Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02

Булдина Г.И.

Защита диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук в МГУК в 1997 г.

Рассмотрены диссертационные исследования на соискание ученых степеней: кандидата педагогических наук (05.25.05), кандидата исторических наук (05.25.04), защищенных в Диссертационном совете
К 092.07.02 МГУК в 1997 г.
Освещена проблематика представленных исследований, их научная новизна и практическая ценность.

Январь (29 янв. 1997 г.)
Лаврова К.Б. "Организация библиотечного здания как раздел библиотековедения".

Научный руководитель - канд. пед. наук, проф. И.М. Суслова. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. Ю.Н. Столяров, канд. пед. наук Л.С. Мартынова. Ведущая организация - Краснодарская государственная академия культуры.

Цель работы - структурное обоснование проблемы организации библиотечного здания как полноценного раздела библиотековедения, определение его тематического диапазона, проблематики.

Научная новизна исследования определяется тем, что на новом этапе развития библиотечной теории предпринята попытка актуализировать проблему организации библиотечного здания и определить ее место в структуре библиотековедения как науки. Впервые эта проблема рассмотрена как предмет методической и исследовательской деятельности библиотечных специалистов, а также организации их обучения. Научное осмысление данной проблемы имеет важное значение для дальнейшего развития библиотековедения и библиотечного дела. Автору впервые удалось обосновать и комплексно рассмотреть проблему организации библиотечного здания в структуре библиотековедения и доказать, что она является самостоятельным частным разделом библиотечной науки, а также определить программу исследования и выявить ее основные проблемные области.

Февраль (26 февр. 1997 г.)
Манилова Т.Л. "Организация сети муниципальных общедоступных библиотек: нормативный подход в условиях местного самоуправления".

Научный руководитель - канд. пед. наук, проф. И.М. Суслова. Официальные оппоненты - д-р филос. наук, проф. Э.А. Орлова, канд. пед. наук Ю.А. Гриханов. Ведущая организация - Российская национальная библиотека.

Цель исследования - определить основные направления трансформации нормативного подхода к организации сети муниципальных библиотек в связи с переходом на местное самоуправление.

Научная новизна и теоретическая значимость работы в том, что она начинает исследование нормативного подхода к организации сети муниципальных библиотек в качестве самостоятельного предмета, изучает нормативный подход как часть управленческого процесса и инструмент регулирования процесса организации сети, обеспечивающий доступность библиотечных услуг по месту жительства. На основе изучения за большой промежуток времени (с момента появления в начале ХХ в.) предложена периодизация его развития.

Исследование доказывает, что подходы к нормированию организации сети муниципальных библиотек в нашей стране непосредственно зависят от системы управления ими. На фоне анализа современной правовой среды муниципальных библиотек исследован нормативный подход к организации библиотечной сети, выявлены и обоснованы возможности и тенденции перераспределения нормативных функций между федеральным (существовавшим прежде), региональным (субъекта РФ) и муниципальным уровнями. Предложены конкретные варианты такого перераспределения для федерального и регионального уровней.

Данное исследование является началом рассмотрения нормативного подхода к организации сети муниципальных библиотек в условиях местного самоуправления. На основе его результатов разработан проект федерального документа "Основные положения организации сети муниципальных общедоступных библиотек в субъектах Российской Федерации".

Чернякова Ю.Ф. "Оптимизация управления централизованных библиотечных систем".

Научный руководитель - канд. пед. наук, проф. И.М. Суслова. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. Н.Е. Добрынина, канд. пед. наук М.Д. Афанасьев. Ведущая организация - Российский институт культурологии.

Цель исследования - разработать перспективы развития централизованных библиотечных систем в русле организационно-управленческой проблематики. Его научная новизна определяется детальной проработкой проблемы управления в ЦБС государственных массовых библиотек России. Впервые в отечественном библиотековедении разработаны подходы к оптимизации системы управления ЦБС, основанные на современном отечественном и зарубежном опыте. Теоретически обосновано и практически доказано, что освоение адаптивных структур управления, стратегического планирования, консультационной деятельности открывает реальные возможности оптимизации централизованных библиотечных систем государственных массовых библиотек России.

Теоретическая значимость данной работы заключается в приложении процессного подхода к централизованным библиотечным системам, обосновании его правомерности и эффективности в современных российских ЦБС. В работе теоретически обоснована рациональность использования методики стратегического планирования в современных ЦБС. Полученные в ходе исследования результаты позволяют обосновать правомерность переориентации системы методической деятельности на консультационную.

Март (26 марта 1997 г.)
Ивкина А.П. "Библиография русского зарубежья (первая "волна" послереволюционной эмиграции): история и современное состояние".

