Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 614.841.45:378

Савина Е.А.

Пожар в Ивановской государственной
медицинской академии

21 окт. 1996 г. в основном теоретическом корпусе Ивановской государственной медицинской академии вспыхнул пожар, уничтоживший половину огромного, одного из самых красивых в городе, здания. Выгорели все три этажа в его правом крыле, где располагались основная учебная аудитория, шесть теоретических кафедр, на которых занимались студенты I-III курсов, а также кабинеты администрации вуза. В огне погибли кафедра биологии, имевшая в своем музее ценнейшие экспонаты, собранные не одним поколением студентов, кафедры физики, нормальной физиологии, патологической физиологии, фармакологии, иностранных языков. Причиненный ущерб оценен специалистами в 78 млрд руб. (неденоминированных). В эту сумму входит стоимость собственно здания и коммуникаций без учета сгоревшего имущества, учебных и научных материалов, пособий, препаратов и т. д.

Причиной пожара явилась неисправность в электропроводке, вызванная перегрузкой: в это время здание еще не отапливалось и во многих кабинетах работали обогревательные приборы.

К счастью, пожар не затронул основных библиотечных фондов, поскольку служебные помещения и подфонды научных, иностранных документов расположены в отдельном здании, находящемся на значительном удалении от теоретического корпуса вуза. Также вдали от него в помещении студенческого общежития размещены подфонды учебной и художественной литературы. Это спасло академию еще от одной огромной утраты: если бы сгорел весь библиотечный фонд, то, по всей видимости, встал бы вопрос о закрытии вуза. В данном случае гибель подфондов научных изданий играет не менее решающую роль, поскольку документы такого типа используются в учебном процессе наравне с учебной литературой, а зачастую и в большем объеме, что обусловлено прикладным аспектом обучения в медицинском вузе.

Тем не менее утрачен 2 831 экз. изданий, находившихся в кафедральных библиотеках, на общую сумму 31 381 731 руб. (1,7% общего документного фонда). В основном это учебники, руководства, учебно-методические пособия, методические рекомендации, а также научная литература. Наиболее ощутима для библиотеки гибель дорогостоящих словарей, находившихся на кафедре иностранных языков, 1 302 экз. на сумму 23 352 794 руб., заменить которые немедленно ни путем покупки, ни путем дарения практически невозможно.

Ситуация, сложившаяся в результате утраты кафедральных подфондов, обсуждалась дирекцией библиотеки с ректором вуза и непосредственно с заведующими пострадавших кафедр. Решались вопросы исключения сгоревших изданий из библиотечного фонда, а также воссоздания кафедральных библиотек за счет передачи дублетных экземпляров из основного хранилища и резервного фонда. Безусловно, восполнить их немедленно в полном объеме нереально, но обеспечить кафедры самым необходимым удалось. Подфонд литературы на кафедре иностранных языков тоже постепенно восстанавливается с помощью целевых закупок в московских издательствах. Несмотря на объективные финансовые трудности, академия находит для этого средства.

Но нужно ли восстанавливать кафедральные библиотеки? Может быть, нет смысла в их существовании?

Мы уже упоминали о том, что особенностью обучения в медицинском вузе является ярко выраженный прикладной характер приобретаемой специальности, для овладения которой необходимы клинические условия. Это, соответственно, отражается и на структуре вуза, значительно отличающейся от других: теоретический корпус и клинические базы (поликлиники, стационары, санатории-профилактории, детские учреждения), где размещается большинство кафедр, занимающихся изучением клинических дисциплин. Лечебно-профилактические учреждения расположены по всему городу на значительном удалении от главного корпуса и библиотеки. Именно территориальной разбросанностью кафедр обусловлена необходимость создания кафедральных подфондов литературы, включающих в основном профильные справочные, учебные, методические издания. В их функционировании не было бы необходимости при концентрации всех подразделений в основном месте, что неприемлемо в медицинском вузе.

Наиболее ценные издания (в основном научные), как правило, размещаются в кабинетах заведующих, и доступ к ним ограничен, а методические и учебные - в лаборантских, что более удобно для проведения учебного процесса. Контроль за их состоянием осуществляют или преподаватели (референты), обеспечивающие контакты кафедры с библиотекой, или старшие лаборанты. Сотрудники библиотеки, в свою очередь, постоянно курируют кафедральные подфонды. Обращаются к данной литературе преподаватели и студенты при подготовке и проведении учебных занятий, выполнении научных исследований, при возникновении вопросов в ходе обследования и лечения больных и т. д. Таким образом, в целесообразности наличия подсобных фондов на кафедрах не приходится сомневаться.

