Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
УДК 025.34+025.3/.4

Зупарова Л.Б.

Об уточнении позиций курсов “Библиотечные каталоги” и “Аналитико-синтетическая обработка документов”

Социальные преобразования, происшедшие в России с начала 1990-х гг., повлекли расширение границ и переориентацию в сфере подготовки специалистов на библиотечно-информационном факультете МГУК. Кафедрой документных ресурсов и документационного обеспечения управления (бывшей кафедрой библиотечных фондов и каталогов), наряду с подготовкой библиотекарей-библиографов, введено обучение студентов по специализации "Информационное обеспечение маркетинга" с присвоением квалификации "Менеджер информационных ресурсов".

Новое направление деятельности кафедры нацелено на подготовку профессионалов, способных оказать информационную поддержку службам маркетинга предприятий, действующих в новых экономических условиях. Понимая, что такая поддержка невозможна без выявления, сбора, обработки и накопления информации, в новых учебных дисциплинах преподаватели применяют знания, приобретенные при чтении традиционных курсов "Библиотечные фонды", "Библиотечные каталоги" и др. Безусловно, понадобился пересмотр научного, педагогического, методического багажа и его адаптация к сферам деятельности, напрямую не связанным с библиотечной. Новая специализация потребовала разработки оригинального учебного плана. У преподавателей появилась возможность реализовать в нем идеи, которые ранее не находили воплощения. Одна из них отразилась в курсе "Аналитико-синтетическая обработка документов" (АСОД), который прежде отсутствовал на библиотечном факультете. Его чтение началось в 1992 г. и первые два года были апробационными. Тогда же началась разработка программы курса [1], предназначенной только для новой специализации.

Курс "АСОД", рассчитанный на 142 часа, объединил процессы, которые прежде рассматривались в разных учебных дисциплинах: библиографическое описание, систематизация, предметизация — в "Библиотечных каталогах"; координатное индексирование и составление обзоров — в "Информатике"; аннотирование и реферирование — в "Библиографоведении" и т. д.

Идея интеграции различных видов обработки документов в одном курсе созрела под влиянием серии государственных стандартов системы СИБИД, в которых было заявлено об общности и обязательности данных процессов для библиотек, органов НТИ, книжных палат, редакций и издательств. Такой подход формировал наддисциплинарный взгляд на задачи подготовки специалистов, способных работать в любой области сферы документных коммуникаций. В то же время требовалось более четко обосновать необходимость изучения на первый взгляд разрозненных процессов в одном курсе, тем более что каждый из вышеназванных видов обработки выполняется специалистами, почти не связанными функционально.

Новый учебный курс требовал определения средства, соединяющего звенья разорванной цепи и оправдывающего их объединение. И такое средство было найдено — библиографическая запись, которая является библиографическим сообщением, в документальной форме фиксирующим результаты различных видов АСОД. Библиографическая запись — это многофункциональная, многоэлементная, многовидовая единица, являющаяся системообразующим элементом для каталогов, картотек, библиографических и информационных пособий, баз данных и т. д.

Главным же достоинством курса явилось формирование у студентов междисциплинарного восприятия процессов, которые свойственны различным сферам информационно- библиотечной деятельности. Поясним утверждение примером.

Стали привычными претензии коллег к преподавателям курса "Библиотечные каталоги", что студенты знакомы только с библиографическим описанием для каталогов и не владеют навыками его составления для библиографических указателей, списков литературы и т. п. Но преподаватели указанного курса, учитывая его название, и не имели возможности подробно осветить все сферы использования описания. Такую задачу взял на себя курс "АСОД", создающий целостное представление о широких возможностях использования как библиографической записи, так и отдельных ее элементов (заголовка, библиографического описания, терминов индексирования, аннотации и т. д.).

Курс открывается вводными лекциями, которые знакомят с документографическими и фактографическими ИПС, использующими библиографическую запись. Все последующие разделы посвящены отдельным видам обработки и материал в них раскрывается в общеметодическом и теоретическом аспектах.

