Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
УДК 025:65.011.56 Земсков А.И. Модель НТБ на ближайшее будущееИзложены перспективы развития НТБ по трехуровневой схеме: телекоммуникации, традиционное обслуживание, доминирующее использование CD-ROM для хранения информации и предоставления ее пользователям. Часто задают вопрос: есть ли будущее у библиотек? Вопрос не случаен и не совсем тривиален, ибо развитие телекоммуникаций дает возможность доставлять информацию на письменный стол пользователя. Я уже несколько раз выступал на эту тему, однако интерес к ней, проявленный в ходе "круглого стола" в ИПКИР "Профессиональная активность информационно-библиотечных работников в современных условиях" (сб. "Научные и технические библиотеки", 1997, № 12) и в телевизионной передаче "Национальный интерес" (16 окт. 1997 г.)? показал необходимость дальнейших разъяснений. Смелые головы считают (мечтают!), что исследователям не нужно посещать библиотеку, чтобы получить доступ к электронному журналу - достаточно подключиться к Интернет у себя дома или в офисе. Не следует понимать этот факт как признание ненужности библиотек или библиотекарей. Это означает лишь, что они должны уметь адаптироваться и отвечать на новые потребности читателя. Идентификация соответствующих новых электронных ресурсов, разъяснение исследователям, каким образом лучше проводить поиск в них, и впредь останется обязанностью и привилегией библиотекаря. Как показывает история, технологические достижения и возможность прямого индивидуального обслуживания никогда не снимали потребности в профессиональном труде специалистов, сосредоточенных в центрах коллективного пользования. Широко развитая услуга заказа любого товара по телефону (а сейчас и покупки по Интернет вплоть до автомобиля, дома и т. п.) отнюдь не явилась угрозой существованию колоссальной сети обычных магазинов; наличие личного автомобиля не отменило потребности в такси и общественном транспорте. И, как мне кажется, очень характерный пример, замена телефонисток на автоматические телефонные станции вовсе не поставила под сомнение потребность в самих станциях. Без станций и укрупненной или оптимальной маршрутизации телефонная сеть обязана была бы обеспечивать без посредников связь каждого с каждым, что явилось бы чудовищной тратой ресурса: ясно, что за свою жизнь вы успеете и пожелаете переговорить с очень ограниченным числом партнеров, а вовсе не со всем человечеством. Так же и с библиотеками: при их предполагаемом исчезновении ученому, специалисту, студенту и проч. нужно будет запасаться громадным объемом избыточного знания о том, что где лежит и как это найти. Библиотеки экономят ученым время и избавляют их память от перегрузок. Чтобы попытаться окончательно успокоить библиотекарей относительно их будущего, сошлемся на продолжение существования традиционного живого театра после появления кинематографа, а их обоих - после появления телевидения. Итак, наличие общественно значимых центров накопления какого-либо ресурса и профессиональное предоставление услуг являются широко распространенной практикой, и вряд ли библиотеки будут исключением. Более актуальным может оказаться вопрос об угрозе, возникающей в связи с непомерными аппетитами коммерческих издательств научной литературы. Угроза существованию НТБ в нашей стране, как мне представляется, состоит не в ускоренном технологическом продвижении, а в востребованности библиотечных услуг наукой и производством (ежели речь идет о специальных библиотеках). Для крупных публичных библиотек проблема изменения статуса заключается в том, что информация "для публики" и информация "для специалистов", "для начальства" в Российской Федерации по-прежнему различаются. Основная задача НТБ состоит в том, чтобы обеспечить открытость всей информации, т. е. добиться устранения бюрократической цензуры. Важнейшими категориями при определении будущего библиотек являются время, пространство и деньги, а именно - время между обнаружением нового