Научный руководитель - д-р пед. наук, проф. И.М. Давыдова. Официальные оппоненты - д-р филолог. наук, проф. А.А. Гречихин, д-р пед. наук Б.А. Семеновкер. Ведущая организация - Российская государственная библиотека.

Цель исследования - написание истории библиографии русского зарубежья (первой волны послереволюционной эмиграции) и определение основных направлений развития библиографии русской эмиграции на Родине.

Научная новизна диссертации состоит в написании истории библиографии русского зарубежья и формулировании основных направлений развития библиографической информации о русском зарубежье в России. В научный оборот вводится обширный источниковедческий материал: труды по истории русского зарубежья, изданные за рубежом и в России, теоретические работы по библиотековедению и библиографоведению, документы Государственного архива Российской Федерации, библиографические пособия, дипломные работы выпускников МГУК.

Апрель (29 апр. 1997 г.)
Ёров Ф.С. "История библиотечного дела в Бухарском эмирате (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)".

Научный руководитель - канд. пед. наук, проф. А.М. Мазурицкий. Официальные оппоненты - д-р искусствоведения Ш.М. Шукуров, канд. пед. наук, доц. В.А. Андреев-Станкевич. Ведущая организация - Российская государственная библиотека.

Цель исследования - анализ генезиса библиотечного дела конца XIX - начала ХХ вв. в Бухарском эмирате; выявление основных социокультурных факторов, определявших данный процесс; уточнение существенных исторических аспектов вопроса, изучение влияния библиотечного дела на духовную жизнь эмирата.

Научная новизна работы в том, что в ней осуществлено систематическое изложение истории библиотечного дела Бухарского эмирата второй половины XIX - начала ХХ вв., основанное на анализе целого ряда впервые введенных в научный оборот первоисточников, а также других материалов; исторически конкретно и достоверно выявлены истоки и традиции библиотечного дела Бухарского эмирата; проведен комплексный системный анализ истории библиотечного дела Бухарского эмирата в единстве его связей на макро- и микроуровнях; показано реальное влияние русской культуры на библиотечное дело региона в конце XIX - начале ХХ вв. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории книжного и библиотечного дела.

Суворова В.М. "Международный документообмен: возникновение, становление, современное состояние и проблемы".

Научный руководитель - д-р. пед. наук, проф. Ю.Н. Столяров. Официальные оппоненты - д-р. пед. наук, проф. Н.С. Карташов, канд. пед. наук Ю.А. Гриханов. Ведущая организация - ГПНТБ России.

Научная задача работы заключается в том, чтобы, исследовав процесс международного документообмена (МДО), оценить современное состояние МДО российских научных библиотек и создать основу для выработки решений по его дальнейшему ведению в новых политических и экономических условиях.

Научная новизна исследования заключается в следующем: установлено, что документообменные отношения существовали в нетрадиционной форме со времени возникновения письменности в виде залогового и временного эквивалентного обменов; показано, что в процессе обмена участвует документ, а не только книга как частный случай понятия документ, отсюда следует правомерность введения в теорию и практику МДО терминов документообмен, международный документообмен; установлено, что для введения МДО не имеет значения территориальная удаленность государств друг от друга, а важно, что МДО осуществляется на одних и тех же условиях и в соответствии с одинаковыми принципами; выявлен один из неидентифицировавшихся ранее видов обменного фонда - фонд международного документообмена, определена современная политика его комплектования и структура; показано, что МДО напрямую зависит от политической и экономической стабильности государства, поэтому его роль в комплектовании фондов отечественных и зарубежных библиотек различна: для первых - это основной способ комплектования иностранной литературы, для вторых - второстепенный; охарактеризовано современное состояние МДО некоторых зарубежных библиотек. Диссертантом разработаны: "Положение о фонде МДО ЦНСХБ"; "Методические рекомендации по организации и ведению МДО"; "Формуляр".

Май (28 мая 1997 г.)
Зайцева Т.А. "Подготовка специалистов в области каталогизации: история, современное состояние и перспективы".

Научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Т.В. Надольская. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. А.Я. Айзенберг, канд. пед. наук. Т.И. Агеева. Ведущая организация - Орловский государственный институт культуры.

Цель исследования - на основе анализа взаимосвязи каталогизации как области библиотечной деятельности и предмета преподавания определить оптимальный вариант содержания и структуры обучения.

Теоретическое значение и новизна исследования состоит в выявлении системы объективно значимых профессиональных требований к специалисту в области каталогизации как основы определения содержания и структуры подготовки, а также в определении факторов внешней и внутренней среды, оказывающих наибольшее влияние на взаимодействие предметной области и процесса преподавания.