Важно подчеркнуть, что курс "АСОД" не заменяет и не вытесняет другие учебные дисциплины. Он только частично разгружает их. Каждый вид обработки рассматривается как метод, с помощью которого можно создать множество библиографических продуктов. Традиционным курсам остается собственная теория и отработка технологических процессов, ориентированных на конкретный массив. Так, в курсе "АСОД" предметизация как метод используется при группировке материала в словарях, справочниках, энциклопедиях, АПУ к таблицам классификации, вспомогательных указателях к книгам и журналам, предметизационных ИПЯ, реальных каталогах и т. д. В курсе "Библиотечные каталоги" предметизация рассматривается как технологический процесс со всеми особенностями, свойственными предметному каталогу.

Такая концепция закрепляет у студентов уверенность в существовании в каждом виде обработки единых правил, общей методики, предупреждает о незначительных отличиях оформления элементов библиографической записи в различных источниках информации.

Знакомство с видами обработки проходит по единой структуре: теория, ИПЯ, общая и частная методики. Практические занятия занимают незначительное время.

В разделе "Индексирование документов" студенты вначале познают процессы, осуществляемые с помощью вербальных ИПЯ, а затем — с помощью классификационных. Нетрадиционная последовательность позволяет сблизить общие проблемы, связанные с использованием естественного языка в качестве информационно-поискового, облегчить освоение правил построения АПУ и систематизации.

В разделе, объединяющем аннотирование, реферирование и обозрение, подчеркивается необходимость учета текста библиографического описания при составлении аннотации или реферата, важность присутствия термина индексирования.

Завершается курс анализом действующих систем, в которых виды АСОД автоматизированы.

Нарушает стройный ряд видов обработки раздел "Организация системы каталогов и отдельных ее элементов", существование которого требует пояснений.

В течение 16 выделенных для него часов решаются проблемы пользователя каталогами. Изложение материала направлено на подготовку специалиста, способного самостоятельно и качественно вести поиск необходимой для его фирмы информации по каталогам и картотекам библиотек. Столь нетрадиционный подход к теме связан с анализом действующих в различных организациях информационных служб, который показал, что они обладают незначительными книжными фондами и ориентация в них не требует создания системы каталогов. Там больше распространены библиографические и фактографические картотеки. По этой причине в учебном плане новой специализации курс "Библиотечные каталоги" отсутствует, но полный отказ от освещения названной темы недопустим.

Подчеркнем, что поверхностное изучение каталогизационных вопросов может быть оправдано лишь для студентов квалификации "Менеджер информационных ресурсов", дальнейшая деятельность которых напрямую не будет связана с библиотекой.

Безусловно, данный раздел был введен в ущерб курсу "АСОД", проблемы каталогизации целесообразнее было бы рассматривать в другом учебном курсе новой квалификации — "Библиографические ресурсы".

Чтение курса "АСОД" поднимает новые вопросы, которых до сквозного взгляда на различные виды обработки не возникало. Например, известны три основных объекта обработки — документ, его часть и совокупность документов, библиографическое описание которых соответственно называется монографическое, аналитическое и сводное. Но при их систематизации и предметизации почему-то используется только один термин — "аналитическая", а при составлении аннотации наименования меняются на "общую", "аналитическую" и "групповую".

Терминологическое разнообразие зафиксировано в государственных стандартах, а курс "АСОД" стремится сделать применение терминов более последовательным. Решение данной проблемы тесно связано с разработкой классификации библиографической записи.

Очевидно, что у курса "АСОД" складывается своя теоретическая база и ее резервы еще предстоит раскрыть.

С 1996 г. курс "АСОД" стал обязательным для всех групп библиотечно- информационного факультета МГУК. Чтобы не создалось впечатление будто этот курс — ноу хау, созревшее в недрах новой специализации, следует осветить историю его зарождения в университете. Она тесно связана с разработкой курса "Библиотечные каталоги" для традиционных библиотечных групп.

На формирование курса "Библиотечные каталоги" оказывают постоянное влияние три фактора: каталоговедение, библиотечная практика и учебный план библиотечно- информационного факультета. Первые два фактора влияют на его содержание, последний — на объем (форму).

