Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.5/6

Садыкова В.Ф.

Совместная работа Республиканской
и областных научно-технических библиотек Казахстана
по обслуживанию коллективных пользователей

За 1966-1976 гг. РНТБ Казахстана создала своеобразную централизованную систему территориальных научно-технических библиотек. В нее вошли 18 ОНТБ, которые стали проводниками библиотечно-информационной политики и культуры от столицы до самых удаленных уголков республики.

Каждая ОНТБ, являясь методическим центром для значительной сети библиотек предприятий и организаций, в содружестве с ними обслуживала работников промышленного и сельскохозяйственного производства. Хорошо организованное и достаточно полное комплектование фондов позволяло удовлетворять разнообразные запросы пользователей.

К середине 1990-х гг. ситуация изменилась не в лучшую сторону. Низовая сеть библиотек распалась. Одни упразднены вместе с учредителями, другие приостановили свою деятельность, надеясь на возрождение в будущем. В результате ответственность за обеспечение производства и прикладной науки литературой и документацией легла на плечи работников РНТБ и 18 ОНТБ.

Однако в конце 1995 г. и этим библиотекам был нанесен урон: упразднены 5 ОНТБ. Правда, и число областей в республике сократилось: сегодня их осталось 14, причем в двух - Кызылординской и Мангистауской - ОНТБ нет.

Штатная численность сотрудников ОНТБ уменьшилась, а нагрузка на каждый коллектив многократно возросла.

Но главная проблема ОНТБ состоит в медленном обновлении фондов и прекращении комплектования важнейших видов документов. Из-за отсутствия финансирования не приобретаются описания изобретений, промышленные каталоги, информационные листки отраслевых органов информации России. Сведена к минимуму подписка на периодику.

Создалась серьезная угроза информационного голода на периферии. Поиски выхода из сложного положения привели к решению организовать обслуживание коллективных пользователей республики совместными усилиями ОНТБ и РНТБ, которая в основном сохранила объемы комплектования, за исключением описаний изобретений зарубежных стран.

В соответствии с "Положением об обслуживании коллективных абонентов" РНТБ в Алма-Ате, а ОНТБ в своих областях выявили действующие предприятия и организации, уточнили направления их деятельности и информационные потребности, составили перечень услуг и документов, необходимых специалистам, согласовали порядок обслуживания.

РНТБ взяла на себя ответственность за обслуживание предприятий и организаций Алма-Аты и 1,5 тыс. периферийных, запросы которых не могут удовлетворить ОНТБ. РНТБ подготавливает и направляет в ОНТБ вторичную информацию в виде информационных сообщений, библиографических списков, рекламных изданий или писем, оглавлений поступающих в фонд журналов. ОНТБ тиражирует полученную информацию в нужном количестве экземпляров и передает по назначению.

Абонент может оформить запрос на любой первичный документ или его копию, на любую платную или бесплатную услугу. Среди библиотечно-библиографических услуг наиболее популярны тематические подборки и списки литературы, справки о действии нормативной документации, сведения о статьях, опубликованных в периодике. Менее популярны тематический поиск по фонду диссертаций, патентный поиск.

После анализа первых результатов стало очевидно, что далеко не все предприятия и организации могут оплатить копии необходимых материалов, поэтому заказывают минимум. А специалисты жаждут увидеть все, о чем их информируют.

Логическим продолжением информационного обслуживания производственных коллективов республики стало непосредственное ознакомление с первоисточниками, поступающими в фонд РНТБ. В 1997 г. успешно прошли две выставки - в Усть-Каменогорске и Шымкенте (Чимкенте).

Эта форма работы не нова для РНТБ. В 1960-1970-х гг., когда ОНТБ только создавались, практиковались выездные выставки, отличавшиеся высокой эффективностью. Позднее в практику вошло регулярное проведение "кольцевых" выставок промышленных каталогов, достаточно полно представленных лишь в фонде РНТБ. Новые поступления каталогов отправлялись почтой из одной библиотеки в другую и демонстрировались во всех 18 областях. Особенно высоко специалисты-отраслевики оценивали материалы международных промышленных выставок. Причиной приостановки удачного начинания стало резкое удорожание почтовых отправлений.

Пожелания пользователей привели к возрождению давно проверенной надежной формы обслуживания и пропаганды возможностей и услуг РНТБ и ОНТБ.

Сомнений в целесообразности задуманного не возникало. Однако рассмотрение условий, необходимых для реализации идеи, показало, что без материальной поддержки заинтересованных организаций не обойтись.

Последовательность этапов работы и распределение обязанностей между РНТБ и ОНТБ более четко отразились в плане подготовки выставки в Шымкенте, так как при его составлении были учтены ошибки Усть-Каменогорского опыта.

ОНТБ поручалось:

  • выявить предприятия и организации города и области, заинтересованные в проведении выставок и готовые финансировать мероприятия;
  • уточнить информационные потребности каждого коллектива для отбора литературы и формирования разделов выставки;
  • обеспечить широкую и действенную рекламу выставки, используя средства массовой информации и рекламные издания РНТБ;
  • составить и согласовать график проведения выставок на предприятиях;
  • разослать приглашения участникам выставки;
  • обеспечить как получение материалов из РНТБ, так и их возвращение;
  • подготовиться к выполнению большого числа запросов на копирование документов с бумажных носителей;
  • сверить списки литературы, отобранной для демонстрации из фонда РНТБ, с каталогами, чтобы исключить дублирование.

