Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

От редакции. Предлагаем вашему вниманию работу нашего английского коллеги А. Галлимора о стратегии развития библиотек в информационном обществе. Публикация развивает тему, освещенную в статье А.И. Земскова "Модель НТБ на ближайшее будущее" (1998, № 4).

С разрешения А. Галлимора, предоставленного нашему изданию, перевод сделан А.И. Земсковым.

А. Галлимор - управляющий Центральной библиотекой системы публичных библиотек г. Манчестера.

Для желающих более детально ознакомиться с данной темой г-н Галлимор просил сообщить, что недавно опубликована его книга "Разработка стратегии информационных технологий для вашей библиотеки" (англ. яз.), которую можно заказать в Издательстве Британской библиотечной ассоциации.


УДК 02

Галлимор А.

Стратегии развития библиотек в
информационном обществе

Выступление на конференции "Онлайн 97" в Лондоне в декабре 1997 г.

Зависимость от информационных технологий

Библиотеки подобно другим организациям испытывают быстрые перемены в связи с развитием информационных технологий и повсеместным распространением компьютеров. В ближайшие несколько лет Интернет, Интранет и скоростные сети передачи данных станут парадигмой для организационных изменений. Компьютерная сеть будет становым хребтом любого предприятия или организации, библиотеки в том числе. Будущее информационное общество составит культура, зависимая от информационных технологий. Организация, не имеющая адекватной инфраструктуры информационных технологий, окажется неспособной взаимодействовать с другими организациями.

Информация стала ценным товаром, который многими рассматривается как наиболее важный стратегический ресурс. Библиотеки сейчас меняются: из хранилищ информации они превращаются в узлы доступа для поиска электронной информации. Многие становятся поставщиками информации сами по себе и тем самым принимают активное участие в создании растущей глобальной инфраструктуры сетей.

Направления социальных изменений в информационном обществе

Будущее информационное общество характерно ломкой существующих структур, увеличивающейся фрагментацией и разнообразием, более сложными типами социальных и трудовых отношений, ослаблением границ и барьеров между странами и организациями. На библиотечное обслуживание в будущем могут воздействовать следующие изменения:

  • возрастающее число пожилых людей;
  • рост числа работающих только часть дня и частые смены работы;
  • возможность сделать карьеру в офисе и необходимость непрерывного образования;
  • размывание границ между организациями;
  • появление конкуренции в той области, где библиотеки ранее являлись монополистами;
  • высокая вероятность использования компьютеров во всех организациях;
  • возрастающая потребность в доступе к электронной информации;
  • удаленный доступ к обслуживанию и телекоммуникациям.
  • Развитие информационных технологий окажет воздействие на многие области библиотечной работы, в том числе:
  • на управление и администрирование;
  • обслуживание;
  • внутренние и внешние связи (передача сообщений, контакты);
  • обучение персонала и развитие навыков работы с информационными технологиями;
  • капитальные вложения в новое и заменяемое оборудование;
  • финансирование растущих затрат на текущее обслуживание информационных технологий;
  • выработку технической политики для новых видов информационного обслуживания;
  • обеспечение безопасности систем и конфиденциальности данных;
  • обеспечение удаленного доступа к библиотечным услугам.

Многие библиотеки приспосабливаются к быстрым изменениям информационных технологий, но затрудняются определить смысл и направление этих изменений. Поэтому существует потребность ясно и понятно обрисовать для библиотек направления, в которых им предстоит развиваться в постоянно изменяющемся мире и тщательно проанализировать их роль в информационном обществе. Для того чтобы избежать ощущения рабской зависимости от технологий, нужно взять технологии под контроль. Чтобы сделать это, следует иметь четкое представление о стратегии развития информационных технологий в вашей библиотеке как части общей стратегии развития библиотечного обслуживания, концентрирующейся на стратегическом использовании информационных технологий.

