Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

НАМ ПИШУТ

Кафедрой библиотековедения Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств проведено исследование системы ценностных ориентаций студентов с определением места чтения в ней студентов. Объект исследования - 150 студентов академии, Бурятского государственного университета и Восточно-Сибирского технологического университета. Основной метод исследования - анкетирование. Анкета включала 26 вопросов.

В системе ценностей для молодежи особую значимость представляет понятие о счастье. Студентам предложено выбрать пять из одиннадцати ценностей, составляющих для них понятие счастье. Места распредилились следующим образом: 1) настоящие друзья (78%), 2) хорошее здоровье (75%), 3) благополучие в семье (74%), 4) материальный достаток (71%), 5) любовь (70%). Радует, что первые три места заняли общечеловеческие гуманные, нравственные ценности. Зрелый реализм определил материальному достатку четвертое место. Несколько удивило пятое место, отводимое любви. Со значительным отрывом от предыдущих идут другие составляющие счастья: 6) творческая работа (37%), 7) хорошая карьера (28%), 8) успех в обществе (20%), 9) вера в Бога (11%), 10) книги (8%), 11) слава (3%). Десятое, предпоследнее место, отданное книге, означает, что 8% студентов не мыслят себе счастья без книг. На наш взгляд, это не так уж и плохо. Наибольшие различия между юношами и девушками проявились в определении значимости благополучия в семье. Девушки отвели ему первое место, а юноши - пятое. Хорошую карьеру девушки поставили на седьмое место, а юноши - на девятое. В остальном разница незначительна.

Какими средствами наши студенты собираются достичь своих жизненных целей? Из шести представленных вариантов (предложено отметить три) они выбрали прежде всего готовность много работать - 53%, затем, по убывающей - получить престижное образование - 52%, выгодно жениться (выйти замуж) - 33%, заняться предпринимательством - 16%, преступить закон - 13%, заняться политикой - 3%. При этом разница между ответами юношей и девушек незначительная. Они одинаково высоко поставили намерение много работать, образование. Девушки более склонны к выгодному браку (20%) по сравнению с юношами (18%). Однако юноши значительно опережают девушек в намерении преступить закон (20% и 7%).

Сложным оказался вопрос об идеале. На него ответили 68% опрошенных. Радует, что на первом месте - родители, затем друзья. Традиционно названы имена литературных героев, политических деятелей. К сожалению, это единичные ответы. Среди литературных героев названы Скарлетт О'Хара, Остап Бендер; среди исторических личностей - Иисус Христос, Е.П. Блаватская.

Мы предложили студентам назвать качества, наиболее ценимые ими в людях. Здесь лидируют общечеловеческие ценности. По степени значимости они расположились следующим образом: доброта, честность, порядочность, чувство юмора, общительность, ум, трудолюбие, верность.

Следующий вопрос: "Какие темы Вы чаще всего обсуждаете с друзьями?". Не удивительно, что на первом месте любовь (45%), затем учеба (28%), досуг (14%), деньги (12%), отношения между людьми (12%), семья (12%), спорт (11%), кино (11%), прочитанные книги (7%). Считаем, что 7% активных читателей - неплохой результат.

В ответах на вопрос о любимом занятии в свободное время книга и чтение заняли очень престижное второе место (38%), уступив общению с друзьями (66%), обогнав телевидение (22%).

Предпочитаемые темы в чтении - любовь, исторические романы, фантастика, детективы. Тенденция, наблюдаемая в последнее время по данным различных социологических исследований - ухудшение качества читаемого материала прослеживается и на наших студентах. Преобладает "рекреационное" чтение. Произошли изменения в объеме чтения. 70% читают меньше, так как: "нет времени", "лень", "нечего читать", "смотрят телевизор" и т. п. Лишь 19% стали читать больше, причем - деловой литературы. Интересен список книг, которые студенты взяли бы в длительное (космическое) путешествие. Это прежде всего стихи (9%), затем "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Унесенные ветром" М. Митчелл, сказки, Библия, Ф. Достоевский, Д. Карнеги, А. Кристи, А. Чехов, Л. Толстой и др. Перечень книг и авторов настолько велик, что привести все невозможно.

Порадовал список предпочитаемых кинофильмов. Несмотря на заполнившие экран американские картины, среди самых любимых лидируют фильмы Л. Гайдая и другие отечественные ("Девчата", "Тихий Дон", "Белое солнце пустыни" и т. д.). Среди зарубежных - "Санта-Барбара", "Форест Гамп", "Крестный отец". Кроме первого, это классика американского кино.

Престиж книг в жизни студентов достаточно высок, о чем свидетельствуют ответы на вопросы о намерениях завести домашнюю библиотеку в будущем. 49% хотят создать ее обязательно и 48% - по мере возможности. Библиотека как социальный институт ассоциируется у студентов прежде всего с информацией (72%), затем - образованием (52%), культурой (19%), скучной необходимостью (19%), общением (14%), свободным временем (8%), комфортом, уютом (4%). Это подтверждает выводы наших предыдущих исследований о преобладании делового чтения у молодежи. При разработке концепции библиотеки будущего для молодежи как досугового центра необходимо учитывать, что таковой ее воспринимает четверть студентов (общение, досуг, уют).

Таким образом, исследование показало, что коренных изменений в ценностных ориентациях элитной части молодежи не происходит. Среди них преобладают общечеловеческие нравственные ценности.

