Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56

Майстрович Т.В.

Доступ пользователей к машиночитаемым
источникам информации

Проанализированы различные варианты доступа к машиночитаемой информации как в крупных, так и в небольших библиотеках.

Научно-технический прогресс предоставил в распоряжение библиотек различные источники получения информации в машиночитаемой форме - оптические компакт-диски (CD-ROM), мировые информационные сети (Интернет), каталоги и локальные базы данных, формируемые самой библиотекой.

Если библиотека небольшая и обслуживание пользователей в ней осуществляется в одном читальном зале, то с организацией доступа к машиночитаемым носителям проблем не возникает. Трудности могут появиться в том случае, если библиотека достаточно большая и имеет несколько специализированных отделов для дифференцированного обслуживания пользователей.

Одним из наиболее простых вариантов доступа пользователей к машиночитаемым источникам информации является полная централизация этого процесса, т.е. все обслуживание осуществляется в одном читальном зале (или специально выделенной части читального зала) на компьютерах, имеющих дисководы для чтения CD-ROM, выходы в информационные сети, как мировые, так и локальные.

Централизованное решение опирается на то общее свойство машиночитаемых носителей информации, что для работы с ними требуется специальное оборудование - персональные компьютеры. Несмотря на такие плюсы, как экономия оборудования, простота его обслуживания, контроль за работой пользователей и другие технологические преимущества, в данном решении имеются и существенные недостатки как с точки зрения пользователей, так и с позиции сотрудников библиотеки. Главное заключается в том, что не принимается во внимание содержание баз данных. В отраслевой библиотеке это не столь существенно, поскольку БД, вероятно, будут в максимальной степени отвечать основным потребностям ее контингента. А вот читателям библиотеки универсальной придется посещать комплексный компьютерный зал вне зависимости от интересующей их отрасли знания.

Не стоит игнорировать, что, неизбежно упуская из поля зрения документы по своей проблематике, библиографы отделов не в состоянии вести полноценное справочно-библиографическое обслуживание. Так же нарушается структура библиотечных фондов, поскольку они начинают делиться не по содержанию или другим принятым в конкретной библиотеке параметрам, а по виду носителя.

Использование CD-ROM в сетевом режиме связано к тому же с целым рядом проблем. Среди них - высокая стоимость сетевого оборудования для CD-ROM, особенно мультимедийных. Диски требуют высокоскоростных серверов, причем наилучшую гарантию отсутствия сбоев, по мнению специалистов, дает использование магнитно-оптических серверов, однако при этом встают правовые вопросы - а не является ли перевод на магнитооптику прямым копированием диска, что затрагивает прерогативы авторских прав. Наконец, стоимость дисков, особенно зарубежных, в сетевом режиме использования в несколько раз превышает их стоимость для одного компьютера.

Естественно после анализа централизованной организации обратиться к ее противоположному варианту - распределению носителей информации по соответствующим структурным подразделениям библиотеки, т. е. рассмотреть возможности децентрализованного варианта.

В этом случае все оптические компакт-диски передаются в соответствующие отделы-фондодержатели; выход в информационные сети, доступ к электронному каталогу и локальным базам данных осуществляется с каждого пользовательского компьютера, которые размещаются по всей читательской зоне.

Основными преимуществами этого варианта можно считать сильную консультационную поддержку пользователей специалистами соответствующего отдела, единство содержания специализированного фонда, комфорт для пользователей. К негативным сторонам приходится отнести повышенную стоимость подобного решения, сложности контроля и профилактики оборудования, правовые, финансовые и организационные проблемы, связанные с использованием информационных сетей. Библиотекарь сразу же увидит наболевшую проблему распределения CD-ROM по отделам, так как их экземплярность вряд ли будет превышать единицу. Хотя, надо признать, что раз мы справились с подобными трудностями в книжном массиве, то не спасуем и перед машиночитаемыми носителями.

Очевидно, что оба варианта имеют свои сильные и слабые стороны. На мой взгляд, присущие им недостатки проистекают из игнорирования специфики рассматриваемых источников информации с точки зрения их содержания, удовлетворяемых с их помощью потребностей и т. д. Основываясь на этих особенностях, и должна выстраиваться стратегия их использования.

