Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37.018

Петрова Т.А.

Повышение квалификации библиотекарей

Опыт взаимодействия Научной библиотеки Марийского государственного университета с библиотеками республики в организации переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.

Стремительно развивающиеся рыночные отношения предъявляют новые требования как к внутренней организации библиотек, так и к их функционированию во внешней среде. В связи с этим возрастают требования к библиотечным кадрам.

Изучение специальной литературы, результатов исследований прошлых лет, постоянное наблюдение за сегодняшней ситуацией позволяют констатировать, что произошли и продолжают происходить определенные, иногда принципиальные изменения в системе повышения квалификации библиотекарей (сб. "Научные и технические библиотеки", 1995, № 4; там же 1996, № 7).

При анализе опыта библиотек по повышению квалификации в таких регионах, как Республика Марий Эл, легко прослеживаются два уровня: межведомственный и внутри конкретной библиотеки. При этом каждая структура преследует свои цели. Несмотря на существующее взаимодействие в решении многих глобальных задач, вопросы повышения квалификации на межведомственном уровне решаются спонтанно: отсутствует взаимодействие в планировании, организации и проведении мероприятий, подготовке программ; нет единства мнений при формировании преподавательского состава и наборе групп и т. д. Все это оставляет у слушателей ощущение пустого времяпровождения и отбивает охоту к подобным мероприятиям. В основном межведомственное взаимодействие сводится к проведению нечастых традиционных мероприятий (табл. 1).

Таблица 1

Формы взаимодействия библиотек в системе повышения квалификации

МероприятияОрганизатор
Нац. б-каНБ МарГУ
1. Участие в работе конференций и выступление на них с докладами++
2. День специалиста++
3. Курсы повышения квалификации работников культуры++
4. Межрегиональные семинары и курсы+ 
5. Межведомственные семинары системы политпросвещения+ 
6. Межведомственные совещания по отдельным направлениям деятельности библиотек++
7. Межвузовские секции по отдельным направлениям деятельности библиотек +
8. Семинары для библиотек других ведомств +
9. Межведомственный бюллетень для библиотек +

Большую роль в повышении квалификации библиотекарей республики играет "Бюллетень новых книг по библиотековедению и библиографии", выходящий с 1984 г. Информацию в бюллетень подают все библиотеки республики. Сигнальный экземпляр готовит Научная библиотека университета, а тиражирует для всех библиотек республики Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна. Анкетирование, проведенное для оценки эффективности бюллетеня, показало, что 95% опрошенных библиотекарей оформляют заказы по МБА, используя информацию бюллетеня. Работают с ним в основном главные специалисты.

В методобъединении библиотек высших и средних специальных учебных заведений выработан собственный подход к повышению квалификации. Кадровый состав библиотек весьма разнороден. Рядом с сотрудниками, обладающими специальной подготовкой, работают имеющие небиблиотечное или общее среднее образование; поэтому повышение профессионального уровня библиотекарей связывается с приобретением не столько знаний, сколько умений и навыков. Кроме того, известно, что в современных условиях срок "морального старения" специалиста весьма невелик: если он не прилагает постоянных усилий к восстановлению знаний, то через 5-6 лет, несмотря на опыт работы, теряет квалификацию. Вследствие этого в плане методобъединения по повышению квалификации предусмотрены мероприятия для всех категорий библиотекарей:

  1. Лекции по наиболее актуальным вопросам библиотековедения, библиографии, библиомаркета и автоматизации библиотечных процессов, темам научных исследований, проблемам литературы, искусства и религоведения;
  2. Обзоры новой литературы по вопросам библиотековедения и библиографии;
  3. Обсуждение передового библиотечного опыта;
  4. Участие в конференциях, семинарах, совещаниях республиканского значения и методобъединения, межвузовских секциях, внутри библиотеки;
  5. Командировки в другие библиотеки для изучения их опыта, участия в конференциях и семинарах;
  6. Стажировки в других библиотеках;
  7. Участие в научно-исследовательской работе библиотеки;
  8. Самостоятельное изучение отдельных проблем по публикациям в печати;
  9. Аттестация;
  10. Обучение на краткосрочных проблемно-тематических курсах.

Распределение форм повышения квалификации по категориям библиотечных работников представлено в табл. 2.

Таблица 2

Распределение форм повышения квалификации
сотрудников НБ МарГУ и библиотек методобъединения

Руководящий состав и главные специалистыБиблиотекари с высшим и средним библиотечным образованиемБиблиотекари с высшим небиблиотечным и общим средним образованием
Получение второго (библиотечного) образования Обучение в вузах. Обучение в УМЦ подготовки и переподготовки кадровПолучение высшего и среднего образования. Обучение в отраслевых вузах
Обучение на курсах в ИПКИР, УМЦ подготовки и переподготовки кадровПроблемно-тематические курсыПроблемно-тематические курсы
Проблемно-тематические курсы. Теоретические и практические конференции и семинарыТеоретические и практические конференции и семинары по актуальным вопросам библиотечного делаТеоретические семинары и практикумы
Школа руководителяСтажировки на рабочих местахСтажировки на рабочих местах
Посещение библиотек, командировкиПосещение библиотек, командировки. Дни специалиста, участие в конкурсахШкола молодого библиотекаря. Участие в конкурсах