До 1970-х гг. эта учебная дисциплина была одной из наиболее гармоничных и отработанных по структуре. Наряду с лекциями по истории и теории каталогизации она насыщалась лабораторно-практическими занятиями, конечным результатом которых было создание определенного вида учебного библиотечного каталога.

Библиографическое описание открывало цикл практических работ, в ходе которых с наибольшей полнотой рассматривались проблемы, свойственные именно алфавитному каталогу: выбор первого элемента описания, выбор вида описания, определение набора необходимых добавочных и вспомогательных карточек, оформление лицевой и оборотной сторон карточек и др.

Этот раздел был нацелен на раскрытие состава фондов с помощью возможностей библиографического описания. (Не случайно в 1940-е гг. данный раздел курса "Организация библиотечных каталогов" назывался "Описание библиотечных фондов и алфавитный каталог".)

Аналогично строились разделы "Систематический каталог" и "Предметный каталог". Организации каталогов, раскрывающих содержание библиотечных фондов, предшествовали систематизация и предметизация, а библиографическое описание, естественно, отходило на второй план.

В 1970-х гг. началось распространение ряда фундаментальных разработок, повлиявших на пересмотр теории каталогизации.

В МГИК занятия по библиографическому описанию еще проходили по отечественным "Единым правилам...", но уже вступило в свои права Международное стандартное библиографическое описание (ISBD).

О приближении эры каталогов, созданных с помощью ЭВМ, предупреждал учебник, изданный в 1977 г. [2]. Вместо маленькой Таблицы библиотечной классификации под редакцией З.Н. Амбарцумяна в СССР была создана целая система таблиц ББК. Одновременно в стране использовались и другие классификации, которые следовало знать будущим библиотекарям.

Ни у кого не вызывало сомнений, что эти разработки должны были найти отражение в курсе "Библиотечные каталоги". В этот период и возникли первые противоречия между содержанием учебной дисциплины и его формой.

Старая форма тормозила развитие содержания. Попытки уложиться в отведенное время приводили к состоянию, которое иначе как "галопом по Европе" не назовешь. Увеличение объема лекционных занятий автоматически сокращало лабораторно-практические и наоборот. Все это сказывалось на уровне преподавания.

Библиотечные факультеты вузов страны по-разному пытались выйти из критической ситуации. В Ленинграде выделили в самостоятельный курс раздел "Предметизация и предметный каталог", в Москве — "Библиографическое описание документов", в Минске — "Информационно-поисковые языки", в Перми — "Механизация и автоматизация каталогизационных процессов". Становился ли курс "Библиотечные каталоги" от этого лучше, трудно судить, поскольку исследований, направленных на анализ качества подготовки каталогизаторов, не проводилось.

Ведущие преподаватели страны предлагали и другие варианты совершенствования курса, например: разделить курс "на самостоятельные теоретические и практические части с предоставлением каждой из них места в учебном плане" [3, с. 60]; наряду с курсом "Библиотечные каталоги" создать новый курс под условным названием "Научная обработка документов" [4, с. 141].

Необходимость выделения в самостоятельный курс таких процессов, как библиографическое описание, систематизация, предметизация с целью установления "межпредметных связей" неоднократно обсуждалась и находила поддержку на курсах повышения квалификации преподавателей библиотечных факультетов МГИК. Лишь во второй половине 1990-х гг. эти идеи нашли воплощение в курсе "АСОД".

В 1990-е гг. продолжилось накопление материала, который должен быть отражен в учебной дисциплине "Библиотечные каталоги".

Следует отметить разработку Библиотекой Конгресса США формата MARC и всех созданных на его основе форматов как национального, так и международного уровня. Напомним, что первые варианты формата разрабатывались именно для каталогов, что подтверждает и перевод его названия "машиночитаемый каталог и каталогизация". Позже концепция формата MARC, обеспечившая не только процесс маркировки элементов каталогизационной записи, но и удобный способ хранения и обмена библиографических записей, вышла за пределы библиотек.

Сегодня проблемы внедрения различных форматов обсуждаются на страницах библиотечной периодики уже не в разделе "Библиотечные каталоги", а в рубрике "Новые технологии", что не сделало легче жизнь преподавателей, загнанных в рамки учебного плана.