явления или закономерности и моментом его опубликования; понимание того факта, что библиотечное пространство является дорогостоящим товаром; суммарная стоимость работы по той ли иной технологии или, точнее, оптимизация соотношения затрат и производительности. Время между открытием и его опубликованием для периодики составляет от полугода до года. Например, для журнала Российской академии наук "Физика металлов и металловедение", издаваемого в Екатеринбурге, это в среднем 7 месяцев; для университетских журналов (например "Пищевой технологии", выпускаемой Кубанским государственным университетом) этот период короче (так как большинство авторов свои). Есть примеры и весьма оперативной публикации, например трудов Крымской конференции до начала работы конференции - но каких организационных усилий и каких денег это стоит! Я хотел бы особо подчеркнуть важность в наших условиях категории библиотечного пространства. Площадь в любом случае не бесплатна: помимо прямой стоимости аренды (если она присутствует) коммунальные расходы (отопление, освещение, водоснабжение, уборка прилегающей территории), охрана, уборка помещений пропорциональны занимаемой площади. Для экономических оценок динамики стоимости издания на библиотечной полке в условиях Москвы нами применен подход, основанный на рассмотрении полных затрат библиотеки (Life cycle cost approach, использованный Эндрю Стефенсом при составлении Стратегического плана развития Британской библиотеки). Расходы на закупку и содержание одного издания в библиотеке Р = Ц(1+Н) + П + Xt,(1) где Р - суммарные расходы на издание, Ц - первоначальная цена, Н - величина начислений и стоимость предварительной обработки, П - постоянная составляющая расходов на содержание персонала отделов комплектования и отделов обработки литературы, Х - удельная стоимость хранения и поддержания издания в рабочем состоянии, t - время с момента поступления издания в библиотеку (лет). В типичных для Москвы 1996 г. условиях при средней цене издания 3 доллара: P = 5 + 0,2 t (лет)(2) Я считаю, что в ближайшие 20-30 лет с точки зрения оптимизации технологий обслуживания научно-технические библиотеки будут гибридными, сочетающими традиционные и новые технологии, и использовать трехуровневую систему: на первом уровне - в основном обслуживание телекоммуникационными средствами; на втором - те или иные версии традиционного обслуживания для литературы, изданной 5-15 лет назад (в зависимости от типа библиотеки и ее архитектурных возможностей, динамики изменения научной дисциплины и т. п.); на третьем уровне, связанном с обслуживанием малоиспользуемыми фондами, при среднем спросе на документ один раз в 20 лет и менее - архивное хранение на CD-ROM (или подобных компактных средствах) и обслуживание электронными файлами или распечатками. Конечно, границы между предложенными этапами достаточно условны. Первый уровень - телекоммуникации. На первом уровне прогнозируется использование телекоммуникаций для оперативного информирования. Как сообщает каталог газет и журналов Агентства подписки и розницы "Домашний справочник подписчика 98" (первое полугодие), в России более 600 наименований периодики (полные тексты) имеются в онлайн доступе на соответствующих серверах. Евгений Горный, главный редактор ежемесячника "Интернет Zhurnal. RU", считает, что, вопреки распространенным опасениям, электронная пресса вряд ли сумеет потеснить бумажную. В России, как и во всем мире, появление качественных Интернет-версий газет или журналов, напротив, приведет к росту их бумажных тиражей и по подписке, и в рознице. Режим онлайн в ГПНТБ России сейчас быстро развивается: число обращений удаленных пользователей в теледоступе составляет 30% от обращений по традиционному межбиблиотечному абонементу. Темп роста наименований получаемых электронных журналов (за 1996 г. увеличение в 10 раз), значимость и содержательность электронного и аналогичного печатного издания не одинаковы. Имеются все основания считать, что в