УДК 378+004.738.5+023
Пошью Л.Дж.
О компьютерном этическом кодексе для российских
институтов и университетов
Подведены итоги изучения интернетовских страниц российских институтов и университетов (http://ns.irex.ru/dos/eac/rus_univ/index.htm). Поставлена задача определить, существует ли этический кодекс или политика, которыми руководствуются данные организации в области использования информационных технологий. Приведены примеры из практики других стран.
Веками складывались кодексы медицинской и юридической этики, которыми руководствуются в своей деятельности представители этих профессий. Они выстроены подробно и логично. Напротив, в распоряжении специалистов в области компьютерных технологий и, если брать шире, информационных технологий было всего несколько десятилетий, чтобы разработать и сформулировать этический кодекс и принципы корректного использования этих сравнительно новых технологий. Большая часть работ по вопросам информационной этики публикуется на английском языке и принадлежит перу западных журналистов и ученых. Однако проблемы, затрагиваемые в публикациях, характерны не только для западного мира или англоязычного населения планеты. Они по природе своей глобальны, и для них не существует никаких лингвистических или политических границ.
Франк У. Конноли из Американского университета (США) выступил с замечательным "Призывом сформулировать принципы, отвечающие надеждам мировой информационной инфраструктуры" [1], в котором рассмотрел взаимосвязи между этикой, технологиями и законом, проанализировал роль и возможности каждого из звеньев. Конноли попытался доказать, что ключевая роль в развитии универсальной и гибкой информационной инфраструктуры принадлежит именно этике. Он охарактеризовал технологию как "sine qua non" (необходимое условие) существования Интернет и указал на основную миссию глобальной сети Интернет - связывать воедино человеческую мысль. Конноли дал характеристику закону как фактору, минимально определяющему эффективность мировой информационной инфраструктуры, в том смысле, что закон, как правило, геополитичен и не обращен одинаково ко всей всемирной общности людей. Напротив, именно этика и личная ответственность определяют успехи и неудачи развития мировой информационной инфраструктуры.
Уже за несколько десятилетий до появления того, что мы называем сегодня Интернет, большую часть университетов и институтов, использовавших компьютерные технологии, волновала проблема обеспечения безопасности файлов, и они принимали соответствующие меры. Однако вряд ли можно рассматривать их действия с точки зрения формирования этического кодекса. Лишь после того, как в недрах Департамента обороны США появился ARPANET, с которого, в свою очередь, началась эволюция сетей (ее кульминация - появление Интернет), возникла проблема этики информационных технологий. Сегодня эта проблема по своей важности занимает одно из первых мест. Со всех сторон слышны обвинения в использовании Интернет для осуществления неблаговидных целей. В Интернет происходит порой то, что или противозаконно, или просто безнравственно. Многие из подобных нарушений возникают по причине полного безразличия или простодушия, но некоторые делаются совершенно сознательно. Усилия, которые предпринимаются в мире по пресечению подобных действий, весьма не согласованы.
Публикации по данному вопросу доказывают важность вопросов этики использования компьютерных технологий. Во многих статьях, включенных в сборник "Компьютеризация и полемика" (Computerization and Controversy), вышедший под редакцией Роба Клинга, рассмотрены сложные этические проблемы [2]. В одной из собственных статей, вошедших в сборник, Клинг проанализировал этические аспекты развития и использования информационных технологий, а также некоторые основы этической оценки работы в этой области и вкратце описал кодексы профессиональной этики, провозглашенные различными организациями [3].
