Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 023

Бородина В.А.

Становление и развитие вузовской специализации
"библиотекарь-психолог"

Опыт кафедры социологии и психологии чтения С.-Петербургской государственной академии культуры.

В последние годы происходит активная перестройка библиотечно-информационного образования. Разрабатываются не только новые отдельные курсы, но и специализации, ориентированные на подготовку библиотечных кадров, способных выполнять широкий круг функциональных инновационных обязанностей. К их числу относится и специализация "Библиотекарь-психолог". И название специализации, и содержание обучения бывают различными в зависимости от особенностей профессионального сознания и уровня психологической подготовленности ведущих педагогов вузов культуры — авторов этих специализаций [14], а также от целей и задач психологической профессионализации.

Традиционный интерес библиотековедов к психологии проявляется в каждом вузовском учебнике, посвященном работе с читателями, где вопросы библиотечной психологии (прежде всего психологии чтения) так или иначе затрагиваются в связи с понятием читательские интересы. В третьем издании учебника "Работа с читателями" (1981) Б.Г. Умнов дал основные характеристики теории читательской психологии, ввел определение библиотечной психологии как дисциплины, изучающей психологический аспект взаимоотношений между печатной продукцией, библиотекой и читательской аудиторией; в виде схемы представил систему библиотечной психологии и ее связи с другими науками.

В 1980-е гг. этот учебник дополняла функциональная специализация "Библиотекарь-консультант по работе с читателями", в рамках которой рассматривался более широкий спектр вопросов библиотечной психологии: наряду с психологией чтения изучались психология общения библиотекаря с читателем и психология библиотечного обслуживания. Другим источником знаний в русле библиотечной психологии стала специализация "Менеджер в области библиотечного дела", включившая психологию руководителя и общения и вопросы социально-психологического климата в коллективе [5].

В 1990-е гг. интерес к библиотечной психологии усилился, а направленность ее изменилась. Если раньше библиотечная психология встраивалась в традиционные библиотечные дисциплины, то теперь она стала выделяться как самостоятельная дисциплина в целях совершенствования и расширения сферы услуг в библиотеке. Так, на библиотечном факультете Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств готовят библиотекарей — социальных психологов, социологов, объявляя отдельный набор на эту специальность [2].

Опыт кафедры социологии и психологии чтения С.-Петербургской государственной академии культуры (СПбГАК) иной. Вопрос об отдельном наборе пока не решен, хотя все позитивные предпосылки имеются. С 1991 г. осуществляется подготовка в рамках авторской специализации "Библиотекарь-психолог" для заочного отделения в течение шести семестров и для дневного отделения в течение трех семестров. Разница во времени обучения обусловлена некоторыми отличиями в учебных планах для заочной и дневной форм обучения. Так, на дневном отделении предметы, значимые для специализации "Библиотекарь-психолог", изучаются как самостоятельные; на заочном — они включены в учебный план специализации. Отсюда отличия в содержании. Кроме того, на заочном отделении все курсовые работы выполняются в рамках специализации, а не учебных дисциплин (как на дневной форме обучения). И в этом имеются несомненные плюсы, поскольку для заочников каждая курсовая работа является определенным этапом подготовки диплома.

Преимущество заочников в более осознанном выборе специализации и одного из ее направлений также очевидно по сравнению со студентами дневной формы обучения: студенты заочного отделения, как правило, уже работают и видят профессиональные перспективы с учетом региональных экономических и социокультурных особенностей. Что касается концептуальных основ, то они одинаковы для обеих форм обучения.

Исходные позиции кафедры социологии и психологии чтения СПбГАК

1. Библиотечная профессия традиционно тяготела к системе психологических знаний, что очевидно из истории библиотековедческой мысли. Однако накопленный солидный материал слабо использовался в библиотечном образовании. Специалисты в области библиотечного дела неоднократно поднимали вопрос об усилении психологической подготовки будущих библиотекарей-библиографов. Реально это не осуществлялось в силу разных причин. Насущная потребность в психологических знаниях для исконно традиционных сфер деятельности библиотек стала основой создания и признания специализации "Библиотекарь-психолог".

2. Положение на рынке труда в новой экономической и социокультурной ситуации требует освоения смежных профессий, желательно, без значительных временных и финансовых затрат. Освоение смежных специальностей на базе стандартного библиотечно-информационного образования даст библиотекарям возможность дополнительного заработка, повысит их квалификацию и будет способствовать повышению престижа библиотечной профессии.

