Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Алиферова Л.И., Руфанова С.Н.
Саратовская областная библиотека для детей и юношества
им. А.С. Пушкина


Роль новых компьютерных технологий в формировании
информационной культуры детей и юношества

Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в режиме реального времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: "Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией". Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

К сожалению, у р о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой - отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации. Особую тревогу вызывает эта проблема по отношению к молодежи.

Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения - очень важная задача. Ее решением в первую очередь должна заниматься школа. Уже около восьми лет в школах страны преподается специальный предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области вычислительной техники. Нельзя сказать, что эти цели полностью достигнуты - до сих пор более чем у половины школ нет компьютеров.

Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой "электронной" информации в школах нет.

Огромную роль сегодня в воспитании образованных членов информационного общества могут и должны сыграть б и б л и о т е к и, в первую очередь обслуживающие детей и юношество. Библиотеки во все времена являлись одновременно хранилищами информации и основой для образования и просвещения людей. Роль современной библиотеки многократно возрастает: передать молодым людям ранее накопленные знания и подготовить их к жизни в условиях быстрого накопления информации, в так называемом информационном веке. Выполнение этих задач возможно лишь при использовании современных компьютерных технологий в библиотеке. Компьютеризованная библиотека для детей и юношества сегодня выполняет особую миссию - обеспечивает юным читателям оперативный доступ к информационным ресурсам и одновременно является центром воспитания информационной культуры подрастающего поколения.

Конкретный опыт нашей библиотеки по использованию компьютерных технологий убедил нас в их эффективности. Новые информационные услуги, предоставляемые библиотекой школьникам (электронные каталоги, информационные базы данных, электронные издания на CD-ROM) пользуются у них популярностью. А благодаря созданной системе непрерывного обучения детей и юношества информационным технологиям мы можем готовить юных читателей к работе с новыми видами информации и новыми компьютерными информационно-поисковыми системами в библиотеке. Благодаря общению наших читателей с компьютерами в библиотеке меняется их информационное мировоззрение.

Начинается оно с понимания р о л и и н ф о р м а ц и и в жизни общества. Современный школьник должен понимать важность информации и задач ее хранения, систематизации и передачи и особую р о л ь к о м п ь ю т е р о в в решении этих задач. Мы уже говорили об уровне преподавания информатики в школе: использование компьютеров ограничивается в основном изучением языков программирования, самого компьютера, некоторых прикладных программ, текстовых и графических редакторов. Поэтому молодые люди чаще всего не воспринимают компьютер как средство получения информации.

Использование новых компьютерных технологий в библиотеках, обслуживающих детей и юношество, - во-первых, яркий пример для юных читателей применения компьютеров в жизни человека вообще, а во-вторых, - способ получения информации, пример ее эффективного хранения и распределения. Дети видят, что электронный каталог библиотеки гораздо компактнее, чем традиционный, а поиск в нем быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают в библиотеке с помощью компьютера, очень важна. Для юного человека это путь к знаниям, к очередной ступени образования, миропонимания, обретения смысла жизни, получения профессиональной подготовки. Таким образом, через общение с компьютерными информационными системами в библиотеке к юному человеку, естественно, приходит понимание роли информации и информационных технологий в жизни человека.

Один из важных элементов информационной культуры человека - з н а н и е информационных р е с у р с о в (при возможности получить свободный д о с т у п к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ. В этом ряду только библиотеки предоставляют свободный и бесплатный доступ к информационным ресурсам, как традиционным, так и электронным. В виде электронного каталога, библиографических баз данных читатели детских библиотек в настоящее время получают доступ к местным информационным ресурсам. Есть надежда, что в ближайшее время будут созданы библиотечные информационные сети и по каналам связи информацию о книгах школьники смогут получить и из других библиотек и информационных центров. Но уже сейчас выход на региональные и мировые источники информации обеспечивают CD-ROM технологии. Коллекции CD-ROM в библиотеках, включающие мировые компьютерные энциклопедии, путеводители по разным странам, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке, расширяют информационное мировоззрение детей, формируют глобальный аспект информационной культуры - понимание мира как единого информационного пространства.

Основа информационной подготовки школьников - их умение э ф ф е к т и в н о в е с т и п о и с к и н ф о р м а ц и и, грамотно работать с ИПС. Обучение поиску информации непосредственно связывается с умением пользоваться картотеками, справочниками, словарями. Традиционно в практике большинства библиотек для детей и юношества читателей знакомят со справочно-библиографическим аппаратом. Школьникам объясняют, как пользоваться библиографическими картотеками, как осуществлять поиск в алфавитном и систематическом каталогах, какие существуют библиографические, информационные и справочные издания. Появление компьютерных ИПС в библиотеке требует достаточно развитых специализированных навыков - понимания представления информации в базах данных, умения выбирать область поиска, пользоваться ключевыми словами. Поэтому необходимое требование для библиотек, обслуживающих детей и юношество, - одновременно с внедрением компьютеров в библиотеке создать систему непрерывного обучения детей информационных технологиям, адаптированную для разных возрастных категорий. При выполнении этого условия информационные ресурсы будут доступны и понятны юным читателям библиотек.

Опыт работы нашей библиотеки подтверждает эффективность многоступенчатой системы обучения, адаптированной для разных возрастных категорий. Это обучающие и развивающие компьютерные программы для дошкольников, курсы обучения старшеклассников основам информатики и информационно-библиотечным технологиям, лекции и беседы о возможностях компьютера в библиотеке и информационных услугах, предоставляемых читателям с использованием компьютера. Обучение работе с электронным каталогом проводится на занятиях еженедельного общедоступного абонемента для читателей. Работая с библиографическими базами данных для поиска книг, журналов или газетных статей, школьники убеждаются в преимуществе компьютерного поиска, осваивают совершенно новые виды поиска (по ключевым словам, словарю, сочетанию полей в базе данных и т. д.), учатся сохранять его результаты в электронном виде. Поиск в БД - важнейшая область умений и навыков, с которыми в настоящее время не всегда знакомят учащихся в современной школе. И библиотека восполняет этот пробел.

Обязательная составляющая общего образования для жителя информационного общества - у м е н и е с о з д а в а т ь новую и н ф о р м а ц и ю. При этом он должен понимать, что информационный ресурс представляет реальную ценность только в том случае, если хранение и доступ к нему организованы наиболее эффективно.

В течение последних двух лет в своей библиотеке мы проводим любопытный эксперимент - привлекаем старшеклассников города для создания электронного каталога, ретроспективной БД библиотеки. Предварительно проводим специальное обучение: правилам библиографического описания, форматированию записи, правилам заполнения полей в БД, грамотному свертыванию информации (составлению аннотации) и т. д. В процессе создания БД школьники постепенно начинают понимать, что от того, насколько правильно и полно введена информация в компьютер, будет зависеть эффективность ее поиска. Мера их ответственности достаточно велика, так как они создают реальную библиографическую базу данных. В результате таких экспериментов мы готовим грамотных и активных пользователей библиотеки, умеющих работать с новыми информационными ресурсами. Но, что самое важное - мы даем право юному человеку создавать свое будущее, создавать информацию в электронном виде.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России