ближайшее время теледоступ даст большее число запросов, чем МБА. Локальных обращений уже сейчас в 2,5 раза больше, чем обращений по МБА. В ГПНТБ России в 1996 г. было 33 дисковода и 385 наименований дисков (12% от общего количества наименований отечественных и зарубежных традиционных печатных журналов). Для обслуживания читателей привычными для них бумажными копиями имеется 101 принтер на 232 персональных компьютера. Когда сравнивают простоту обращения с печатным изданием (нужны лишь очки, да и то не всегда), забывают об огромных затратах общества на систему образования, бумажную промышленность и полиграфию, освещение и т. п. Разница существует - в виде необходимого дополнительного оборудования, но она не столь принципиальна, это не с нулем сравнивать. Опасность и неудобство от потенциальной смены форматов или программ для любой электронной записи очевидны; но в принципе это не опаснее (хотя происходит намного быстрее во времени), чем смена шрифтов (ушла готика и старославянский алфавит) или языков (санскрит, древнеегипетский, древнегреческий, латынь). Кроме того, могут появиться поставщики программного продукта типа "универсальный консервный нож", обеспечивающего доступ к данным, записанным в различных форматах. Тем не менее, на мой взгляд, существуют серьезные и почти неустранимые трудности в широком использовании телекоммуникаций в нашей стране. Во-первых - это отсутствие национальной инфраструктуры; наша страна слишком велика и разнообразна для тотальной телесети. Обширность нашей Родины, конечно, усиливает потребность в телекоммуникационных услугах. Однако многие страны сначала развивали дороги, затем телефонную сеть и только после этого оказались готовы к теледоступу. Специальная комиссия Госдепартамента США по телекоммуникациям и радиовещанию в Восточной Европе в 1990 г. сделала вывод, что восточноевропейские страны независимо от ВВП находятся на последних местах в мире по уровню развития телекоммуникационной и радиовещательной инфраструктуры. Пойдем ли мы путем Верхней Вольты, предоставляя возможность недоступным из-за грязи деревням и поселкам пользоваться услугами Интернет, - не знаю. Хотя TV-тарелку уже сейчас можно повесить на каждый чум и дом, а системы глобальной низкоорбитальной многоспутниковой связи с Интернет, которыми активно интересуется г-н Билл Гейтс, владелец компании Майкрософт ("Иридиум" и "Гонец"), развиваются с использованием отечественной ракетной техники. Во-вторых - это легко прогнозируемая ненадежность функционирования сетей. Сейчас в 10 км от одной из президентских резиденций "Русь" в деревнях и поселках напряжение бытовой электросети колеблется от 160 до 250 вольт и свет может быть выключен в любой момент без предупреждения и компенсации убытков. Как техническими средствами можно обеспечить надежность, ежели у служащих нет понимания ответственности за плохое качество поставляемой услуги? В-третьих - это изначальная англоязычность собственно сети Интернет и достигаемых через Интернет баз данных, что, безусловно, затруднит пользование. В российской провинции хорошо, ежели 10-15% специалистов по информации знают английский язык; остальным нужно либо доучиваться, либо уступить дорогу. В-четвертых - это примерно на 2/3 американское (а не общемировое) содержание баз данных и вообще и информации, доступной через Интернет. Темп пополнения записей также в пользу США; а другого (в том числе и русского товара) не производится в машиночитаемом виде в сколь-нибудь сопоставимом количестве. Электронные ресурсы российских библиотек и центров информации пополняются слишком медленно, все увлечены самим фактом теледоступа. На большинстве российских домашних страниц WWW сейчас, скорее, увидишь портрет директора, общий вид здания и устаревшую информацию. В-пятых - платность (вернее, оплата, пропорциональная фактически затраченному на поиск, распознавание и выгрузку информации времени связи и объему извлекаемой информации) может оказаться серьезным препятствием. Сейчас