Потребность в стратегии в информационном обществе

Неконтролируемый рост информационных систем и развитие сетей, связанных между собой и пересекающих традиционные национальные, политические и экономические границы, привели к вынужденному изменению направления политической мысли. Политики пробудились и прочувствовали необходимость планирования предстоящего развития информационных технологий, которые могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на общество и народное хозяйство. Ощущается все более широкое признание необходимости установить какой-то контроль над тем, что пока развивается совершенно хаотически. Страны "Большой семерки" пытаются сформулировать глобальную стратегию предстоящего развития информационного общества. Отдельные страны разрабатывают национальные стратегии, исходя из глобальных соглашений. Поступая таким образом, эти страны пытаются обеспечить конкурентоспособность своей промышленности и финансов, добиться наивыгоднейшего положения для своих граждан в схватке за новые рабочие места, которые будут базироваться на информационных технологиях; не допустить разделения общества на информационно богатых и информационно бедных. Тем самым разработка стратегий становится насущным делом.

Иерархия стратегий

Стратегическое планирование и выработка политики для информационного общества исследуются на многих уровнях: от всеобъемлющих глобальных перспектив вниз по уровням детализации к многонациональным и национальным разработкам на правительственном уровне, к региональным и локальным стратегиям и наконец к стратегиям отдельных организаций. Каждая организация, учреждение должно иметь собственную стратегию вхождения в информационное общество и своей роли в нем. Это уже сделано в ряде многонациональных компаний, которые рассматривают информацию в качестве основного капитала: информационная технология является становым хребтом учреждения, а система электронных коммуникаций - основным орудием производства. Университеты и образовательные учреждения, библиотеки, органы здравоохранения, малые предприятия и другие организации начинают разработку своих собственных стратегий. В ближайшем будущем даже отдельные личности будут вынуждены планировать персональные стратегии и постоянно повышать квалификацию в ходе непрерывного образования и офисной карьеры.

Глобальная стратегия

Концепция информационной магистрали введена в обращение в популярной печати А. Гором, вице-президентом США, в Национальном пресс-клубе в 1993 г. в ходе презентации Национальной информационной инфраструктуры в США [1]. Программа действий Национальной информационной инфраструктуры предусматривает: "будущее, в котором все независимые инфраструктуры будут соединены" и "строительство фундамента для проживания в информационную эпоху и для создания технологических новшеств, полезных публике, бизнесу, библиотекам и другим неправительственным образованиям" [2].

Термин информационная супермагистраль обнародован А. Гором в 1994 г. на заседании Международного союза телекоммуникаций, когда он обратился к участникам с призывом "создать глобальную информационную инфраструктуру", которая будет "охватывать земной шар информационными супермагистралями, а по ним смогут путешествовать все люди" [3].

Термин информационное общество введен в Европе в связи с тем, что термин информационная супермагистраль сфокусирован на технологическом аспекте инфраструктуры, а не на социальных последствиях быстрого развития информационных технологий [4].

Идея глобальной стратегии стала более конкретной после ряда встреч и решений министров стран "Большой семерки", на которых обсуждались общие правила для мирового информационного общества [5]. Для бизнеса наиболее важными являются рамочные регулирующие законы и инструкции, политика свободной конкуренции и доступ на рынки; для граждан -равные возможности по участию, создание рабочих мест, культурные достижения, образование и качество жизни. Как результат этих встреч партнерами по "Большой семерке" (Канадой, Германией, Францией, Италией, Японией, Великобританией, США) и Европейским Союзом разработаны соответствующие стратегии и в том числе программы действий. Проект Глобальной переписи координируется Японией и Европейским Союзом и представляет собой мультимедийную опись национальных и международных проектов, относящихся к информационному обществу. Национальные списки также ведутся странами "Большой семерки" и доступны для ознакомления на соответствующих Интернет-серверах.

Стратегия "Большой семерки" подразделяется на 11 тематических областей, пилотные проекты которых освещают следующие вопросы:

  1. Проект мировой переписи;
  2. Глобальная совместимость высокоскоростных сетей;
  3. Интернациональное (кросс-культурное) образование и обучение;
  4. Универсальная библиотека;
  5. Мультимедийный доступ к мировому культурному наследию;
  6. Окружающая среда и контроль за природными ресурсами;
  7. Глобальная информационная сеть действий в чрезвычайных ситуациях (GEMINI);
  8. Мировая система здравоохранения;
  9. Прямая связь с правительствами;
  10. Мировой рынок для средних и малых предприятий;
  11. Морские информационные системы.

