Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56

Коготков Д.Я.

Мои встречи с юбиляром

С.А. Сбитнев - известный библиотечной общественности и многочисленной армии работников информационных служб инициатор и активный пропагандист автоматизации библиотечно-информационных процессов, создатель научной школы, из которой вышло немало ученых, успешно работающих ныне во многих высших учебных заведениях Российской Федерации.

По единодушному мнению коллектива кафедры автоматизированных библиотечных систем Кемеровского государственного института искусств и культуры, студентов, администрации института, Стас Андреевич Сбитнев - ядро кафедры, генератор ее творческих идей. У него за плечами колоссальный профессиональный опыт, трудно очертить границы его научной эрудиции, таланту организатора можно только позавидовать, ну а щедрость и широту его души отмечает каждый, кто хоть однажды повстречался со Стасом Андреевичем.

Его поистине маниакальную (в хорошем смысле слова) одержимость автоматизацией и многими другими идеями совершенствования работы библиотек мне посчастливилось наблюдать на протяжении более 40 лет.

Я знаю С.А. Сбитнева с 1954 г. - года его приезда на первую экзаменационную сессию студентов-заочников Московского государственного библиотечного института (МГБИ). Стройный молодой светловолосый мужчина высокого роста предъявил методисту-куратору факультета библиотековедения справку о том, что ее податель - директор библиотеки Кузбасского горного института, и документы о сданных им зачетах и экзаменах по общенаучным дисциплинам, заверенные Кемеровским государственным педагогическим институтом (много лет студентам-заочникам МГБИ разрешалось сдавать зачеты и экзамены по общенаучным дисциплинам при местных пединститутах или университетах).

Группа, в которую зачислили С.А. Сбитнева, всеми сотрудниками заочного отделения и некоторыми преподавателями называлась гвардейской. Это была действительно гвардейская группа по своей инициативности, активности и хорошей успеваемости; большинство ее составляли мужчины (в том числе, как и Стас Андреевич, участники Отечественной войны). Стас Андреевич был общепризнанным неформальным лидером группы, выделялся самобытностью и оригинальностью мышления. Уже в те годы он с известной долей критичности относился к некоторым положениям библиотечной науки того времени, к отдельным устоявшимся постулатам в библиотечной теории и практике. Вспоминается, например, его ироничное замечание на одну из лекций преподавателя по курсу "Работа с читателями", который, говоря об устных формах пропаганды литературы, советовал работникам сельских библиотек приходить в поле к механизаторам и во время обеденного перерыва или остановки сельхозтехники по каким-либо иным причинам проводить для них громкие чтения.

После окончания института наши связи на некоторое время прервались. Они возобновились, когда Стас Андреевич перешел работать в Центральное бюро технической информации при Кемеровском совнархозе. Тогда же была создана центральная научно-техническая библиотека этого совнархоза. С этого времени начинаются упорные поиски С.А. Сбитневым путей и средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности. Одним из таких средств стала на первых порах перфокарта с комплексом счетно-перфорационных машин, широко использовавшаяся в учреждениях бывшего ЦСУ. На основе этого комплекса он создал первую в нашей стране механизированную ИПС, носителем информации в которой была перфокарта "Главмехсчета".

Вспоминается эпизод, связанный с демонстрацией ИПС в аудитории нашего института. Через заведующих кафедрами я пригласил всех желающих послушать выступление Стаса Андреевича и посмотреть снятый им документальный кинофильм (узкопленочный) о функционировании ИПС. В те годы вопросы автоматизации и механизации библиографического поиска еще не отражались ни в одной вузовской программе и, соответственно, в учебниках и учебных пособиях. Сюжет кинофильма был прост. К библиографу по телефону поступает тематический запрос, который он фиксирует и переводит на информационно-поисковый язык системы - УДК, затем (вместо поиска документов по традиционным каталогам, картотекам и библиографическим указателям) берет пачку перфокарт и... роняет их на пол. При этом за кадром звучат слова, что ничего страшного не произошло: эти карты не нужно, как библиографические карточки, подбирать заново по индексам УДК - достаточно их сложить так, чтобы совпал вырез в одном из углов перфокарты. Затем библиограф вставил пачку перфокарт в приемное устройство, набрал соответствующий индекс УДК на специальной приставке, включил сортировальную машину. Перфокарты с необходимым индексом выпали в нужное отделение...