Обоснованные в диссертации положения позволяют на более высоком уровне осуществлять преподавание каталогизации, а фактические данные, обобщения и рекомендации, содержащиеся в работе, могут использоваться в процессе составления новых вариантов учебных планов и программ соответствующих курсов.

Чепелева Л.Е. "Региональная система библиографического обеспечения научно-технического комплекса: тенденции развития и пути совершенствования".

Научный руководитель - канд. пед. наук, проф. Л.Н. Каразанова. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. Н.С. Карташов, канд. пед. наук А.С. Арзуханов. Ведущая организация - ЦНСХБ РАСХН.

Целью исследования является обоснование организационно-технологических основ модернизации региональной системы библиографического обеспечения НТиАПК Поволжья в современных социально-экономических условиях.

Новизна диссертации заключается в исследовании региональной системы библиографического обеспечения научно-технического развития Поволжья, основанном на сочетании регионально-отраслевого подхода: в определении тенденций и особенностей развития НТиАПК Поволжского региона, влияющих на формирование системы библиографического обеспечения и позволяющих обосновать ведущие направления ее совершенствования; впервые установленной специфике и структуре ИП специалистов коммерческих структур производственной сферы; в разработке концептуальной модели библиографического обеспечения НТиАПК Поволжья.

Гусева А.А. "Принципы и методы атрибуции и научного описания книг кирилловского шрифта (на материале книжного репертуара типографий Москвы и Петербурга второй половины XVI-XVIII вв.)".

Диссертация выполнена в виде научного доклада. Работа проводилась в научно-исследовательском отделе редких книг Российской государственной библиотеки. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. Е.Л. Немировский; д-р ист. наук, проф. О.Л. Тараканова. Ведущая организация - Институт славяноведения и балканистики РАН.

Объектом исследования являются старопечатные книги кирилловского шрифта второй половины XVI-XVIII вв., изданные в типографиях Москвы и Петербурга, рассматриваемые под углом зрения находящихся в них содержательных и типографских, так называемых датирующих, признаков.

Предмет исследования - разработка принципов и методов атрибутирования старопечатных книг кирилловского шрифта, позволяющих по содержательным и формальным типографским признакам идентифицировать старопечатные книги; расширение библиографического описания путем введения датирующих элементов, дающих новые возможности для изучения истории старопечатных книг, в частности деятельности различных типографий.

Цель и задачи исследования состоят в дополнении и уточнении российского национального репертуара книг кирилловского шрифта, разработке и введении в научный оборот методического обеспечения для идентификации и атрибуции анонимных изданий и дефектных экземпляров.

Научная новизна диссертации состоит в комплексной разработке принципов идентификации анонимных изданий и дефектных экземпляров на основе фронтального изучения крупнейшего в мире собрания славянских старопечатных изданий кирилловского шрифта XV-XVIII вв. РГБ.

Октябрь (29 окт. 1997 г.)
Борисова О.Б. "Выявление тенденций развития документного потока по библиотечному делу наукометрическими методами".

Научный руководитель - д-р пед. наук, проф. Ю.Н. Столяров. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. Н.Е. Добрынина, канд. пед. наук, проф. В.В. Скворцов. Ведущая организация - ГПНТБ России.

Задача диссертации - оценить и выявить тенденции развития документного потока по библиотечному делу на основе его исследования наукометрическими методами. Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые исследован документный поток по библиотечному делу с момента возникновения и до настоящего времени, выявлены основные этапы его эволюции и установлено, что он является адекватным отражением библиотековедения. Наукометрическими методами определены сущностные характеристики и тенденции развития этого потока. Используемая наукометрическая методика расширяет теоретико-методологическую базу библиотековедения, в научный арсенал которого она вводится. Результаты исследования могут применяться для разработок по выявлению тенденций развития библиотековедения и его информационной базы к научному образцу.

Стахевич А.М. "Стандартизация в области библиотечного дела: теоретический и исторический аспекты".

Научный руководитель - д-р техн. наук. Н.Г. Алексеев. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. А.И. Каптерев, канд. пед. наук А.С. Арзуханов. Ведущая организация - Российская государственная библиотека.

Целью исследования является изучение исходных вопросов теории и истории развития стандартизации в библиотечном деле, определение путей развития и совершенствования стандартизации в области библиотечного дела на современном этапе.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены основные цели и задачи стандартизации в области библиотечного дела, сущностные характеристики библиотечного стандарта, категории и виды стандартов, критерии выбора объектов стандартизации, основные этапы и перспективы ее развития в библиотечном деле. Полученные научные результаты обогащают библиотековедение и библиографоведение новыми данными, которые можно использовать в исследовательской работе. Обоснованные диссертацией положения позволят на более высоком уровне осуществлять формирование новой политики в области планирования и организации работ по стандартизации в библиотечном деле, а также содействовать преподавательской работе при составлении новых вариантов планов и программ соответствующих курсов.

