Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Арзуханов А.С.

ст. научный сотрудник ГПНТБ России

Становление и развитие системы повышения
квалификации кадров ГПНТБ России

ГПНТБ России известна не только солидным масштабом библиотечно-информационного, справочно-библиографического обслуживания читателей, научно-методической работы, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в области разработки и внедрения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей, но и как специализированный учебно-методический центр повышения квалификации кадров.

За время своего существования ГПНТБ России накопила значительный опыт в организации системы обучения кадров, пройдя путь от традиционной для СССР модели повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов различных уровней до современной — непрерывного образования кадров.

С первых лет деятельности ГПНТБ проблеме формирования квалифицированных кадров, повышению их профессионального уровня уделялось особое внимание. В ГПНТБ СССР продолжили работу многие квалифицированные специалисты ГНБ — библиотековеды, библиографы и технические работники; более половины из них имели высшее образование, около 20% — среднее специальное библиотечное образование. Однако основная задача — безотказное обслуживание промышленности и ее кадров — требовала как привлечения к работе специалистов с библиотечным образованием и инженеров-отраслевиков, так и повышения квалификации сотрудников через сеть библиотечных семинаров и курсов. Поэтому в ГПНТБ предпринимается ряд мер для обучения библиотечных работников; слушателями первых курсов и семинаров, организованных Библиотекой, были ее сотрудники и работники отраслевых библиотек Москвы.

В те годы ГПНТБ не могла обучать большое число работников, так как не была создана структура повышения квалификации и Библиотека не располагала достаточным преподавательским составом. Тем не менее, уже с того времени начала действовать система семинарских и курсовых занятий, которая содействовала формированию квалифицированных кадров как самой ГПНТБ, так и других научных и технических библиотек. Наиболее значительными были курсы по подготовке библиотекарей-информаторов, работников читального зала и абонемента, семинары по каталогизации и классификации, библиографии, специальным видам литературы. Практическая направленность курсов, семинаров и школ передового опыта ориентировалась в основном на качественное обслуживание потребителей — специалистов промышленных предприятий и организаций. Одной из характерных черт организации учебного процесса было широкое привлечение высококвалифицированных библиотекарей-практиков к обучению кадров.

ГПНТБ СССР сложилась как главная научно-техническая библиотека страны, всесоюзный орган научно-технической информации, общесоюзный научно-методический центр для специальных, научных и технических библиотек, всесоюзный центр координации библиографической работы в области техники. В 1967 г. Библиотеке присвоен статус научно-исследовательского учреждения — она стала специализированным научным центром по изучению проблем теории и практики библиотечного дела. В соответствии с этим ГПНТБ организует научные исследования и проектно-конструкторские разработки, направленные на повышение эффективности деятельности подведомственной сети библиотек, внедрение механизации и автоматизации основных библиотечных процессов, активизирует сотрудничество с библиотеками, научными учреждениями информационного профиля, вузами и институтами повышения квалификации.

Начиная с 1970-х гг. ГПНТБ широко использует электронно-вычислительную и копировально-множительную технику, ведет разработку и совершенствование автоматизированных библиотечно-библиографических процессов и систем. В этот период развиваются новые направления и формы повышения квалификации, подготовки и переподготовки библиотечных кадров; около 90 сотрудников Библиотеки проходят обучение в ИПКИР по специальностям: "Механизация и автоматизация информационных процессов", "Справочно-информационное обслуживание", "Аналитико-синтетическая обработка информации", "Подготовка информационных изданий"; ряд специалистов получают подготовку на курсах программистов на ЭВМ ЕС при МЭСИ.

Дальнейшее развитие научно-исследовательских работ в области библиотековедения и НТИ было тесно связано с подготовкой научных кадров через аспирантуру и соискательство: организовано обучение в целевой аспирантуре при МГИК, созданы группы для подготовки сдачи кандидатских экзаменов с целью поступления в аспирантуру при МГИК и ЛГИК. (За время существования Библиотеки около 40 ее специалистов защитили кандидатские диссертации, имеющие важное научное и практическое значение для совершенствования библиотечно-библиографических процессов и эффективного обслуживания читателей и абонентов.)

В 1980-е гг. основной установкой социально-экономического развития ГПНТБ СССР явилось совершенствование библиотечно-информационных услуг в соответствии с потребностями народного хозяйства.

В этот период под воздействием научно-технического прогресса существенно меняется техническая и технологическая база информационной и библиотечной деятельности. В Библиотеке автоматизированы процессы обработки, контроля выдачи и возврата литературы, реализованы документальные библиотечно-информационные системы, включающие электронные каталоги и базы данных с интерактивным доступом, создаются локальные сети с возможностями автоматизированной обработки данных и их передачи на рабочие места потребителям информации и др. Новая техника и технология требуют от библиотечных, информационных и научных работников соответствующего уровня знаний, производственных навыков и умений, деловой квалификации, профессионального мастерства, творческой инициативы.

Для реализации этих задач в 1988 г. предприняты меры по перестройке и совершенствованию системы повышения квалификации кадров ГПНТБ. Для формирования комплексной системы непрерывного научно-технического, профессионально-производственного и экономического образования кадров создается Совет по повышению квалификации сотрудников Библиотеки. Его главная задача — обеспечение экономического и социального развития коллектива в части подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала. До 1992 г. Совет осуществлял организационно-методическое руководство, информационное обеспечение и координацию всех звеньев системы повышения квалификации, обеспечивая переход от периодического к непрерывному производственно-профессиональному обучению.

Ежегодно составляется сводный план мероприятий по повышению квалификации кадров с учетом проблемной ориентации обучения, общетеоретической подготовки и непрерывного обновления практических знаний специалистов.

