Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Подготовка кадров

УДК 02:37

Пленкова Г.Н., Киселева О.В.

Моделирование профессиональной подготовки
библиотекарей — общее дело вуза и библиотеки

Проанализированы проблемы современной подготовки библиотечных кадров, освещен опыт Хабаровского государственного института искусств и культуры в совершенствовании учебного процесса.

Какие кадры нужны библиотекам — эта проблема в последние годы не только не потеряла своей актуальности, но становится еще более острой с появлением новых коммуникационных средств, расширением функций библиотечных специалистов от социолога-исследователя, психолога-социолога до информационного менеджера. Анализ документального потока по теме свидетельствует, что новые подходы к кадровой библиотечной политике ищут и вузы, и крупнейшие библиотеки.

Хабаровский государственный институт искусств и культуры (ХГИИК) видит свою задачу в оперативном реагировании на изменение требований к специалистам библиотечной профессии при соблюдении соответствующего государственного стандарта. Изучение потребности в специалистах библиотечно-информационной деятельности вселяет уверенность, что необходимость подготовки таких работников ощущают как дальневосточные библиотеки, так и развивающиеся новые структуры, заинтересованные в создании информационных служб. Поэтому совершенствование учебного процесса, появление новых квалификаций — наиболее характерная черта подготовки специалистов в последнее десятилетие. Об этом свидетельствуют и публикации преподавателей различных вузов культуры, в том числе и на страницах сборника "Научные и технические библиотеки".

Моделирование новых квалификационных требований влечет за собой расширение перечня учебных курсов, обновление содержания традиционных дисциплин, поиски современных форм проведения занятий. И это — не дань моде. Изменения вызваны потребностями практики, значительным повышением требований к молодым специалистам.

Одной из задач проведенного нами исследования явилось изучение кадровой ситуации в библиотеках. Важно было не только выяснить, какие специалисты нужны библиотекам сегодня, но и определить перспективы движения кадрового состава: перераспределение работников внутри библиотек и отток в иные сруктуры, уход на пенсию и другие миграционные процессы.

Нами изучено мнение более 230 специалистов различных типов библиотек Дальневосточного региона. Результаты исследования убеждают: современным библиотекам нужны библиопсихологи (их необходимось подтвердили 50% респондентов), библиотекари-менеджеры (27,8%), библиотекари-аналитики деловой информации (27,8%), маркетологи (26,4%), социологи-исследователи (16,7%). В ХГИИК уже разработаны и внедряются учебные планы этих приоритетных квалификаций.

В Хабаровске существуют реальные возможности для подготовки библиотекарей-аналитиков деловой информации. Это прежде всего Дальневосточная научная библиотека, имеющая не только электронный каталог фонда библиотеки, но и выход в Интернет; стремительное внедрение компьютерных технологий в вузовских библиотеках города; расширение компьютерной базы непосредственно в ХГИИК; разработка Программы единого информационного пространства в крае в ближайшем будущем. Особое внимание при подготовке библиотекарей-аналитиков обращается не только на компьютерную, но и на языковую подготовку, аналитико-синтетическую переработку информации, создание банков данных в автоматизированном режиме, формирование и хранение документов на нетрадиционных носителях.

Привлекательность и широкие возможности новых технологий, к счастью, не затмили проблему формирования личности библиотекаря. Руководители библиотек озабочены поисками коммуникабельных специалистов с основательной гуманитарной подготовкой, исследователей, грамотных психологов. Учитывая их пожелания, ХГИИК начал подготовку библиопсихологов. Эта квалификация пользуется реальным спросом у абитуриентов, и те, кто зачислен в институт, прошли серьезный конкурсный отбор. Высококвалифицированные психологи, социологи с базовым образованием, преподаватели кафедр библиотечно-библиографической специализации на межпредметной основе осуществляют подготовку будущих организаторов психологических служб, которые смогут реализовать себя не только в библиотеках, но и в школах, детских реабилитационных центрах. В нашем институте на базе высшего образования уже несколько лет ведется подготовка психологов. К сожалению, молодые специалисты-психологи отдают предпочтение работе не в библиотеке. На них имеется активный спрос в школах, лицеях, органах МВД, других учреждениях.

