Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Информационные сообщения

УДК 02

Жабко Е.Д.

Многофункциональная библиотека:
архитектура зданий, автоматизация и обслуживание

Последнее десятилетие уходящего века характеризуется значительными изменениями деятельности библиотек, что обусловлено рядом причин и прежде всего интенсивным внедрением компьютерных средств. Трансформация внутренних библиотечных технологий и процессов обслуживания требует нового взгляда на библиотеку как социальный институт, определения его целей, функций и содержания деятельности. Лига исследовательских библиотек Европы (ЛИБЕР), играя активную роль в разработке долговременных планов развития сети европейских библиотек и отдельных библиотек, последовательно занимается этими проблемами (см.: Жабко Е.Д. Обучающая библиотека как прототип библиотеки будущего. "Науч. и техн. б-ки", 1997, № 12). Ведется работа как в рамках ежегодных конференций, так и в отдельных тематических секциях (например, в 1996 г. тема конференции — "Цифровые библиотеки", в 1997 г. — "Обучающая библиотека").

Среди последних заметных тематических мероприятий ЛИБЕР следует отметить проведенный с 19 по 25 апреля 1998 г. в Лондоне обучающий семинар "Многофункциональная библиотека", который подготовлен и проведен международной Архитектурной группой ЛИБЕР. В его работе приняли участие более 130 архитекторов, библиотекарей, программистов из 25 стран Европы. Семинар был организован таким образом, что его участники смогли ознакомиться с теоретическими разработками в рассматриваемой области, заслушать доклады ведущих европейских специалистов и увидеть достаточно типичные примеры современной библиотечной архитектуры, возможности и результаты внедрения последних новинок информационных технологий, встретиться и завязать профессиональные контакты с библиотекарями-практиками.

На семинаре с докладами выступили представители различных библиотек по проблемам строительства, дизайна, и организации обслуживания в новых зданиях. Были рассмотрены технические (акустика, освещенность, коммуникации, информационные технологии) и технологические вопросы размещения фондов, предоставления доступа читателям к собственным и внешним информационным массивам. Кроме того, организованы посещения ведущих университетских библиотек Англии в Cranfield, Hertforshire, университетов Westminster и Thames Valley University. Особый интерес участников вызвала ознакомительная экскурсия по Новому зданию Британской библиотеки.

Остановимся более подробно на рассматриваемых проблемах. Для западных специалистов, занимающихся организацией функционирования библиотеки в целом и обслуживания в частности, достаточно очевидна необходимость рассмотрения единого комплекса проблем, объединяющих внедрение компьютерной техники, создание базы обслуживания в виде фонда физических и электронных носителей информации, непосредственное обслуживание читателей в локальном и удаленных режимах и особенности здания, в котором библиотека располагается.

В идеале, любое библиотечное здание должно быть спроектировано, построено и оборудовано с учетом современного состояния и перспектив технологического развития. Однако часть европейских библиотек располагается в старых зданиях, требующих реконструкции и не приспособленных для эффективного использования современных средств поиска, предоставления и доставки документов и информации. Поэтому так актуальна проблема рационального использования библиотечных помещений, их технического оснащения, реконструкции библиотек, а также строительства новых зданий. При этом основное внимание уделяется не оригинальности архитектурных решений и дизайну внутренних помещений, а функциональности зданий, позволяющей любому библиотечному учреждению рационально и эффективно реализовывать свои многочисленные задачи — хранение документов, обеспечение доступа к информации, обучение и ряд других.

Каким же требованиям должна отвечать библиотека, чтобы обеспечивать и поддерживать свои основные сущностные функции?

К главным требованиям отнесены: простота использования внутренних помещений, экономичность здания, гибкость и мобильность рабочих и пользовательских зон, доступность, максимальная пригодность для расположения и эффективного использования компьютерной техники, благоприятность окружающей пользователя среды (A. McDonald, University of Sunderland, Great Britain).

Следует отметить, что качественный эволюционный скачок в развитии европейских библиотек совпал с периодом интенсивного строительства новых зданий библиотек. Это касается всех типов библиотек. Так, широко известны реализованные проекты новых зданий национальных библиотек, позволивших сконструировать информационно-насыщенную внутрибиблиотечную среду, способную в любой момент интегрироваться во внешний мир (Великобритания, Франция, Германия). На семинаре в качестве примера организации обслуживания во вновь построенном здании представлена модель обслуживания Немецкой библиотеки (K.-D. Lehmann, Germany).

