Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.5

Арефьев П.Г., Артамонов А.А.

Автоматизация библиотечных процессов на базе интегрированной системы Tinlib

Опыт библиотеки Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Сегодня в России реально существует не только потребность в автоматизации, но и рынок соответствующего программного обеспечения, поставляемого как отечественными, так и зарубежными производителями. Руководитель библиотеки или информационного центра, который намерен заменить ручной труд машинным, точнее, компьютерным, неизбежно столкнется с проблемой: какую автоматизированную систему купить? Во многих случаях этот вопрос решается в пользу западного вендора. Причина такого выбора представляется лишь частью проблемы, важнее изучить последствия подобного решения с точки зрения развития процесса автоматизации в библиотечно-информационном учреждении.

В данной статье предпринимается попытка проанализировать опыт эксплуатации интегрированной автоматизированной информационно-библиотечной системы Tinlib, производителем которой является британская компания IME Ltd. Система инсталлирована в библиотеке Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) и работает почти четыре года. Не претендуя на роль третейских судей или сверхквалифицированных экспертов, мы рассматриваем данный продукт, сравнивая его потенциальные возможности, заявленные производителем, с реальными результатами, полученными в процессе эксплуатации. При этом учитываются точки зрения различных профессиональных групп, имеющих прямое или опосредованное отношение к процессам автоматизации в библиотеке — это программисты / системные библиотекари, библиотекари, отвечающие за отдельные направления работы, и наконец читатели, пользующиеся результатами технологической деятельности.

АИБС Tinlib и ее потенциальные возможности

Автоматизированная информационно-библиотечная система британской компании IME известна в США под торговой маркой Information Navigator или TINLAW, а в остальном мире — Tinlib. АИБС является основным компонентом реляционной объектно-ориентированной и объектно-связанной системы управления базами данных Tinman, разработанной еще в 1985—1986 гг. Математическое обеспечение написано на Ассемблере и Си, что придает СУБД черты аппаратно- и программно-независимого продукта: система может быть установлена на различных аппаратных платформах — мэйнфреймах, мини- и микрокомпьютерах (HP 9000 series, RS/6000, VAX, ALPHA, Sparc, IBM PC Compatible и др.), функционировать под управлением различных операционных систем — MS DOS, всевозможные версии UNIX и UNIX-подобных OC, а в последнее время также Windows 95 и Windows NT. АИБС может работать в локальных сетях, различающихся по топологии и сетевым протоколам (TCP/IP, IPX, Token Ring) и организации управления (Novell NetWare, LANManager / LANTastic и т. д.).

База данных Tinlib проектировалась специально для обработки и хранения не просто текстовой, но библиографической информации, когда данные структурируются по отдельным полям, совокупность определенных полей образует запись или документ, а совокупность записей формирует файл данных. Поля и записи имеют переменную длину, что фактически снимает ограничения на объем БД. В целом, Tinlib реализована как совокупность взаимосвязанных файлов (всего 150) с использованием прямого и индексно-последовательного методов доступа.

Tinlib предназначалась для автоматизации специализированных и академических библиотек с суммарным объемом фондов до 1 млн томов.

Маркетинговый успех Tinlib на рынке АИБС в конце 1980-х — первой половине 1990-х гг. неслучаен. При создании системы использовался целый ряд новаторских для того времени разработок. Система имела модульную архитектуру, в которой каждый модуль, или — как принято называть в российской практике — автоматизированное рабочее место, обеспечивал автоматизацию определенного процесса (или ряда процессов) библиотечной деятельности. Модули связаны между собой, что дало возможность разработчикам рекламировать свой продукт именно как интегрированную автоматизированную библиотечную систему. В то же время покупатели могли выбирать конфигурацию системы из тех модулей, которые были необходимы для решения задач в каждой конкретной библиотеке. Tinlib — одна из первых АИБС, в которой реализован механизм "навигации", т. е. перемещения от одного набора данных к другому, даже от одного модуля к другому через связанные поля в записях, минуя выход к меню. В стандартном исполнении система поставляется в виде модулей, представленных в таблице.