Ряд этих тем непосредственно относится к библиотекам. Наиболее важен проект "Универсальные, или электронные библиотеки". Его цель - "сформировать на основе существующих программ большую, распределенную коллекцию человеческого знания, сделать ее доступной для широкой публики через сети и продвигать международное сотрудничество в направлении создания глобальной системы электронных библиотек" [6].

Библиотеки, работающие совместно в сети глобальной электронной библиотеки, рассматриваются здесь в роли посредников в процессе доведения преимуществ информационного общества до широкой публики.

Стратегия Европейского Союза

Европейский Союз признал важность революции, связанной с информационными технологиями, и необходимость обеспечить членов Союза соответствующей квалификацией и инфраструктурой, чтобы играть ведущую роль в глобальной экономике, основанной на информационных технологиях. В докладе Бангемана [7], пожалуй, впервые рассматривалось воздействие глобального информационного общества на Европу, содержались соответствующие рекомендации и названы десять конкретных направлений, по которым следует создавать и развивать информационное общество в Европе:

  1. Теледоступ;
  2. Дистанционное образование;
  3. Сеть университетских и исследовательских центров;
  4. Телекоммуникационное обслуживание средних и малых предприятий;
  5. Управление дорожным движением;
  6. Управление воздушными линиями;
  7. Сеть здравоохранения;
  8. Электронные конкурсы подряда;
  9. Трансевропейская сеть общественных работ;
  10. Супермагистрали городской информации.

Вслед за публикацией этого доклада для Европейского Парламента Европейская Комиссия разработала детальный план действий по реализации предложений Бангемана [8]. Упор сделан на нормативную и законодательную базу, включая стандартизацию телекоммуникаций, право на интеллектуальную собственность, обеспечение конфиденциальности и безопасности. Рассмотрены сети, технические приложения, социальные и культурные аспекты движения навстречу информационному обществу.

Одним из результатов явилось установление партнерства между библиотеками и другими организациями в европейских странах для получения грантов на развитие. Такая линия поддержана Европейской Комиссией в 4-й Рамочной Программе по Телематике (Генеральная Дирекция XIII, 1993), которая получила специальные средства на проекты электронных библиотек и развитие библиотечных услуг в Европе, отвечающих требованиям информационной супермагистрали [9].

Национальные стратегии

Несколько стран уже разработали стратегии для вступления в информационное общество, в том числе планы развития национальной инфраструктуры. Основными вопросами, по которым правительства высказывают озабоченность, являются постоянно растущая конкуренция, потенциальная возможность потери какого-то сегмента рынка или рабочих мест, излишняя сложность инфраструктуры или невозможность обеспечить равный доступ к информации. Материалы по некоторым стратегиям опубликованы в Интернет и показывают различный подход к роли библиотек в рамках общенациональной стратегии.

Одним из наиболее заметных лидеров в адаптации информационных технологий к собственным планам национального развития является Сингапур, разработавший стратегический план "Интеллектуальный остров" [10]. Этот план основан на трех стадиях развития: подъеме производительности труда, повышении качества обслуживания и подготовке персонала к применению информационных технологий в общественном секторе. На осуществляемой сейчас (и до 2001 г.) стадии предполагается сосредоточиться на промышленности, общественных группах и отдельных лицах с целью повышения конкурентоспособности и улучшения качества жизни. Намерения Сингапура состоят в том, чтобы "стать одной из первых стран в мире с развитой национальной информационной инфраструктурой, обеспечивающей связь компьютеров практически в каждом доме, школе или рабочем месте". Примечательно, что в этом документе не упоминаются библиотеки.

Еще одной страной, сформулировавшей свою стратегию вхождения в информационное общество, является Дания [11], где поставлены конкретные цели на 2000 г. Например: "До 2000 года общественный сектор должен завершить работу по созданию согласованной электронной сети общественного пользования, работающей на благо граждан и компаний". В разделе, посвященном библиотекам, сформулированы следующие положения: "Даже в будущем, когда электронные издания заменят журналы и книги, библиотеки должны сохранить центральную, посредническую функцию поставщика любой опубликованной информации всем гражданам и помощника в нахождении нужной информации среди все увеличивающегося информационного потока".

