государственного технического университета, "Комплектование" — в библиотеке Пермского государственного технического университета, "Читатель", "Инвентаризация", "Учет новых поступлений" — в библиотеке Южно-Уральского государственного университета. Очевидной становится необходимость создания каталога библиотечных программ для знакомства с ними и взаимовыгодного использования.

Базы данных. Наиболее интенсивно в вузовских библиотеках Урала идет работа по формированию БД электронного каталога книжного фонда. В 80% библиотек в ЭК насчитываются десятки тысяч записей, а в трех библиотеках (Южно-Уральского государственного университета, Пермского государственного технического университета, Челябинского государственного педагогического университета) — более 100 тыс. Осуществлять или нет ретроввод, решается самостоятельно на местах. В основном, вводятся данные новых поступлений и отдельных частей фонда. Можно сказать, что работа по массовому вводу началась три-четыре года назад.

Специализированные БД формируются: по виду документов — "Диссертации", "Спецвиды НТД", "CD—ROM"; по целевому назначению — "Кадры", "Индикатор", "Сводный каталог иностранной периодики по Екатеринбургу", "Архив выполненных справок"; тематические — "Труды преподавателей", отраслевые БД по вычислительной технике, экономике, местному законодательству и другие в зависимости от актуальности; фактографические — "Персоналии". Как правило, отдельно создается БД электронного каталога на фонд редкой книги. Активно используются в вузовских библиотеках и готовые БД, такие, как "Консультант+", "Юридический мир", "Классификационные системы", "Current Contents", "Medline" и др.

Весь этот спектр информационных продуктов призван создать комфортную информационную среду в библиотеке как для читателей, так и для библиотекарей. Однако актуальной остается проблема доступа пользователей к электронным библиотечным ресурсам.

Проблемы доступа читателей. Приходится констатировать, что сегодня только 9 вузовских библиотек Урала (26%) могут предоставлять свои БД в пользование. Читатель по-прежнему вынужден осуществлять традиционный поиск по карточным каталогам и картотекам, хотя рядом — информационно-поисковая система более высокого уровня.

Конечно, удобно, что можно распечатывать книжные формуляры, листы инвентарной книги, вести индикатор книгохранения, контролировать заказы и т. д. Но эти внутренние библиотечные процессы не подвергаются фундаментальной трансформации в результате использования компьютера, хотя эффективность их несомненно повышается за счет усовершенствования технологии и ускорения документооборота. Электронный каталог и БД предоставляют такое многообразие поисковых возможностей для всех пользователей, что они в определенной степени изменяют имидж библиотеки. Эти информационные массивы ценны уже сами по себе, а не только в качестве звеньев библиотечной технологии. Тем более важно предоставить все это пользователю. Поэтому решение проблемы доступа пользователя к электронным информационным ресурсам должно быть приоритетным.

Услуги читателям в вузовских библиотеках. В вузовских библиотеках Урала услуги читателям предоставляются как бесплатно, так и на платной основе. Традиционные формы информирования в виде бюллетеней новых поступлений и адресно-библиографических справок по БД даются, естественно, бесплатно, как и предоставление информации из БД "Консультант+" и имеющихся в библиотеке CD—ROM. Консультации по поиску в электронном каталоге также бесплатные. В библиотеке Уральского государственного университета при поддержке Международного научного фонда открыт зал бесплатного доступа в Интернет.

Перечень платных услуг достаточно широк и обусловлен трудовыми и материальными затратами библиотек. Сложные тематические справки с распечаткой результата поиска выполняются на платной основе. Отдельные библиотеки предлагают такие услуги, как копирование на дискету информации из собственных БД, поиск по зарубежным БД, индексирование. Практикуются и нетрадиционные для библиотеки дистрибьюторские услуги, например, распространение программных продуктов и их установка, обучение работе с программой (Уральский государственный университет).

Отделы автоматизации вузовских библиотек. В любой крупной научной библиотеке при наличии компьютерного парка возникает обективная необходимость в таком подразделении. В нашем регионе отделы автоматизации созданы в 7 библиотеках. Их роль важна не только в решении чисто инженерных задачах, но и в определении стратегии развития библиотечных БД, построении локальной сети. Зачастую перед отделом автоматизации стоят задачи как глубокого изучения библиотечно-библиографических процессов, так и активной ломки стереотипов, обусловленных традиционным консерватизмом библиотекарей, и перестройки технологических процессов.

Наиболее крупные отделы автоматизации созданы в библиотеках Южно-Уральского государственного университета и Уральского государственного университета. Их деятельность направлена не только на решение внутренних задач, но и на методическую поддержку вузовских библиотек Екатеринбурга и Челябинска, так как все более актуальной становится проблема непрерывного повышения квалификации библиотечного персонала.

Повышение квалификации. Как правило все вузы Урала имеют факультеты повышения квалификации и курсы, на которых библиотечные работники овладевают навыками пользования компьютером, знакомятся с текстовыми процессорами, электронными таблицами и другими прикладными пакетами. Все это очень полезно, но недостаточно при работе с библиотечными программами. Поэтому в большинстве библиотек организованы собственные курсы по освоению новых информационных технологий.

Потребность в профессиональном общении привела к организации таких форм повышения квалификации, как постояннодействующие городские семинары (которые работают по секциям) в библиотеках Уральского государственного технического университета, Южно-Уральского государственного университета и др. Такое общение необходимо не только на уровне города, но и всего региона, подтверждением чему явилась проведенная 13—15 апр. 1998 г. в Челябинске региональная научно-практическая конференция "Библиотека вуза и информатизация общества: возможности и перспективы", активное участие в которой приняли представители не только вузовских, но и публичных, массовых и академических библиотек.

В заключение считаю своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность О.М. Бычковой, зам. директора библиотеки Уральского государственного технического университета, за помощь в проведении анкетирования.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России