Функцональные возможности АИБС Tinlib

Модуль системы (АРМ)

Функции модуля (АРМа)

каталогизация и информационный поиск

(АРМ Каталогизатор)

каталогизация изданий разного вида и на различных носителях; классификация; предметизация; информационный поиск; экспорт данных (вывод на экран, печать и магнитные носители); импорт данных

книговыдача

(АРМ Книговыдача)

регистрация читателей; транзакции изданий (выдача, продление, прием); резервирование изданий; учет просроченных изданий; начисление штрафов; генерации предупреждений по просроченным изданиям; статистика использования материалов фондов; архивация отчетов

комплектование книжного фонда

(АРМ Комплектатор)

контроль заказа (формирование заказа, оплата, получение); регистрация поступающих изданий; ведение различных форм отчетности и статистики

комплектование периодическими изданиями

контроль заказа (формирование заказа, оплата, получение); формирование периодичности выпусков; регистрация поступающих выпусков; ведение различных форм отчетности и статистики

межбиблиотечный

абонемент

регистрация читателей; регистрация заявок по МБА; учет реализации заявок; транзакции изданий по МБА

читательский каталог

открытого доступа

(АРМ Читатель)

информационный поиск; экспорт данных (вывод на экран, печать и магнитные носители)

администрирование

(АРМ Администратор)

управление и поддержка функционирования системы; архивация статистических данных; ведение отчетности; организация и ведение профилей ИРИ

генератор отчетов

генерация отчетов различного формата на экран, печать и магнитные носители; поддержка экспорта данных.

Система Tinlib в библиотеке МВШСЭН

АИБС Tinlib, версия 270 закуплена и инсталлирована в библиотеке МВШСЭН осенью 1994 г., (в начале 1995 г. по основному контракту получена обновленная версия 280). Библиотека создавалась как образец современной университетской библиотеки с открытым доступом к фондам и в соответствии со стандартами, принятыми в западном академическом образовании (МВШСЭН является российско-британским университетом, дающим постдипломное образование в области социальных наук по магистерским программам), а так же как высокотехнологическое компьютеризированное подразделение, предоставляющее качественное библиотечное и информационное обслуживание.

Поставка программного обеспечения Tinlib в сетевой многопользовательской конфигурации включала модули каталогизации, читательского каталога открытого доступа, книговыдачи, комплектования книжного фонда, комплектования периодическими изданиями, администрирования и генератора отчетов, а также двуязычный интерфейс, поддерживающий русский и английский языки. Обучение сотрудников проходило на рабочих местах в течение трех недель и проводилось директором библиотеки, который прошел подготовку в тренинговом центре компании IME.

АИБС Tinlib установлена на файловом сервере под управлением OC Windows NT 4.0 (компьютер с процессором Intel Pentium 200, объем оперативной памяти 64 Мб, жесткий диск SCSI емкостью 3 Гб). (В действительности Tinlib оказалась малочувствительной к типу сетевой операционной системы и используемому сетевому протоколу. Так, в сети МВШСЭН Tinlib уверенно работала под Novell NetWare Lite, Artisoft LANTastic, Windows for Workgroups, и под Windows 95 с размещением данных на сервере Windows NT.) Сервер оборудован стриммером, на который в ночное время автоматически формируется резервная копия данных системы.

В начале 1995 г. книжный фонд библиотеки насчитывал всего 1200 томов, фонд периодики — около 280 наименований. Существовал "первичный" электронный каталог, реализованный на стандартном приложении WORKS for DOS 2.5 производства Microsoft, который впоследствии был конвертирован в БД Tinlib, что позволило практически без затрат решить проблему ретроспективной конверсии. В настоящее время книжный фонд вырос до 16 100 томов (65% — на английском и 35% — на русском языке), а фонд периодики — 480 наименований. Сейчас в БД Tinlib хранится около 22 тыс. записей, при этом вся система занимает на сервере около 90 Мб дисковой памяти, файлы данных — 64 Мб (каждая запись — около 3 Кб).

С самого начала в библиотеке создавался замкнутый цикл машинной обработки поступающих материалов и с помощью АИБС автоматизировались основные процессы библиотечной деятельности: каталогизация новых поступлений, классификация и индексирование материалов, справочно-библиографическая работа, комплектование разными видами изданий, ведение учетной документации и статистики.