для того, чтобы просмотреть часть содержания БД FT Profille, нужно платить около 400 руб. за строчку и 3200 руб. за просмотр одной библиографической записи в БД INSPEC. Второй уровень - традиционные печатные издания. На втором уровне я предполагаю использование в основном печатной продукции (книг и журналов) с глубиной хранения от 5 до 10-15 лет (в зависимости от возможностей библиотеки и потребностей читателей). Характерной чертой работы библиотек будет перенесение части библиотечных услуг ближе к потребителю ("библиотека на столе") и дальнейшая специализация журналов, в том числе выпуск журналов для одного лица - персональных (продолжение политики ДОР на новом уровне технологии) на основе заранее согласованной потребности в информации. Сохранится ли роль документа как единицы библиотечной обработки? Для обучения, для исследовательской работы важно знать цепочку фактов и идей, их взаимосвязь при проведении исследования другим ученым, последовательность рассуждений при совершении открытия, а не конкретный вид документа или набора документов. Я бы отметил как весьма показательную в наше время потребность в индивидуальных копиях, в обеспечении доступа к отдельным статьям и документам для научных работников вместо традиционной подписки на периодику. Этот необычайно интересный вопрос оставим для дальнейшего обдумывания. Третий уровень - CD-ROM или аналоги. На третьем уровне - доминирующее использование CD-ROM для хранения и обслуживания с постепенным добавлением конвертированных изданий, переводом по мере развития технологий в DVD форму или MF (или на жесткие диски мощных серверов). Стоимость хранения 1 мегабайта информации на промышленно изготовленном компактном диске в 2 тыс. раз ниже, чем для бумажной технологии (0,03 цента). Более развернутое сравнение технологий приведено в табл. 1. Таблица 1 Стоимость мегабайта информации на разных носителях
При этом стоимость подписки на печатную периодику возрастает вдвое за 10 лет, а цена на компакт-диски падает. Стоимость доставки и хранения CD в 1 500 раз ниже, чем для эквивалентной печатной продукции. Приблизительные расчеты затрат на обработку и обслуживание по московским ценам 1996 г. представлены в табл. 2. Стоимость самой информации не учтена. Таблица 2 Стоимость библиотечного обслуживания для 1 CD-ROM
|
Печатные издания | CD-ROM | |
---|---|---|
Страниц | 220 000 | -- |
Томов | 1 000 | 1 |
Стоимость производства | 3 300 | 2 |
Стоимость доставки | 1 390 | 0,85 |
Внутрибиблиотечная обработка | 300 | 1,15 |
Хранение, включая аренду, уборку, отопление и т.п. | 11 t(лет) | 0,1 t(лет) |
Обслуживание, в том числе содержание помещений, оборудование | 33 t(лет) | 310 t(лет) |
Зарплата | 240 t(лет) | 10 t(лет) |
Всего | 4990+383 t(лет) | 4+320 t(лет) |
Приблизительная формула стоимости изданий (в долларах США):
П = 5 000 + 383 t (лет), (3)
П = 5 + 0,4 t (лет), (4)
C = 4 + 320 t (лет) (5)
Следует заметить, что простое арифметическое сравнение не вполне корректно, потому что текст на CD-ROM обычно проиндексирован и дает существенно большие поисковые возможности. Как и другая цифровая информация, запись на CD-ROM при необходимости может быть конвертирована.
Испытания подтвердили, что правильно произведенный CD-ROM сохраняет целостность записей более 100 лет. Стоит также отметить, что надежность хранения записей не обязательно связывается с целостью носителя (хотя физические данные материалов, применяемых для изготовления CD-ROM и условия его использования обеспечивают прочность, намного превосходящую прочность печатных изданий). Речь, скорее, должна идти о надежности перезаписи, поскольку электронную коллекцию весьма просто обновить. И с этой точки зрения CD-ROM обеспечивают удивительно малую вероятность ошибок при перезаписи (одна ошибка на 2 тыс. дисков, что составляет примерно 1 букву на миллион томов) и несравнимо меньше потерь печатных текстов. Возможность размещения коллекции в небольшом помещении делает реальным страховое резервирование.