3. Библиотека должна зарабатывать деньги, поскольку госбюджетное финансирование не дает возможности для нормального функционирования. Расширяя сферу услуг для населения, библиотека с ее мощными информационными ресурсами может не только стать конкурентоспособной в оказании информационно-психологических и психологических услуг, но и оказаться вне конкуренции в ряде регионов, где отсутствуют кадры психологов.

4. Библиотечная профессия относится к интегрированному типу профессий "человек — знаковые системы — человек", поэтому психологическая профессионализация должна осуществляться с учетом фактора экспансии видео и компьютерной культуры, а также психологически дискомфортного состояния общества. Именно поэтому в конструировании специализации взят за основу психосемиотико-коммуникативный подход, а в качестве базовой теории — теория читательского (шире — психосемиотического) развития личности.

5. Содержание специализации определяется и обучение осуществляется на основе правила трех "В": включенность, воспроизводимость, востребованность.

Включенность означает включение в учебный процесс всех сторон личности студента: аксиологической (ценностной), когнитивной (познавательной), креативной (творческой), аффективной (эмоциональной), волевой, рефлексивной.

Воспроизводимость дает возможность встраивать полученные психологические знания как в разные направления деятельности библиотек (комплектование, каталогизацию и т. д.), так и в любые системы образования, просвещения, профессиональной деятельности.

Востребованность рассматривается нами в двух аспектах: личностно- ориентированной психологической социализации библиотекаря- библиографа в процессе его жизнедеятельности и социально- ориентированной психологической социализации различных социальных субъектов (личности, группы, общества) в процессе их жизнедеятельности. Иначе говоря, востребованность для себя и для других.

6. Обучение осуществляется на основе индивидуальных программ, но в контексте целостного учебного плана специализации. Это позволяет выбрать одно из направлений в подготовке применительно к определенному типу и виду библиотек, в рамках которых будут реализовываться полученные психологические знания.

Окончившие специализацию могут стать: психологами-консультантами по библиотечному делу, психологами-референтами информационных служб, педагогами-психологами по читательскому развитию личности в общеобразовательной школе, педагогами-психологами по обеспечению профессионального чтения различных категорий читателей, психологами-консультантами по технологии развивающего интенсивного интеллектуально-информационного образования личности, специалистами в области библиотечного паблик рилейшнз, менеджерами психологических и библиотерапевтических служб при библиотеках, другими специалистами по смежным профессиям на основе библиотечной психологии.

Реально ли это? Вполне! Но зависит от многих факторов и прежде всего от личной заинтересованности студента и его интеллектуальных и волевых возможностей. Цели и задачи специализации сформулированы с учетом реализации программы-минимум и программы-максимум. Выбор за студентом. Программу-максимум он реализует самостоятельно при мощной консультационной поддержке преподавателя — руководителя специализации. Программа-минимум адаптируется к выбранному студентом направлению психологической профессионализации.

На заочной форме обучения домашние задания, контрольные и курсовые работы выполняются в зависимости от выбранного направления на основе комплексной программы специализации. В ней шесть учебных дисциплин, по две на каждый семестр: одна — теоретическая, другая — практическая (тренинговая). На первом курсе специализации изучаются "Психология чтения" и "Профессиональное чтение библиотекаря-библиографа", на втором — "Библиотечная психология" и "Библиотечная журналистика", на третьем — "Психологические службы и паблик рилейшнз" и "Технологии информационного развития личности". Все они тесно взаимосвязаны. Система психологических знаний осваивается по спирали во взаимодействии дисциплин от курса к курсу на основе постепенного расширения и углубления.

В освоении программного материала специализации используется технология взаимообогащающего межпрофессионального общения. Суть ее состоит в том, что любое задание защищается студентом в процессе коллективного обсуждения в группе. Условия таковы, что ни один студент не отмалчивается. Каждый задает вопросы, отвечает, обсуждает, обязательно формулирует резюме. Таким образом работают все студенты специализации. Занятия проходят достаточно эффективно, тем более что количество студентов в группе не очень большое (8—12). Обмен знаниями в рамках учебного процесса происходит на единой концептуальной основе, но с разных сторон, что позволяет наиболее рациональным путем освоить значительный объем психологической информации в целях библиотечно-психологической профессионализации.

Обучение на специализации заканчивается написанием дипломной работы и ее защитой. Дипломная работа — это модель будущей психологической деятельности библиотекаря-библиографа по выбранному направлению в рамках психологической службы, ориентированной как на решение внутренних психологических задач библиотечной деятельности, так и на предоставление психологических услуг пользователям.

