Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.1

Перкис В.Г.

Менеджер библиотеки

Взгляд студента-дипломника - будущего менеджера - на свою профессию.

Появление на российском рынке быстро стабилизировавшейся потребности в менеджерах привело к включению механизма наращивания государственными и частными обучающими учреждениями и предприятиями количества менеджерских специальностей и ориентированию на подготовку несоизмеримо с прежними временами большого числа специалистов, квалификация которых включает понятие менеджер. Но значительная часть этих специалистов менеджерами в классическом смысле этого слова не являются ныне и не станут в будущем. Отчасти причиной тому - традиционная реакция социальных институтов на экономические потребности, где некоторый консерватизм народного образования в силу невысокой способности к приспособлению себя под нужды общества переходного периода экономики (а именно в такое время мы живем) приводит к отставанию. Но ради сохранения лица предпочтительным считается назвать книговеда менеджером книжного дела, сетевого программиста - менеджером информационных ресурсов и т. д. И в этом случае перестройка системы на сегодняшние реалии напоминает смену вывески без улучшения и совершенствования деятельности.

Управление современной библиотекой - трудная задача, решение которой требует объединения всего накопленного опыта (как отечественного, так и зарубежного) с новыми подходами к практике.

Значимость нового подхода к управлению состоит в приближении к пониманию менеджера как творческого человека со множеством специфичных и профессионально характерных особенностей деятельности, которые равно далеки от работы и диспетчера, и мелкого начальника. Не останавливаясь на хорошо изученных методах прикладного администрирования, обратимся к идее профессиональной активности менеджера. Содержание этой идеи состоит в том, что менеджер по природе своего труда более популяризатор и промоутер, нежели инициатор, и более вдохновитель, чем исполнитель. Последнее отнюдь не означает, что менеджер только командует, напротив, именно он является экспертом в вопросах своей подведомственной рабочей группы и обеспечивает удовлетворение ее побочных потребностей (трудового быта, графика деятельности, социальных нужд, связей с вышестоящими, нижестоящими организациями, общественностью).

Современный менеджер - лицо фирмы. Профессия менеджера библиотеки в этом смысле выдвигает особые требования, связанные с выраженными традиционными характеристиками и внутренней политикой коллективов. Не опасаясь резкости формулировок, напомню, что подавляющее большинство библиотечных коллективов представлено людьми интровертного склада с высокой чувствительностью к психологическому дискомфорту и консервативными взглядами. Значителен здесь и процент случайных людей, нашедших в библиотеке "тихую гавань" и возможность пережить не сложившуюся в желательном свете судьбу. Все это требует от менеджера способностей и умения адаптироваться в коллективе.

Надо заметить, что дух управления в библиотеках подобен менеджменту производственных и коммерческих структур (хотя библиотеки и не должны быть явлениями коммерческого толка). Формы выражения при этом могут быть самыми разными, но во главе угла всегда стоят три первоосновы: творческая инициатива, чувство долга, твердость решений. Именно этому учит зарубежный опыт, помощь которого мы так долго отрицали и который ныне может, при должном внимании, оказаться чрезвычайно полезным.

Наиболее развитыми традициями управления обладают американская и японская менеджерские модели. Полное копирование любой из них в российской практике обречено на провал, но для нас представляют интерес готовые решения ряда задач по организации деятельности.

Американский способ организации деятельности предполагает помощь каждому индивидуальному сотруднику с целью максимального раскрытия его личных способностей, т. е. создания результата из суммы частных результатов деятельности отдельных индивидов. Японский способ представляет стимулирование идеи коллективизма, где каждый вносит посильный вклад в общее дело, успех становится общим, неудача не имеет частного виноватого, а результат становится произведением частных усилий членов рабочей группы. Налицо разница подходов к людям, основанная на изучении особенностей жизни, способа мысли, традиционных взглядов. Вместе с тем существуют и некоторые черты сходства. Образовательная система обеих моделей предоставляет любому студенту избирать необходимые к изучению дисциплины с целью четкого профессионального ориентирования. Эта же образовательная система делает все для правильного выбора человеком жизненного пути, использует психологов и социологов, чтобы раскрыть в будущем профессионале таланты в полном объеме. Американцы в этом направлении - лидеры психологической диагностики, японцы же делают ставку на развитие всех творческих способностей в детстве и тщательное профессиональное обучение и переподготовку в течение всей жизни.

Для овеществления идеи соответствия пристрастий возможностям существует практика разнообразных тестов. Психологические и профессиональные тесты, применяемые перед началом обучения, нацелены на выявление общей профпригодности; в случае отсутствия таковой психологи считают своим долгом убедить человека отказаться от выбора данной профессии. В процессе обучения многочисленные экзамены и тесты позволяют выявить вероятный оптимальный уровень будущего профессионала как квалифицированного сотрудника или руководителя определенного управленческого значения. Результаты выпускных экзаменов и диплом часто становятся основой первого резюме, по которому будущий наниматель может найти наилучшее применение способностям, знаниям и талантам нового сотрудника.

В настоящее время тестовая система активно входит в жизнь российской высшей и средней школы. Здесь мне представляется особо важным подчеркнуть значение тестов на профессиональную пригодность. Они могут стать надежным барьером на пути людей, выбирающих библиотечный вуз не для дальнейшего высококвалифицированного труда в библиотечной сфере, а как средство получения высшего образования. Одновременно ориентированное тестирование позволяет внимательнее подойти к абитуриентам, студентам и молодым специалистам, действительно заинтересованным в деятельности и развитии библиотек, движении библиотечной науки.