Активно ведется внедрение современных информационных технологий в национальных библиотеках, расположенных в исторических зданиях. Достаточно интересными признаны решения по использованию помещений для организации информационного обслуживания в Национальной библиотеке Швеции (М. Torngren, Sweden).

Прогнозы европейских ученых сводятся к мнению, что в ближайшие 20 лет тенденции усиления роли образования будут все более проявляться:

  • "общество, основанное на знаниях" ("knowledge society") ужесточит требования, обычно предъявляемые к образованию, обучению и системе продолжающегося самообразования;

  • усилится приток желающих либо получить, либо продолжить свое образование и это, в свою очередь, первоначально потребует расширения рамок контингента обучающихся, а позднее приведет к необходимости открытия новых учебных заведений, информационно-обучающих и ресурсных центров;

  • различия между содержанием программ для студентов полного курса обучения (full-time students) и студентов, обучающихся по сокращенной программе (part-time students), будут исчезать;

  • проникновение современных информационных технологий в процессы образования будет прогрессировать, что позволит с развитием телекоммуникаций создавать локально- и регионально-ориентированные системы дистанционного высшего и среднего образования;

  • библиотечно-информационная среда отдельных учреждений будет интегрироваться в единое виртуальное библиотечно-информационное пространство.

Эти прогнозы могут объяснить, почему зарубежные коллеги уделяют столько внимания и вкладывают столько сил в поддержку и развитие университетских библиотек.

Постулирующаяся в Европе теория обучающего общества, в основу которой положена идея продолжающегося образования и самообразования, привела к росту количества высших учебных заведений. В качестве примера, можно привести Францию. Число студентов в этой стране возросло с 600 тыс. в начале 1970-х гг. до 1,6 млн в 1997/98 учебном году. При этом новые учебные заведения практически не открывались и строительство не велось. Создалась критическая ситуация в библиотеках, которые, являясь основной базой учебного процесса, не могли обеспечивать своих читателей ни нужным количеством печатных учебных изданий, ни посадочными местами, ни рабочими компьютерными станциями. Поэтому в 1991 г. на государственном уровне принято решение о строительстве на общих с городскими и региональными властями финансовых началах 7 университетов и соответственно новых зданий библиотек, в которых можно было бы успешно развивать новые информационные и коммуникационные технологии. В настоящее время процесс строительства как университетов, так и библиотек идет в соответствии с национальным планом экономического развития (1994—1999 гг.).

Активное строительство новых зданий университетских библиотек ведется в Великобритании, Испании и других европейских странах. При этом миссия новых библиотек состоит не только в хранении фонда и обслуживании читателей, но и в эффективной интеграции библиотечного, компьютерного и медиа-обслуживания как средства усиления интенсивности использования информационных технологий.

Практически все университетские библиотеки ориентируются на самообслуживание, т. е. создание таких условий внутрибиблиотечной среды, при которых любой пользователь независимо от его информационной подготовленности может работать в библиотеке самостоятельно, обращаясь к персоналу за консультациями в исключительных случаях (Janet Stafford, University of Sunderland, UK). Разработке этого направления уделяется большое внимание; создаются теоретические модели и реализуются на практике.

Достаточно типичными видами библиотечных услуг, которыми читатель пользуется самостоятельно, являются:

  • работа с документами в зоне открытого доступа (фонд включает учебные пособия, монографии, периодические издания по профилю обучения и общеобразовательного характера, газеты, видео- и аудиокассеты, компакт-диски, слайды, специально скомплектованные пакеты документов для самостоятельной работы);

  • запись отобранных документов в электронный формуляр (каждый пользователь может одновременно взять от 10 до 25 изданий в зависимости от категории, к которой он принадлежит);

  • продление срока пользования документами с отметкой в электронном формуляре;

  • резервирование тех изданий, которые отсутствуют в фонде библиотеки, и оформление заказа на их получение по междубиблиотечному абонементу с использованием общеуниверситетской системы, объединяющей все факультеты, а также имеющей выход на общенациональную сеть университетских библиотек;

  • информационный поиск в базах данных и электронном каталоге;

  • распечатка результатов поиска по электронному каталогу и базам данных;

  • использование Интернет для поиска информации;

  • использование электронной почты;

  • ксерокопирование;

  • обучение иностранным языкам при помощи специальных обучающих программ.