Стратегия Финляндии содержит краткое упоминание о "поддержке публичных библиотек как узловых точек сети открытой информации" [12].

Правительство Великобритании приняло стратегический документ, известный как Инициатива информационного общества [13]. Стратегия включает в себя программы развития бизнеса и инициативу по подведению супермагистралей к школам; в то же время значительная часть материала представляет собой комментарии к технологическим разработкам, которые выполнены без какого-либо участия правительства. Последняя Зеленая книга правительства (Government. Direct) содержит описание перспектив создания системы электронной доставки документов государственных организаций [14]. Предполагается в будущем осуществлять обслуживание через общедоступные терминалы и Интернет, однако никаких подробностей о том, как это сделать, не дается. Основными целями являются "предоставление более эффективного и высокого качества обслуживания как гражданам, так и бизнесу; повышение эффективности и гласности работы правительственной администрации; существенное снижение расходов налогоплательщика".

Более подробный и обстоятельный доклад Палаты лордов дает полный обзор национальной стратегии по отношению к вхождению в информационное общество и содержит несколько продуманных замечаний относительно публичных и национальных библиотек, в том числе и некоторые рекомендации [15]. Среди них "скоординированная в национальном масштабе инициатива, в результате государственной поддержки дающая возможность использовать систему публичных библиотек в информационной супермагистрали как часть инициативы по вхождению в информационное общество".

Следовательно, библиотеки, и в особенности публичные, становятся весьма важными пунктами доступа к информационной супермагистрали и частью многих стратегических правительственных инициатив.

Локальные стратегии

Некоторые местные администрации разработали стратегические планы по развитию информационных технологий, у других ничего нет. Например, в Новой Зеландии городской совет г. Крайстчерч (в кооперации с городами Дельфт и Феникс) предпринял международное исследование по выявлению оптимальной практики местных властей в соединении стратегии информационной технологии с управленческой стратегией [16].

Имеются примеры сотрудничества местных властей с местными общественными организациями и группами в поисках финансирования и разработки проектов по развитию информационных технологий. Зачастую публичные библиотеки тесно связаны с локальными группами добровольцев (членов добровольных обществ), некоторые из них приступили к разработке информационных электронных систем для данного округа. В Манчестере публичная библиотека объединила усилия с Citizens Advice Bureau (национальной компанией консультантов по управлению), с местными добровольными объединениями и отделами городского совета по созданию информационной сети округа Манчестер [17]. Проектом предусматривается, что информация будет предоставляться гражданам через публичные терминалы как WWW-страницы с доступом к местным базам данных. В дальнейшем предполагается в рамках проекта TARDIS (сотрудничество Манчестера, Барселоны и фирмы "SEMA") разработать и установить бесплатные уличные киоски с дисплеями сенсорного управления (управление путем касания экрана пальцем) для предоставления общественной информации об округе. Очевидно, что совместное использование одних и тех же каналов для передачи правительственной и местной информации вполне возможно.

Стратегии публичных организаций и частных компаний

Академические институты, органы здравоохранения, учреждения культуры и искусства должны адаптироваться к изменениям обстановки и условий работы - снижению уровня господдержки, более строгому контролю за расходами, принятию стандартов производительности труда, а также приватизации того, что ранее относилось только к общественному сектору. Информационные технологии уже играют главную роль в государственных и общественных организациях, многие из которых сформулировали собственные информационные стратегии. Некоторые из них опубликованы в Интернет: музей Ашмолин в Оксфорде [18], Английский политехнический университет, создавший стратегию развития на 1996-2000 гг. [19].

Коммерческим предприятиям предстоит приспосабливаться ко все возрастающей конкурентной борьбе. Местный контроль над инвестициями уступает место глобальным стратегиям и границы между странами становятся несущественными. Новые промышленные державы рывком могут обогнать конкурентов за счет применения новейших технологий и тем самым получают определенное преимущество перед странами со стареющей промышленной инфраструктурой. Глобализация финансовых рынков оказывает сильное влияние на возможности планирования инвестиций, определяющих производство товаров в одной стране, продвижение на рынок в другой, продажу в третьей и оплату в валюте четвертой. Такие разветвленные виды бизнеса, как банковское дело, супермаркеты, уже полностью признали необходимость разработки стратегических планов работы с электронными видами информации, которая сейчас является главной жизненной силой этих организаций. Доклад Шумана о стратегии информационного общества в супермаркетном бизнесе подтверждает, что основной целью должно быть использование информационных технологий для достижения конкурентного преимущества над соперничающими компаниями [20]. Чтобы достигнуть этого, информационная технология должна быть органично вписана в общую стратегию управления этим видом бизнеса.