Оптические компакт-диски представляют собой издания в нетрадиционной форме, и к ним применим общий принцип распределения документов по фондам библиотеки. В самом деле, что такое CD-ROM? В условиях библиотеки это либо реферативная база данных, либо справочник, либо база полнотекстовой информации. Очевидно, что для полноценной ориентации в них требуются не профессиональные знания программиста, а знания библиографа, способного провести привычный поиск на новом носителе. Согласившись с этим, нетрудно прийти к выводу, что поступление CD-ROM в соответствующие отделы не только укрепит целостность фондов на содержательном уровне, но и обеспечит их эффективное использование в зависимости от потребностей пользователей. Это будет поддержано подготовкой персонала в соответствии с основными направлениями деятельности структурных подразделений библиотеки. Наличие в фондах обслуживающих отделов машиночитаемых источников информации придаст новый импульс их развитию.

Посмотрев же с точки зрения содержания на Интернет, мы увидим, что он обеспечивает доступ ко всем ресурсам - справочным, фондам библиотек, журналам, рекламе и т. д. Трудно представить библиографа, способного консультировать по всему богатству мировых сетей как по библиографическому указателю или каталогу. Консультация пользователей по содержанию баз данных возможна либо на ограниченном массиве мировой информации, либо на очень поверхностном уровне. А вот без консультанта-навигатора вряд ли возможно обойтись нашим, скажем прямо, пока еще не очень подготовленным пользователям. Следовательно, организацию доступа в мировые информационные сети наиболее целесообразно сосредоточить в одном зале, снабженном соответствующей техникой и необходимыми справочными пособиями.

Кроме учета специфики использования машиночитаемых ресурсов, давайте посмотрим, насколько организация автоматизированного обслуживания вписывается в уже сложившуюся структуру библиотеки. Можно, конечно, в азарте нововведений все сломать и начать с начала, но надо ли это делать. Ведь новая услуга должна вписаться в уже сложившиеся направления работы библиотеки, стать ее логическим дополнением.

Исходя из всего сказанного, обратимся к варианту организации доступа пользователей к машиночитаемым источникам информации, условно назвав его функциональным, так как он основывается на специфике информационных ресурсов и их функциях в процессе удовлетворения информационных запросов.

Следуя функциональному варианту, специализированные отделы формируют локальные фонды оптических компакт-дисков в соответствии с профилем комплектования своих фондов, обеспечивают предоставление их пользователям, оказывают помощь отделу каталогизации по отражению CD-ROM в справочном аппарате библиотеки. Доступ к электронному каталогу и базам данных, формируемым самой библиотекой, осуществляется в каждом из ее отделов. Сказанное ни в коей мере не исключает наличия доступа к Интернет в справочно-библиографическом или аналогичном ему отделе. Будучи "мозговым центром" любой библиотеки такой отдел нуждается в самых современных средствах коммуникации и информационных ресурсах.

Итак, если CD-ROM составляют неотъемлемую часть фондов библиотеки, то для выхода в глобальные сети придется организовать специальный зал (пункт, сектор и т. д.). Компьютерный зал, выполняющий комплекс информационных и сервисных услуг на основе компьютерных технологий, должен быть размещен в основной читательской зоне с приближением к отделу СБО. В его функции входит оказание информационных услуг: обслуживание пользователей через Интернет и другие сети; доступ к электронному каталогу библиотеки и локальным базам данных; предоставление дискет и оптических компакт-дисков, поступивших в комплекте с печатными изданиями; предоставление машиночитаемых носителей информации, не относящихся по содержанию к профилю комплектования ни одного из разделов фонда.

Это же подразделение осуществляет: сканирование изданий; абонирование адресов электронной почты; отправку и получение факсов; машинный перевод текстов; аренду машинного времени для технических процессов; доступ к дистанционной учебной среде; доступ к компьютерным конференциям; предоставление обучающих программ на CD-ROM. Уместна на такой базе и школа компьютерной грамотности - обучение пользователей работе на компьютере, в сетях, с редакторами и т. д.

Зная непростую ситуацию в библиотеках, все же рискну заметить, что компьютерный зал должен быть прерогативой отдела обслуживания, а не отдела автоматизации. Последний оказывает максимальную техническую и организационную поддержку, но обслуживать пользователей должны библиотекари и библиографы.

Нет сомнения, что библиотеки уже во многом решили рассмотренные мной вопросы внедрения автоматизации, однако, возможно, этот разговор будет полезен тем, кто еще в начале пути.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России