В то же время полученные нами материалы свидетельствуют, что не только детские, но и публичные библиотеки, обслуживающие взрослых, заинтересованы в работе психологических служб, в задачи которых входило бы развитие личности не только читателя, но и библиотекаря. Мы уже отмечали, что в рейтинге специалистов, необходимых библиотекам, квалификация библиотекарь-психолог занимает первое место. Должность библиотекаря-психолога уже вводится в штаты библиотек (например в Хабаровской краевой детской библиотеке).

Наши респонденты — библиотекари со стажем и выпускники-заочники — отметили, что особую значимость в работе приобретают личностные характеристики. Манера поведения, привычки, терпение, толерантность, продуктивная реакция на конфликт становятся профессионально важными и необходимыми прежде всего в работе с пользователем.

Вместе с тем изучение работников отделов обслуживания, выявление типологии подходов к конфликтам показали, что наши коллеги используют наименее эффективные подходы: избегание или приспособление. Естественно, каждый тип поведения может оказаться уместным в определенной ситуации, но тревожно, что сотрудничество как путь разрешения проблемной ситуации встречается редко.

Долгие годы нереализованной потребности в признании породили либо авторитарную, либо крайне неуверенную в себе личность библиотекаря. Ориентируясь в работе на пользователя, библиотекари отделов обслуживания часто не владеют навыками делового общения. Однако очевидно, что именно от этих специалистов во многом зависит престиж и профессии, и библиотеки в целом. Им, в первую очередь, предстоит решать задачу, представленную в концепции развития библиотечного дела — вернуть читателя к чтению в широком понимании как способа общения с явлениями мировой культуры.

В отделах обслуживания более 50% работников предпенсионного возраста (от 45 до 55 лет — 57,7%, свыше 55 лет — 10%) и довольно низкий образовательный уровень (более 30% не имеют высшего специального образования), поэтому сменяемость кадров, занятых процессами обслуживания, будет наиболее ощутимой. В связи с этим одним из приоритетных направлений создания модели профессионала должно стать формирование высокой культуры личности библиотекаря, готового к встрече с новым пользователем.

У нас эта задача решается углубленным изучением социологии, психологии делового общения. Гуманистические аспекты профессии, нормы нравственности при выполнении профессиональных обязанностей, навыки культуры общения — все то, что работает на Личность, изучается в курсе "Библиотечная этика". Эта новая для нашего вуза дисциплина рассматривает традиции и новации профессии, профессионально значимые качества личности библиотекаря, профессиональное поведение, коммуникативную компетентность, современные проблемы профессиональной этики.

Изучение потребности в библиотечных работниках показывает, что постоянно растет востребованность специалистов, хорошо владеющих основами менеджмента и информационного маркетинга. Получить новые знания в области менеджмента выразили желание около 60% опрошенных работников библиотек, выделив наиболее предпочтительные формы обучения: стажировки (54,2%), лаборатории по изучению опыта (30,5%), практикумы-тренинги (30,7%), семинары (21,2%).

Потребности практики в специалистах-менеджерах учтены при моделировании профессиональной подготовки библиотекарей. Наряду с основной дисциплиной "Библиотечный менеджмент" введены учебные курсы: "Социально-психологические методы управления", "Библиотечная статистика", "Экономическая деятельность библиотек", "Маркетинг информационных продуктов и услуг", "Основы предпринимательства". Объем и содержание этих курсов наиболее полно реализуются в новых квалификациях: менеджер библиотечного дела, менеджер информационных ресурсов.