В номере Educom Review за июль-август 1996 г. опубликована статья профессора Школы бизнеса Университета Южного Иллинойса (США) Мэри Р. Самнер [4]. В ней рассмотрены девять различных случаев использования компьютерных технологий, которые затрагивают вопросы этики поведения и использования этих технологий. Гипотетические ситуации было предложено проанализировать 71 специалисту в области информационных технологий и 103 студентам и аспирантам, специализирующимся в этой же области. Их попросили охарактеризовать гипотетическое поведение пользователя как приемлемое или неприемлемое. Можно привести один пример, который показал, что поведение пользователя компьютерных технологий определялось неоднозначно. Самнер предложила следующий сценарий: "Джим Доу использует рабочую станцию в университетской компьютерной лаборатории для игры в Интернет. Он занимает рабочую станцию более часа". Казалось бы, такое поведение студента совершенно неприемлемо, однако опрос показал, что только 90% студентов и аспирантов и 97% специалистов считали недопустимым то, что студент использует компьютер для игры, если в то же время другому студенту этот компьютер нужен для работы над домашним заданием. Возникает вопрос о точке зрения тех 10% студентов и 3% специалистов, которые посчитали такое поведение приемлемым. И именно подобные ситуации, возникающие в университетских кампусах, привели к тому, что несколько лет назад американские колледжи и университеты начали принимать кодексы компьютерной этики. Поскольку колледжи и университеты стремятся в полном масштабе внедрить у себя информационные технологии, очевидна необходимость в точном понимании этических принципов использования компьютерных технологий.
В данной статье автор попытался определить, насколько российские институты и университеты почувствовали необходимость в разработке и принятии собственных кодексов этики, какова их политика корректного использования компьютерных технологий, какие из российских институтов и университетов приняли кодекс компьютерной этики и поместили ссылки на них на своих страницах в Интернет. Изучены интернетовские страницы 49 таких организаций [5], среди которых крупнейшие государственные университеты - Алтайский, Челябинский, Казанский, Московский, Новгородский, Уральский, Ярославский, С.-Петербургский, Рязанский педагогический, Челябинский технический; Международный научный фонд; Российский фонд фундаментальных исследований; Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, Институт программных систем (Переславль-Залесский), Институт систем информатики (Новосибирск), Объединенный институт ядерных исследований (Дубна), Институт физики высоких энергий (Протвино), Институт космических исследований РАН, Физико-технический институт им А.Ф. Иоффе, Институт органической химии РАН, Научный центр биологических исследований РАН (Пущино).
Попытка ознакомиться с интернетовскими страницами организаций из списка [5] сделана в феврале 1997 г. По крайней мере, на две страницы попасть не удалось. Отсутствие доступа к отдельным страницам в Интернет, конечно же, обычная практика при работе с World Wide Web, и в то же время фактор, влияющий на правильность делаемых обобщений. Отсутствие информации о кодексах этики или принятой конкретной организацией политики корректного использования компьютерных технологий на всех интернетовских страницах, адрес которых приведен в списке, не обязательно означает, что тот или иной университет или институт не разработал кодекс или политику в этой области. Очень может быть, что по какой-либо причине нет решения о помещении этой информации в общественный доступ.
Ни на одной из указанных в списке интернетовских страниц не обнаружено сколько-нибудь определенного упоминания о кодексе этики или политике корректного использования компьютерных технологий. Некоторые организации ссылаются на нечто похожее, однако никакого определенного разъяснения не приводится. Челябинский государственный технический университет дает ссылку на "Протокол Интернет" и сообщает, что возглавляет его Константин Чугрев, и кроме этого нет никакой другой информации и никаких отсылок. Казанский государственный университет поместил следующее заявление: "Со всякой информацией, предоставленной одному лицу, может ознакомиться третья сторона". На интернетовской странице С.-Петербургского государственного университета видим многообещающую рубрику "Правила компьютерного обслуживания", однако при попытке ознакомиться с ними на экране появляется сообщение "Доступа нет". Интернетовская страница Международного научного фонда указывает на существование Консультативного совета, но никакой другой информации не приводится.