Стратегии в библиотеках

Большая часть из стратегических планов, которые до сих пор рассматривались, касаются организаций, родственных библиотекам, но не самих библиотек. Возникает вопрос: а что библиотеки могут сделать сами? Следует ли библиотекам спокойно ждать и наблюдать за развитием информационного общества, продолжая при этом оказывать традиционные услуги, разбавленные в соответствии с модой каким-то количеством случайных услуг на базе информационных технологий? Должны ли библиотеки быть более активными в лоббировании собственных интересов? Насколько далеко могут они планировать свою собственную роль, ежели эта роль для них формулируется внешними начальниками?

Роль библиотек в информационном обществе

Роль библиотек в информационном обществе по-разному определяется в документах Европейского Союза, ЮНЕСКО, национальных правительств и различных фондов. Например, Европейский Союз недавно объявил о подготовке Зеленой книги, посвященной роли библиотек в информационном обществе; сейчас собирают замечания библиотек - тем самым им предоставлена возможность отразить свое мнение [21].

Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.) среди 12 основных задач называет [22]:

  • обеспечение доступа граждан ко всем видам общественной информации;
  • предоставление адекватного информационного обслуживания местным предприятиям, ассоциациям и группам по интересам;
  • содействие в приобретении навыков работы с информацией и компьютерами.

Но библиотекам нет необходимости сидеть и ждать, когда правительства или далекие международные организации определят их роль в информационном обществе. Правительства зачастую слишком медленно реагируют, да и то только под давлением. Никто не гарантирует библиотекам достойную роль в будущем. Они должны сами для себя поработать. Конкуренция растет, и вокруг библиотек появляется множество как счастливых возможностей, так и опасностей. Виртуальная библиотека и кибертека становятся модными терминами для описания электронных конкурентов библиотек; возникает ряд коммерческих предпринимателей, стремящихся создать частный рынок там, где ранее всегда преобладали библиотеки.

Ежели библиотеки хотят выжить, то важно, чтобы они разработали свои собственные стратегии, в которых подготовят собственную реакцию как на угрозы, так и на благоприятные возможности, возникающие в связи с продвижением к информационному обществу; в противном случае они с огорчением могут обнаружить, что роль, отведенная им другими участниками, существенно сужена.

Стратегии национальных библиотек

Несколько национальных библиотек уже разработали стратегии на будущее. Наиболее амбициозными, возможно, являются планы Библиотеки Конгресса США, где в кооперации с другими библиотеками развернута программа конверсии в машиночитаемую форму (оцифровки) коллекции американской истории, имеющая целью получить 5 млн изображений до 2000 г. Национальная библиотека Франции также планирует создание большой коллекции книг и изображений. Британская библиотека опубликовала в Интернет свою стратегию развития информационных систем [23], которая предполагает кооперацию с другими национальными библиотеками всего мира через формальные и неформальные соглашения, такие, как поддерживаемая Европейским Союзом CoBRA (Computerized Bibliographic Record Actions). Стратегия содержит ряд задач, которые призваны продвинуть библиотеку вперед до 2000 г. Среди этих задач - улучшенный доступ к коллекциям за счет оптимального информирования, программы оцифровки и создание инфраструктуры, основанной на информационных технологиях в системе доставки документов. В настоящее время национальные библиотеки сотрудничают, обмениваясь информацией и опытом в разработке информационных технологий; ряд соответствующих совместных проектов уже ведется. Уникальные коллекции, хранящиеся в национальных библиотеках, представляют идеальную стартовую точку для обмена информацией на мировом уровне.