Для всего коллектива НБ МарГУ проводятся лекции по искусству, религоведению, маркетингу, обзоры специальной литературы и литературно-художественных журналов, знакомство с новыми научными направлениями по профилю университета. Наиболее массовым в библиотеке стало обучение работе на компьютере. В ситуации, когда престиж нашей профессии падает и библиотекарь подчас становится просто регистратором выданных книг, в библиотеке начали проводиться конкурсы профессионального мастерства (на лучший библиографический обзор, книжную выставку, рекламу услуг отдела и др.). Хорошо зарекомендовало себя информационное (абонентное) обслуживание (ИРИ), которое ведется по 17 темам.

В каждом регионе созданы центры по повышению квалификации библиотечных работников. Существующий при Министерстве культуры Республики Марий Эл Учебно-методический центр (УМЦ) по подготовке и переподготовке кадров ориентирован на малоподготовленного или начинающего библиотекаря. Сотрудники с высшим небиблиотечным образованием должны сами заботиться о своей специализации. Услуги, предлагаемые в этом отношении крупными библиотеками, большинству не по карману, поэтому НБ МарГУ разработала 100-часовую учебную программу курсов с учетом особенностей программ библиотечных вузов и культпросветучилищ. Цель курсов для работников с небиблиотечным образованием - ознакомить с основами библиотечного дела, наиболее важными научными проблемами, передовым опытом, инновациями в технологии, основами менеджмента и маркетинга. По окончании курсов библиотекари пишут контрольные работы и рефераты по темам, имеющим практическое значение для их конкретной работы. Цель письменных заданий - привить слушателям навыки исполнительской, организаторской, научно-исследовательской работы. В конце обучения слушатели получают удостоверения. За 4 года курсы закончили 35 сотрудников библиотек вузов.

Другая разновидность курсов носит проблемно-тематический характер. Они предназначены для работников с большим стажем и призваны углубить представления слушателей об отдельных направлениях деятельности библиотек, а также дать новую библиотечную специальность. В качестве примера можно назвать курсы по 30-часовой программе "Социальная психология библиотечного дела". Различные тренинговые методы, применяемые на этих курсах, обеспечивают им явные преимущества перед другими мероприятиями на эту тему, поскольку дают возможность не только получить новую информацию, но и отработать поведенческие модели собственного реагирования и общения с людьми. Эти курсы закончили 30 специалистов из разных библиотек. Названные курсы вошли самостоятельной секцией в структуру УМЦ.

При организации работы библиотечных курсов для специалистов без библиотечного образования в качестве преподавателей привлекались библиотекари высшей квалификации, имеющие навыки общения с аудиторией. Они же разрабатывали лекции по программе. По окончании курсов среди слушателей проводилось анкетирование для оценки эффективности курсов и уровня подготовки преподавателей. Лидирующими неизменно оказывались одни и те же два-три человека, что заставило нас подумать о составе преподавателей. Поэтому для разработки программы и курса лекций по "Социальной психологии библиотечного дела" мы сочли необходимым привлечь специалистов - ученых кафедры педагогики и психологии университета. И результат не замедлил сказаться: уровень знаний слушателей и компетентность преподавателей значительно возросли по сравнению с предыдущими курсами. Это еще раз послужило доказательством того, что библиотекам для своих целей нужно шире привлекать ученых местных вузов. От такой консолидации сил в выигрывают обе стороны.

В последние годы в повышении квалификации НБ МарГУ придерживается программно-целевого планирования. Учеба ведется по долговременным программам, направленным на совершенствование определенных участков деятельности библиотеки: формирования и использования книжного фонда, обслуживания читателей, методического обеспечения.

Углубленные занятия по специализации для различных категорий сотрудников, возглавляющих основные структурные подразделения библиотеки - удачная форма повышения квалификации. Это комплексные мероприятия, в ходе которых дается теоретическое освещение вопроса, излагается практический опыт библиотек, намечаются перспективы. Занятия рассчитаны на подготовленную аудиторию, поэтому не содержат исчерпывающего материала по рассматриваемым вопросам. Главная их цель - дать интересную информацию для размышления, вызвать обмен мнениями, пробудить у присутствующих стремление что-то изменить в своей трудовой деятельности.

Значительно обогащают подобные мероприятия выступления специалистов библиотечного дела из Москвы, С.-Петербурга и других городов и регионов России. Судя по финансовым и временным затратам, выгоднее пригласить специалистов с готовой методикой, чем самим заниматься ее разработкой. В качестве примера можно привести семинары "Преобразования ББК в области социально-гуманитарных наук" и "Частная методика библиографического описания документов", организованные библиотеками вузов и Национальной библиотекой им. С.Г. Чавайна с приглашением специалистов из Российской государственной библиотеки и Казанской государственной академии искусств и культуры, проведенные по инициативе и на базе НБ МарГУ.