С одной стороны, можно посетовать на то, что на интернетовских страницах российских институтов и университетов очень мало доказательств существования кодексов этики или политики в области корректного использования компьютерных технологий. Но, с другой стороны, оптимист сказал бы, что тем самым у какого-то института или университета появилась возможность сделать четкий и безошибочный шаг и первым поместить на свой Web действующую ссылку на собственные кодекс или политику. Подобных примеров множество. Одним из них являются "Десять заповедей компьютерной этики", сформулированные А. Риналди и провозглашенные Институтом компьютерной этики [6]:
Десять заповедей компьютерной этики
1. |
Не используй компьютер во вред другим. |
2. |
Не вмешивайся в работу с компьютером других пользователей. |
3. |
Не суй нос в чужие компьютерные файлы. |
4. |
Не используй компьютер для воровства. |
5. |
Не используй компьютер для лжесвидетельства. |
6. |
Не используй и не копируй программы, за которые ты не заплатил. |
7. |
Не используй чужой компьютер без разрешения. |
8. |
Не присваивай плоды интеллектуального труда других. |
9. |
Думай о социальных последствиях программы, которую ты написал. |
10. |
Используй компьютер сознательно и уважительно по отношению к другим. |
Интересно провести небольшое сравнение между "Десятью заповедями компьютерной этики" и Кодексом этики Ассоциации вычислительной техники (Association for Computing Machinery - ACM) [7]. Оба документа характеризуются общей декларативностью. В Кодексе АСМ за восемью моральными императивами общего характера следуют специфические положения, связанные с ответственностью руководителей. По каждому из этих частных положений дается небольшое разъяснение, дабы избежать неопределенности. В "Десяти заповедях" провозглашаются общая профессиональная мораль и правила профессионального поведения, но не дается никаких разъяснений.
Эти же тенденции можно обнаружить в кодексах компьютерной этики американских колледжей и университетов, ссылки и выходы на которые дают интернетовские страницы этих организаций. Многие кодексы хорошо продуманы и детализированы, в то время как другие так лаконичны, что кажется, будто их писали в какой-то спешке. Часто то, что нам предлагают как "кодекс" или "принципы политики" использования компьютеров, принятые университетом, не что иное, как документ, позаимствованный у другой организации. Например, Колледж Барда принял в качестве документа, регулирующего использование компьютерных технологий, документ сети USENET - Usenet News: Netiquette [8]. Точно так же Университет Хардинга принял "Правила использования системы" корпорации CSW NET, Inc. (System Rules of CSW NET, Inc.) [9]. Университет штата Теннеси в Мемфисе принял принципы компьютерной этики, сформулированные А. Риналди в документе под названием "The Net: User Guidelines and Netiquette" [10]. Среди университетов, использовавших кодексы или принципы, сформулированные другими организациями, Университет Иллинойса, Университет Св. Фомы, Университет Алабамы [11].
Университет, в котором работает автор этой статьи, изучил кодексы этики и принципы корректного использования компьютерных технологий, провозглашенные различными организациями в США и Европе, и при формулировании собственного основополагающего документа в этой области - "Принципы корректного использования ресурсов информационных технологий" (Policy for Acceptable Use of Information Technology Resources) - многое позаимствовал у этих организаций. (Документ представлен ниже, ознакомиться с ним можно также через Интернет - htttp://www.memphis.edu/ispages/standards/acceptable.htm.) Возглавил работу по составлению "Принципов..." Фарох Эслахи, сотрудник отдела информационных систем Университета Мемфиса (Теннеси, США). Поскольку документ представляет собой синтез принципов, принятых другими организациями, г-н Эслахи и группа его сотрудников считают, что он может быть полностью использован в качестве готового кодекса компьютерной этики любым заинтересованным институтом [12].
Принципы корректного использования ресурсов
информационных технологий
Основной задачей использования ресурсов информационных технологий в Университете Мемфиса является содействие образовательному процессу. Доступ к технологическим ресурсам университета - привилегия, предоставляемая студентам, кафедрам, сотрудникам и некоторым гостям университета. К ресурсам относятся программное и техническое обеспечение, компьютерный бюджет, локальные сети, а также средства обеспечения связи с другими сетями через Интернет. Каждый пользователь данных ресурсов несет ответственность за их эффективное использование, за соблюдение при этом законности и этических принципов.
Все пользователи обязаны воздерживаться от следующих действий:
- Использовать компьютерные средства в нарушение любых правил или политики, принятых университетом, а также федеральных и местных законов и законов штата.
- Входить без соответствующего на то разрешения в любой компьютерный бюджет, использовать его, читать, пересылать или изменять его содержание любым образом.
- Выдавать себя за другого пользователя, искажать чужой компьютерный бюджет или электронный адрес другого пользователя.