Публичные библиотеки

Публичные библиотеки разбужены тем фактом, что происходит революция, связанная с информационной технологией, которая запросто может оставить их на обочине (а может быть, и "мумифицировать" и превратить в "полезные ископаемые") ввиду их постоянно уменьшающейся роли музейных хранителей древних печатных материалов. Конечно, публичным библиотекам достаточно сложно работать с широким спектром информационных технологий и приспосабливаться к весьма неоднородной подготовленности своих клиентов. Фонд Бентона в США проанализировал дилемму, стоящую перед публичными библиотеками [24]. Эти библиотеки заслужили глубокое общественное уважение в качестве традиционных хранилищ печатных материалов и центров общественной активности; это уважение может воспрепятствовать библиотекам развивать обслуживание электронными материалами.

Взрывное наращивание количества альтернативных источников информации заставило многие публичные библиотеки пересмотреть свою роль в условиях, когда традиционный бюджет приходится распределять по слишком большому числу направлений и позиций. Совсем немного стратегических планов посвящено рассмотрению этих противоречий. Хотя многие библиотеки внедрили те или иные информационные технологии, сделали они это, скорее, из боязни отстать от моды, а не в результате некоего систематического планирования. Ни в одной стране пока нет общей сети, объединяющей все публичные библиотеки. Тот факт, что публичные библиотеки в большинстве своем подчиняются местным администрациям, финансовые возможности и взгляды которых на приоритеты развития региона могут быть совершенно разными, означает, что развитие информационных технологий в системах публичных библиотек соседних регионов может варьироваться в широких пределах.

По-видимому, всего лишь несколько стран разработали национальные планы, касающиеся публичных библиотек. Амбициозные проекты, нацеленные на предоставление доступа в Интернет всем публичным библиотекам страны, подготовили Финляндия (проект "Дом Знания") и Бельгия (проект "Интернет для всех фламандских публичных библиотек") [25, 26]. В Великобритании недавняя попытка получить финансовую поддержку от лотерейного фонда ("Лотерея тысячелетия") для создания доступа в Интернет публичным библиотекам не была одобрена устроителями лотереи. Политика британского правительства по отношению к будущему публичных библиотек вовсе не столь проработана, как это утверждается в недавно выпущенных докладах. Опубликованный департаментом Национального наследия обзор работы публичных библиотек в Англии подчеркивает важность развития и наращивания пропускной способности электронных компьютерных сетей, соединяющих между собой библиотеки всей страны, и возрастающую роль информационных технологий в предоставлении тех или иных видов услуг [27, 28]. Финансирование таких разработок начнется не ранее 2000 г.

Несмотря на постоянные ссылки на значимость публичных библиотек, лишь немногие страны вне Северной Европы имеют какие-либо конкретные предложения по объединению публичных библиотек в сети.

Университетские библиотеки

Многие университеты недавно осознали необходимость разрабатывать стратегию развития и применения информационных технологий и информации. В Великобритании принятые в 1993 г. рекомендации Фоллета дали импульс созданию стратегий работы с информацией и соответствующими технологиями в университетах [29]. В 1995 г. для рассмотрения предложенных проектов стратегий информационного развития в пилотных институтах образована Группа поддержки информационных стратегий. Компании "Купер и Лайбранд" поручено подготовить методические рекомендации по разработке информационных стратегий [30].

В нашем неопределенном и изменяющемся мире не может быть единого представления о роли библиотек. Ни публичные, ни университетские библиотеки не могут быть абсолютно уверены в своей роли в будущем. В докладе МакКолла сообщается, что более половины университетских библиотек в Великобритании не интегрировались в компьютерное обслуживание и не создали университетских сетей [31]. Многие британские университетские библиотеки участвуют в программе "Электронные библиотеки", вытекающей из реализации предложений Фоллета [32]. Прорабатываются более 40 проектов в 7 направлениях: публикация по заказу; доставка документов; электронные журналы; оцифровка; обучение и переподготовка; доступ к сетевым ресурсам; поддерживающие исследования.

Уже получен ряд практических результатов, однако трудно сказать, в какой мере эти работы скоординированы в рамках единой стратегии.