Декабрь (3 дек. 1997 г.)
Аббакумова Н.П. "Совершенствование библиотечно-информационного обслуживания ученых и специалистов агропромышленного комплекса (на примере ЦНСХБ)".

Научный руководитель - канд. экон. наук, проф. В.Г. Поздняков. Официальные оппоненты - д-р филолог. наук, проф. К.Т. Ямчук, канд. пед. наук, проф. Л.Н. Каразанова. Ведущая организация - ГПНТБ России.

Цель исследования - разработка организационно-технологических основ модернизации системы библиотечно-информационного обслуживания пользователей ЦНСХБ. Значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты привносят в библиотековедение современную концепцию места и роли ЦНСХБ как центрального звена в системе библиотечно-информационного обслуживания АПК страны; углубляют систему представлений о составе контингента пользователей ЦНСХБ и структуре их информационных потребностей; образуют теоретико-методическую основу для оптимизации деятельности ЦНСХБ и сети научных сельскохозяйственных библиотек страны; открывают возможность дальнейших исследований, связанных с совершенствованием других направлений работы ЦНСХБ и активизацией функционирования всей отраслевой библиотечно-информационной системы АПК с учетом ведущейся аграрной реформы.

Царева Е.В. "Нелинейные информационные технологии как фактор совершенствования преподавания библиографических дисциплин (на примере научно-технического комплекса)".

Научный руководитель - д-р. пед. наук, проф. Ю.С. Зубов. Официальные оппоненты - д-р. пед. наук В.А. Фокеев, канд. пед. наук, проф. М.М. Клепикова. Ведущая организация - ГПНТБ России.

Цель исследования - разработать информационную концепцию курса "Библиография технической литературы" на основе оптимального сочетания традиционных и компьютерных средств и методов преподавания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем с привлечением обширного теоретического материала рассмотрена и обоснована необходимость компьютеризации отраслевых библиографических курсов в соответствии с существующей концепцией информатизации высшего образования и современного уровня требований к подготовке специалистов библиотечно-библиографического профиля; определены интеллектуальные, психологические, дидактические предпосылки использования нелинейных информационных технологий в компьютеризации конкретного библиографического курса; представлен анализ традиционной концепции преподавания библиографии технической литературы с точки зрения выбора и обновления направлений ее информатизации; сформирована информационная концепция преподавания курса технической библиографии на основе оптимального сочетания традиционных и компьютерных средств.

Выводы, сделанные на основе рассмотрения основных проблем информатизации данного отраслевого библиографического курса, могут быть использованы для разработки аналогичных компьютерных курсов по другим дисциплинам высшей библиотечно-библиографической школы и представляют материал для дальнейшей разработки данного направления.

(24 дек. 1997 г.)
Самохина Е.О. "Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника - читателя библиотеки".

Научный руководитель - д-р пед. наук, проф. В.И. Черниченко. Официальные оппоненты - д-р пед. наук, проф. А.Я. Айзенберг; канд. пед. наук Э.И. Иванова. Ведущая организация - Российская государственная библиотека.

Цель исследования - научное обоснование технологии деятельности детского библиотекаря, способствующей творческому развитию читателей с различным уровнем интеллекта на основе принципа дифференцированного подхода к ним. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: разработаны технологические основы развития творческой личности читателя-ребенка, которые определяют новое направление в теории и методике библиотечной деятельности, включающее в себя духовнотворческий подход как научную основу педагогической работы детской библиотеки; представлена методика развития творческой личности на основе принципа синтеза искусств. Показана зависимость успеха работы библиотекаря по развитию литературно-творческих способностей от планомерных и целенаправленных занятий с детьми в этом направлении; научно обоснованы критерии эффективности различных форм и методов библиотечной работы с учениками начальных классов вспомогательной школы; обоснована стратегия взаимодействия детской библиотеки с семьями читателей.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором программах, рекомендациях, предложениях, внедренных в практику детских библиотек. Материалы, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, используются МГУК в курсе "Педагогика".

Экспериментально проверенная система психолого-педагогических методик, способствующих пробуждению потребности эстетического осмысления окружающей действительности, развитию способности диалогического, сотворческого чтения, может послужить существенным подспорьем для преподавания теории и методики библиотечной деятельности в колледжах культуры.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России