Восстановить картину утраченного и провести целевое исключение литературы из фонда помогло наличие учетной картотеки подфондов, хранящейся в отделе комплектования и научной обработки документов. Она представляет собой массив карточек, сгруппированных по подфондам и расположенных в алфавитном порядке. На лицевой стороне карточки - библиографическая запись (ее основные элементы), на оборотной - наименование подфонда, принявшего издание, инвентарные номера, дата приема и подпись принявшего лица. Картотека предоставляет реальную информацию о наличии изданий в каждом подфонде, возможность контроля за перемещением документов из одного подфонда в другой и определения местонахождения того или иного издания. При возникновении непредвиденных обстоятельств (пожара, наводнения, кражи и т. п.) возможно оперативное выявление образовавшихся лакун. Часть документов включена в акты на списание на основании записей в читательских формулярах, поскольку на кафедрах и в других пострадавших от огня подразделениях находились издания, взятые из основного хранилища сотрудниками вуза.

В результате случившегося еще раз подтвердились преимущества раздельного хранения учетной документации и фонда. Утраченные издания находились вне библиотеки, пожар не затронул учетных библиотечных документов, поэтому впоследствии несложно восстановить всю картину ущерба. Но если бы пожар возник в основном библиотечном здании и уничтожил часть фонда, справочный аппарат и библиотечные учетные документы? Каким образом определить, что именно уничтожено огнем? При возникновении такой ситуации действенную помощь могут оказать бухгалтерские учетные документы (накладные, счета, копии чеков, акты), сопровождающие каждую партию литературы, которые сдаются в бухгалтерию вуза после тщательной сверки с поступающими в фонд изданиями и соответствующего оформления. По всей видимости, учитывая возможность последующего к ним обращения в случае чрезвычайной ситуации, следует более внимательно сверять правильность приведенных в документах библиографических записей с произведениями печати и своевременно вносить необходимые поправки.

Особую сложность может представлять определение возникнувших пробелов в подфонде диссертаций и авторефератов диссертаций (в случае утраты соответствующего каталога), поскольку в библиотеку авторефераты поступают по почте письмом без каких бы то ни было сопроводительных документов. Единственным документом на принимаемую диссертацию является справка, выдаваемая непосредственно диссертанту о том, что он сдал в библиотеку свою работу (которая впоследствии предоставляется им в ученый совет). Соответственно, на баланс такие издания не принимаются и в бухгалтерии учетных документов на них нет. В библиотеке диссертации и авторефераты диссертаций подвергаются лишь дифференцированному учету.

Проблемы, возникшие в академии в связи с пожаром, обсуждались и в Министерстве здравоохранения России. На одном из совещаний министр Т.Б. Дмитриева обратилась к присутствующим представителям администраций профильных вузов с просьбой об оказании помощи оборудованием, а также учебными пособиями (литературой в том числе). Уже в ноябре и декабре 1996 г. откликнулись Волгоградская медицинская академия и Башкирский государственный медицинский институт, а в апреле и мае 1997 г. - Московский медицинский стоматологический институт. Они прислали ряд документов из фондов своих библиотек. В результате собрание произведений печати библиотеки академии пополнилось 999 экз. на общую сумму 11 718 тыс. руб. Часть изданий передана клиническим кафедрам, остальные (в основном учебные и справочные) восполнили сгоревшие подсобные фонды кафедр фармакологии, патологической физиологии, физики, нормальной физиологии, иностранных языков. В адрес дарителей библиотека направила письма с благодарностью.

Безусловно, поступившие документы частично компенсируют потери библиотеки и несколько снижают возникшее напряжение в обеспечении студентов учебной литературой, но восполнить в ближайшее время все утраченное представляется нереальным, принимая во внимание возросшую стоимость издательской продукции и нерегулярное финансирование вуза в целом.

Несмотря на утраченную часть фонда можно говорить о том, что библиотека вышла из создавшейся ситуации с минимальными потерями прежде всего благодаря ее расположению в отдельном от основного теоретического корпуса здании. Раздельное хранение учетной документации и фонда позволило оперативно определить утраченные издания и провести последующее списание. Сгоревшие кафедральные подфонды библиотеке удалось частично восстановить за счет передачи дублетных экземпляров из основного хранилища и резервного фонда, а также благодаря поступившим пожертвованиям из библиотек профильных вузов и целевым закупкам. Произошедшее - напоминание о необходимости соблюдения в библиотеках противопожарного режима, организации работы всех ее подразделений с учетом возможных осложнений вследствие различных чрезвычайных ситуаций.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России