УДК 027.7
Кирчик В.С.
Роль университетской библиотеки в развитии
дистанционного обучения
Одним из приоритетных направлений развития высшей школы является дистанционное обучение (ДО), относящееся к наиболее прогрессивным и динамичным разновидностям общеобразовательного процесса.
Основное достоинство ДО состоит в том, что оно обеспечивает учащимся возможность интерактивного взаимодействия с информационной средой и выбора режима занятий.
Широкое распространение ДО определяется рядом факторов:
- успехами в создании и совершенствовании новых информационных технологий - спутниковых образовательных сетей, электронных учебных материалов, электронных изданий, электронных каталогов и БД, CD-ROM и мультимедиа технологий и в особенности телекоммуникационных компьютерных сетей;
- стремительным ростом числа желающих обучаться дистанционно, независимо от преподавателей, самостоятельно выбирая удобное время и место для занятий;
- необходимостью постоянного обновления знаний, повышения квалификации, переподготовки;
- заинтересованностью вузов, так как ДО намного экономичнее очного обучения.
Ключевой проблемой ДО является создание соответствующей информационной образовательной среды и библиотечно-информационное обеспечение самостоятельной работы обучаемых.
Одним из первых шагов в данном направлении может быть организация быстрого электронного копирования учебных и методических материалов.
Создание в библиотеке участка сканирования сделает возможным формирование полнотекстовых БД, а также перенос учебно-методических документов на дискеты и рассылку их обучаемым.
С подключением библиотечных компьютеров к университетскому узлу электронной почты и появлением у обучаемых возможности пользоваться электронной почтой информационные файлы по указанию преподавателей или по запросам обучаемых будут пересылаться электронной почтой.
Дальнейшее расширение возможностей ДО достигается подключением библиотеки к сети Интернет. При этом становится реальным диалог обучаемого с преподавателем, проведение телеконференций, семинаров, оперативного контроля знаний обучаемых и т. п. Особенно эффективным является использование для организации ДО одного из основных инструментов Интернет - информационной среды WWW.
Размещение учебной и методической информации на WEB-серверах, применение программ просмотра информации (WEB-браузеров) и использование гипертекста упрощают процесс подготовки учебных материалов и повышают эффективность обучения и контроля знаний.
Формирование информационной образовательной среды ДО и организация библиотечно-информационного обеспечения обучаемых предусматривает:
- постепенное создание и наращивание информационной базы ДО, включающей в себя электронные учебники и учебные пособия, методические указания, электронные каталоги университетской библиотеки (генеральный каталог, каталог учебного абонемента), проблемно-ориентированные и полнотекстовые БД, содержащие справочники, энциклопедии, рекомендуемую дополнительную литературу, электронные издания, сообщения телеконференций, учебные пакеты прикладных программ и т. п.;
- формирование и хранение электронных комплектов учебной, методической и справочной информации по изучаемым дисциплинам;
- обеспечение удаленного доступа обучаемых к информационным ресурсам как по электронной почте, так и в режиме онлайн. (Опыт организации ДО показал, что до 90% информации может передаваться в режиме электронной почты, объем информационного обмена в режиме онлайн - примерно 10%);
- создание и ведение БД обучаемых ("дистанционных" читателей). В ней фиксируются даты и содержание запросов обучаемых на получение информации, отражается полнота и быстрота удовлетворения запросов, документируется информация о взаимодействии преподавателей и обучаемых в ходе учебного процесса, во время контрольных опросов, семинаров, телеконференций и т. п.
Для реализации перечисленных функций и эффективной информационной поддержки "дистанционных" читателей представляется целесообразным создание в университетской библиотеке специального подразделения - абонемента ДО, оснащенного современной компьютерной и телекоммуникационной техникой.
Поскольку развитие ДО осуществляется широким фронтом, одновременно многими вузами, назревает необходимость в создании сводного каталога информационных ресурсов ДО.
Такой каталог, по нашему мнению, должен быть создан объединенными усилиями вузов и находиться в одной из крупных университетских библиотек, например в Научной библиотеке МГУ. В последующем там же целесообразно организовать депозитарий информационных ресурсов ДО.
|