Спустя несколько лет, когда Стасу Андреевичу удалось создать более совершенную ИПС, он попросил, чтобы я не демонстрировал подаренную им ленту перед студентами. Оценив весьма критически первый опыт, он сравнил его с употреблением молотка при разбивании яйца во время завтрака (поскольку поиск по УДК можно произвести столь же успешно и с помощью традиционных каталогов и картотек). Однако в те годы демонстрация такой ИПС произвела на всех нас большое впечатление, и мне было вдвойне приятно, что ее создателем являлся выпускник заочного отделения, которому в свое время я вручал диплом об окончании института.

После этого приезда в институт (в 1962 г.) наша связь уже не прерывалась и перешла в теплые дружеские отношения.

Огромный потенциал Стаса Андреевича как организатора и руководителя научных исследований прикладного характера проявился после перехода всех ЦБТИ в ведение Объединения по руководству научно-технической информацией и пропагандой в РСФСР при Государственном комитете по науке и технике СССР. Продолжая совершенствовать информационное обслуживание специалистов народного хозяйства, С.А. Сбитнев создает механизированную ИПС "Квантор", которая демонстрировалась на ВДНХ, была признана одной из лучших и рекомендована к внедрению в других территориальных ЦНТИ.

Молодым работникам библиотек, пользующимся сегодня персональными компьютерами, может показаться странным увлечение Стаса Андреевича перфокартой как носителем информации для создания ИПС. Однако полезно, на мой взгляд, помнить, что эта перфокарта служила средством ввода "записанной" на ней в виде пробитых отверстий информации на магнитную ленту первых больших ЭВМ (типа "Минск-22"). Именно с использования перфокарт, сначала ручных, а затем и машинных, начиналась механизация, а затем и автоматизация библиотечных процессов.

Не ограничиваясь созданием ИПС, С.А. Сбитнев вел ряд других научных разработок. Он одним из первых приступил к исследованию использования фондов ЦНТБ. Государственный комитет по науке и технике СССР включил проблему изучения использования фондов и определения оптимальных сроков хранения документов в координационный план научных исследований. Головными организациями стали ГПНТБ СССР и Ивановский ЦНТИ, а соисполнителями - 12 ЦНТБ Российской Федерации. Это была первая масштабная НИР, положившая начало научным исследованиям, проводимым ГПНТБ России, и мое первое участие в организации и исполнении данного исследования в качестве сотрудника головной организации. Я не могу не выразить благодарность Стасу Андреевичу, идеи которого и способы обработки полученных данных на счетно-перфорационных машинах использовались для анализа и подведения итогов.

Нельзя также не упомянуть о той помощи, которую С.А. Сбитнев оказал мне как заведующему научно-методическим отделом ГПНТБ СССР в установлении нормальных деловых отношений с Объединением по руководству научно-технической информацией и пропагандой в РСФСР, изолировавшим по чисто субъективным причинам подведомственные ему территориальные ЦНТБ от всей сети научно-технических библиотек и по сути дела не признававшим ГПНТБ СССР методическим центром.

К сожалению, жанр юбилейных воспоминаний не позволяет полностью раскрыть вклад С.А. Сбитнева в теорию и практику библиотечной и научно-информационной деятельности. Достаточно сказать, что благодаря именно его разработкам Кемеровский ЦНТИ многие годы был одним из базовых центров по внедрению механизации и автоматизации в библиотеках, по изучению информационных потребностей специалистов региона. По инициативе и под руководством Стаса Андреевича разрабатывался ряд дескрипторных словарей по отраслям, представленным в Кузбасском регионе (горному делу, химической промышленности и др.).

Щедро делясь опытом и результатами проводимых НИР, С.А. Сбитнев выступал с докладами и сообщениями на различных конференциях и совещаниях, выезжал во многие регионы для оказания помощи не только ЦНТИ Российской Федерации.

Вспоминается одна из проверок деятельности Кемеровского ЦНТИ комиссией от ГПНТБ СССР. Члены комиссии, в которую входил и я, обнаружили, что библиографы ЦНТБ в ответ на тематические запросы потребителей выдают (высылают) не машинописные списки литературы, как принято, а отснятые на ЭРЕ копии разноформатных карточек вместе с малостраничными первичными документами. От моего мнения зависела оценка этого новшества. Я оценил его положительно не потому, что данная инициатива исходила от Стаса Андреевича, а по той простой причине, что наличие этих малостраничных документов, соответствующих теме запроса, избавляло потребителя от необходимости запрашивать их из библиотеки. Комиссия со мной согласилась и записала это в акте обследования как положительный опыт, достойный внимания других библиотек.

