Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025:65.011.56

Гиляревский Р.С.

Научная библиотека в эпоху электронных коммуникаций

Среди тех миров, что не подарены человеку природой, а сотворены из материалов его собственного духа, мир книги - величайший... И хотя детское упоение новыми успехами будет постоянно овладевать всем обществом, письменность и книга наделены такими функциями, которые не зависят от времени.

Герман Гессе. Магия книги

В мире происходит бурное развитие электронных коммуникаций, которое призвано существенно повысить эффективность всех сфер человеческой деятельности и обеспечить нам полноценное вхождение в информационное общество. Однако при этом возникают проблемы, связанные с традиционными ценностями работников информационной сферы, в первую очередь библиотекарей. В октябре 1994 г. на 47-й конференции и конгрессе Международной федерации по информации и документации (МФД) в Японии принята Токийская резолюция о Стратегическом альянсе международных неправительственных организаций по информации во имя лучшего служения мировому сообществу. Стратегический альянс вошли все основные библиотечные ассоциации. В резолюции, принятой в связи со столетием МФД, говорится: "Мы верим, что надлежащее использование информации при принятии решений на всех уровнях общества поможет решать проблемы человечества по мере того, как мир будет вступать в период все большего понимания важности информации. Для достижения этой цели критически важно обеспечить непрерывность в доступе к информации посредством документирования и сохранения во времени высокого качества записей о действиях общества... Все лица должны иметь открытый и неограниченный доступ к информации".

Эти идеи получили широкую поддержку специалистов по информации во всем мире. При МФД создана Специальная группа по глобальным информационным структурам и супермагистралям. Информационная инфраструктура - это методы и средства, позволяющие быстро передавать и получать информацию, организационно не входящие в существующие информационные структуры (например почта, которая лишь обеспечивает быструю доставку корреспонденции адресатам, но не создает и не использует ее сама). Ее основу образует сверхбыстродействующая сеть передачи данных (информационная супермагистраль), которая должна связать потребителей с источниками информации и услуг - информационными центрами, библиотеками, учебными заведениями, медицинскими учреждениями и т. п. Эта сеть должна обеспечить решение, по крайней мере, следующих задач: дистанционное обучение, телемедицина и удаленная медицинская диагностика, доступ к общественным информационным бюро и цифровым библиотекам. Чтобы собственно информационные структуры - центры информации, информационные агентства, библиотеки и т. п. - могли эффективно пользоваться этой инфраструктурой (т. е. сверхбыстродействующей сетью передачи данных), требуется их переоснащение новейшим информационным оборудованием, создание новых видов информационной продукции, внедрение новых методов информационного обслуживания.

Идея создания информационной инфраструктуры и ее станового хребта - информационной супермагистрали (Information Superhighway) или инфобана (Infobahn) выдвинута в 1989 г. А. Гором, ныне вице-президентом США. Им же введен в обращение в 1978 г. и сам термин информационная супермагистраль. По-видимому, осуществление этой идеи - по замыслу ее авторов - должно стать национальной задачей США, вдохновляющей и объединяющей исследователей, инженеров, бизнесменов и других граждан этой страны, т. е. примерно такой, какой была в 1960-е гг. программа "Аполлон" по выполнению полетов американских астронавтов на Луну. За всю 219-летнюю историю США по этой стране прокатились лишь две обновляющие экономические волны, которые радикально изменили образ жизни ее населения. Первую волну породило строительство железных дорог в середине XIX в., а вторую - строительство скоростных автострад, особенно между штатами, в 1950-х гг. (инициатором был сенатор А. Гор, отец нынешнего вице-президента). Третью волну должно породить строительство информационной супермагистрали, что может оказать на жизнь американцев и людей всего мира не меньшее воздействие, чем в XV в. оказало на жизнь народов Европы изобретение книгопечатания Гутенбергом.

В документе "План действий по созданию национальной информационной инфраструктуры", который обнародован Белым домом 15 сент. 1993 г., она видится как "бесшовное сплетение коммуникационных сетей, компьютеров, баз данных и устройств бытовой электроники, которое будет доставлять непосредственным потребителям огромные объемы информации. Ее создание может способствовать развязыванию информационной революции, которая навсегда изменит образ жизни людей, то, как они работают и взаимодействуют друг с другом". Эта программа в США трактуется как направленная "на повышение эффективности работы правительства", на "сохранение Соединенными Штатами мирового лидерства в науке, технике и технологии", на то, чтобы "все американцы получали информацию тогда, когда она им нужна, когда они хотят ее получить - и за приемлемую плату".