Комплектование. Заказы на книги и периодику (русскоязычные) создаются в модулях комплектования книжного фонда и периодических изданий. (Заказы на англоязычные издания формируются из баз данных "Global Book Finder" (Whitaker/Bowker) на CD—ROM и Amazon.com [http://www.amazon.com] и по электронной почте отправляются для комплектования в британскую книгоиздательскую и книготорговую корпорацию B.H. Blackwell. Вместе с грузами книг от B.H. Blackwell поставляются дискеты с описаниями в формате UNIMARC, которые импортируются и редактируются в модуле каталогизации.) В этих модулях отслеживается цикл реализации заказа — от составления краткого библиографического описания требуемого издания до реального выполнения заказа. При поступлении заказа в библиотеку краткие библиографические описания переводятся из модуля комплектования в модуль каталогизации. В модуле комплектования периодических изданий система автоматически формирует периодичность выпусков для конкретного наименования. Невыполненные заказы либо аннулируются, либо продлеваются.

Каталогизация и систематизация. Новые книжные поступления после технической обработки, включающей наклеивание штрих-кодов с инвентарными номерами, полностью описываются в модуле каталогизации во внутреннем библиографическом формате Tinlib с фиксацией соответствующего инвентарного номера, систематизируются с указанием классификационного индекса, который вместе с авторским знаком становится шифром полочной расстановки, и предметизируются. (В качестве источника для систематизации используется либо CD—ROM Electronic Dewey 20, либо в спорных случаях — экспериментальная поисковая справочно-библиографическая система Библиотеки Конгресса США.)

Для систематизации и расстановки в библиотеке применяется Десятичная классификационная система Дьюи, 20-я редакция. При предметизации в поле "Предметные рубрики" шаблона библиографического описания ведется систематический каталог на основе Системы Дьюи: каждый индекс каталога состоит из классификационного номера и заголовка соответствующего индекса, выстраивается иерархия индексов и система перекрестных ссылок на релевантные индексы. Далее на книгу наклеивается ярлык с индексом полочной расстановки и том отправляется на полку.

Поступающие очередные выпуски периодических изданий регистрируются в модуле комплектования периодики, в котором отслеживаются также не поступившие вовремя выпуски, после чего за определенный период времени собираются рекламации и направляются в соответствующее подписное агентство.

Книговыдача. Читатель самостоятельно (разумеется, после предварительного обучения, которое проходят все пользователи) отыскивает по электронному каталогу открытого доступа интересующие материалы, затем он без труда находит их на полках. При наличии читательского билета со штрих-кодом, идентифицирующим номер документа и статус его владельца (студент, преподаватель, сотрудник), пользователь имеет возможность взять материалы по абонементу. Посредством ручного сканера данные из поля "Номер читательского билета" в электронной читательской карточке сравниваются со штрих-кодом на билете, а данные из штрих-кода на издании переносятся в поле "Инвентарный номер издания", идентифицируя заглавие книги.

Система автоматически определяет срок возврата книги, по истечении которого читатель обязан вернуть издание или продлить его. (В противном случае система начисляет штраф на каждое невозвращенное издание за каждый просроченный день.) Если в данный момент книга выдана другому читателю, то имеется возможность резервирования издания на определенный срок. Все перечисленные виды транзакций — выдача, сдача, продление, а также резервирование и начисление штрафов осуществляются в модуле книговыдачи. В нем ведется база данных по читателям с разными статусами (правами на абонемент), которая связана через поля "Заглавие", "Инвентарный номер" и "Класс издания" с модулем каталогизации.

Справочно-информационная деятельность. Для информационного поиска Tinlib предоставляет достаточно широкие возможности за счет разработанного лингвистического обеспечения. Можно производить разовые запросы на поиск одного/нескольких изданий, составлять библиографические списки и указатели по текущим и ретроспективным поступлениям и др. Поисковый механизм реализован в модуле каталогизации и информационного поиска (для библиотекарей) и модуле читательского каталога открытого доступа (для пользователей) и позволяет осуществлять различные поисковые стратегии.

Стоит отметить, что скорость поиска документов в Tinlib невысока, особенно при поиске по шаблону и свободном поиске по всему документу с использованием запросов, элементы которых связаны логическими операторами.

Ведение учетной документации и статистики. Сотрудники библиотеки могут выбирать из базы данных статистические сведения по различным параметрам. Система также формирует письма-предупреждения для должников по абонементу. Статистические выборки архивируются и хранятся в БД в отдельных файлах.