Поливариантность предлагаемых вузом квалификаций — не только реакция на потребности библиотечной практики, но и необходимость социальной защиты выпускников, которые могли бы найти применение и в других организациях, совмещая дополнительную работу со своей основной деятельностью. Такой стратегический замысел преследуют квалификации: социальный работник, преподаватель информатики, информационных технологий, мировой и художественной культуры, книговед торговых государственных и коммерческих структур. Идя на подобное расширение квалификационной подготовки специалистов, мы, однако, обеспокоены наметившейся тенденцией ухода выпускников из библиотечного дела в другие отрасли, но вынуждены считаться с реалиями жизни [1].

Министерство культуры РФ поставило перед вузами задачу подготовки кадров на основании социального заказа на специалистов. Однако практика показывает, что библиотеки и другие организации готовы дать заявки только на текущий момент. Срок же подготовки профессионала, как известно, 4—5 лет. За этот период происходят значительные изменения в кадровом составе библиотек, следовательно, нужны данные кадровой политики на перспективу. Социальный заказ, на наш взгляд, может быть сформирован в два этапа: на первом для определения общего количества набора студентов необходимо проанализировать текущую кадровую ситуацию в регионе — сколько библиотекарей будет востребовано в целом; на втором — за 1,5—2 года целенаправленно подготовить специалиста определенной квалификации по заказу конкретной библиотеки или другого учреждения. Такой подход позволит гармонично сочетать глубокую общепрофессиональную подготовку и целенаправленное профилирование.

В этой ситуации в моделировании квалификационных требований непосредственное участие должны принимать заинтересованные лица — представители будущей сферы деятельности выпускника. Совместная работа с библиотеками необходима также при выборе дисциплин специализаций, определении модели профессионала (необходимый объем знаний, умений, навыков). Систематически обсуждаемые в вузе вопросы — в каком объеме и каким дисциплинам отдать предпочтение, как найти разумное соотношение между общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными — получили бы разумное решение при участии заинтересованных лиц — организаторов библиотечного производства. Совместная работа в этом направлении нужна и потому, что более 30% респондентов дальневосточных библиотек считают знания, полученные в вузе, не востребованными в полной мере в их последующей деятельности. Однако корректировка содержания образования эффективна только при наличии квалификационных требований к конкретным рабочим местам. Пока мы только констатируем, что этим успешно занимаются зарубежные библиотеки.

Оперативная корректировка содержания учебного процесса, мобильность и разнообразие учебных планов и специализаций, тенденция к индивидуализации подготовки специалистов в соответствии с социальным заказом будут эффективны только при постоянном взаимодействии вуза и библиотек региона. Следует отметить, что сегодня изучением рынка рабочей силы, моделированием библиотекаря занимается преимущественно вуз. В большинстве библиотек еще не стало системой определение потребности в кадрах даже на ближайшие два-три года.

Введение новых нетрадиционных технологий потребует перераспределения кадров внутри библиотек, между функциональными подразделениями. Но сегодня далеко не каждый руководитель готов ответить: какие кадровые изменения повлекут за собой эти технологии; какое количество работников необходимо библиотеке для обслуживания пользователей, решения внутрибиблиотечных задач. Руководители библиотек будут заинтересованы в более глубоком изучении этих вопросов в том случае, если на научной основе займутся разработкой Программы управления кадрами. Э.Р. Сукиасян уже предложил ее структуру и определил требования к ней [4, с. 10]. Подобные программы, на наш взгляд, необходимы не только крупнейшим библиотекам России, но и каждой библиотеке, ориентированной на развитие деятельности и достижение успеха.

Список литературы

1. Бородина В.А., Ловкова Т.Б. Социологическая и психологическая профессионализация работников библиотек // Мир библиотек сегодня. 1997. Вып. 1(13). С. 57—71.

2. Езова С.А. Новая библиотечная специализация в вузе культуры // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 5. С. 15—18.

3. Самохина М.М. Приоритетные профессиональные задачи // Библиотековедение. 1995. № 1. С. 60—71.

4. Сукиасян Э.Р. Кадровая политика РГБ // Мир библиотек сегодня. 1997. Вып. 1(13). С. 3—10.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России