В октябре 1993 г. конгрессом США принят закон о создании национальной информационной инфраструктуры и выделены первые 26 млн долларов на субсидии по этой программе, которая увязана с программой создания сверхбыстродействующих компьютеров. Общее руководство осуществлением программы, включенной в число приоритетных, возложено на Министерство торговли, где для этого образовано специальное управление - Национальная администрация по телекоммуникациям и информации. При президенте США создана специальная межведомственная группа по национальной информационной инфраструктуре, а при Министерстве торговли - консультативный совет. Основой для создания информационной супермагистрали должна служить сначала сеть Интернет, а затем - сеть NREN, которая создается с 1989 г. тоже по инициативе А. Гора. В 1991 г. на программу NREN ассигнованы 600 млн долларов, к 1997 г. эти ассигнования выросли до 1,2 млрд долларов; на осуществление программы потребуется около 10 лет.

С созданием национальной информационной инфраструктуры тесно связывают программы оцифровки рукописных и печатных фондов библиотек (например в Библиотеке Конгресса США, Ватиканской библиотеке, Национальной библиотеке Франции и др.) и появление так называемых виртуальных библиотек. Следует отметить, что в последних публикациях эту инфраструктуру стали называть национальной инфраструктурой информации и развлечений, поскольку Интернет все больше используется американскими меломанами для получения полюбившихся им музыкальных записей.

Сейчас насчитываются уже сотни электронных библиотечных сетей. Их создание позволило говорить о появлении виртуальной библиотеки, представляющей собой множество библиотечных фондов, которые находятся в разных городах и даже в разных странах, но воспринимаются и используются читателями как единое целое. Для читателя важно быстро найти и получить нужную ему книгу или журнальную статью независимо от того, где и в какой конкретной библиотеке она находится.

Виртуальная библиотека - компьютерная метафора, означающая представление абонента вычислительной системы о том, что он якобы пользуется услугами конкретной библиотеки, хотя реально он получает информацию из многих библиотек и банков данных. Английское слово virtual (фактический, неноминальный, действительный, а также эффективный) широко употребляется в информатике для обозначения возможностей, предоставляемых пользователю независимо от их реального существования. В "Толковом словаре по информатике" В.И. Першикова и В.М. Савинкова (М., 1991) представлено более 40 названий различных устройств и процессов с определением виртуальный. К примеру, виртуальная память - непрерывное пространство памяти компьютера, предоставляемое пользователю безотносительно к реальным объемам основной памяти, виртуальная база данных - воображаемое представление данных, в которое может быть преобразована каждая из интегрируемых баз данных произвольной СУБД.

В компьютерном мире происходит бурное развитие сетевой технологии, которая по прогнозам существенно повысит эффективность всех сфер человеческой деятельности и обеспечит всем полноценное вхождение в информационное общество. Появление все большего числа электронных изданий и БД заставило библиотеки приобретать и осваивать новую информационную технику, необходимую для работы с ними. А увеличение числа выходящих в мире печатных изданий, безудержный рост цен на них и повсеместное сокращение ассигнований на содержание библиотек заставили библиотеки вступать в кооперацию друг с другом, объединяться в сети для более рационального использования ресурсов (координация и кооперация подписки, развитие МБА, сокращение дублирования при каталогизации и т. д.). Поэтому сегодня перед библиотеками встает дилемма: направлять ли ограниченные средства на возможно более полное приобретение и хранение определенной литературы или расходовать их на передачу оцифрованных изображений статей и книг по каналам связи.

Решение этой проблемы не может опираться только на преимущества новой технологии и экономические соображения. Оно вынуждает нас серьезно продумать вопрос о функциях библиотеки, и особенно научной, в современном обществе. Еще на заре электронных коммуникаций в 1962 г. Дж. Шира сказал, что основное для библиотекаря - это та интеллектуальная деятельность, которая происходит в стенах его библиотеки и что поэтому он не может полагаться на инженеров в области вычислительной техники при проектировании библиотек будущего. Атмосфера умственного напряжения, царящая в читальных залах библиотек, интеллектуальный настрой, создаваемый сосредоточенными в них книжными богатствами, могут быть утрачены при интенсивном развитии и использовании электронных коммуникаций в домашних условиях.

Другая проблема возникает в связи с форматом представления информации. В реальном мире любое сообщение существует лишь в виде единства передаваемой в нем информации (содержания) и носителя, на котором эта информация записана с использованием определенной знаковой системы. А выбор знаковой системы зависит не только от вида и назначения записываемой информации, но и от используемого носителя. В свою очередь, выбранный носитель влияет на записанную на нем информацию и ее восприятие потребителем. Наконец, знак не инертен по отношению к означаемому (концепту), а оказывает на него определенное влияние.