В процессе обучения полезные результаты может дать использование итогов тестирования как важного средства согласования учебных программ с личными возможностями и наклонностями студентов, выработки индивидуальной стратегии обучения.

Одной из наиболее важных и сложных проблем в подготовке менеджера является прививание будущему профессионалу навыков комплексного руководства: равно легко воспитать безответственного деспота, безынициативного чиновника и равнодушного управленца, но неизмеримо сложнее привить стиль руководства, действительно отвечающий современным представлениям о менеджере. Для этого необходимо выполнить следующие условия:

  • на менеджера библиотеки учить только предрасположенных к этому студентов;
  • с начала обучения давать студенту постоянно расширяемое представление об основных функциях его будущей деятельности;
  • в программу обучения включить возможный максимум деятельности и заданий, прямо связанных с вопросами управления библиотекой;
  • сопровождать обучение усиленным изучением разговорного иностранного языка, вводить в общий курс менеджмента тексты на иностранном языке с целью создания у студентов навыка использования зарубежной профессиональной литературы;
  • систематическую физическую подготовку будущих менеджеров сделать обязательной.

Я не считаю предлагаемые здесь меры по оптимизации подготовки менеджеров библиотек слишком жесткими. Именно они, по моему мнению, способны повернуть лицом к библиотеке мужскую часть современной молодежи и привлечь мужчин к библиотеке, которая нуждается в серьезной поддержке.

Современное общество в значительной мере четко разделяет мир профессиональной деятельности на специальности престижные и непрестижные. Вместе с тем хорошее образование становится подспорьем для решения любых задач, а пристиж профессии создают специалисты. Высокая квалификация дает именно ту основу профессиональной гордости, которая отличает настоящего менеджера, способного поднять любое самое сложное дело, от обычного управленца-бюрократа.

Зарубежный опыт подготовки менеджеров предусматривает мощный тренинг специалистов, ежедневное "накачивание" их знаниями, развитие аналитических способностей, культивирование техники принятия решений, деловые игры и лекции об имидже и этикете.

Японские школы менеджеров отличаются от армии только отсутствием оружия и объемом лекционных и семинарских занятий вместо изучения материальной части вооружений и оборудования. Учебный день японского менеджера длится от 12 до 15 часов, включая до 5 часов физической подготовки, 2 отчета в день и прочие не выполнимые без привычки вещи. Зато по окончании такого учебного заведения менеджер способен быть офицером подразделения фирмы, где и какими бы видами работы оно ни занималось.

Исходя из вышеизложенного, я полагаю вполне возможным усложнение курса подготовки менеджеров и настаиваю на применении нового для России подхода к их подготовке. Для создания системности внутри этого подхода, по моему мнению, необходимо:

  • при осуществлении набора на обучение специальностям библиотечного менеджмента проводить тестирование абитуриентов на профессиональную пригодность и отдавать предпочтение прошедшим тесты. Для этого нужна программа тестов и собеседований;
  • в процессе обучения усиленное внимание обращать на учебные курсы педагогики (педагогики для взрослых), психологии, этики, иностранного языка, информационного обеспечения, делопроизводства и собственно менеджмента. Также следует совершенствовать практику занятий физической культурой.

Студентов необходимо тщательно приучать к серьезной интеллектуальной нагрузке на оперативную память, постоянно предлагая им текущие задачи, требующие быстрого решения, деловые игры, версии поведения при конфликтах любого уровня внутри организации, способы расширения и ограничения контактов с третьими лицами.

Серьезное значение для менеджеров библиотеки имеет полное осознание ими перспектив их дальнейшей трудовой деятельности. Именно поэтому при организации практики для менеджерской группы необходима прикладная управленческая деятельность. Возможно, для консервативного мира библиотек этот пункт звучит необычно, но если мы ищем способ подготовить реальных профессионалов, иного пути нет. Признавая известные сложности, сопровождающие этот способ обучения, я полагаю, что современная система образования может достигнуть поставленной цели.

По мнению Президента России Б.Н. Ельцина, будущую Россию строить молодым. Вот почему необходимо подготовить менеджеров такими, чтобы они могли поднять свою отрасль на высоты, которых она действительно достойна, а это возможно лишь тогда, когда они будут не только интеллектуалами, но и людьми высоких духовных качеств. Это крупнейшая задача педагогов, самая трудная в наше время.

Российский библиотекарь наших дней унаследовал от мира, которым воспитан, все лучшее, что характерно для других народов. Исследования показывают, что потенциал таланта (явления, несомненно, индивидуального) у россиянина не ниже, чем у американца, а способности к коллективной деятельности нам не занимать у японцев. Возможно, что именно владение стилем управления, способствующим стимулированию личного таланта каждого человека внутри коллектива создаст настоящего менеджера российской библиотеки, а такого эффекта можно достигнуть расширенной практикой работы в библиотечном коллективе.

Важнейшим аспектом труда менеджера является бесконфликтная политика взаимоотношений с людьми. Как уже было отмечено, библиотечный коллектив преимущественно интровертен с психологической точки зрения, характерно наличие в нем неформальных лидеров, поэтому будущий менеджер заранее должен быть готов стать настоящим другом своего коллектива, взяв на себя истинное новое лидерство.

Менеджер, который объединит в себе энергию американца, вежливость и трудолюбие японца, русский характер и любовь к своему труду - сможет все.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России