Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Сукиасян Э.Р.
Российская государственная библиотека, Москва


Комплексный подход к решению проблемы
профессионального образования библиотечных кадров

Всесторонний анализ складывающейся в стране ситуации с положением профессиональных библиотечных кадров показывает, что мы входим, если уже не вошли, в глубокий кризис. Показателями этого кризиса являются: резкое, на порядок, сокращение конкурса при поступлении в высшие учебные заведения, подготавливающие профессиональные кадры; снижение эффективности специального образования, выражающееся в массовом уходе молодых специалистов из профессиональной среды; рост неудовлетворенности руководителей библиотек общей и специальной подготовкой выпускников, в первую очередь библиотечных факультетов вузов; увеличение в коллективах библиотек числа сотрудников, не имеющих специальной библиотечной подготовки.

Нет никаких моральных или материальных стимулов, которые могли бы управлять процессом профессионализации. Диплом библиотекаря-профессионала сегодня обесценен, так как квалификационные требования не учитывают специального образования. Уже работающий в библиотеке специалист с высшим, но не библиотечным образованием, далеко не всегда видит необходимость профессиональной подготовки. Положительный опыт некоторых вузов, организующих одно- или двухгодичное обучение таких библиотечных работников по особой программе, не изучен и не обобщен. Между тем это - наиболее перспективная форма профессионального образования, проверенная практикой. Высшие библиотечные курсы для работников без библиотечного образования функционируют только в РНБ, РГБ и ГПНТБ СО РАН. Многие десятилетия они готовят высококвалифицированные кадры для крупнейших библиотек страны; но работают изолированно, по разным учебным планам и программам.

В последние годы многие университеты, идя навстречу пожеланиям библиотек, стали вводить библиотечную специализацию в качестве дополнительной к традиционной для университета специальности. Выпускают, например "филолога-библиотековеда". Прекрасная запись в дипломе, если бы не одно "но": профессиональная подготовка таких "библиотековедов" оставляет желать лучшего. Нет ни программ, ни учебников, ни преподавателей, ни лабораторий...

Жизнь опережает возможности традиционной системы образования. Окончившие вуз 5-10 лет назад с трудом могут поддерживать уровень своих специальных знаний. Впрочем, такая задача часто никем и не ставится. Между тем в силу складывающихся сегодня процессов "непрофессиональной миграции", когда все знающие, например, английский язык и компьютер библиотекари могут заработать в 3-4 раза больше, уйдя из библиотеки, именно они - профессиональные библиотекари, со стажем работы свыше 10 лет - оказываются руководителями подразделений, определяют лицо библиотеки, подбирают и воспитывают кадры. Развитие профессиональной карьеры настоятельно требует актуализации знаний. Однако существующая в стране практика повышения квалификации пока еще не готова к этому. Система, координирующая усилия местных (областных, краевых) и центральных органов, только складывается.

Идеология непрерывного библиотечного образования пока еще не принята на вооружение библиотечной общественностью. Лет 10 назад трудно было доказать, что, только обучаясь постоянно, непрерывно, можно иметь моральное право работать. Сегодня, когда так возросли требования, изменилась ситуация, расширились международные контакты, в жизнь вошла новая техника, необходимо вновь и вновь пропагандировать идеи непрерывного образования.

Центр внимания высших учебных заведений должен переместиться в область библиотечной практики. Это сложно: работать придется не со вчерашними школьниками, а с библиотекарями, закрепившимися в нашей профессии, но не имеющими профессиональной подготовки. Вполне возможно, что эта аудитория может не принять голое теоретизирование, которое невозможно приложить к практической работе. Придется определенным образом переработать традиционные курсы, приблизить их содержание к практике.

Совсем не обязательно пропускать библиотекарей, имеющих дипломы, через традиционную форму заочного обучения. Достаточно одного (с отрывом от производства) или двух (без отрыва от производства) лет обучения по программе, содержащей, на мой взгляд, только специальные дисциплины, как это и делается в американских библиотечных школах при подготовке бакалавров по магистерской программе. Применяемый сегодня в вузах учебный план для такой категории обучающихся предполагает изучение не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин гуманитарного характера. Нам представляется это излишним: базовую подготовку они уже получили в вузах. Можно подумать об усилении подготовки, например в отношении психологии, которая за рубежом преподается для библиотекарей как специальная дисциплина.

Получить представление о реальной эффективности работы высших учебных заведений можно очень просто: надо провести анализ рассеяния выпускников за 4-5 лет. Боюсь, что показатели окажутся весьма низкими: большая часть может оказаться не на библиотечной работе. Нет в нашей стране ассоциаций выпускников. В США именно эта общественная организация, работающая, конечно, при библиотечной школе, постоянно следит за профессиональной карьерой, отслеживает миграцию и дает соответствующие рекомендации. Пока еще не видят выпускники вузов роли и значения профессиональной ассоциации, которая могла бы их защитить, поддержать, помочь с поисками работы. Для этого нужно сделать нормой индивидуальное членство в библиотечных объединениях.

Мы, библиотекари, слишком легко принимаем в свои ряды всех желающих и так же легко со всеми расстаемся. Может быть, это было бы и неплохо, если бы не одно обстоятельство: легко принимаем, как правило, непрофессионалов, а отдаем квалифицированных специалистов, теряя при этом суммарное качество профессиональной среды.

Copyright © 1995-97 ГПНТБ России