Управление АИБС Tinlib. Система поддерживает различные категории доступа к данным. Для этого при старте выполняется процедура регистрации (Logon) и пользователь вводит специальный идентификатор. Поддерживаются следующие уровни доступа: к читательскому каталогу открытого доступа — уровень пользователя-читателя; ко всем модулям системы для редактирования и информационного поиска (за исключением модуля администрирования) — уровень библиотекаря; к модулю администрирования — уровень администратора базы данных.

Управление системой и обслуживание файлов базы данных производится в режиме "Администратор" с прекращением доступа к БД со стороны всех пользователей. В этом режиме выполняются основные процедуры. Администратор имеет возможность регулировать практически все процессы, начиная от регистрации при входе в систему и заканчивая архивацией статистических данных.

Подводя итоги эксплуатации АИБС Tinlib, можно сказать, что в целом система помогла решить задачи первичной автоматизации основных производственных процессов в условиях, когда сама библиотека создавалась практически с "нулевого" уровня.

Проблемы эксплуатации АИБС Tinlib

Опыт работы Tinlib в МВШСЭН в течение трех с лишним лет в усиленном режиме (не менее 60 часов в неделю) выявил не только сильные, но и слабые стороны системы.

1. К числу основных проблем (с учетом специфики российских библиотечных реалий) относится комплекс финансовых затрат, связанный с ценой продукта и стоимостью сервисной поддержки. Цена поставки сетевой многопользовательской версии Tinlib с лицензией на 15 рабочих станций для МВШСЭН составила 32 550 долларов. Стоимость годового сервисного обслуживания, включающего обновление программного обеспечения, консультации и пользование "горячей линией" экстренной помощи превышает 5 тыс. долларов.

2. Значительные нарекания вызвало качество сервисного послепродажного обслуживания. За период с осени 1994 по лето 1996 г., когда МВШСЭН заключала ежегодные договоры на сервисное обслуживание, фирма-производитель только однажды поставила обновление для системных файлов. За это время зафиксированы 5 выходов системы из строя. На устранение последствий сбоев потрачены в общей сложности 49 рабочих дней. Отметим, что исправление одной не самой серьезной ошибки в файле системных настроек под руководством специалистов "горячей линии" экстренной помощи фирмы IME заняло 42 (!) рабочих дня, в течение которых система простаивала. В результате МВШСЭН была вынуждена отказаться от услуг столь неэффективного сопровождения и начиная с августа 1996 г. сервисным обслуживанием системы занимались авторы данной статьи. За указанный период количество сбоев системы возросло до 10, а общий объем времени вынужденного простоя составил 50 дней, при этом максимальное время разового простоя не превышало 10 рабочих дней.

3. Отсутствие документации по администрированию Tinlib и перечня наиболее часто встречающихся ошибок с рекомендациями по их устранению. В базовый комплект входит только "Введение в администрирование системы".

4. Наличие системных ошибок, приводящих к повторяющимся однотипным сбойным ситуациям. По мнению авторов, в системе присутствуют недоработки двух типов: а) сложности с организацией пространства (размеров) файлов данных, что связано с необходимостью управлять файлами нефиксированного объема, в то время как первоначальные версии Tinlib разрабатывались не столько для MS—DOS, сколько для мэйнфреймов, в ранних операционных версиях которых файловые системы не умели работать с наборами данных произвольного объема, поэтому администратору БД приходилось явным образом указывать размер файла и максимальное пространство для приращения; б) ошибки в разработке многоязычного интерфейса, в частности в поддержке русского языка, что приводит к появлению ошибочных символов в записях, влияющих на нарушение последовательности самих записей в файлах данных.

5. Проблемы с уничтожением дублетных записей и исправления сбойных документов после восстановления последовательности через процедуру RESEQ.

6. Отсутствие поддержки двустороннего коммуникативного формата обмена библиографическими данными: есть возможность импорта в любой из редакций MARC-формата (в библиотеке используется UNIMARC и USMARC), но невозможен экспорт данных иначе как в текстовом формате ASCII.

7. Отсутствие дружественного интерфейса типа GUI для работы в среде Windows, что, с одной стороны, затрудняет и замедляет работу библиотекарей, привыкших к графическому интерфейсу OC Windows 95 и ее приложений, а с другой — вызывает проблемы, связанные с обучением и самостоятельной работой пользователей с каталогом системы.