Разделить с библиотекой материальные затраты, связанные с проведением выставки, согласились "КазНИИхимпроект", "Шымкентнефтеоргсинтез", Облархитектура, Политехнический университет, АО "Шымкентмай" и "Восход", предприятия малого и среднего бизнеса.

Каждая организация, финансируя выставку, хотела бы получить информацию и литературу по конкретным проблемам, например по теме "Переработка нефти": электрообессоливание и обезвоживание нефти, гидроочистка керосина, газофракционирование предельных и непредельных углеводородов, вакуумная перегонка мазута, замедленное коксование и другие.

Запрашивалась литература по нефтедобыче, горному делу, архитектуре, охране окружающей среды, приборостроению, обработке металлов, электротехнике, химической технологии.

На РНТБ возлагалась ответственность за полноту и качество отбора первоисточников. Эту сложную задачу решали отделы обслуживания читателей, иностранной литературы, справочно-библиографические, спецвидов технической литературы и документации.

Переводились на русский язык оглавления иностранных журналов, аннотировались рекомендуемые читателям статьи, составлялись темподборки и библиографические списки, оформлялись отсылки к публикациям в отечественной периодике.

В процессе подготовки выставок пришлось столкнуться с многими проблемами.

Хронологические границы отбора. Нужна ли специалистам литература 1970-1980-х гг. издания, если новые поступления литературы по отраслевой тематике не удовлетворяют информационные потребности заказчика. Решено хронологические рамки не ограничивать, принимая во внимание отсутствие этих изданий в фонде ОНТБ.

Нетрадиционные носители информации. Некоторые виды нормативной документации и диссертации представлены в фонде РНТБ на микрофишах и микрофильмах. Наличие в ОНТБ аппаратов для чтения позволило снять эту проблему.

Заказано слишком много наименований журналов, не комплектуемых ОНТБ. Принято решение об отборе только наиболее спрашиваемых новых журналов.

Аннотации зарубежных публикаций могут не удовлетворить посетителей выставки. В отдельных случаях потребуется беглый устный перевод текста. Эта проблема решается силами сотрудников ОНТБ со знанием иностранных языков.

В ОНТБ отсутствует аппаратура для изготовления копий с документов на нетрадиционных носителях информации. Решено принимать заказы с обязательством немедленного их выполнения в РНТБ по возвращении в Алма-Ату.

Включение в библиографические списки сведений о литературе, отсутствующей в фонде РНТБ, может вызвать негативную реакцию посетителей выставки. Принято решение не отступать от требования полноты отражения информации в указателях, рассчитанных на научных работников и производственников. В необходимых случаях давать исчерпывающие пояснения относительно порядка получения первоисточников или их копий в других библиотеках.

И, наконец, совместный план предусматривал проведение выставок на предприятиях и в организациях в течение трех дней.

Посетителям выставки в ОНТБ предлагалось заполнить анкету (см. приложение). Анализ полученных ответов показал, что качеством отбора литературы удовлетворены 79% респондентов, несмотря на то, что многие не получили ответы на интересующие их вопросы. Это объясняется тем, что выставку посетили не только ее заказчики, с которыми предварительно согласовывалась тематика, но и те, кто узнал о ней благодаря средствам массовой информации уже в момент ее проведения. Среди них представители статистических органов, территориального комитета по госимуществу, национального банка, торгово-промышленной палаты, КазНИИ каракулеводства, акционерных обществ "Химфарм", "Электроаппарат", "Геотекс" (геофизические услуги), ТОО "Транспорт", "Нурибал" (проектирование и строительство нефтеперерабатывающих мини-заводов) и др.

Они предложили обширную тематику для следующих выставок, на которых хотели бы увидеть новые книги и периодические издания, поступающие в РНТБ, по современным методам повышения нефтеотдачи пласта и переработке нефти, цветной металлургии и технологии неорганических веществ, высоковольтной аппаратуре, технологии производства продуктов питания, биотехнологии антибиотиков, сейсморазведке, бухучету и т. д.

Наибольший интерес посетители выставки проявили к нормативной документации, книгам, журналам, справочникам. Интерес к патентной документации упал, о чем свидетельствуют и показатели работы Республиканского патентного фонда.

Диссертации и депонированные рукописи без сомнения найдут своих потребителей в вузах и научно-исследовательских институтах, для которых планируется проведение новых выставок.

Оценивая в целом итоги выставки положительно, следует признать, что избежать недостатков не удалось.

Во-первых, почти универсальная тематика представленной литературы и большое количество посетителей с разными информационными потребностями создавали диссонанс в работе. В однородной аудитории удалось бы без труда создать спокойную творческую атмосферу, обеспечить возможность общения специалистов с общими профессиональными интересами, а анкетирование дополнить беседой. Во-вторых, очень ограничен срок, предоставляемый посетителям для работы с литературой, особенно тем, кто не может оплатить стоимость копий наиболее важных для них документов. В-третьих, большие расходы требуются не столько на отправку груза, сколько на командирование работников, что снижает рентабельность мероприятия.

Этих недостатков можно избежать при подготовке выставки в РНТБ, а проведении силами работников ОНТБ. В этом случае можно увеличить количество выставок и повысить рентабельность мероприятий. Такая трудоемкая работа нам представляется оправданной в сегодняшней непростой ситуации.

Приложение


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России