Таким образом, носители информации становятся как бы частью передаваемой ими информации или сообщения. На это важное обстоятельство указывал в 1960-х гг. М. Маклюэн (Канада). Влияние носителей на передаваемую при их посредстве информацию не учитывается и сейчас, когда началось тотальное внедрение цифровой записи для фиксации самых разнообразных видов информации (Hupermedia, Multimedia). Поэтому сегодня эта проблема заслуживает более глубокого изучения. Мы рискуем утратить достижения книжной культуры, накопленной человечеством на протяжении тысячелетий. Это касается расположения текста на странице (или дисплее), типографских (компьютерных) шрифтов и многих других компонентов стиля изданий, наилучшим образом приспособленных к психофизиологическим особенностям восприятия человека.

Вместе с тем электронная книга обладает рядом преимуществ перед традиционной формой книги в виде бумажного кодекса, чего не могут игнорировать библиотекари. Термин электронная книга определяется как совокупность данных (текст, звук, статичное и движущееся изображение) в памяти компьютера, предназначенная для восприятия человеком с помощью соответствующих программных и аппаратных средств. В широком смысле электронная книга обладает многими возможностями сочетать текст с аудио- и видеоматериалами со стереозвуковыми и стереоскопическими эффектами, что придает ей черты динамичной и интерактивной книги. Ее можно не только читать, но и изменять, добавляя собственные наблюдения, размышления и результаты экспериментов.

Электронная книга получила широкое распространение после внедрения в быт компактных оптических дисков в качестве внешней памяти компьютера, на которых умещается до 150 тыс. страниц печатного текста. В настоящее время сотни журналов и тысячи книг ежегодно выпускаются в электронной форме. Возможность манипулировать текстами этих изданий вызвала к жизни гипертекст, т. е. такую форму их организации, при которой смысловые единицы (фразы, абзацы, разделы) представлены не в линейной последовательности, а как сеть явно указанных возможных переходов или связей между ними. Это создает возможности поиска и объединения по смыслу фрагментов текстов из многих книг.

Усиленное внимание к информационным функциям библиотеки, особенно научной, отодвигает на второй план ее воспитательные и просветительные функции. Сейчас не принято подчеркивать, что библиотечная, как и любая другая информационная деятельность, не может не служить идеологическим оружием. В новых отечественных условиях провозглашается плюрализм мировоззрений и взглядов и этика библиотекаря как будто предполагает идеологическую нейтральность Но правильно ли это и, вообще, возможно ли это даже в государственных библиотеках, не говоря уже о партийных или частных? Электронные коммуникации как бы ослабляют остроту этой проблемы, но, с другой стороны, и осложняют ее, поскольку читатель начинает обходиться без посредника в лице библиотекаря или библиографа. Таким образом, мы теряем возможность непосредственного общения с читателем и выявления его интересов. А без этого трудно развивать библиотечное дело.

Не менее остры и экономические проблемы. Библиотечные услуги во всем мире бесплатны вот уже полтора столетия. Это одна из этических ценностей библиотечной профессии, но она начинает подвергаться сомнению в связи с возрастанием роли информационных услуг в научных библиотеках. Дело в том, что в результате интеллектуальной переработки информации возникает добавочная стоимость, которая в информационных центрах и сетях оплачивается потребителями. Вместе с тем все работники инфосферы провозглашают необходимость абсолютной доступности всех видов информации всем членам общества. Это один из нерешенных вопросов, который создает все большее напряжение при прогнозировании развития информационной инфраструктуры. Для библиотек практическое решение вопроса платности услуг решается на основе их деления на библиотечные и информационные. Но так ли уж безусловно это деление? Не происходит ли быстрое их взаимопроникновение?

Платными видами информационного обслуживания в информатике считаются:

  • избирательное распространение информации (ИРИ) как в автономном режиме (с рассылкой распечаток ЭВМ по почте или по каналам электросвязи), так и в режиме интерактивного (диалогового) теледоступа с абонентских терминалов;
  • ретроспективный поиск документов и информации, осуществляемый в банках данных (БнД) как в автономном режиме ("запрос-ответ"), так и в режиме интерактивного теледоступа с терминалов пользователей к информационным ресурсам БнД или локального доступа (на мини- и микроЭВМ пользователей);
  • изготовление и доставка копий первоисточников потребителям информации (по их запросам);
  • выполнение переводов с одного естественного языка на другой;
  • подготовка обзорно-аналитических материалов.

При этом большинство информационных работников неправомерно ограничивает библиотечные виды работы лишь выдачей книг и журналов во временное пользование. Но мы хорошо знаем, что перечисленные виды информационного обслуживания в той или иной мере давно входят в арсенал средств библиотечного обслуживания. Так какие из них и в какой степени должны быть платными в научных библиотеках?