В США университеты сыграли ведущую роль в развитии многих видов услуг через Интернет, но немногие из этих разработок сделаны библиотеками. По совместной инициативе ряда правительственных организаций (NSF - ARPA - NASA) финансируются 6 основных проектов по исследованиям электронных библиотек [33]:

  • интерактивная электронная онлайновая видеобиблиотека;
  • прототип электронной библиотеки по экологической информации;
  • мультимедийная электронная библиотека по наукам о Земле в Интернет;
  • электронная библиотека карт и образов;
  • модель виртуальной библиотеки с однородным доступом к любому типу данных и информации;
  • упрощенный доступ к электронным журналам по науке и технике.

Кооперативные стратегии

Все больше и больше библиотек обнаруживают склонность к кооперации в разработке проектов информационной технологии, суммированию накопленного опыта и объединенному поиску внешних источников финансирования. Электронные сети предоставляют блестящую возможность для проведения совместных проектов силами нескольких библиотек. Фокальной точкой (организационным центром) по проведению соответствующих исследований и поддержке развития библиотечных сетей является UKOLN (Office for Library Networking). Для разработки web-страниц и поддержки формирования сетей несколько британских библиотек объединились в рамках проекта "Earl". Британские университеты отрабатывают общие стандарты электронной информации через национальную академическую сеть JANET, а в последнее время и через высокоскоростную сеть SuperJANET [34].

Существуют несколько примеров локальных и региональных кооперативных проектов, в которых предполагается воспользоваться местными высокоскоростными сетями, созданными телекоммуникационными компаниями. Например, в Манчестере проект GMING предполагает соединение местных университетов, промышленных площадок и городского совета через сеть АТМ [35]. Еще более амбициозен проект London Metropolitan Area Network, планирующий соединение университетов, музеев и библиотек на огромной территории Большого Лондона [36].

Будущие стратегии для библиотек

Библиотечные стратегии могут рассматриваться как стратегии выживания. Будущее выглядит достаточно неопределенным и высказываются различные мнения относительно роли библиотек в информационном обществе; при этом наиболее пессимистический прогноз состоит в том, что библиотеки вообще прекратят свое существование. Но будущее создается людьми, суммой их усилий. Так что в определенной степени библиотеки могут влиять на свою роль в информационном обществе. Для этого им нужно:

  • быть готовыми к постоянным переменам;
  • предвидеть потребности пользователей;
  • искать любой удобный случай для введения новшеств;
  • придерживаться разработки открытых систем;
  • создавать инфраструктуру мультимедиа и высокоскоростных сетей;
  • проверять готовность персонала к работе с информационными технологиями;
  • сотрудничать с другими библиотеками и организациями;
  • привлекать местные сообщества, предоставляя им доступ к информационным технологиям;
  • думать в национальном масштабе, как глобальном, так и локальном;
  • предоставлять удаленный доступ к библиотечным услугам;
  • конвертировать всю уникальную информацию в машиночитаемую форму для электронного опубликования.

