Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
УДК 023 Сукиасян Э.Р. О психологической подготовке Послесловие к статье В.А. Бородиной Сначала статья В.А. Бородиной, доцента кафедры социологии и психологии чтения С.-Петербургской государственной академии культуры читается с воодушевлением — наконец дело сдвинулось! Автор совершенно правильно ставит вопрос о необходимости перестраивать преподавание психологии на библиотечных факультетах, справедливо подчеркивает практическую полезность психологических знаний и умений в деятельности профессионального библиотекаря. До сих пор лишь энтузиастам, к которым в первую очередь надо отнести проф. С.А. Езову (Восточно- Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ), удавалось решать эти проблемы в рамках отдельных вузов. Выступление доцента кафедры одного из ведущих вузов страны в этом плане — принципиально важный шаг вперед. Увы... По мере чтения статьи становится ясно, что наши ожидания не оправдались в очередной (который уже!) раз. По сути дела, речь идет лишь о том, что часть (подчеркнем — весьма небольшая часть) выпускников вуза готовится профилированно выпускающей кафедрой и получает соответствующую специализацию. Оставим в стороне рассуждения о том, как жизнь распорядится местом работы и служебными обязанностями этого выпускника. До тех пор, пока в практике вузов не будет системы заказа на подготовку специалиста определенного профиля, трудно поверить в эффективность работы вуза: нет ни одной публикации в печати, доказывающей, что выпускники работают в точном соответствии с полученной специализацией — социологи пока еще боятся проводить подобные исследования. В данном конкретном случае нас волнует проблема в общем плане: почему одним библиотекарям психологическая подготовка нужна, а другим — нет? Предвижу вопрос: а разве не преподается всем студентам психология, педагогика? В том-то и дело, что эти предметы в учебном плане традиционно относились к общеобразовательным, а не к специальным. Библиотекарь же, по моему глубокому убеждению, имеет право на специальную психологию и специальную педагогику — предметы, разработанные с учетом мирового опыта подготовки профессиональных библиотекарей. Психология чтения, которой и раньше уделялось много времени в рамках библиотечного образования, — это, мягко говоря, не совсем то, что нужно библиотекарю в его повседневной деятельности. Мне кажется, что появление специальных кафедр в вузах, возглавляемых докторами наук, должно безусловно привести к улучшению психологической подготовки всей массы библиотекарей. В США например, где библиотечный диплом — практически всегда второй, директора библиотек очень любят брать на работу бакалавров-психологов. Считается, что у психолога "получится" работать с читателями, и часто гораздо лучше, чем у педагога по литературе или истории. Нам взять психологов неоткуда: слишком мало в стране психологических факультетов, да и спрос на выпускников пока огромный. Надо сделать психологию специальным предметом. Года два назад я набросал план учебника по библиотечной психологии. Предложил его написать одному психологу, работающему в библиотеке, потом — другому. Пока безуспешно. Может быть, не пишут потому, что сомневаются? Понимаю, что сначала надо было бы подготовить курс и прочитать его несколько лет, а уже потом — писать учебник. С удовольствием делюсь идеями, теперь уже — на страницах журнала. Могу себе представить, как много вопросов упущено в прилагаемой структуре. Так ведь это хорошо! Давайте подумаем, нужен ли нам такой учебник и такой курс в учебном плане и каким он может быть? Приложение "Библиотечная психология" Примерная структура учебника для библиотечных факультетов вузов Часть 1. Введение в библиотечную психологию Глава 1. Библиотечная психология в системе научного знания
Часть 2. Психология библиотечного работника Глава 2. Личность библиотечного работника
Глава 3. Психологическая подготовка библиотечного работника
Глава 4. Социально-психологические аспекты библиотечной деятельности
Глава 5. Психология библиотечного труда
Часть 3. Психология читателя Глава 6. Психологические характеристики основных читательских групп
Глава 7. Возрастные психологические особенности читателей
Часть 4. Психологические основы библиотечной деятельности Глава 8. Психология воспитания культуры чтения Глава 9. Психологические основы общения между библиотекарем и читателем
Глава 10. Психологические основы предупреждения правонарушений
Часть 5. Психологическая подготовка к внедрению новой техники Часть 6. Психология работы руководителя библиотечного коллектива |
Copyright © 1995-98 ГПНТБ России |