Не менее плодотворной оказалась деятельность С.А. Сбитнева по подготовке библиотечных кадров. Идея открытия в Кемерове института культуры возникла после того, как с помощью Стаса Андреевича заочное отделение МГИК организовало так называемые спецгруппы, в которых обучались сотрудники городских библиотек, прошедшие конкурсный отбор. Не будучи официальным представителем института, Стас Андреевич организовывал занятия по общенаучным дисциплинам силами местных преподавателей в течение всего учебного года, а по специальным дисциплинам занятия проводили выезжавшие в Кемерово преподаватели института. Этот опыт и послужил толчком к созданию Кемеровского государственного института культуры, куда вскоре и был приглашен на работу Стас Андреевич.

С присущей ему одержимостью, влюбленностью в библиотечную профессию и идею автоматизации С.А. Сбитнев собрал вокруг себя единомышленников, создал кафедру, которая вскоре, еще не имея преподавателей с учеными степенями, стала показательной по оснащению учебного процесса техническими средствами, приобретенными на заработанные кафедрой деньги, не обременяя этими заботами руководство института. Ему удалось образовать несколько лабораторий по обучению студентов навыкам работы с той аппаратурой, которая используется в библиотеках (от машинописной и средств связи до ЭВМ). По распоряжению Министерства культуры Российской Федерации на базе Кемеровского государственного института культуры стали организовываться научно-практические конференции, куда приглашались заведующие кафедрами и преподаватели вузов культуры.

Одна из главных задач, на решение которой С.А. Сбитнев нацелил усилия и свой богатый научный потенциал, - подготовка собственных ученых из лучших выпускников. Он широко использовал такие возможности, как направление в аспирантуру и на стажировку в Московский и Ленинградский институты культуры. Все поступавшие в аспирантуру приезжали не только с рекомендованной Стасом Андреевичем темой, но и с определенным заделом в изучении работы библиотек Сибири. При этом они не оставались без надзора со стороны своего опекуна. Поэтому имеются все основания говорить о его особой научной школе, отличающейся тесной связью теории с практикой и нуждами библиотек.

За относительно короткий срок ученую степень кандидата педагогических наук получили более 10 человек, а двое - Н.И. Гендина и Г.Ф. Гордукалова - защитили докторские диссертации. Большинство из защитившихся остались работать в своей альма-матер, но кое-кто пополнил ряды ученых других вузов, в том числе Московского и Ленинградского институтов культуры.

И еще мне хотелось бы отметить одну особенность Стаса Андреевича как организатора учебного процесса и преподавателя. С первых же лет обучения студенты группы, для которой возглавляемая им кафедра являлась выпускающей, вместо государственных экзаменов по специальности (библиотековедению и библиографии) выполняли дипломные работы. Их успешной защите во многом способствовали хорошая организация учебного процесса, обучение на первом же курсе методам научных исследований, строгий контроль за выполнением промежуточных этапов и, конечно, профессиональное руководство со стороны кафедры. Кроме того, студенты привлекались к выполнению хоздоговорных работ, которые кафедра вела не только с учреждениями Кузбасса, но даже с Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина, и тем самым накапливали ценный материал для своих будущих дипломных работ. Мне довелось знакомиться с содержанием этих работ, принимать участие в их оценке при защите на правах председателя государственной экзаменационной комиссии. Как правило, все они содержали профессионально грамотный анализ литературы по теме исследования и в обязательном порядке выполненную самими студентами экспериментальную часть, нередко сопровождающуюся показом фрагментов в компьютерном классе. Вполне естественно, что выпускаемые кафедрой специалисты удачно сочетают глубокие знания библиотечных процессов с умением использовать технические средства в работе с потоками различной информации.

В заключение хотелось бы отметить педагогическое мастерство Стаса Андреевича. Подкупала в его лекциях простота изложения материала, сопровождавшаяся оригинальными, подчас неожиданными сравнениями, обязательное иллюстрирование схемами, статистическими выкладками, непосредственное общение с аудиторией во время лекции и даже обращение с вопросами к конкретным слушателям. Лекции Стаса Андреевича можно назвать театром одного актера при активном участии зрителей.

Крепкого здоровья тебе, Стас Андреевич, дальнейших плодотворных успехов в твоем благородном деле на благо библиотечной науки и практики!


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России