Информационного общества еще не существует, но его приход неизбежен. У библиотек имеются все возможности создать самим себе желательное место и роль в будущем информационном обществе посредством разработки ясной, согласованной стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Gore Al (1993) Remarks made by Vice President Al Gore at National Press Club, December 21 (http://sunsite.unc.edu/nii/goremakrs.html).
  2. National Information Infrastructure (1995) The Administration's Agenda for Action (http://sunsite.unc.edu/nii/NII-Agenda-for-Action.htm).
  3. Gore Al (1994) Remarks Prepared for Delivery, International telecommunications Union (http://www.iitf.nist.gov/documents/speeches/032194-gore-giispeech.html).
  4. ISPO (1995) Introduction to the Information Society the European way http://www.ispo.cec.be/infosoc/backg/brochure.html).
  5. ISPO (1995) G-7 Ministerial conference on the Information Society, Brussels (http://www.ispo.cec.be/g7/keydocs/themepap.html).
  6. ISPO (1996) Project № 4. Bibliotheca Universalis, progress report (http://www.ispo.cec.be/g7/projects/g7pr4.html).
  7. Bangeman Martin (1994) Europe and the Global Information Society, Recommendations to the European Council, European Commission, Brussels (http://www.ispo.cec.be/infosoc/backg/bangeman.html).
  8. European Commission (1994) Europe's way to the information society: an action plan. COM(94) 347 Final. European Commission, Brussels (http://www.ispo.cec.be/infosoc/backg/action.html).
  9. DG X111(1993) Fourth framework Programme, Call for Proposals: Libraries, European Commission, Brussels.
  10. Chun Wei Choo (1995) IT2000: Singapore's Vision of an Intelligent Island., Book chapter in 'Intelligent Environments' ed. Peter Droege, Elsevier, Netherlands (http://128.100.159.139/FIS/Res/Pub.IT2000.html).
  11. Information Society 2000 (1996) A Danish Strategy for the Information Society (http://www.fsk.dk/fsk/pub/info2000-uk/).
  12. Finance Ministry, Helsinki (1996) Finland's way to the Information Society, the national strategy and its implementation (http://www.tieke.fi/tieke/tikas/indexeng.htm).
  13. ISI project office (1996) A national strategy: the government at work (http://www.isi.gov.uk/isi/dbitis/nat_strat.html).
  14. Chancellor of the Duchy of Lancaster (November 1996) government.direct, A prospectus for the Electronic Delivery of Government Services, Cm 3438, HMSO, London.
  15. House of Lords (1996) 5th Report of the Select Committee on Science and Technology, Information Society: Agenda for Action in the UK, HL Paper 77, HMSO, London (http://www.hmso.gov.uk/hmso/document/inforsoc.htm).
  16. Christchurch City Council (1996) Best IT Practices in Local Government (http://xp8.dejanews.com/getdoc.xp?...&CONTEXT=850135242.12984&hitnum=49).
  17. Gallimore A. (1996) Putting partnership on the web, Library Association Record, 98(4), 205.
  18. Moffett J. (1995) An information technology strategy strategy document, Ashmolean IT report 1 (http://www.ashmol.ox.ac.uk/ash/itdevel/amitr1.html).
  19. Anglia Polytechnic University (1995) An IT strategy for Anglia Polytechnic University 1996-2001 (http://bridge.anglia.ac.uk/fes/computer/itstrat.thm).
  20. Schulman R. (1996) An IS strategy session, Supermarket Business, August, 31-2.
  21. Piggott I.M. (1997) Telematics for libraries - Green paper on the role of libraries in the Information Society (http://www2.echo.lu/libraries/en/green.html).
  22. UNESCO (1995) Public Library Manifesto, IFLA, The Hague.
  23. British Library (1995) The information systems strategy (http://portico.bl.uk/iss/)
  24. Benton Foundation (1996) Buildings, books and bytes: libraries and communities in the digital age (http://www.benton.org/Kellogg/).
  25. House of knowledge project (1997) (http://www.kaapeli.fi/tiedontalo/ english/projgen.html#1996).
  26. Storms M. (1996) The Internet in all Flemish libraries, Flemish Library Association (http://www.ua.be/WGLIB/VVBAD/enflip.html).
  27. Information for All (1996) Millennium Bid (http://www.ukoln/informall/ bid/bid-details.html).
  28. National Heritage, Department of (1997) Reading the future, a review of public libraries in England.
  29. Higher Education funding Council for England (1993) Joint Funding Council's Libraries Funding Review Group: Report, HEFCE, Bristol (http://ukoln.bath.ac.uk/follett/follett_report.html).
  30. Coopers and Lybrand and the Joint Information Systems Committee's Information Strategies Steering Group (1995) Guidelines for Developing an Information Strategy, Bristol (http://www.niss.ac.uk/education/jisc/pub/infstrat/).
  31. MacColl J. (1996) Information Strategies get Down to Business, Ariadne, November.
  32. elib: Electronic libraries programme (1996) (http://ukoln.bath.uk/elib/ projects.html).
  33. NSF-ARPA-NASA joint initiative (1997) NSF announces awards for digital libraries research (http://farside.gsfc.nasa.gov/ISTO/DLT/NSF_pr.html).
  34. The SuperJANET project (1997) (http://www.ja.net/SuperJANET/ SuperJANET.html).
  35. Greater Manchester Information networking Group (1997)
  36. (http://dir.mcc.ac.uk/G-MING/).

  37. Breaking new ground in MAN deployment (1997). (http://www.k-net.co.uk/news/net96/lonman.htm).

Copyright © 1995-98 ГПНТБ России