- Давать другому пользователю доступ к своему компьютерному бюджету.
- При помощи компьютерных ресурсов действовать в ущерб работе других студентов, факультетов или сотрудников университета.
- Использовать компьютерные средства для пересылки непристойных, оскорбительных, угрожающих, порочащих писем и сообщений.
- Использовать компьютерные ресурсы в ущерб нормальной работе университетских компьютерных систем и связанных с ними сетей, включая ввод компьютерных вирусов, перегрузку сети сообщениями, рассылку писем (религиозно-мистического содержания) для последующей пересылки их другим адресатам, а также монополизировать ресурсы, блокируя работу других пользователей.
- Использовать компьютерные ресурсы университета для извлечения прибыли (в коммерческих целях).
Намеренное несоблюдение данных принципов может привести к лишению пользовательских привилегий, а также к другим дисциплинарным взысканиям, вплоть до исключения, временного отстранения от должности, а также увольнения из университета. Кроме того, по фактам нарушения виновный может быть привлечен к ответственности местными и федеральными органами, а также органами управления штата.
Необходимо еще раз повторить, что автор статьи не делает никакой попытки осудить или критиковать российские институты и университеты за отсутствие кодекса этики или принятых этими организациями принципов корректного использования компьютерных и информационных технологий. Напротив, изучение информации на интернетовских страницах российских институтов и университетов указывает на необходимость принятия подобных документов и возможность для соответствующих российских специалистов предпринять шаги по разработке и продвижению кодексов компьютерной этики.
Безусловно, все кодексы и провозглашенные различными институтами принципы компьютерной этики сами по себе не являются гарантией корректного поведения пользователей в России или где бы то ни было. Но если мировая общественность действительно хочет создать по-настоящему глобальную информационную инфраструктуру, такие документы могут послужить формированию представления о необходимости этичного использования компьютеров и информационной технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Connolly F. (1996), A Call for a Statement of Expectations for the Global Information Infrastructure, Global Information Ethics, A Special Issue of Science and Engineering Ethics, Vol. 2, № 2, 1996, pp. 167-190.
- Kling R. (ed) (1996a), Computerization and Controversy, Academic Press.
- Kling R. (1966b), Beyond Outlaws, Hackers, and Pirates, Computerization and Controversy, Academic Press, Part VIII-A, pp. 848-859.
- Samner M. (1966), Ethics Online, Educom Review, July/August, pp. 32-35.
- Vatolin D. (1997), Information about Russian Universities, http://ns.irex.ru /dos/eac/rus_univ/undex.htm,accessed 2/21/97.
- Rinaldi A. (1966a), The Ten Commandments for Computer Ethics, The net: User Guidelines and Netiquette, http://www.fau.edu/rinaldi/net/ten.html, accessed 9/26/96.
- Association for Computing Machinery, (1993), Code of Ethics and Professional Conduct (1992), Communications of the ACM, 36(2) (February 1993), pp. 99-103. Reprinted in Computerization and Controversy, Part VIII-D, p. 878-888.
- Usenet News: Netiquette, (1996), http://www.bard.edu/hcrc/docs/ newsette.html, accessed 4/30/96.
- System Rules of CSW NET, INC. (1996), http://www.cswnet. com/sysrules. Html, accessed 4/22/96.
- Rinaldi A. (1996b), The Net: User Guidelines and Netiquette, http://rs6000. adm.fau.edu/rinaldi/net/web.html, accessed 4/25/96.
- RFC1173 (1996), http://www.cis.ohio-state.edu/htbin/rfc/rfc1173.html, accessed 4/26/96; TBS Home Page (1996), http://www.winternet. com/tsb#education, accessed 4/26/96; CSPP Reports (1996), http://www.cspp.org/reports/index.html, accessed 4/25/96.
- Eslahi F. (1997), Personal communication, Eslahi to Pourciau, April 1997.
От редакции. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" разработан специалистами Российской библиотечной ассоциации. Проект "Кодекса" опубликован в № 3 1998 г. нашего сборника и отражен в Интернет на страницах ВГБИЛ.
|