Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
УДК 027.008.03 Цирюльникова Н.Н. Методическая помощь библиотекам
|
№ п/п | Библиотеки | Количество поступлений | Количество читателей | Книговыдача | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | ||
1. | Техникумов | 46,3 | 38,3 | 26,9 | 92,0 | 92,5 | 86,9 | 90,7 | 87,8 | 88,6 |
2. | НИИ, КБ | 68,6 | 57,7 | 63,4 | 77,3 | 76,1 | 71,1 | 83,0 | 75,7 | 67,9 |
3. | Предприятий | 60,2 | 35,1 | 27,1 | 98,4 | 91,9 | 89,9 | 88,3 | 72,0 | 65,3 |
4. | Промышленного комплекса в целом | 60,4 | 44,0 | 40,3 | 88,8 | 85,7 | 81,9 | 87,7 | 79,8 | 75,9 |
В настоящее время понимание того, что даже крупная библиотека не в состоянии оказать помощь всем российским промышленным библиотекам, привело к поиску новых партнеров. Стали крепнуть связи с национальными библиотеками России и СНГ, а также с областными научными библиотеками, включенными в региональные информационные сети и являющимися центрами профессиональной ориентации на рынке информационных услуг.
Современная действительность выдвигает перед библиотечными специалистами массу сложных вопросов, решению которых оперативно способствуют сотрудники методического отдела. По запросам библиотек создаются пособия, готовятся консультации, справки, оказывается методическая помощь при непосредственном посещении библиотек. Например, НТБ НИИОГАЗ оказана помощь в переоценке библиотечного фонда и организации учета фондов. Но большинство библиотекарей негативно относятся к проверке, подчеркивая необходимость методической помощи рекомендательного, а не обязательного характера, причем помощь должна оказываться по запросу самой библиотеки, например создание перечня платных услуг для конкретной НТБ или проведение подготовительных работ по автоматизации отдельных участков работы, компьютеризации библиотеки. В этом отношении интересно мнение методистов ГРЮБ Бурятии, что "фронтальная проверка - это своеобразная форма повышения квалификации" [2, с. 19].
На данном этапе для НТБ более приемлема форма методических консультаций, письменных справок и однодневных семинаров. Тем не менее продолжается поиск новых форм оказания методической помощи на местах (возможно - заключение договора на решение определенной проблемы НТБ). Проведение однодневных семинаров, как показывает опыт ряда библиотек (например ГРЮБ), может также входить в условия договора о сотрудничестве, но РНТПБ пока находит возможности проводить их бесплатно.
В 1994-1997 гг. на базе РНТПБ совместно с ГЦНМБ, КДИ ГПНТБ России, фирмой "Liber" проведены 9 однодневных семинаров для руководителей НТБ и библиотек техникумов. На семинарах присутствовали 90 человек. Рассмотрены следующие вопросы: правовое регламентирование информационно-библиотечной деятельности; основные компоненты системы экономической защиты фонда; переоценка библиотечных фондов; порядок передачи литературы из обменных фондов библиотек; имидж НТБ и проблемы выживания; работа Кабинета деловой информации ГПНТБ России и библиотечного благотворительного фонда; информационное обслуживание специалистов и др. Участники семинаров ознакомились с автоматизированными информационно-библиотечными системами фирмы "Liber" на базе ГЦНМБ, обзорами периодической печати по библиотечному делу и библиоэкономике, продукцией научно-методического отдела, библиотехникой; проведены 49 групповых консультаций ("Стратегическое планирование деятельности НТБ", "Психологический климат в библиотеке", "Практические пособия по экономике библиотечного дела", "Организация хоздоговорных работ" и др.).
По запросу ряда библиотек в 1996 г. подготовлено объемное методическое пособие серии "Способы выживания НТБ в современных условиях". Вып. 1 "Правовое обеспечение деятельности научно-технических библиотек". Оно предназначено для заведующих НТБ и широкого круга библиотечных работников, занимающихся практическими вопросами хозяйственно-экономической деятельности. В качестве самостоятельных приложений к пособию изданы: таблица "Действующие законодательные акты, нормативные документы" (перечень документов, которые могут быть использованы при решении основных библиотечных проблем с отсылкой к соответствующим статьям Федерального закона "О библиотечном деле" и Гражданского кодекса РФ); рекомендательный аннотированный список документов и литературы "Библиоэкономика и маркетинг. Правовое обеспечение деятельности библиотек", который отражает 410 отдельных изданий и статей.
В 1997 г. научно-методический отдел РНТПБ издал методическое пособие "Хозяйственно-договорная деятельность научно-технических библиотек" (Серия "Способы выживания НТБ в современных условиях". Вып. 2).
В 1995 г. выпущены ""Рабочие таблицы классификации и алфавитно-предметный указатель к РТК по разделу УДК 681.3 "Вычислительная техника"", которые предназначены для использования в небольших библиотеках (штат 1-3 человека) предприятий, организаций, техникумов для систематизации литературы и организации систематического каталога. При составлении рабочих таблиц использовались 3-е издание УДК (1987 г.), методические документы по УДК, современные терминологические словари по вычислительной технике. Алфавитно-предметный указатель к РТК содержит около 4 тыс. понятий.
В том же году издано методическое пособие "Информационно-библиографическое обслуживание специалистов", подготовлены письменные консультации: "О полной материальной ответственности", "Порядок проведения переоценки библиотечных фондов в Российской Федерации".
В настоящее время РНТПБ может предложить и другие свои издания: "Организация работы научно-технической библиотеки", "Платные услуги НТБ", "Порядок передачи литературы из обменных фондов на договорной основе", сценарий экономической игры "Азбука маркетинга". За 1994-1997 гг. разослано около 700 экз. методических материалов по запросам библиотек. (К сожалению, цена на методические пособия довольно высока, но это объясняется не желанием извлечь выгоду, а отсутствием средств на приобретение собственного мини-издательского комплекса или хотя бы современной множительной техники.)
В течение 1994-1997 гг. выполнено 480 устных и 134 письменных справок. Из наиболее интересных можно отметить "Использование компьютера в методической работе на примере РНТПБ", "Маркетинг рынка библиотечных изданий", "Составление методических пособий на компьютере", "Оформление договоров на платные услуги", "Обслуживание специалистов дочерних предприятий", "Штрафные санкции за задержку литературы", "О хоздоговорной деятельности НТБ", "Сеть бизнес-библиотек г. Москвы и направления их деятельности", "Платные услуги РНТПБ и предпринимательская деятельность библиотек", "Возмещение материального ущерба, причиненного библиотеке", "О переоценке фондов", "Информационно-библиографическое обслуживание специалистов в РНТПБ".
Таким образом, основными направлениями методической помощи по-прежнему остаются поиск новых форм и методов работы, определение перспектив развития библиотек промышленного комплекса, повышение квалификации библиотечных работников, пропаганда передового опыта. Акцентируется внимание на налаживании совместной работы НТБ с библиотеками других систем и ведомств.
Сегодня осваивается новый ассортимент услуг: от продажи методических пособий и консультаций до занятий рекламной деятельностью. Но, по нашему мнению, даже в условиях рынка подавляющее число библиотечных услуг должно оставаться бесплатным.
Основными задачами методических служб является анализ работы, изучение и внедрение новых технологий, консультирование, использование таких направлений, как прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социологические исследования.