В соответствии с этим планом обучение проводится по трем уровням. Первый — профессионально-производственное обучение непосредственно в подразделениях по направлениям библиотечных и научных работ, в том числе основам компьютерной грамотности, практическому применению персональных компьютеров, основам программирования; научные и методические семинары и совещания по конкретным направлениям; школы передового опыта и стажировка на рабочих местах.

Второй уровень — обучение руководителей и главных специалистов на общебиблиотечных курсах и семинарах целевого назначения (например: "Основные принципы хозяйственного расчета в научных организациях", "Анализ и синтез автоматизированных информационно-библиотечных сетей"). К этому уровню относятся также курсы для новых сотрудников по основным направлениям деятельности ГПНТБ и курсы иностранных языков для работников, использующих их в практической работе повседневно.

Третий уровень — специализированное обучение кадров в ИПКИР, Народном университете по НТИ ВИНИТИ, МЦНТИ, ФПКП, аспирантуре МГИК и др. Здесь следует подчеркнуть большую роль ИПКИР, осуществляющего подготовку и переподготовку кадров ГПНТБ на договорной основе в течение 1980-х и начале 1990-х гг. 120 сотрудников Библиотеки прошли обучение (дневное, вечернее и заочное) по следующим специальностям: "Методическая работа в новых условиях хозайствования в органах НТИ", "Информационное обеспечение и справочно-информационное обслуживание", "Автоматизированные информационно-библиотечные системы", "Мини- и микроЭВМ в информационных системах", "Программное обеспечение микроЭВМ", "Программирование информационно-логических задач" и др. Важной составляющей этого уровня стали мероприятия по целевой подготовке работников ГПНТБ в высших и средних специальных учебных заведениях — ежегодно без отрыва от производства обучались около 40 человек.

В 1990-е гг. организация работы по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров существенно пересмотрена; налажена связь обучения с работой персонала, обеспечены гибкость учебных мероприятий, взаимосвязь и слияние процесса базовой и последипломной подготовки кадров.

В настоящее время ГПНТБ России выполняет роль учебно-методического образовательного центра в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В плане мероприятий и программе обучения предусмотрено:

  • производственно-профессиональное обучение в функциональных и научных подразделениях в соответствии с направлениями деятельности отделов и секторов — циклы тематических семинаров по актуальным проблемам библиотечной работы и НТИ, семинар для молодых специалистов и новых сотрудников, в том числе с небиблиотечным образованием, обучение на рабочем месте технологическим процессам, самостоятельное изучение актуальных вопросов в области библиотековедения и НТИ в соответствии с профилем работы, стажировка на рабочем месте, ознакомление с работой других библиотек и организаций;

  • компьютерные курсы повышения квалификации специалистов ГПНТБ России, работников других библиотек и организаций;

  • освоение новых информационных технологий по разрабатываемым и внедренным автоматизированным информационно-библиотечным процессам, системам и сетям;

  • обучение специалистов ГПНТБ России на курсах повышения квалификации в других организациях;

  • участие специалистов Библиотеки в научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, школах по актуальным проблемам библиотековедения, библиографоведения, информатики и вычислительной техники;

  • консультации для работников Библиотеки — студентов вечерней и заочной форм обучения в вузах и техникумах;

  • обучение, консультирование и аттестация кадров Библиотеки по иностранным языкам;

  • обучение специалистов в аспирантуре (соискательство) при вузах;

  • профильное библиотечно-информационное обучение и практика студентов вузов и техникумов, а также учащихся школ на договорной основе.

Ежегодно в перечисленных мероприятиях участвуют около 300 сотрудников ГПНТБ.

С 1994 г. усилия руководства Библиотеки направлены на массовое обучение кадров компьютерной грамотности. Наиболее актуальными в 1990-х гг. были следующие темы учебных мероприятий: "Освоение новых технологий по автоматизации информационно- библиотечных процессов, систем и сетей, связанных с внедрением и эксплуатацией АС ГПНТБ России", "Автоматизация информационно-библиотечных систем с использованием штриховых кодов", "Теория и практика лингвистического обеспечения АС ГПНТБ России", "Обучение работе в среде локальных вычислительных сетей, глобальных сетях и сети Интернет" и др.

Анализ состояния дел и изучение перспектив развития библиотечно- информационного образования позволяет выделить некоторые основные направления дальнейшего развития системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В связи с этим в ближайшее время необходимо: создать Совет по повышению квалификации кадров Библиотеки, организующий и направляющий эту деятельность; рабочую группу по разработке концептуально- программных документов по информатизации системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров; учебно-методический центр по обучению персонала Библиотеки с правовым обеспечением его функционирования; обеспечить развитие материально-технической и финансовой базы учебно-методического центра; определить модель и основные принципы построения и функционирования непрерывного образования со следующими видами обучения: самообразование, начальное (для работников, впервые приходящих в сферу библиотечной деятельности), краткосрочное специализированное, длительное периодическое, стажировка, переподготовка (получение новой профессии); разработать (или приобрести) педагогические программы по необходимым образовательным дисциплинам, внедрить их в учебный процесс; установить прямые связи с отечественными и зарубежными центрами и организациями с целью обмена современными педагогическими технологиями в области библиотечно-информационной деятельности, организации совместных мероприятий по подготовке, повышению квалификации и пофессиональной переподготовке кадров.

Система непрерывного повышения квалификации специалистов ГПНТБ России по своему характеру является долгосрочной и требует концептуальных и стратегических обоснований. Поэтому сегодня она должна строиться с учетом требований, содержащихся в подсистемах базового и дополнительного последипломного образования, увязываться с развитием форм повышения квалификации работников библиотеки.


Copyright © 1995-98 ГПНТБ России