Подготовка кадров по специализации "Библиотекарь-психолог" как самостоятельной сферы библиотечной деятельности требует большого внимания. Любые эксперименты в этой области заслуживают серьезного осмысления и анализа. Налицо немалые трудности, причины которых носят как объективный, так и субъективный характер.

Прежде всего для разработки учебного плана специализации нужны специалисты, обладающие межнаучным профессиональным знанием, органично интегрированным. К сожалению, таких специалистов — единицы. В профессиональном сообществе психологов, интересующихся проблемами библиотечно-психологического образования, можно назвать лишь отдельные имена. Конечно, это те, кто раньше работал в вузах культуры. В настоящее время в профессиональной печати нет сведений о психологах, занимающихся проблемами подготовки кадров психологов для библиотечной сферы деятельности.

Библиотековеды оказались более активными в добывании психологических знаний для решения проблем библиотечного образования. Но их тоже единицы. Отсутствие базовой психологической подготовки у библиотековедов не могло не сказаться на структуре и характере их психологических знаний. Наибольший интерес у специалистов библиотечного дела проявился прежде всего к психологии чтения, затем — к психологии общения. Слабо разработанными оказались вопросы психологического сопровождения библиотечно-информационного обслуживания, психологии комплектования и каталогизации, психологии влияния библиотечно-информационной среды и социально-психологического климата коллектива на пользователей библиотек, психологии квалиметрии и квалитологии библиотечного образования.

В библиотечной психологии знания в основном накапливаются по принципу одностороннего движения — от библиотековедения к психологии, на что уходит не один десяток лет у каждого специалиста. Долгую дорогу в интегрированное знание библиотечной психологии можно проследить у каждого автора по продуктам деятельности в виде статей, учебных программ, методических разработок, учебных пособий. Вызывает сожаление, что большая часть наработанного не опубликована, хотя и внедрена в учебный процесс. К настоящему времени накоплен солидный материал, вполне годный для использования в подготовке библиотекарей-психологов как самостоятельной специализации.

Потребность населения в разнообразных психологических услугах велика. Бесспорно, что предоставление таких услуг зависит от наличия кадров психологов в конкретном регионе. Психологи с высшим психологическим образованием в основном сосредоточены в тех городах, где имеются соответствующие факультеты. Таких факультетов до недавнего времени было мало. В последнее время подготовкой психологических кадров занимаются многие коммерческие структуры в форме краткосрочных курсов. Вряд ли это серьезно. А квалифицированные кадры библиотечных психологов помимо выполнения прямых задач могли бы частично решить проблему дефицита психологических услуг населению в тех регионах, где нет психологов.

Библиотекари-психологи могли бы не только решать внутренние психологические проблемы, связанные с психологически комфортной атмосферой библиотечной деятельности, но и создавать психологические службы для населения. Поэтому нужен дифференцированный подход в подготовке специалистов-психологов разного профиля: менеджеров, психоаналитиков, консультантов, психодиагностов, психологов-педагогов по информационной работе, акмеологов чтения. Библиотечную профессию мы рассматриваем как человековедческую и человекопомогающую и убеждены, что серьезная психологическая профессионализация в сфере библиотечно-информационного образования окупится сторицей, независимо от всех настоящих и будущих кардинальных общественно-экономических изменений в нашей стране.

Создание в 1992 г. кафедры социологии и психологии чтения в СПбГАК свидетельствует, что традиции постоянного внимания к психологической профессионализации библиотекарей-библиографов сохраняются и приумножаются. К 80-летию старейшей кузницы библиотечных кадров — СПбГАК — коллектив кафедры внес весьма ощутимый вклад в социологию, психологию и культурологию библиотечной деятельности. Надеемся, что несмотря на объективные и субъективные трудности, библиотекарь-психолог станет самостоятельной востребованной библиотечной профессией в XXI веке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородина В.А., Ловкова Т.Б. Социологическая и психологическая профессионализация работников библиотек // Мир библиотек сегодня. 1997. Вып. 1. С. 57—71.

2. Езова С.А. Новая библиотечная специализация в вузе культуры // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 5. С. 15—18.

3. Калегина О.А. Программа курса "Библиотечная психология" // Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. / С.-Петербург. гос. акад. культуры. 1997. С. 124—130.

4. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: Учеб. пособие. Николаев, 1994. 192 с.

5. Специализация "Менеджер в области библиотечного дела" // Специализации библиотекаря-библиографа: Проспект / С.-Петербург. гос. акад. культуры. 1992. С. 11—12.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России