Волна преобразований, связанная с утверждением новых экономических отношений, привела к активному поиску новых путей в организации системы повышения квалификации библиотечных работников. Как должны проходить переподготовку сотрудники, получившие библиотечное образование 7-10 лет назад? В библиотеках различных систем и ведомств действует определенная система повышения квалификации, но она не успевает охватить все категории библиотечных работников каждые пять лет. Следовательно, нужно искать другие пути. И здесь необходимо обратить внимание еще на один нюанс: как показали последние опросы, мировоззрение большинства библиотекарей базируется на устаревших стереотипах. Поэтому библиотечная профессия нуждается не в переквалификации, не в повышении квалификации, а в реквалификации, т. е. восстановлении профессиональной компетенции в новых условиях. Учитывая обстоятельства, которые сложились в решении вопросов повышения квалификации в малых регионах, таких, как Республика Марий Эл, хочется высказать ряд соображений. Они не носят революционного характера, скорее всего это переосмысление забытого старого опыта. Предлагаем варианты иных подходов к организации повышения квалификации библиотечных работников.

Необходимо разработать несколько обучающих программ, дифференцированных по целевому назначению.

  1. Двухгодичные общебиблиотечные курсы для сотрудников библиотек высших и средних специальных учебных заведений. Занятия проводятся периодически. При разработке программы учитывается разнородный состав слушателей, она включает теоретические занятия, практическую работу во всех отделах, выполнение индивидуальных заданий, проведение деловых игр и аттестации по каждой теме.
  2. Программа для заочного обучения. Главное здесь - обеспечить учащихся программой, списком литературы, учебно-методическими пособиями, организовать дело так, чтобы они смогли самостоятельно проработать предлагаемую программу, а в конце обучения проводить зачеты, экзамены.
  3. Специализация, т. е. серьезное углубление знаний в одной конкретной области: это может быть и каталогизация, и справочно-библиографическое обслуживание, и составление библиографических пособий, и массовая работа, и библиомаркетинг и т. д. Но обучение должно быть индивидуальным, т. е. по плану и программе, составленным специально для данного слушателя в соответствии с занимаемой им должностью, кругом выполняемых обязанностей, его пожеланиями.
  4. Занятия для заведующих маленькими библиотеками, отделами, секторами, подразделениями по курсу основ управления. Руководителей библиотек не готовят совсем - принято считать, что они "созревают" самостоятельно в силу определенных обстоятельств. Программа должна содержать курсы социальной психологии, этики служебных отношений, трудового законодательства, основ финансирования, менеджмента, практикум по конфликтным ситуациям и др.
  5. В таких регионах, как Республика Марий Эл, создать объединенный центр по переподготовке библиотекарей при УМЦ. Штат УМЦ должен заниматься административной, организаторской, финансовой деятельностью. Преподавательский состав (из числа ученых вузов и квалифицированных библиотекарей крупнейших библиотек) работает только по принципу почасовой оплаты или договорам. Его обязанности: подготовка учебно-методических пособий, программ, планов, заданий, получение контрольных и зачетных работ. Каждый слушатель прикрепляется к ведущему преподавателю или куратору. Мы считаем, что идея создания региональной системы повышения квалификации библиотечных работников достаточно плодотворна и может стать основным звеном в системе непрерывного профессионального образования. Для создания такой системы на уровне небольшого региона необходим учет: возможностей имеющейся учебной базы (научно-педагогические кадры, действующие "блоки" повышения квалификации на разных уровнях и в ведомствах учебные программы, материально-техническая база); кадровых ресурсов (данные о составе кадров, квалификации, опыте, формах участия в повышении квалификации). Это дало бы возможность формировать контингент нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации на различных уровнях. Для такой небольшой республики, как Марий Эл, создание подобной системы вполне реально.

В условиях хозрасчетных отношений система непрерывного образования должна быть платной. Библиотеки обязаны планировать такие расходы по графе "повышение квалификации". Именно это обстоятельство будет дисциплинировать процесс выбора, направления на учебу. Возрастет и спрос с тех, кто ее завершил. Для оплаты труда преподавателей и платы за обучение крупные библиотеки региона должны кооперировать свои возможности. Уже сегодня многие руководители поняли, что обходиться нужно только теми средствами, которые имеются в наличии. Одна библиотека решить ничего не сможет, нужно долевое участие нескольких библиотек в оплате мероприятий по повышению квалификации.

Как видим, форм и вариантов множество. Из них можно выбрать наиболее оптимальные для небольшого региона, чтобы как можно больше сэкономить материальных и профессиональных ресурсов и в то же время использовать их с максимальной отдачей.

Смысл всего сказанного - призыв к кооперации усилий библиотек и учебных заведений. Конечно, формы содружества этим не исчерпаны, им предстоит развиваться по новым направлениям, приобретать комплексный характер. Создание единых коллективов преподавателей и библиотекарей, в одинаковой степени заинтересованных в высокой квалификации сотрудников библиотек, принесет значительную помощь как учебным заведениям, так и практикам, а в будущем улучшит библиотечное обслуживание читателей.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России