Базы данных (библиографические, полнотекстовые, фактографические и др.) становятся все более важным видом информационных ресурсов современного государства. Поэтому оно должно располагать базами данных по всем важнейшим отраслям и межотраслевым проблемам. Для обеспечения полноты охвата этих отраслей и проблем должна быть разработана долгосрочная государственная программа создания и поддержания БД. Эта программа должна осуществляться за счет целевого госбюджетного финансирования. Особое внимание необходимо уделять созданию практически отсутствующих во многих странах БД по вопросам, относящимся к развитию рыночных отношений в народном хозяйстве (виды продукции и услуг, информация о фирмах и т. п.). Для информационного поиска в БД создаются функционально специализированные БнД или центры автоматизированного информационного поиска, которые обычно имеют широкий по тематике ассортимент разнообразных БД и осуществляют информационное обслуживание в режимах ИРИ и "запрос-ответ" как автономно, так и в форме диалога с удаленных терминалов. Средняя продолжительность диалогового поиска информации в БнД составляет 10-15 мин.

Зарубежные центры автоматизированного информационного поиска - Knight-Ridder Information (Dialog), BRS, Mead Data Central, ORBIT, STN, DataStar и др. - функционируют, как правило, на коммерческой основе в качестве посредников между генераторами БД и потребителями информации. Как свидетельствует мировая практика, при предметно-тематическом поиске в БД наилучшие результаты достигаются тогда, когда применяется предварительное индексирование первоисточников классификационными шифрами, ключевыми словами и дескрипторами и используются информационно-поисковые тезаурусы. Предметно-тематический поиск по полным текстам первоисточников без их предварительного индексирования пока дает значительно худшие результаты.

Рефераты сохраняют роль важного средства распространения и поиска НТИ. Специальные исследования показали, что когда для автоматизированного информационного поиска используются рефераты, то достигаются существенно лучшие результаты, чем при поиске по библиографическим данным и ключевым словам. Поэтому в электронные версии некоторых традиционных библиографических изданий (Index Medicus, Current Contents, Science Citation Index и др.) стали включаться авторские резюме.

Возрастающую роль в повышении показателей эффективности информационного поиска в БД играет интеллектуализация автоматизированных информационных систем (АИС), которая заключается в разработке и использовании дружественных интерфейсов, специализированных экспертных систем для автоматизированного и автоматического перевода информационных запросов в поисковые предписания, в том числе на другом естественном языке (для поиска в БД на других естественных языках, например английском или японском), для автоматического индексирования первоисточников, извлечения из текстов фактографической информации.

Любая система информационного обслуживания должна обеспечивать быстрое изготовление и доставку копий первичных документов потребителям (по их запросам), причем минимальные сроки выполнения запросов должны составлять не более 24 час., а максимальные - не более 15 календарных дней. Как показывает мировой опыт, для решения такой задачи необходимо создание в стране одного или нескольких функционально-специализированных центров, имеющих в своем распоряжении полный фонд основной научно-технической литературы, особенно журналов и трудов научных конференций, и оснащенных современными копировальными машинами, средствами связи и другим высокопроизводительным оборудованием.

Главным направлением в развитии информационного обслуживания современных ученых и специалистов, как и в других сферах обслуживания и в материальном производстве, является его персонификация, т. е. стремление к максимальному учету и удовлетворению информационных потребностей каждого конкретного ученого и специалиста. На достижение этой же цели направлена диверсификация информационной продукции и услуг, т. е. увеличение их многообразия, что расширяет возможности выбора тех видов информационной продукции и услуг, которые в наибольшей степени отвечают потребностям, финансовым ресурсам, привычкам и вкусам ученого или специалиста. Появление новых видов информационной продукции и услуг не приводит к отмиранию ранее существовавших, а влечет за собой частичное изменение выполняемых ими функций и, соответственно, перераспределение потребителей информации, пользующихся теми или иными видами информационного обслуживания.

В условиях быстрого развития новой информационной технологии традиционное идейное и организационное разделение и даже противопоставление библиотек и информационных центров, которое наблюдалось - и не только в нашей стране - в последние 40 лет, становится все более бессмысленным. Их функциональное сращивание находит адекватное отображение в программах подготовки специалистов для библиотек и информационных служб, а также читателей и пользователей с целью обучения их специальным знаниям и навыкам эффективного использования информационных ресурсов. Это имеет особенно большое значение в условиях информатизации общества, когда информация становится третьим видом его ресурсов - в дополнение к материалам (сырье, орудия труда и т. п.) и энергии. Применение компьютеров и другой электронной информационной техники и технологии охватывает все более широкий круг задач, решение которых позволяет значительно экономить материальные и энергетические ресурсы и открывает широкие перспективы для сокращения сроков и повышения качества выполнения интеллектуальных процессов - технического проектирования, принятия управленческих решений, диагностики и лечения болезней, образования, машинного перевода с одного языка на другой.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России