Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 023

Сукиасян Э.Р.

О психологической подготовке
библиотекаря-профессионала

Послесловие к статье В.А. Бородиной

Сначала статья В.А. Бородиной, доцента кафедры социологии и психологии чтения С.-Петербургской государственной академии культуры читается с воодушевлением — наконец дело сдвинулось! Автор совершенно правильно ставит вопрос о необходимости перестраивать преподавание психологии на библиотечных факультетах, справедливо подчеркивает практическую полезность психологических знаний и умений в деятельности профессионального библиотекаря. До сих пор лишь энтузиастам, к которым в первую очередь надо отнести проф. С.А. Езову (Восточно- Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ), удавалось решать эти проблемы в рамках отдельных вузов. Выступление доцента кафедры одного из ведущих вузов страны в этом плане — принципиально важный шаг вперед.

Увы... По мере чтения статьи становится ясно, что наши ожидания не оправдались в очередной (который уже!) раз. По сути дела, речь идет лишь о том, что часть (подчеркнем — весьма небольшая часть) выпускников вуза готовится профилированно выпускающей кафедрой и получает соответствующую специализацию. Оставим в стороне рассуждения о том, как жизнь распорядится местом работы и служебными обязанностями этого выпускника. До тех пор, пока в практике вузов не будет системы заказа на подготовку специалиста определенного профиля, трудно поверить в эффективность работы вуза: нет ни одной публикации в печати, доказывающей, что выпускники работают в точном соответствии с полученной специализацией — социологи пока еще боятся проводить подобные исследования. В данном конкретном случае нас волнует проблема в общем плане: почему одним библиотекарям психологическая подготовка нужна, а другим — нет?

Предвижу вопрос: а разве не преподается всем студентам психология, педагогика? В том-то и дело, что эти предметы в учебном плане традиционно относились к общеобразовательным, а не к специальным. Библиотекарь же, по моему глубокому убеждению, имеет право на специальную психологию и специальную педагогику — предметы, разработанные с учетом мирового опыта подготовки профессиональных библиотекарей. Психология чтения, которой и раньше уделялось много времени в рамках библиотечного образования, — это, мягко говоря, не совсем то, что нужно библиотекарю в его повседневной деятельности.

Мне кажется, что появление специальных кафедр в вузах, возглавляемых докторами наук, должно безусловно привести к улучшению психологической подготовки всей массы библиотекарей. В США например, где библиотечный диплом — практически всегда второй, директора библиотек очень любят брать на работу бакалавров-психологов. Считается, что у психолога "получится" работать с читателями, и часто гораздо лучше, чем у педагога по литературе или истории. Нам взять психологов неоткуда: слишком мало в стране психологических факультетов, да и спрос на выпускников пока огромный. Надо сделать психологию специальным предметом.

Года два назад я набросал план учебника по библиотечной психологии. Предложил его написать одному психологу, работающему в библиотеке, потом — другому. Пока безуспешно. Может быть, не пишут потому, что сомневаются? Понимаю, что сначала надо было бы подготовить курс и прочитать его несколько лет, а уже потом — писать учебник. С удовольствием делюсь идеями, теперь уже — на страницах журнала. Могу себе представить, как много вопросов упущено в прилагаемой структуре. Так ведь это хорошо! Давайте подумаем, нужен ли нам такой учебник и такой курс в учебном плане и каким он может быть?

Приложение

"Библиотечная психология"

Примерная структура учебника для библиотечных факультетов вузов

Часть 1. Введение в библиотечную психологию

Глава 1. Библиотечная психология в системе научного знания

1.1. Библиотечная психология как наука
1.2. Из истории развития библиотечной психологии
1.3. Методологические основы библиотечной психологии
1.4. Классификация методов познания в библиотечной психологии
1.5. Объект, предмет и задачи библиотечной психологии

Часть 2. Психология библиотечного работника

Глава 2. Личность библиотечного работника

2.1. Социально-психологическая характеристика личности
2.2. Психологическая структура личности
2.3. Состояния сознания
2.4. Мотивация поведения личности
2.5. Психологические установки
2.6. Ценностные ориентации, интересы, идеалы

Глава 3. Психологическая подготовка библиотечного работника

3.1. Память
3.2. Мышление и интуиция
3.3. Речь в библиотечной работе
3.4. Профессиональная наблюдательность
3.5. Воля и ее воспитание
3.6. Эмоциональная саморегуляция

Глава 4. Социально-психологические аспекты библиотечной деятельности

4.1. Оценка личности читателя
4.2. Установление и развитие психологических контактов
4.3. Получение необходимой информации от читателя
4.4. Ведение беседы с читателем

Глава 5. Психология библиотечного труда

5.1. Психологическая характеристика труда библиотечного работника
5.2. Профессиограммы специальностей библиотечных работников
5.3. Формирование личности библиотечного работника

Часть 3. Психология читателя

Глава 6. Психологические характеристики основных читательских групп

6.1. Читатели — учащиеся
6.2. Читатели — научные работники
6.3. Читатели — специалисты
6.4. Читатели — домохозяйки

Глава 7. Возрастные психологические особенности читателей

7.1. Психология читателя дошкольного и младшего школьного возраста
7.2. Психология читателей среднего школьного возраста
7.3. Психология читателей — подростков
7.4. Психология читателей юношеского возраста
7.5. Психологические особенности читателей — взрослых
7.6. Психология читателей пенсионного возраста

Часть 4. Психологические основы библиотечной деятельности

Глава 8. Психология воспитания культуры чтения

Глава 9. Психологические основы общения между библиотекарем и читателем

9.1. Беседа с читателем при записи в библиотеку
9.2. Психологические ситуации в читальном зале
9.3. Психологические ситуации в отделе абонемента
9.4. Психологические ситуации в справочно-библиографическом отделе
9.5. Психологические ситуации при консультировании у каталогов

Глава 10. Психологические основы предупреждения правонарушений

10.1. Предупреждение потерь и нарушений сроков возврата
10.2. Предупреждения хищений библиотечных фондов
10.3. Предупреждение порчи изданий

Часть 5. Психологическая подготовка к внедрению новой техники

Часть 6. Психология работы руководителя библиотечного коллектива


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России