Публикации об электронных каталогах почти вытеснили статьи о всех остальных. На практике же одни библиотеки по-прежнему ведут только карточные каталоги, другие работают параллельно в ручном и автоматизированном режимах, и курс "Библиотечные каталоги" должен обеспечивать подготовку каталогизаторов с учетом данной реальности.

В России предпринято переиздание ББК, осуществляется новый перевод УДК, выходит из печати Десятичная классификация М. Дьюи. В мире наметились тенденции от противопоставления к сотрудничеству и взаимоиспользованию различных систем библиотечно-библиографических классификаций. Все это должно найти отражение в учебном процессе.

В библиотековедении активно обсуждаются и новые темы, связанные с конверсией каталогов, кооперированной каталогизацией, изменением трактовки старых понятий, переизданием и разработкой новых государственных стандартов, непосредственно связанных с нашей проблематикой.

Перечень новых тем, которые ждут отражения в курсе "Библиотечные каталоги", можно продолжить, но и этого, вероятно, достаточно для осознания его бедственного положения.

Отметим также, что все темы, раскрытые в учебнике "Библиотечные каталоги" [2], по-прежнему актуальны.

Новое содержание потребовало новых форм. Так созрело решение о необходимости чтения самостоятельных курсов, каждый из которых в своем аспекте мог бы раскрыть современные проблемы обработки документов и библиотечных каталогов. Подчеркивая позицию кафедры документных ресурсов, надеемся, что наша статья внесет ясность в поспешные утверждения о том, что от курса "Библиотечные каталоги" в высшей профессиональной школе осталась сегодня только "Аналитико-синтетическая обработка документов" [5, с. 57].

Преподаватели с радостью восприняли сообщение о включении в новый учебный план библиотечно-информационного факультета МГУК двух дисциплин — "АСОД" и "Каталоговедение".

Предметная комиссия "Библиотечные каталоги" с энтузиазмом взялась за разработку программ взаимодополняющих курсов. На вечернем факультете успешно прошла апробация курса "АСОД" и обновленного курса "Библиотечные каталоги". Последовательно они должны были читаться и на дневном отделении. Но тут произошло событие, которое иначе как катастрофой для нашей кафедры не назовешь. Из учебного плана дневного отделения неожиданно "выпал" курс "Каталоговедение", так как некто решил, что произошло просто переименование последнего в "АСОД".

Нам так же трудно представить полноценного библиотекаря без знаний проблем каталогизации, как трудно представить полноценную библиотеку без каталогов, тем более в период, когда электронный каталог стал ядром библиотечной деятельности. Кафедра приняла временное решение объединить в курсе "АСОД" темы двух курсов и, надеемся, коллеги поймут, что это решение было вынужденным.

Нелепая случайность отбросила учебный процесс на десятилетие назад и вновь актуально стали звучать слова К.Л. Воронько о курсе "Библиотечные каталоги": "Курсу необходимо вернуть его статус одного из серьезных специальных предметов, имеющего большое теоретическое, практическое, развивающее и воспитывающее значение. Необходимо бороться за определение места дисциплины в системе подготовки кадров высшей квалификации" [3, с. 60].

Надеемся, что уточнение позиций двух курсов поможет привести их форму в учебном плане в соответствие с новым содержанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитико-синтетическая обработка документа: Программа и метод. указ. для студентов библ. фак. / Сост. Л.Б. Зупарова. М., 1996. 46 с.

2. Библиотечные каталоги: Учебник для библ. фак. ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов / Под ред. Г.И. Чижковой. М., 1977. 303 с.

3. Воронько К.Л. Некоторые вопросы подготовки кадров систематизаторов для централизованных библиотечных систем // Систематизация и систематический каталог: Сб. науч. тр. М., 1987. С. 54—60.

4. Сазонова Л.И., Чижкова Г.И. Курс "Библиотечные каталоги": состояние и перспективы развития // Формирование библиотечных фондов и организация каталогов на современном этапе. М., 1986. С. 134—142.

5. Сукиасян Э.Р. Каталоговедение как научная и учебная дисциплина // Библиотековедение. 1997. № 2. С. 52—57.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России