8. Отсутствие возможности создания читательского каталога открытого доступа через Web-сервер с использованием протокола НТТР. (Справедливости ради заметим, что проблема создания Web-каталога открытого доступа на базе Tinlib решена специалистами системной лаборатории Центрально-Европейского университета. — См.: Horak A., Hucin I. Program TinWeb // Central European University Library TINLIB Catalogue. July 23 1997. http://matisse.ceu.hu/cgiprogs/k5/. Однако системный интерфейс этой версии Tinlib был не командный, а графический, что само по себе уже значительно упростило решение проблемы. Кроме того, укажем, что возможна реализация удаленного сетевого доступа к каталогу через протокол Telnet.

9. Проблемы ведения учетной документации и статистики, связанные с поддержкой данных функций по англо-саксонской модели библиотековедения. Такие виды автоматизированного управления, соответствующие стандартам российской библиотечной работы (включая управление финансовой деятельностью), как ведение книги суммарного учета, подготовка актов и других документов на приобретение, передачу или списание в обменный фонд, Tinlib не поддерживает.

Перспективы развития процессов автоматизации
в библиотеке
МВШСЭН

Перечисленные выше проблемы эксплуатации системы позволяют утверждать следующее: АИБС Tinlib версии 280 сегодня устарела как с точки зрения идеологии развития автоматизации библиотечной деятельности, так и с точки зрения программного обеспечения. Внедрение Tinlib версии 280 в библиотеках, планирующих автоматизировать производственные процессы и обслуживать читателей на современном уровне, в том числе с использованием последних достижений информационных и телекоммуникационных технологий, с трудом можно считать целесообразным. Кроме того, процесс перехода библиотек из существующих версий Tinlib на другую систему будет затруднительным. В любом случае проблемы, возникающие при эксплуатации Tinlib, и некачественная поддержка со стороны производителя могут перечеркнуть эффект от внедрения. Хотя эксплуатация системы в производственном режиме возможна и в будущем, едва ли это окажет влияние на повышение уровня обслуживания читателей и поможет решению современных библиотечных задач.

Библиотека МВШСЭН стремится к тому, чтобы не только автоматизировать максимально больше областей библиотечной деятельности, тем самым избавив сотрудников от монотонного, неэффективного и нетворческого ручного труда, но предоставить как можно больше качественных услуг читателям — как внутренним, так и внешним. К первоочередным задачам, стоящим перед библиотекой, можно отнести: создание Web-каталога открытого доступа и обеспечение к нему гарантированного бесперебойного доступа; обеспечение более эффективной работы самой библиотечной системы и таких ее модулей, как книговыдача, каталогизация и информационный поиск; комплектование; участие в межбиблиотечном обмене библиографическими записями; создание электронной библиотеки информационных ресурсов для обеспечения дистанционной формы обучения и интеграции этой библиотеки с АИБС.

Для библиотеки МВШСЭН все указанные задачи могут быть решены лишь путем одновременного перехода на новую, современную систему, более коммуникативную с точки зрения возможностей экспорта/импорта данных, поддерживающую дружественный графический интерфейс, многоязычность, хорошее сервисное сопровождение. Безусловно, это потребует значительных финансовых затрат, но иного выхода нет. Однако, основываясь на приобретенном опыте, при выборе программного пакета выдвигается основное условие — автоматизированная информационно-библиотечная система, эксплуатируемая в России, должна разрабатываться с учетом российской специфики библиотечной деятельности, будь она продуктом зарубежного производителя или отечественного.

Список литературы

Гавришин И. Tinlib в действии // Библиотека. 1997. № 1. С. 43—44.

Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. М.: Либерея, ГПНТБ России, 1996.

Barry J., Griffiths J.-M., Wang P. Jockeying for supremacy in a networked world // Library Journal. 1996, April 1. P. 40—51.

Cowley R. IME proposal in response to the Tinlib operational requirements: System overview. L.: IME, 1994.

Horak A., Hucin I. Program TinWeb // Central European University Library TINLIB Catalogue. July 23 1997. http://matisse.ceu.hu/chi-progs/k5

Library systems in Europe: a directory and guide / Compiled by Juliet Leeves [et al.]; edited with an overview by Juliet Leeves on behalf of Library Information Technology Centre, for the European Commission. London; Washington, DC: TFPL Publications, 1994.

Tinlib user manual. Version 280-94/07. L:. IME, 1994.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России