Какова позиция библиотекарей по отношению к использованию CD-ROM ? Позиция НТБ в отношении CD-ROM изучалась в рамках проекта секции НТБ ИФЛА, порученного представителю ГПНТБ России в Постоянном Комитете. Разосланы 300 анкет, получены 136 ответов (45%). Если говорить о российских библиотеках, то ответили 53% областных научных библиотек и 67% ЦНТБ. Техническая оснащенность указанных двух групп библиотек примерно одинакова. Самооценка подготовленности персонала и посетителей дана в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Библиотеки | Ответы (в процентах к общему количеству) | ||
---|---|---|---|
Необходима переподготовка | Удовлетворительная подготовка | Хорошая подготовка | |
Областные | 55 | 25 | 20 |
ЦНТБ | 50 | 17 | 33 |
Таблица 4
Библиотеки | Ответы (в процентах к общему количеству) | ||
---|---|---|---|
Необходима переподготовка | Удовлетворительная подготовка | Хорошая подготовка | |
Областные | 78 | 8 | 14 |
ЦНТБ | 69 | 23 | 8 |
Отношение библиотекарей к созданию полнотекстовых CD-ROM характеризует единодушный одинаковый ответ "да" на вопрос о полезности (табл. 5), но только областные библиотеки серьезно планируют приступать к архивации электронных документов и разница в намерениях весьма существенная (табл. 6). Мнения о препятствиях в освоении электронных технологий отражены в табл. 7.
Таблица 5
Библиотеки | Ответы (в процентах к общему количеству) | ||
---|---|---|---|
Важно | Пригодится | Не нужно | |
Областные | 53 | 47 | 0 |
ЦНТБ | 70 | 30 | 0 |
Таблица 6
Библиотеки | Ответы (в процентах к общему количеству) | ||
---|---|---|---|
Нет необходимости | Сейчас не планируется | Планируем приступить | |
Областные | 8 | 22 | 70 |
ЦНТБ | 10 | 60 | 30 |
Таблица 7
Библиотеки | Ответы (в процентах к общему количеству) | |||
---|---|---|---|---|
Слабая подготовка | Недостаток оборудования | Недостаток опыта | Другое | |
Областные | 28 | 33 | 23 | 16 |
ЦНТБ | 23 | 42 | 23 | 12 |
Для подготовки и освоения технологии работы с CD-ROM в ГПНТБ России организовано сетевое обслуживание промышленными компакт-дисками. Собственными силами издаются библиографические (Сводный каталог) и полнотекстовые материалы (труды Крымских конференций, сборник "Научные и технические библиотеки").
В заключение несколько слов о проекте создания электронных архивов, который мы попытаемся осуществить под эгидой Европейского Сообщества и ряда международных организаций. Речь идет о конверсии в машиночитаемую форму малоиспользуемых фондов научно-технической литературы; при этом оригиналы после конверсии храниться в библиотеке не будут. Основными препятствиями на этом пути являются высокая стоимость оцифровки и проблемы копирайта.
Копирайт - очень острая тема; в частности, в США в процессах "Вильямс и Вилкинс против США" и "Издательство Эддисон-Весли против Университета Нью-Йорка" предметом рассмотрения было многократное копирование. Возможность электронного доступа усилила остроту проблем копирайта и требует новой интерпретации Закона США о копирайте (US Copyright Act, 1976). Раздел 107 этого закона, который относится к доктрине честного пользования, разрешает частичное копирование книги и копирование статьи для однократного использования. До настоящего времени нет юридической интерпретации правила честного пользования по отношению к просмотру, извлечению, каким-либо манипуляциям или передаче в другое место электронных журналов.
Мое предложение состоит в том, чтобы организовать кооперацию библиотек, в фондах которых имеются одинаковые издания. Кооперативный подход позволит существенно сократить затраты на конверсию, а наличие печатных версий - начинать переговоры с издателями - владельцами имущественных прав; предполагается, что к конверсии малоиспользуемых фондов, которые не могут принести большой выгоды, издатели отнесутся благожелательно.