Ориентация библиотек на самообслуживание пользователей имеет ряд положительных моментов — высвобождение персонала, привитие пользователям навыков работы с компьютерной техникой и адаптация их к библиотеке, передача долговременных знаний, необходимых пользователям в процессе продолжающегося образования на протяжении всей жизни. Кроме того, это является толчком для совершенствования программного обеспечения и создания эффективных систем доступа.

Вполне естественно, что при этом значительно возрастает роль обучающей функции библиотеки, которая готовит своих пользователей к взаимодействию с информационно насыщенной средой библиотек. О насыщенности можно судить по следующим данным. В университете Hatfield в читательской зоне более 1600 пользовательских мест, 800 из которых оснащены компьютерами. Они обеспечивают сетевой доступ к электронному каталогу, предметным базам данным и выход в Интернет. В Adsetts Centre университета Sheffield также 1600 посадочных мест, в большинстве случаев оборудованных персональными компьютерами с выходом на 100 локальных БД на CD—ROM, 5000 удаленных баз данных и практически все известные в мире службы электронной доставки документов. В других университетах количество персональных компьютеров также составляет примерно половину от всех читательских мест. В Thames Valley University пользователям доступна система Open Learning Environment (спроектирована и внедрена International Computers Limited), позволяющая работать с информационно-поисковыми системами Интернет, с электронной почтой, конструировать базы данных и предоставлять к ним доступ, создавать текстовые документы и наконец использовать компьютер как индивидуальное рабочее место издателя для подготовки печатных материалов с графическими цветными изображениями.

Для обучения пользователей разрабатываются специальные программы, расчитанные как на студентов, так и на профессорско-преподавательский состав. Программы последовательно актуализируются. Это связано с постоянным изменением внешней информационной среды — интенсивным развитием программного обеспечения, усовершенствованием компьютерной техники, появлением новых возможностей доступа, расширением границ электронного потока документов и информации. Наиболее же распространенными формами обучения являются тематические путеводители (Self Help Guides), дающие практические рекомендации по пользованию различными библиотечными услугами в самостоятельном режиме. Все рабочие станции оснащены встроенными "Help". Обучающие мероприятия проводит и персонал, который консультирует по всем вопросам использования компьютерных, информационных и медиа ресурсов. Разрабатываются и программы дистанционного обучения удаленных пользователей.

К ряду доказательств того, что обучение пользователей является приоритетом для университетских библиотек, относится достаточно часто встречающаяся замена названия библиотеки на "информационный", "информационно-обучающий", "информационно-ресурсный" или просто "ресурсный" центр.

Все пространство библиотеки делится на строго функционально ориентированные зоны (принцип "зональности"). Как правило это несколько зон — зона персонала или административная, зона хранения фондов (большая их часть на открытом доступе), читательская зона с местами для традиционной работы и работы на компьютере, обучающая зона — помещения для индивидуальной самостоятельной работы обучающего центра. Принято специально выделять релаксационную зону, где пользователь может сделать перерыв в занятиях, отдохнуть.

Достаточно интересным и характерным явлением новых зданий является организация специальных зон для научной работы (study environment), которые предназначены для углубленных научных исследований, — кабины спутникового телевидения, звукоизолированные кабины для индивидуальной и групповой работы, видео- и аудиостудии, помещения с изолированно расположенными компьютерами.

Важным фактором функционирования любого здания является обеспечение его безопасности. Применительно к библиотечным зданиям этот фактор становится одним из первостепенных, что обусловлено необходимостью обеспечения физической сохранности непосредственно здания, документов на традиционных носителях, защиты электронных информационных ресурсов, комфортной среды для тысяч пользователей.

Сохранность документов обеспечивается внедрением системы штрих-кодирования и электронных читательских билетов. Практически все базы данных защищены программно и доступны читателям через пароли. Комфортная среда создается постоянно отслеживаемым температурным и влажностным режимом, тщательно продуманной системой акустической защиты и вентиляции. Особое внимание при этом уделяется освещенности читательских зон (максимум естественного освещения), зон открытого доступа и для работы на компьютерах, оснащенных подвижными осветительными приборами для индивидуального подбора уровня освещения.

Опыт зарубежных коллег должен быть полезен нашим отечественным библиотекам в связи с ускоряющимися темпами освоения новых технологий, необходимостью рационального освоения библиотечного пространства, совмещения традиционных и инновационных методов обслуживания пользователей. Рассмотрение этих направлений в комплексе позволит находить новые и нестандартные решения, которые, в конечном счете, повысят эффективность работы библиотек.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России