Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Нургалиев И.С.
Институт системного
программирования РАН, Москва


Интернет: влияние на образование и безопасность

Само возникновение Интернет поучительно в плане его влияния на образование и национальную безопасность. В начале 1960-х гг. начались эксперименты с обеспечением доступа к удаленным компьютерам. Во второй половине 1960-х гг. в США первым экспериментальным применением сетей стала сеть ARPANET, финансируемая Агентством продвинутых научных исследований. (Созданием сети обеспечивалась жизнеспособность обмена информацией, если даже часть всей системы физически выходила из строя при первом советском ядерном ударе. В ориентированности прародителя Интернет на цели безопасности можно усмотреть некий символизм.)

А как подходили два лидера в информационных технологиях, США и Япония, к пониманию стратегического значения информатизации для будущего лидерства и национальной безопасности? И есть ли у России шанс еще успеть заложить в формирующейся информационной скоростной магистрали достаточно ключевые звенья, значительные для осмысленного участия при формировании и принятии решений, - от мелких до геополитических, затрагивающих судьбы наших потомков, не ущемляющих наше национальное самосознание, или мы уже заранее морально готовы к роли благодарного потребителя, "цивилизованно" подключенного к хорошо сбалансированной информационной кормушке?

Консультационный совет, состоящий из лидеров промышленности, транспорта, политических, религиозных и общественных организаций, в 1972 г. выпустил двухтомный доклад "Информационные технологии" [1], резюмирующий идеи о том, что переход от индустриального в информационный этап - императив будущего лидерства США. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию пришла к выводу о ключевой роли информации для будущего человечества и необходимости научиться пользоваться ею эффективно [2]. В японской так называемой Белой книге [3] по компьютеризации и информатизации построение информационного общества предлагалось как ответ на вызовы современности в виде загрязнения окружающей среды, переурбанизации, "долларового шока" и др.

Сегодня в США каждый студент высшего учебного заведения имеет доступ к Интернет [4]. За это и за окрытие компьютерного счета с электронным именем для почты, а также за набор программного обеспечения и консультационные услуги по их использованию не нужно отдельно платить (включено в оплату за обучение). Акцент правительства сместился в сторону обеспечения доступа к Интернет всех учащихся средних школ, несмотря на известное плачевное состояние американской общественной средней школы. И такая политика представляла собой весьма громко выделенную часть победной президентской кампании Клинтона-Гора наряду с финансовой поддержкой семей с учащимися детьми, как составляющая часть "построения моста к будущему" - эффектного и, как выяснилось, эффективного предвыборного слогана демократов.

(Все это вызывает у автора белую зависть и обиду за российскую молодежь, особенно из глубинки, которая с Интернет встречается лишь в средствах массовой информации.)

Огромное значение для ускорения интеграции россиян в мировое интеллектуальное пространство имеют несколько проектов по обеспечению свободного бесплатного доступа к Интернет в ряде учебных заведений и библиотеках. Упомянем два наиболее активных зарубежных источника, поддерживающих эти проекты наряду с другими направлениями: Джордж Сорос, автор концепции Открытого Общества, выделивший на эту цель в пять раз больше средств, чем наше государство; смешанное общественно-частное партнерство "US-Eurasia Internet Access and Training Program" как новая инициатива в рамках программы "Поддержка свободы", спонсируемой правительством США.

Пункты свободного доступа к Интернет имеют огромный "запускательный потенциал" для развития интереса к ни с чем не сравнимому по мощности средству доступа и передачи информации. Однако, как отмечает автор проекта российской сети библиотечных информационных систем, интегрированной в аналогичную глобальную сеть, Я. Шрайберг (ГПНТБ России), реализация этого потенциала пока оставляет желать лучшего.

В целом потенциал Интернет для образования и обмена информации с точки зрения развития чуть ли не всех институтов общества и закрепления демократии и открытости России пока остается за пределами достаточной поддержки законодателей и правительства. Отставание развития информационной инфраструктуры включает как серьезнейший фактор и состояние каналов связи в их инженерно-техническом смысле. А вопросы типа цензурных - лишь часть всего комплекса, хотя и важная (правда, такая, которую можно решать обсуждением и голосованием). Опасность заключается в повторяющихся вновь и вновь кругах идеологизированного пересмотра идей и ценностей, включая национальную идею, без учета таких главнейших факторов, как развитие современной информационной инфраструктуры, в частности распространения Интернет, что будет формировать статус государства в новом тысячелетии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Conference Board, Information Technology, Reports 537, 557 (New York: Conference Board, 1972).
  2. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), Information for Changing Society: Some Policy Considerations (Paris: OICD, 1971).
  3. Computer White Paper (Tokyo: Japan, Computer Usage Development Institute, 1970).
  4. Нургалиев И.С. Учеба в США: Как выбрать вуз, как поступить и успешно закончить, как найти финансовую помощь из западных фондов, как избежать отказа в визе. М.: "Экслибрис-Пресс", 1997.
Copyright © 1995-97 ГПНТБ России