Библиотеки, обслуживающие студентов, должны больше внимания уделять нравственным проблемам, формирование которых является стержнем личности.

Олзоева Г.К.

* * *

"Зная интерес сборника к библиотекам университетов, посылаю вам заметку об уникальном ученом России Илье Александровиче Шляпкине, который в 1915-1917 гг. передал нашей библиотеке около 60 тыс. книг.

В наше время дарственные коллекции и книги ученых крайне желательны и необходимы из-за отсутствия ассигнований библиотекам от Федерального Правительства.

В.А. Артисевич".

С первых дней создания Саратовского университета его ректор, профессор-хирург Василий Иванович Разумовский заботился о создании книжного фонда университета. Он обращался к крупным ученым России и другим частным лицам с просьбой внести книжный дар в библиотеку университета.

Русская общественность, интеллигенция, крупные ученые отзывались на его просьбу и приносили в дар новому университету свои книги и коллекции. Так, крупнейший литературовед, профессор Петербургского университета Илья Александрович Шляпкин в 1915 г. передал новому университету "100 пудов книг" и обещал оставить завещание на свою коллекцию книг XVIII-XX вв., которую он собирал всю жизнь. После смерти И.А. Шляпкина (конец 1917 г.) его библиотека по завещанию перевезена в Саратов.

Об И.А. Шляпкине написано очень мало. И вот в 1980-е гг. вышли мемуары Н.В. Егорова "От монархии к Октябрю" со страницами замечательных воспоминаний о Шляпкине как о человеке и ученом, преподававшем литературоведение в Петербургском университете. Мемуары охватывают период с 1898 по 1906 г.

Очень много нам давали лекции виднейших профессоров того времени: И.А. Шляпкина, А.И. Введенского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Шахматова, А.И. Соболевского, С.Ф. Платонова и др. Все это выдающиеся знатоки своего дела, блестяще эрудированные, многоопытные, талантливые люди.

Одной из самых колоритных личностей был профессор филологии Илья Александрович Шляпкин. Величайший знаток древнерусской письменности и литературы, русских повестей, сказаний, летописей, народных песен, он сумел увлечь своим предметом не одно поколение студентов, пленяя огромными познаниями, редким красноречием и подлинным научным энтузиазмом. Шляпкин рассказывал о давно минувших эпохах, но таким языком, как будто это была жгучая современность. Он воспроизводил на память целые страницы из древних и самых редчайших письменных источников. Некоторые из этих рукописей тогда еще не публиковались и были обнаружены самим Шляпкиным где-то в недрах Юрьевского монастыря. Широкими мазками Шляпкин рисовал перед нами исторические картины. Он знал особенности костюмов разных эпох, а потому любил иной раз подтрунивать над авторами исторических романов, находя у них много ошибок и неточностей. В красноречии Шляпкин не знал себе равных. Оно опиралось на обстоятельный и глубокий анализ первоисточников, изумительное знание палеографии, малейших особенностей почерков древних писцов, на исключительную общую осведомленность в вопросах филологической науки.

Шляпкин сразу захватывал огромную аудиторию и держал ее в руках все два часа лекции. А слушателей у него бывало не менее двухсот-трехсот человек. Для лекций о рукописях XV-XVI вв. - явление совершенно исключительное. Он поистине напоминал мага и кудесника. Его чудотворное прикосновение снимало пыльный покров с далекого прошлого. Ко всему этому он любил шутку и сам умел шутить. Недаром Шляпкина ценил Александр Блок, приславший ему большое и прочувственное телеграфное поздравление по случаю тридцатилетней научной деятельности. Андрей Белый в своих воспоминаниях рассказывал, что Александр Блок был учеником Шляпкина. Блок, как никто другой умевший чувствовать и понимать далекое прошлое нашей Родины, русский дух, русскую старину, как мне думается, во многом обязан был И.А. Шляпкину.

На кафедре Илья Александрович выглядел монументально: огромный живот, затянутый в синий форменный мундир с золотыми пуговицами. На груди эмалевый в золоте значок магистра. Большая голова в кудерках и колечках, золотые очки, за которыми светились умнейшие глаза. Прекрасная русская речь, которой Шляпкин владел мастерски. Идет Илья Александрович по коридору как богатырь Илья Муромец, а за ним семенят, едва поспевают цыплята-студенты. Спина Шляпкина равна плечам пяти студентов, рост огромный, вес пудов семь-восемь.

Происходил Илья Александрович из крестьян графа Дмитрия Сергеевича Шереметьева, его отец еще был крепостным. Вероятно, поэтому Шляпкин бесконечно ценил реформу 1861 г., которая освободила крестьян от крепостной зависимости. Илья Александрович очень гордился тем, что он - простой крестьянин, сын крепостного - возвысился до чина действительного статского советника и ординарного профессора одного из лучших университетов России - Петербургского.

Зональная научная библиотека Саратовского государственного университета хранит 17 ценнейших дарственных коллекций книг. Среди них и коллекция книг профессора И.А. Шляпкина, которая до сих пор широко используется учеными-литературоведами и историками Саратова и многих других городов.

В 1996 г. библиотека получила 6 тыс. книг, в 1997 г. - около 5 тыс. книг в дар от читателей - ученых, книголюбов, друзей книги, за что им чрезвычайно благодарна.

Ныне - самое время оказывать благотворительную помощь библиотекам, так как они не обеспечены средствами на новые книги.

Артисевич В.А.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России